Самоуправление – это институт государственного права. Особенности и полномочия

Сноски

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 12.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 10.

Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 25.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 14

Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 672 с.

Муниципальное право как отрасль Российского права : учебное пособие / С.Г. Соловьев, Е.И. Бычкова. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2010. 141 с.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 12

Понятие конституционно-правового института

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

  • наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;
  • внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Каждый конституционно-правовой ин­ститут включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена са­мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института­ми — напротив, создает принципы их взаимодействия между со­бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре­гулирования. Фундаментом высту­пают единые принципы конституционного права:

    • суверенитет на­рода;
    • естественное право;
    • приоритет охраны прав и свобод;
    • разде­ление властей;
    • независимое правосудие;
    • правовое государство.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институ­ты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют­ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конститу­ционного права полностью не совпадают, система конституцион­ного права при определенных условиях может сложиться и раз­виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.

Система российского конституционного права включает сле­дующие основные правовые институты с их основными внутрен­ними подразделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;
    2. права и свободы человека и гражданина;
    3. федеративное устройство;
    4. избирательная система (избирательное право);
    5. президентская власть;
    6. законодательная власть;
    7. исполнительная власть;
    8. судебная власть;
    9. государственная власть в субъектах РФ;
    10. местное самоуправление;
    11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Имущественные вопросы

В сфере управления собственностью местные органы:

  1. Устанавливают условия создания, приобретения, преобразования объектов.
  2. Утверждают согласно законодательству порядок, в соответствии с которым осуществляется назначение на должность и снятие с нее начальников муниципальных организаций, учреждений и предприятий.
  3. Определяют перечень объектов муниципального имущества, на приобретение, формирование и преобразование которых необходимо согласие местного органа самоуправления.
  4. Устанавливают преимущества и льготы, в налоговой сфере в том числе, для стимулирования работы предпринимателей.
  5. Формируют условия для размещения предприятий, не находящихся в собственности муниципалитета, на территории, подведомственной местной власти.

На чем основан конституционный строй

Основы конституционного строя являются важнейшей категорией, определяющей основные принципы государственной организации, взаимоотношений государство – общество, государство – гражданин.

Понятие «конституционный строй» является гарантией служения государства социуму и каждому конкретному человеку, обеспечивает реализацию прав и свобод личности.

Определение

Конституционный строй представляет собой порядок, закрепленный в конституции, гарантирующий соблюдение личностных и гражданских прав и свобод человека.

Основу конституционного строя составляет следующий список принципов:

  • приоритет прав и свобод человека;
  • демократический режим (участие народа в политической жизни страны);
  • полная независимость Российской Федерации во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах;
  • правовое равенство субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство вне зависимости от оснований его получения;
  • экономическая свобода;
  • раздельная организация власти на ветви;
  • гарантии муниципального самоуправления;
  • многообразие идеологий;
  • принцип многопартийности (политический плюрализм);
  • приоритет закона;
  • преобладание общепризнанных международных нормативно-правовых документов над национальным правом;
  • закрепленные правила внесения поправок в Конституцию, которые касаются положений, составляющих основы конституционного строя.

В сфере регулирования ключевых моментов государственной, общественной и личностной жизнедеятельности основы конституционного строя составляют первостепенную нормативную базу, на которой основываются другие позиции Конституции и правотворческой системы.

Эти правила и нормы обладают высшей юридической силой. Остальные нормы Конституции, другие нормативные документы, указы главы страны, постановления правительства имеют законность лишь в случае соответствия основам конституционного строя.

Контрольные полномочия представительных органов

Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможности включения одних органов местного само­управления в структуру других. В этом случае они не смогли бы обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлять их самостоятельно. Следовательно, контрольный (контрольно-счетный) орган муниципального образования не может входить в структуру представительного или иного органа местного самоуправления.

В то же время отсутствие контрольного органа в структуре органов местного самоуправления не означает, что в соответствующем муниципальном образовании отсутствует возможность для создания системы внешнего финансового контроля. В соответствии с Законом № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения. Нормы Бюджетного кодекса (ст. 153) также предусматривают, что представительные органы муниципальных образований рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов. Согласно ч. 2 ст. 265 БК РФ контроль представительных органов муниципальных образований предусматривает их право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты, а также на создание собственных контрольных органов (то есть контрольных органов в структуре представительных органов муниципальных образований).

Из сказанного следует, что как представительные органы муниципальных образований, так и их собственные контрольные органы также можно отнести к органам, осуществляющим определенные функции внешнего финансового контроля. Вместе с тем по своему статусу контрольные органы представительных органов отличаются от контрольных (контрольно-счетных) органов муниципальных образований. Они не являются самостоятельными органами местного самоуправления, обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а лишь входят в состав представительных органов муниципальных образований на правах их структурных подразделений. Такие органы не могут наделяться статусом юридического лица, а также обладать организационной и функциональной независимостью. При этом на них не распространяются положения Закона № 6-ФЗ. Данные структурные подразделения могут выполнять функции в области муниципального финансового контроля только в пределах собственных полномочий представительных органов муниципальных образований.

Кроме того, в малых городах, поселках и сельских поселениях, в которых отсутствуют финансовые и материально-технические возможности для содержания специализированных контрольных органов, функции по осуществлению финансового контроля могут быть возложены на одну из комиссий (комитетов) представительного органа муниципального образования. Указанные комиссии (комитеты) также не могут обладать статусом контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Нормы Закона № 6-ФЗ предусматривают, что представительные органы поселений вправе заключать с представительным органом соответствующего муниципального района соглашение о передаче контрольно-счетному органу района полномочий контрольно-счетного органа поселения. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджет района, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение данных соглашений. При этом для осуществления переданных таким образом полномочий органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа данного муниципального образования (ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ).

Виды конституционных институтов

В конституционном праве выделяются три разновидности консти­туционных институтов:

  • головные;
  • сложные;
  • одноэлементные (простые).

Головные конституционные институты

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать­ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде­ральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объеди­нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты

Сложные конституционные институты могут входить в состав го­ловных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные (простые) конституционные институты

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, от­личаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президен­та, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты мо­гут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

Основы организации и деятельности

В законодательстве предусмотрены условия, в соответствии с которыми определяется природа рассматриваемого института, его положение и значение в системе. Выделяют следующие принципы самоуправления:

  1. Самостоятельность. Это условие закрепляется в Конституции. Самостоятельность распространяется на все сферы влияния института: финансовую, экономическую, юридическую, организационную.
  2. Госгарантии и поддержка.
  3. Независимость одного МО от другого в рамках своей компетенции.
  4. Обязательность наличия законодательного органа или осуществление его функций собранием граждан.
  5. Приоритетность представительных институтов.
  6. Гласность деятельности, направленной на реализацию самоуправления.
  7. Субсидиарность, взаимодействие и сотрудничество с региональными и федеральными институтами в вопросах обеспечения жизнедеятельности граждан.

Власть местного самоуправления

Она избирается населением на территории муниципального образования. Если рассматривать граждан в политико-социологическом аспекте, то они выступают как сообщество. Его наличие выступает как показатель определенной структуры внутри социума. Ценность этого сообщества выражается в благотворном воздействии на муниципальный административный аппарат. Вместе с этим на институт оказывает существенное влияние государственное самоуправление. Сообщество граждан участвует в отношениях с администрацией МО, региона и федерального центра на основании положений законодательства.

Транспортная сфера

Местная власть:

  1. Руководит организациями и предприятиями, осуществляющими перевозки, находящимися в собственности муниципалитета.
  2. Контролирует работу других транспортных учреждений, оказывающих услуги населению.
  3. Определяет и утверждает графики и маршруты движения.
  4. Привлекает к транспортному обслуживанию на договорных началах предприятия, располагающиеся на подведомственной территории.
  5. Обеспечивает ведение учета автомобилей и прочих ТС.
  6. Организует и контролирует работу с пассажирами на вокзалах, аэропортах, пристанях.
  7. Обеспечивает деятельность предприятий связи, развитие телевидения и радио.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий