Система конституционного права России как отрасли права

Система конституционного права

Система конституционного права обусловлена его содержанием, которое раскрывается в подотраслях, институтах, нормах, следуя от общего к частному.

В Конституции РФ сначала говорится об основах конституционного строя. Затем следуют главы о правах личности, федерализме, ветвях государственной власти, их основных органах, принципах местного самоуправления. Структура Конституции РФ определяет систему конституционного права в целом.

Показательно, например, значение придаваемое Конституцией РФ регулированию основ правового статуса человека и гражданина.

Посвященные этому нормы находятся в главе 2 Конституции РФ – непосредственно после основ конституционного строя (глава 1).

Главенствующая роль Президента РФ в системе организации государственной власти в РФ предопределяет то обстоятельство, что изложение вопросов статуса органов государственной власти начинается в Конституции РФ с гл. 4, в которой определены полномочия и порядок деятельности главы государства.

Вместе с тем, система конституционного права не является точным повторением Конституции РФ, в которой, например, нет специальной главы, посвященной избирательной системе РФ. Общие нормы о выборах содержатся в ст. 32 Конституции РФ.

Система конституционного права отражает общие принципы конституционного строя, федеративное устройство государства, его демократический характер. Она включает следующие основные институты конституционного права:

  1. основы конституционного строя (гл. 1);
  2. основные права и свободы человека и гражданина (гл. 2);
  3. федеративное устройство (гл. 3);
  4. избирательная система (избирательное право);
  5. президентская власть (гл. 4);
  6. законодательная власть (гл. 5);
  7. исполнительная власть (гл. 6);
  8. судебная власть (гл. 7) и прокуратура (ст. 129);
  9. государственная власть субъектов РФ (ст.ст. 73, 77 и др., гл. 3);
  10. местное самоуправление (гл. 8);
  11. порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотр (гл. 9).

Таким образом, деление правовых норм на институты – группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений – устанавливает Конституция РФ. Ее главы – это основа системы конституционного права и классификации его норм.

В отличие от «бинарных» (лат. – состоящих из двух составляющих) отраслей права (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить материальное конституционное право и конституционный процесс.

Хотя процессуальные нормы в конституционном праве есть. В частности, они регулируют законодательный процесс, избирательный процесс, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, отставки Правительства РФ, роспуска представительных органов власти и т.д.

В системе конституционного права в отличие от других отраслей права (гражданское, уголовное, административное, трудовое, земельное и др.), также можно выделить общую и особенную части в традиционном их понимании. Здесь существует такой подход: общая часть конституционного права – это общепризнанные принципы и нормы международного права, а особенная часть – нормы, регулирующие конституционные правоотношения в РФ.

В системе нормативных правовых актов РФ выделяют законы и подзаконные акты.

Правовая система РФ включает следующие виды законов:

  1. Конституция РФ – основной закон;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. законы о поправках к Конституции РФ – принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (ст. 136 Конституции РФ);
  4. федеральные законы;
  5. законы субъектов РФ.

К подзаконным правовым актам относят:

  1. указы Президента РФ, имеющие нормативный характер;
  2. постановления Правительства РФ;
  3. ведомственные акты;
  4. акты палат Федерального Собрания РФ (кроме законов);
  5. нормативные правовые акты субъектов РФ (кроме законов);
  6. иные нормативные правовые акты: постановления, инструкции, положения, разъяснения центральной избирательной комиссии РФ, акты избирательных комиссий субъектов РФ и др.

показать содержание

Взаимодействие КП с другими отраслями

Фундаментом всех отраслей правого процесса являются основополагающие принципы конституционного строя, которые закреплены в (КП). Источником его является Основной закон страны. Именно его нормы – основа для всех отраслей.

При определении структуры, принципов организации, порядок деятельности (КП) определяет первоначальные позиции управленческого права. При закреплении разных форм собственности права владения, принципы ведения хозяйства, (КП) устанавливает основы гражданского и хозяйственного права. Таким образом, (КП) определяет суть трудового, управленческого, уголовного, процессуального и прочих отраслей правового процесса. Что собой представляет система науки конституционного права, подробно указано в данной статье.

Место конституционного права в правовой системе России

Конституционное право занимает центральное место в системе права, закрепляя его основополагающие принципы.

Нормы других отраслей права не должны противоречить нормам Конституционного права.

Соответственно, конституционное право является основой правовой системы РФ. На базе норм этой основополагающей отрасли права функционируют Российское государство и наше общество. Конституционные нормы – это основа отраслевого законодательства РФ.

Специфика конституционного права, как первичной отрасли права, позволяет охарактеризовать его как ведущую, центральную отрасль права. Нормы конституционного права закрепляют и регулируют общие основы всех сфер жизни общества, подпадающих под действие права.

Детальное регулирование большинство общественных отношений получает в нормах иных отраслей права: административного (вторичного), финансового (третичного), трудового и т.д.

Иерархия

Нормы института, закрепляющего основы конституционного устройства, находятся на первом месте. Это обусловлено тем, что они содержат исходные начала юридического регулирования. Они реализуются нормами прочих конституционных институтов. Следующее место занимает сегмент, устанавливающий основы статуса гражданина и человека, его юридические возможности, обязанности и свободы. Такая позиция обуславливается тем, что названные категории признаются властью высшей ценностью. Защита свобод и интересов считается основной целью деятельности общественных и административных структур. Конституционный правовой институт, закрепляющий посредством своих норм федеративное устройство, формирует предпосылки для создания системы органов госвласти. Акты, издающиеся в ее рамках, устанавливают национальные и территориальные образования. В соответствии с ними выстраивается структура госорганов.

Специфика предписаний

Правовая норма выступает в качестве первичного звена системы. Правила, установленные в ней, характеризуются:

  • Обязательностью для каждого, кто оказался в сфере ее влияния.
  • Формальной определенностью. Внешне она выражена письменно в официальном документе. Вместе с этим имеет место и внутренняя определенность обязанностей и юридических возможностей.
  • Обеспечением гарантий. В данном случае имеется в виду возможность применения государственного принуждения при нарушении.

Любое предписание имеет собственную структуру. Не являются исключением и конституционно-правовые нормы. Как и в других предписаниях, в них содержится три элемента:

  • Санкция. Она должна быть непременно выражена и закреплена в норме.
  • Диспозиция. Она выступает в качестве непосредственно предписания.
  • Гипотеза. Этот элемент не всегда находит внешнее выражение в норме. Тем не менее она, как и остальные два элемента, в обязательном порядке присутствует в предписании.

Конституционно-правовые нормы представляют собой абстрактные, общеобязательные, формально-определенные в соответствующих актах правила. Они установлены и охраняются властью. Их основной направленностью является регулирование отношений, составляющих предмет конституционно-правовой системы, посредством установления обязанностей и юридических возможностей их участников. Наличие в предписании указанных выше трех элементов считается обязательным. Отсутствие в нормативном акте диспозиции – непосредственно самого правила, модели поведения либо санкции за нарушение – будет свидетельствовать об отсутствии как таковой нормы конституционно-правовой системы.

↑мЮСЙЮ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ

йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН ЙЮЙ МЮСЙЮ – ЩРН ЯНБНЙСОМНЯРЭ ГМЮМХИ Н ДЕИЯРБСЧЫЕЛ ЙНМЯРХРСЖХНММНЛ ОПЮБЕ ЙЮЙ НРПЮЯКХ ОПЮБЮ, Н ЯНЯРЮБКЪЧЫХУ ЕЦН МНПЛЮРХБМШУ ЮЙРЮУ, Н ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЪУ БНГДЕИЯРБХЪ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШУ МНПЛ МЮ НАЫЕЯРБЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ, ТНПЛХПНБЮМХЪ ОПЕДЛЕРЮ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ Я СВЕРНЛ ЙЮЙ ЯНБНЙСОМНЯРХ ХЛЕЧЫХУЯЪ МНПЛ, РЮЙ Х БНГГПЕМХИ, ЙНМЖЕОЖХИ, ЯСЫЕЯРБСЧЫХУ Б НАЫЕЯРБЕ Х НАПЮЫЕММШУ Й ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШЛ ЪБКЕМХЪЛ.

мЮСЙЮ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ХЛЕЕР ЯБНЧ ЯХЯРЕЛС, ЙНРНПЮЪ ОН ЯБНЕИ КНЦХЙЕ ЯННРБЕРЯРБСЕР ЯХЯРЕЛЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ НРПЮЯКХ. дПСЦХЛ ЙПХРЕПХЕЛ ЯХЯРЕЛЮРХГЮЖХХ МЮСЙХ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЛНФЕР ЯКСФХРЭ СПНБЕМЭ НАНАЫЕМХЪ ЛЮРЕПХЮКЮ НА ХГСВЮЕЛШУ НАЗЕЙРЮУ. оН ЩРНЛС ЙПХРЕПХЧ БШДЕКЪЧР НАЫЕЕ Х НЯНАЕММНЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН (НАЫЮЪ РЕНПХЪ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ Х ЙНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН МЮЖХНМЮКЭМНЦН ЦНЯСДЮПЯРБЮ).

лЕФДС ЙНМЯРХРСЖХНММШЛ ОПЮБНЛ ЙЮЙ МЮСЙНИ Х ЙЮЙ НРПЮЯКЭЧ ЯСЫЕЯРБСЕР РЕЯМЮЪ ЯБЪГЭ; Б РН ФЕ БПЕЛЪ С МХУ Х ЯБНЕ МЮГМЮВЕМХЕ. йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН ЙЮЙ НРПЮЯКЭ ПЕЦСКХПСЕР (ГЮЙПЕОКЪЕР) НАЫЕЯРБЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ. йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН ЙЮЙ МЮСЙЮ ХГСВЮЕР ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЕ МНПЛШ, НРПЮФЮЕЛШЕ Б МХУ Х ЯБЪГЮММШЕ Я МХЛХ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ. яКЕДНБЮРЕКЭМН, НРПЮЯКЭ ЪБКЪЕРЯЪ ОПЕДЛЕРНЛ (НАЗЕЙРНЛ) ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ДКЪ МЮСЙХ. нДМЮЙН ГЮДЮВХ МЮСЙХ ЦНПЮГДН ЬХПЕ.

рЮЙ, я.ю. юБЮЙЭЪМ БШДЕКЪЕР ЯКЕДСЧЫХЕ ГЮДЮВХ МЮСЙХ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ:

1) ХГСВЕМХЕ ДЕИЯРБСЧЫЕЦН ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ ЯНБНЙСОМНЯРХ МНПЛЮРХБМШУ ЮЙРНБ, ПЕЦСКХПСЧЫХУ ОНКХРХВЕЯЙХЕ НАЫЕЯРБЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ Х ЯНДЕПФЮЫХУ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШЕ МНПЛШ;

2) ПЮГБХРХЕ МЮСВМНИ РЕНПХХ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ;

3) ХГСВЕМХЕ ПЕЮКЭМНИ ОПЮЙРХЙХ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ, БШЪБКЕМХЕ ОНРПЕАМНЯРЕИ Б ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБНЛ ПЕЦСКХПНБЮМХХ, БШПЮАНРЙЮ ПЕЙНЛЕМДЮЖХИ Н ЕЦН МЮОПЮБКЕМХЪУ, ОНДЦНРНБЙЮ ОПНЕЙРНБ МНПЛЮРХБМШУ ЮЙРНБ, ЮМЮКХГ ЩТТЕЙРХБМНЯРХ ДЕИЯРБСЧЫХУ МНПЛ Х БМЕЯЕМХЕ ОПЕДКНФЕМХИ ОН ЕЕ НАЕЯОЕВЕМХЧ;

4) ХГСВЕМХЕ ХЯРНПХХ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШУ ХМЯРХРСРНБ Х МНПЛ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ Х ГЮ ПСАЕФНЛ;

5) ТНПЛХПНБЮМХЕ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБНЦН ЛХПНБНГГПЕМХЪ;

6) ТНПЛСКХПНБЮМХЕ ОНМЪРХЪ Х ЯНГДЮМХЕ МЮСВМН НАНЯМНБЮММНЦН ЙСПЯЮ ПНЯЯХИЯЙНЦН ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ НДМНИ ХГ СВЕАМШУ ЧПХДХВЕЯЙХУ ДХЯЖХОКХМ.

б МЮСЙЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙНЛОКЕЙЯМН ХЯОНКЭГСЧРЯЪ ЯКЕДСЧЫХЕ НЯМНБМШЕ ЛЕРНДШ: ТНПЛЮКЭМН-ЧПХДХВЕЯЙХИ, ХЯРНПХВЕЯЙХИ, ЯПЮБМХРЕКЭМШИ, ЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХИ, ОНКХРХЙН-ОПЮБНБНИ.

Литература

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. М., 2011.
  2. Авакьян С.А. Конституционное право и политика: проблемы взаимодействия в современном мире // Конституционное право России: избранные статьи. 2010 – 2016. Махачкала; М., 2016.
  3. Авакьян С.А. Лидер нашего поколения // Олег Кутафин. Первый по праву. М., 2011.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.А. Авакьяна “Некоторые научно-методологические аспекты преподавания конституционного права России” включена в информационный банк согласно публикации – “Lex russica”, 2013, N 11.

  1. Авакьян С.А. Некоторые научно-методологические аспекты преподавания конституционного права в России // Конституционное право России: избранные статьи. 2010 – 2016. Махачкала; М., 2016.
  2. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001.
  3. Витрук Н.В. Структура и особенности системы российского права постсоветского периода // Система права в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы V ежегодной Международной научно-практической конференции (19 – 22 апреля 2010 г.). М., 2011.
  4. Выдрин И.В. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционализация юридической науки // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 7. С. 7 – 11.
  5. Жуков В.Н. Юридическая наука в дореволюционной России: становление и соотношение догматической и фундаментальной юриспруденции // Государство и право. 2015. N 2.
  6. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010.
  7. Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М., 2003.
  8. Конституционное право / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013.
  9. Крусс В.И. Конституционное право как отрасль права // Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. И.В. Выдрин. М., 2015.
  10. Крусс В.И. Конституционализация права: основы теории. М., 2016.
  11. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
  12. Сравнительное избирательное право. М., 2003.
  13. Фадеев В.И. Предмет конституционного (государственного) права России: история и современность (статья первая) // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права: Сб. статей, посвященных 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина. М., 2012.
  14. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежный стран): Учебник. М., 1983.
  15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001.

Методы конституционного права России

Метод правового регулирования – это способ воздействия юридических норм на общественные отношения.

В конституционном праве, преобладающим является метод императивного регулирования – способ властного воздействия на участников общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

При этом между субъектами правоотношений устанавливаются субординационные (лат. – система служебного подчинения младших старшим, основанная на определенных правилах) отношения, либо им предписывается определенный объем прав и полномочий, порядок их реализации, например:

  1. РФ и ее субъекты;
  2. государственные органы различного уровня;
  3. последовательность действий по регистрации кандидата на выборную должность;
  4. требования, которым должна соответствовать деятельность общественных организаций;
  5. и т.д.

В регулировании ряда правоотношений, особенно с участием граждан, общественных объединений, населения муниципальных образований довольно широко используется метод диспозитивного (лат. – допускающий выбор) регулирования.

Субъекты этих отношений имеют возможность выбора варианта реализации принадлежащих им прав.

Диспозитивный метод применяется, например:

  1. при регулировании отношений между субъектами РФ;
  2. когда население городских и сельских поселений самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления;
  3. кандидат в депутаты выбирает формы ведения предвыборной агитации – в пределах, допускаемых законодательством о выборах (Конституция и др. законы);
  4. общественное объединение выбирает направления своей деятельности, устанавливает структуру руководящих органов объединения – в соответствии с законодательством об общественных объединениях (Конституция и др.законы);
  5. и т.д.

Понятие конституционного права России

Наша страна имеет два официально равнозначных названия:

  1. Российская Федерация (РФ);
  2. Россия (ст. 1 Конституции РФ).

Поэтому понятия «конституционное право России» и «конституционное право РФ» имеют одинаковое содержание.

Конституционное право России как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовые отношения.

В юридической науке длительное время продолжается дискуссия о соотношении понятий «конституционное право» и «государственное право». Эти наименования можно использовать как синонимы (греч. – слова, тождественные, равные по значению, выражающие одно и то же понятие).

То есть, по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны (лат. – одинаковые). А наиболее правильным является термин (лат. – понятие) «конституционное (государственное) право».

Нормы конституционного права устанавливают систему государственной власти с целью охраны основных прав и свобод человека.

Главная задача конституционного права – установление баланса (фран. – равновесия) между властью, необходимой для организации общества, и свободой человека.

Соотношение с Основами

Это один из важнейших вопросов в характеристике рассматриваемой сферы. Система конституционного права России, несомненно, объемнее и шире непосредственно самих Основ. Здесь стоит отметить, что наименования некоторых компонентов совпадают. Однако сфера их влияния различна. Так, например, институт федеративной структуры в Конституции отражен в виде ее норм, в системе конституционного права он, кроме прочего, включает в себя и другие акты Основного Закона, уставов субъектов и федеральных законов. Примерами могут выступать ФЗ “О национальной культурной автономии”, договоры между органами госвласти страны и ее регионами и так далее.

Предмет конституционного права России

Общее представление о предмете конституционного права дает содержание норм Конституции. Предмет этот составляют два основных блока общественных отношений, связанные с:

  1. организацией государства и публичной власти – государственной власти и местного самоуправления (властные отношения);
  2. определением основ правового статуса личности – права, свободы человека и их охрана.

В предмет конституционного права также входят общественные отношения в политической, экономической, социальной и духовной сферах – через:

  1. регламентацию политических, социально-экономических, публичных прав и свобод человека и гражданина;
  2. закрепление основных целей функционирования органов власти любого уровня;
  3. регулирование предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти;
  4. функции и полномочия различных властных институтов;
  5. и т.д.

Источники конституционного права

Конституция РФ – основной источник конституционного права.

Ее нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают высшей юридической силой. Никакой другой законодательный акт не должен противоречить положениям Конституции.

На основе Конституции РФ принимаются другие правовые акты, являющиеся источниками конституционного права: законы, указы Президента, постановления Правительства и др.

Конституция РФ определяет систему источников конституционного права, задает их содержание, определяет характер и направления применения таких актов.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные источники конституционного права принимаются в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

По содержанию такие источники должны исходить из положений Конституции РФ. Если в процессе применения данных источников конституционного права обнаруживается их несоответствие Конституции РФ, то задействуются механизмы, обеспечивающие приоритетность ее положений по отношению к положениям иных нормативных актов.

Конституция РФ – основной источник не только конституционного, но и других отраслей права. В ней содержатся основополагающие принципы и нормы для всей правовой системы РФ. В этом проявляется универсальность Конституции.

Таким образом, главенствующая роль Конституции обусловлена следующим:

1) В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционного регулирования. Все другие источники права исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2) Конституцию характеризует широта содержания ее норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных источников конституционного права, регулирующих какую-либо одну сферу общественных отношений.

3) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

4) В Конституции установлены наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и отмены.

5) Установленные в Конституции нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В ней определены цели, которые общество ставит перед собой, принципы его организации и существования.

6) Конституция является актом не только высшего правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы имеют отношение к каждому гражданину, ко всем субъектам общественной деятельности.

7) Конституция РФ как основной источник конституционного права закрепила нормы, образующие ядро отрасли конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

Среди норм Конституции РФ приоритет имеют нормы Главы 1 «Основы конституционного строя». Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16 Конституции).

Что касается классификации институтов конституционного права по их содержанию, то за основу здесь следует брать Конституцию РФ.

Ее разделы и главы – это основа классификации институтов конституционного права.

Методы как отрасли

Различают два способа; частно-правовой и публично–правовой. Для первого метода отличительными характеристиками являются:

  1. Все участники отношений правового процесса обладают равными правами и обязанностями. Благодаря этому субъекты правоотношений будут вести себя правомерно.
  2. Унитарность всех субъектов отношений права. Она подразумевает под собой возможность каждого человека, независимо формировать волю и реализовывать свои права по своему усмотрению. Сюда не допускается вмешательство посторонних лиц.
  3. Все участники правовых отношений являются самостоятельными. Они способны на свое усмотрение распоряжаться имуществом, которым они владеют, нести ответственности согласно своим обязательствам, возмещать причиненный вред.

Ярким примером рассматриваемого способа (КП) является возможность избирать президента, правительство. Именно он и закреплен в Основном законе.

Если рассматривать публично-правовой метод, то в его основе положено управленческое и прочее подчинение одного человека другому. Для этого метода характерными чертами остается:

  1. Все отношения, развивающиеся внутри правового процесса, должны быть сформированы и реализуемы по принципу команда-исполнение. Участники принятия обязательных решений не обязаны соглашаться с мнением стороны, которая их адресовала.
  2. Участники, на которых возложена ответственность выполнять властные, управленческие и личные права, должны действовать с учетом предоставленных им прав.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юБЮЙЭЪМ я.ю. йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН пНЯЯХХ: сВЕАМШИ ЙСПЯ. б 2 Р. л.: хГД-БН « мНПЛЮ», 2010.

йНРНЙ б.т. яНДЕПФЮМХЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ // яНБ. ЦНЯСДЮПЯРБН Х ОПЮБН. 1971. ╧ 2;

йПЮБВСЙ я.я. цНЯСДЮПЯРБЕММН-ОПЮБНБШЕ НРМНЬЕМХЪ Б ЯНБЕРЯЙНЛ ЯНЖХЮКХЯРХВЕЯЙНЛ ЦНЯСДЮПЯРБЕ // яНБ. ЦНЯСДЮПЯРБН Х ОПЮБН. 1956. ╧ 10;

йСРЮТХМ н.е. оПЕДЛЕР ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ. л., 2001;

кЕОЕЬЙХМ ю.х. н РЮЙ МЮГШБЮЕЛНЛ «ЙНМЯРХРСЖХНММНЛ ОПЮБЕ» Х ОПЕДЛЕРЕ ЯНБЕРЯЙНЦН ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ // юЙРСЮКЭМШЕ РЕНПЕРХВЕЯЙХЕ ОПНАКЕЛШ ПЮГБХРХЪ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ОПЮБЮ Х ЯНБЕРЯЙНЦН ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ. л., 1976;

тЮПАЕП х.е. оПНАКЕЛШ ОПЕДЛЕРЮ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ОПЮБЮ // оПНАКЕЛШ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ. яЮПЮРНБ, 1986. бШО. 4

вХПЙХМ б.е. нА НАЗЕЙРЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ // цНЯСДЮПЯРБН Х ОПЮБН. 2005. ╧ 4;

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий