Права естественные и позитивные. Современные концепции

Почему необходимо взаимодействие

Ранее в России естественная теория права не находила откликов. Ее официальное признание произошло только в 1991 году и документ, подтверждающий это, назывался – Декларацией прав и свобод человека. А в 1993 году прописанные естественные права нашли отклик в Конституции РФ.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что означает деликтное обязательство в гражданском праве.

Чем определён правовой статус человека и гражданина РФ, можно узнать из данной статьи.

Каково соотношение понятий административного права и административного законодательства, указано в данной статье.

Что собой представляет правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, указано в данной статье.

Так же можно узнать из данной статьи про соотношение понятий избирательного права и избирательной системы.

Но концепция права такова, что естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов.

В качестве вывода отметим, что свобода каждого человека определяется естественным. Она рождается совместно с человеком, но это не дает ему право совершать необдуманные поступки и приносить вред другим членам общества. Если свободу и права людей оставить без государственного регулирования, то такое действие может плачевно отразиться на состоянии общества, поэтому позитивное право предусматривает законы, придерживаясь которых общество существует столько веков.

Удачи, Чак (2007, США)

Жанр: комедияРежиссер: Марк ХелфричСценарий: Джош Столберг, Стив Гленн В ролях: Джессика Альба («Город грехов», «Наркоз»), Дейн Кук, Дэн Фоглер (милый пекарь Джейкоб из «Фантастических тварей»)КиноПоиск: 6,2IMDb: 5,6

Отличный выбор для тех, кто не против частых вульгарных шуток и лёгкого сценарного бреда. Многие верят, что если потереть скульптуру в метро или положить монетку под пятку, то можно поймать не грибок, а удачу. И в таких «счастливых» обрядах дантист Чарли выполняет роль реквизита: стоит любой женщине переспать с этим парнем, и вскоре счастливица выходит замуж. Неудивительно, что в какой-то момент спальня, машина и офис Чарли превратились в места паломничества. Вот только самому герою такой конвейер чужого счастья поднадоел: Чарли влюбился, и чтобы не потерять свою девушку, ему необходимо избавиться от своего проклятья.

Трейлер:

На расстоянии любви (2010, США)

Жанр: мелодрама, комедияРежиссер: Нанетт БурстейнСценарий: Джефф ЛаТьюлиппВ главных ролях: Джастин Лонг, Дрю БэрриморКиноПоиск: 6,7IMDb: 6,3

Это ещё один ромком, в котором не было бы ничего примечательного, если бы не биографии главных актёров — Дрю Бэрримор и Джастина Лонга. Парочка познакомилась на съёмках предыдущего фильма и вскоре пополнила ряды красивых голливудских романов, за которыми следили тысячи поклонников. Так что здесь на экране будут настоящие чувства, которые актёрам даже не пришлось играть.

Ну а сценарий тут — это кексик без изюма и других интересных топпингов. Эрин и Гарретт встречаются в нью-йоркском баре и проводят вместе шесть недель, после которых Эрин нужно возвращаться домой в Сан-Франциско. Роман задумывался как временное развлечение, но за полтора месяца ребята так привыкли друг к другу, что решили попробовать растянуть чувства на четыре тысячи километров. Теперь Гарретту и Эрин предстоят звонки по «скайпу», долгие поездки на выходных, вечные поиски компромисса и абсолютное неодобрение друзей и родных. И пока зрители смотрят на отношения героев под попсовый (но очень даже годный) саундтрек, у героев на фоне звучит повтор одного и того же вопроса: «А оно того стоит?».

Трейлер:

Таблица сравнения – различия двух видов

Положительное – результат цивилизации. И оно несет как негативные, так и позитивные стороны. Последние служат разумным целям и находят свое применение совместно с естественным правом. К отрицательным проявлениям искусственного права относится неприятная возможность подчиняться произволу власть имущих, находиться в подчинении у узкоклассовых интересов.

Таблица сравнения – различия и сходства

ПоказательЕстественноеПозитивное
Связьчерез него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытиянеразрывно связано с конкретным государством
Возникновениеэто право появляется сов-местно с формированием человечестваоно возникает после того как сформировано конкретного государства
Создание правапроизводное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мирозданияискусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства
Права человека на свободуимущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рожденияправа и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать.
Правовые нормыпредставляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документахвыполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер
Религиозные и этнические оправданияэто право их признаетотказывается от них. при-знает только волеизъявление государства
Взаимосвязь с законодательствомотождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмамполностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации
Предел устремленийвысшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядкаинтересы государства
Причастность к мировой культурецелостное сосуществование с нейявляется автономной частью

Приведенные выше сходства и отличия двух прав не противоречат их взаимоотношениям, приводя к тому, что становится понятно их неразрывная взаимосвязь.

Естественное и позитивное право

Естественное право представляет собой совокупность прав и возможностей, которые даны человеку от рождения, от природы. Оно обусловлено естественным, «природным», порядком вещей.

Главными признаками естественных прав являются:

  1. Неотъемлемость. Их нельзя отнять или ограничить.
  2. Принадлежность человеку с момента рождения.
  3. Значимость. В них выражаются наиболее важные социальные ценности.

К естественным относятся такие права, как:

  • на жизнь;
  • на свободу;
  • на безопасность;
  • на справедливое отношение к человеку;
  • на равенство;
  • на свободу мыслей и слова;
  • на частную собственность;
  • на вероисповедание и т.п.

Для своего существования естественное право не требует официального закрепления в каких-либо нормах.

Естественные права являются высшими по отношению к государственным. А значит, государство, признавая приоритет естественных прав человека, должно их защищать и обеспечивать их реализацию, издавая законы.

Таким образом, появляется позитивное право.

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в нормативно-правовых актах и других источниках, принятых в установленном государством порядке.

Признаки позитивного права:

  1. Официальность. Оно обязательно фиксируется в письменном виде в официальных источниках.
  2. Общеобязательность. Оно регулирует общественные отношения в государстве и действует на всех.
  3. Истинность. С помощью прописанных в законах норм права можно урегулировать возникающие общественные конфликты.

Отличительные черты права

Признаки права – это его уникальные характеристики, отличающие его от прочих социальных регуляторов (например, норм этикета, морально-нравственных установок и т.д.).

В качестве основных признаков права можно выделить:

  1. Нормативность. Право представляет собой совокупность универсальных норм, выраженных в официальных актах.
  2. Системность. Все нормы права взаимосогласованные, взаимосвязанные и взаимозависимые, они образуют единую упорядоченную систему.
  3. Формальная определённость. Нормы должны быть сформулированы достаточно точно и конкретно. Они всегда закрепляются в письменной форме, в официальных государственных документах, называемых «источниками права».
  4. Общеобязательность. Принятые в государстве правила действуют на всей его территории и предназначены для всех членов социума, вне зависимости от их индивидуальных особенностей и желаний.
  5. Интеллектуально-волевой характер. Посредством государственной воли право выражает интересы, волю и сознание всех граждан, а не отдельных социальных групп. Государственная воля выражается в принятии законов, закрепляющих нормы права.
  6. Связь с государством. Нормы права принимаются согласно установленному порядку уполномоченными на это государственными структурами.
  7. Обеспеченность государством. При нарушении или неподобающем исполнении требований права государство может применять принудительные меры (юридическая ответственность, принуждение к исполнению обязанности, возмещение причинённого вреда).

Западноевропейская правовая мысль о соотношении естественного и позитивного права

Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. Тем не менее, гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира, не была регрессом в истории государственности и человечества в целом – она сделала возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов.

Важным катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность и христианская религия1.

Мировоззрение средних веков было богословским, теологическим; церковь и религия стремились заполнить все бытие человека средневекового общества. Это отразилось и на философско-правовых учениях средневекового периода – идейной их основой выступали религиозные представления, тексты священного писания.

Трактовки права в то время тесно соотносились с религиозным содержанием. К примеру, одно из наиболее известных классических определений права не было лишено и известного церковного авторитета. Здесь имеется в виду классическое римское определение, вошедшее в «Дигесты» императора Юстиниана и заимствованное оттуда в византийские законодательные сборники («Базилики» и «Прохирон»), а также в канонический сборник – «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря. Это определение сформулировано так: «Право есть творчество в области доброго и равного».

Средневековые отцы церкви рассуждали, опираясь на две неизменные предпосылки: на реальное существование идеального божественного закона, проповедуемого Церковью, и на фактическое существование тех или иных законов и общественных институтов. Их не очень волновали различия между jus naturale и jus gentium, о чем говорилось выше, но очень заботила необходимость объяснить расхождения между естественным правом и фактически действующими законами. Абстрактно, божественный закон, безусловно, доминировал над законами государства. Между тем, отцы церкви отнюдь не утверждали, что любые случаи несоответствия фактически действующих законов закону божьему демонстрируют несостоятельность этих законов, в связи с чем христиане и обязаны не выполнять их требования. Совсем наоборот, они обычно проповедовали подчинение фактически действующим законам, несмотря на жестокость и несправедливость светской власти.

Если рассматривать соотношение естественного права с позитивным в тот период, то противоречия между ними были стерты, потому как и государство, и право находились в одинаковой зависимости от божественного порядка. Даже когда в ходе борьбы между церковью и светской властью божественная заповедь направлена против несправедливого человеческого установления («Бога следует больше слушаться, чем людей»), напряжение между естественным и позитивным правом еще не выступает на передний план.

В философии Августина Блаженного (354 – 430 гг.) естественно-правовая концепция органично уживается с позитивистскими и реалистически-социологическими представлениями о праве. В вопросе о соотношении понятий «право» и «закон» Августин частично следует положениям, разработанным еще Аристотелем, о связи права и справедливости. Но если у Аристотеля право служит критерием справедливости, то Августин наоборот, правом называет законы, основанные на справедливости, следовательно, вытекающие из закона вечного. Как и Цицерон, Августин различает человеческое право (jus humanum), то есть законодательство, происходящее из закона истинного, и божественное право (jus divinum), то есть законодательство, имеющее божественное происхождение (святое писание) и определяющее отношения человека с богом.

С другой стороны, в философии права Августина мы впервые сталкиваемся с разделением сфер права (законов) и морали в виде различения между «легальностью» и «моральностью» действий. Различие между этими явлениями прослеживается в отношении человека к закону временному и закону вечному. По Августину, положительный закон должен ориентироваться на неизменные принципы закона вечного.

Жизнь на перемотке (2019, Франция)

Жанр: драмедиРежиссер: Энтони МарсианоСценарий: Макс БублильВ ролях: Макс Бублиль, Алис Исааз, Малик ЗидиКиноПоиск: 7,1IMDb: 7,2

Вряд ли есть человек, который хоть раз не хотел бы заново пережить какой-нибудь свой счастливый момент. Выпускной, свадьбу, путешествие в другую страну, первый поцелуй, день, когда близкий человек вернулся из больницы, поездки или армии. Было бы круто иметь возможность вернуться в прошлое, чтобы заново испытать эмоции от таких событий (только без перегибов, как в «Черном зеркале»). Макс, главный герой этого фильма, с тринадцати лет снимал свою жизнь на камеру и на пороге сорокалетия решил промотать свою биографию с самого начала. Воспоминания, выведенные на экран, выглядят совсем не так, как в памяти, и двадцатилетняя семейная хроника толкает Макса к глубокому самоанализу и к попытке исправить ошибки, о которых раньше мужчина и не догадывался.

Трейлер:

Отрицательные стороны теории естественного права

Негативные стороны теории естественного права:

  • Теория естественных прав не имеет четкого объективного выражения. Различные деятели, ученые и философы по-разному трактуют как источник происхождения естественных прав, так и их перечень. Эти понятия со временем менялись и являются предметом дискуссии в наше время. Сами права объединяет одно свойство – неотъемлемость от личности. Размытость естественных прав в противовес правам позитивным (писаным) приводит к возможности злоупотребления ними. Например, конституционно закреплено право на жизнь. Возникает спор в обществе о том, есть ли права на смерть у человека. Не только право на самоубийство, на аборт, но и на эвтаназию. Не прекращается обсуждение прав сексуальных. Патологические сексуальные наклонности в различных государствах вызывают различное отношение. Здесь естественным сексуальным правам противопоставляются нормы морали: обнаженные в интернете, гомосексуализм, садомазохизм, легализация проституции. Аргументация представителей о том, что они таковы от рождения и никому не вредят, соответствует теории естественных прав, но противоречит нормам морали.
  • Естественными правами аргументируют свое существование авторитарные (фашистские) режимы. Превосходство одной нации или расы (в США – отношение к чернокожим) преподносится как свойство изначально установленное. Равенство и справедливость здесь возможны лишь между личностями идентичными. Такие вспышки авторитарности берут свое начало еще со времен экспансии Рима до н.э. Разграничение прав граждан и неграждан, проживающих в одном государстве, широко распространено в современных исламских государствах (Катар, ОАЭ).

Таким образом, теория естественного права не потеряла актуальность в нашем обществе и является серьезным аргументом в правовых дискуссиях

История концепции естественного права

Не Хотя античная философия была очень связана с различием между «  природой  » ( физис, φúσις) с одной стороны, и «  закон  » или «  обычай  » ( номос, νóμος) с другой стороны, нет, строго говоря, называется ” естественное право »в Греции. Однако стоики сформулировали понятие универсального закона природы . Однако это скорее описательный, чем предписывающий характер  : он описывает действия людей в соответствии с провиденциальным планом, желаемым Природой или Богом, стремящимся к добру и справедливости.

Тем не менее, Антигона из Софокла, пьеса написана V – го  века  до нашей эры. Н.э. в Греции предлагает первую схему того, что может быть естественным законом. Своим указом царь Креонт запрещает совершать погребальные обряды Полиника . Антигона, сестра Полиника и племянница Креонта, нарушает запрет «неписаных законов», действовавший «с самого начала»:

Это первое представление человека, который действует против закона не в соответствии со своими интересами, а во имя высшего закона.

Лео Штраус устанавливает хронологию истории естественного права в два этапа: классический естественный закон и этап современного естественного права.

В классическом естественном праве он выделяет три течения:

  • первое направление включает Сократа, Платона и стоиков  ;
  • второе течение – это Аристотель  ;
  • третье течение классического естественного права принадлежит Фомы Аквинского, потому что он вводит Аристотель в католической теологии XIII – го  века, и, таким образом, отвечает человеческий разум и веру, разрешающее моральное и интеллектуальное развитие, которое является естественным концом «Быть человеком.

В современном естественном праве, Лео Штраус видит две важные фигуры: Томас Гоббс, которого он видит в качестве одного из основателей этой теории, и которых он усваивает к классическому либерализму, и Джона Локка . Классический естественный закон основан на поиске истины и состоит в том, чтобы сказать, что разрешено, что правильно в различных ситуациях. Напротив, современное естественное право считается уже известным разуму . Это уже приобретено природой. Его выводы лежат в индивидуализме . В либеральные консерваторы, сторонники естественного права в древности, обвиняют классических либералов в том, способствовавшие появлению юридического позитивизма .

В эпоху Возрождения, то школа Саламанки переформулируется концепцию естественного права ( XVI – го  века), придав ему его современный смысл. Затем это относится к природе человека .

Голландский философ Гуго Гроций ( 1 583 – ), который считается одним из основателей современного естественного права. Он первый modern- день философ, чтобы изучить этот вопрос, в отношении международного права и коммерческого права, в то время, когда морская торговля была значительно развивается. Самуэль фон Пуфендорф, на которого сильно повлиял Гроций, также изучил этот вопрос.

В любом случае естественный закон является порождением западноевропейской мысли Нового времени . Его развитие совпадает, с одной стороны, с оспариванием (особенно через Реформацию и гуманистическую философию ) католической религии как окончательной основы всякой легитимности, а с другой стороны, с беспрецедентным развитием сопутствующих международных обменов, колониальных завоеваний. Таким образом, естественный закон является секуляризованным и рационализированным переносом в разгар периода экономической, научной и имперской экспансии универсализма, уже закрепленного в европейской культуре, но чья основа больше не может опираться ни на религиозный консенсус, ни на авторитет. мораль.

Положительные стороны теории естественного права

Теория естественных прав, ее наличие и развитие имеет ряд позитивных сторон:

  • Именно теория естественного права стала основой правового государства. Большинство современных Конституций демократических государств закрепляют за гражданами естественные права. При этом признание факта врожденности означает отсутствие необходимости их доказывать и обосновывать.
  • Естественные права противопоставляются правам писанным, установленным человеческими организациями (парламентами). Позитивное право устанавливает конкретные права и обязательства граждан, а также предусматривает ответственность за их нарушение либо несоблюдение. При этом верховенство над позитивными нормами имеет именно Конституция, с основными естественными правами, а Конституционный суд признается наивысшим.
  • Теория естественного права стала обоснованием для создания демократического государства. Речь идет о теории договорного права. Индивидуум, обладающий комплексом естественных прав, часть из них передает государственным органам. Он платит налоги для содержания государственного аппарата, соответственно требуя защиты своих прав. Такое делегирование подразумевает выборность органов власти и наличие аппарата принуждения. При этом соблюдается главный принцип естественных прав – равенство всех граждан и разумность пользования правами и полномочиями.
  • Теория естественного права как принцип равенства и справедливости легла в основу судебной системы прецедентного права (английского). Суд рассматривает каждое дело индивидуально и принимает решение исходя из жизненной ситуации. При этом аналогичные ситуации разрешаются одинаково, по справедливости.
  • Теория естественных прав легла в основу права на самооборону, необходимую оборону и крайнюю необходимость. Суть этих юридических терминов сводится к тому, что человек имеет право защищать себя сам, доступными адекватными способами, в том числе с применением оружия. Он может также защищать свое жилье, семью, имущество и других граждан от противоправных деяний.

Важным является субъективный фактор, то есть видение ситуации индивидуумом. Например, можно применять оружие против группы нападающих лиц, не имеющих оружия. Либо с оружием защищать свое жилье от незаконного проникновения посторонних субъектов.

Естественное право в теократическом обществе

Вопрос об отношении положительного и естественного прав особое практическое применение нашел в учениях теократов. Как известно, теократия выступала как противовес светскому обществу. Представители теократической школы пропагандировали постепенный отход общества от монархов, князей и прочей аристократии, которые наделялись церковью божественными правами. Во времена распространения теократического учения его последователи пытались найти оптимальную грань между тем, стоит ли слепо повиноваться всем государственным правилам и законам или же необходимо в первую очередь чтить Святое Писание и следовать ему.

Все любят китов (2012, США)

Жанр: драмаРежиссер: Кен Куопис («Обещать — не значит жениться»)Сценарий: Джек Эмиел и Майкл Беглер («Больница Никербокер»)В ролях: Дрю Бэрримор, Джон Красински («Отпуск по обмену», «Тихое место»), Кристен Белл («Снова ты», «Крик 4»)КиноПоиск: 7,2IMDb: 6,5

Фильм основан на реальных событиях. В 1988-м на Аляске трое китов, одному из которых было всего девять месяцев, попали в ловушку: лед вокруг них замерз и животные оказались отрезаны от открытого моря. Если бы не случайная встреча с местным охотником, киты были бы обречены на гибель, но мужчина не прошел мимо и решил помочь гигантам любой ценой. Вскоре к спасителю подключились местные СМИ, правительство США и даже советские ледоколы. Три недели вся Америка наблюдала за операцией в новостях, а жители Аляски делали все возможное, чтобы не дать узникам льда погибнуть. И все было не зря: неравнодушие одного человека электрическим импульсом передалось сотням других, и в итоге животных удалось спасти. И плевать, что операция «Прорыв» обошлась в миллион долларов, а ученые массово сделали facepalm — главное, что киты выжили, а люди остались Людьми.

Трейлер:

Семья по-быстрому (2018, США)

Жанр: драмедиРежиссер и сценарист: Шон Андерс (сценарист «Пингвинов Мистера Поппера»)В ролях: Марк Уолберг, Роуз Бирн («Знамение», «Пекло»), Октавия Спенсер («Прислуга») КиноПоиск: 7,3IMDb: 7,3

Завершает список душевное кино о трудном процессе усыновления детей. Смешного здесь не так много, но фильм все же позитивный: просто улыбаться и смеяться хочется не от шуток Марка Уолберга и детских выходок, а от мысли о том, что люди пока еще состоят из чего-то более стоящего, чем пластик.

Пит и Элли Вагнеры решают усыновить ребенка и, как большинство усыновителей, хотят взять какого-нибудь милого, кудрявого малыша как из купленной фоторамки. Но на встрече знакомств с детьми Вагнеры видят очаровательную Лиззи, которая с грустью говорит: «Никто не хочет усыновлять подростка». Теперь Пит и Элли понимают, что в вопросах усыновления важнее всего интересы ребенка, а не прихоти родителей — в конце концов, не собаку покупают. В итоге Вагнеры собирают остатки смелости и сообщают социальным работникам, что готовы удочерить Лиззи. И здесь семейную пару ждет еще один сюрприз: у Лиззи есть младшие брат и сестра, и разделять детей нельзя. Вагнеры вновь разбивают копилку своей добродетели и решаются усыновить всех троих, но смотрится эта ярмарка благих намерений сомнительно — герои, конечно, не попадают в ад, но и легкая радость родительства им пока не светит.

Трейлер:

Тем, кому не хватило еще парочки свежих картин, чтобы расслабиться, рекомендуем к просмотру фильмы из нашего списка лучших комедий последних пяти лет.

Ну разве не романтично? (2019, США)

Жанр: комедияРежиссер: Тодд Штраус-ШульсонСценарий: Эрин Кардильо, Дэна Фокс («Однажды в Вегасе», «Жених на прокат»)В ролях: Ребел Уилсон («Идеальный голос», «В активном поиске»), Адам Дивайн («Стажер», «Идеальный голос»), Лиам Хемсворт (тот, что с Майли Сайрус и брат Тора, а еще Гейл в «Голодных играх»)КиноПоиск: 6,2IMDb: 5,9

Натали всегда считала, что ромкомы — это плацебо для неудачниц, в составе рецепт которых включает в себя только дурацкие клише и глупых персонажей с розовым пудингом вместо мозгов. Но по иронии случайная встреча с мужчиной в метро заставила девушку изменить свои взгляды. И не из-за любовной тахикардии: Натали столкнулась с грабителем, впала в кому и во сне стала героиней банальнейшего романтического кино. Теперь ей предстоит жить в роскошной квартире, носить стильную одежду и вызывать всеобщее обожание своей неуклюжестью. И конечно, Нат встретится со своим персональным плейбоем, цитирующим древних философов. Многие, вероятно, не захотели бы просыпаться, но для Натали Нью-Йорк, пахнущий лавандой, это жуткая пытка.

Трейлер:

Фильм призывает к чему-то более важному, чем бодипозитив, ЗОЖ и позитивная психология — эта трешовая, яркая комедия показывает, что нет ничего важнее любви к самому себе.

Современные концепции естественных прав

Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.

В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:

  • социологические;
  • католические;
  • философские.

Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.

Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.

Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.

Yesterday (2019, Великобритания)

Жанр: мелодрамаРежиссер: Дэнни Бойл («Миллионер из трущоб», «127 часов»)Сценарий: Ричард Кертис («Бойфренд из будущего»)В ролях: Химеш Патель, Лили Джеймс («Золушка», «Малыш на драйве»), Эд ШиранКиноПоиск: 6,9IMDb: 6,8

Продолжается подборка еще одной музыкальной киноностальгией. Парень по имени Малик попадает в альтернативную реальность, где никто не знает о Гарри Поттере, «коле» и о Beatles. Малик, который в своей реальности был одноразовым музыкантом-канапешкой с корпоративов и свадеб, понимает, что в новом мире у него есть шанс стать настоящей рок-звездой. Но на пике популярности парень вдруг понимает, что Beatles пели не для этого — all you need is love.

Трейлер:

Притворись моей женой (2011, США)

Жанр: ромкомРежиссер: Деннис Дуган («Не шутите с Zоханом!», «Трудный ребенок»)Сценарий: Аллан Лоб («Призрачная красота», «Больше, чем друг»), Тимоти Даулинг («Значит, война»)В ролях: Адам Сэндлер, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Бруклин ДекерКиноПоиск: 7,3IMDb: 6,4

Дэнни Маккоби собирался жениться, но в последний момент выяснил, что любимая невеста не только ему изменяет, но ещё и считает Дэнни своим уродливым стартапом. Несчастный парень, брошенный у алтаря, идет в ближайший бар и встречает там девушку. Незнакомка видит кольцо на пальце, и Дэнни рассказывает своей случайной спутнице драматическую историю о жене-тиране, добавляя в выдумку для полноты трагедии детей-сирот, побои и измены. Новая знакомая настолько впечатлилась, что решила увеличить капитал своих добрых дел утешением несчастного парня из бара. Жалость породила настоящего монстра: Дэнни стал использовать обручальное кольцо и жуткие рассказы о жене-чудовище, чтобы получать поддержку от чутких девушек. И схема работает прекрасно, пока герой не влюбляется в Палмер — очень красивую и бесконечно добрую блондинку. Палмер ещё и не так глупа, как кажется: красотка хочет лично познакомиться с ужасной женой Дэнни, чтобы убедиться в её существовании. Мужчине приходится нанимать на эту роль свою помощницу Кэтрин — маму-одиночку с двумя детьми. Все вместе они, Дэнни, Палмер, Кэтрин, дети и еще один аферист, выполняющий роль нового бойфренда Кэтрин, отправляются на Гавайи, где и без того сложная ситуация накаляется все сильнее.

Трейлер:

Ослепленный светом (2019, Великобритания)

Жанр: драмедиРежиссер: Гуриндер Чадха («Ангус, стринги и поцелуй взасос»)Сценарий: Сарфараз МанзурВ ролях: Билли Бэррэтт, Вивек КалраКиноПоиск: 6,3IMDb: 6,9

Брюс Спрингстин — легенда американского рок-н-ролла 70-х. Лидер группы E-Street Band двадцать раз выиграл «Грэмми», получил премию «Тони» и даже «Оскар» с «Золотым глобусом» успел завоевать (за саундтрек к фильму «Филадельфия»). А в 2019-м о музыке этого культового исполнителя и композитора сняли эмоциональную подростковую драму, где парень из пакистанской семьи беженцев в Лондоне учится быть собой.

Джавед растёт в патриархальной семье, и его папа не доволен тем, что сын хочет быть гуманитарием. Джавед же пишет отличные эссе, выигрывает литературные конкурсы и страдает по-тургеневски. Этому подростку остро хочется самореализоваться, но отец упрямо отказывается принимать выбор своего ребёнка. Тогда Джавед находит того, кто его искренне понимает — Брюса Спрингстина. В текстах рок-звезды парень узнает себя и наконец начинает жить.

Трейлер:

В воплощении эпохи 80-х фильм вполне мог бы посоревноваться с «Очень странными делами». А вот с «Рокетменом» и «Богемской рапсодией» картину сравнивать не стоит: в «Ослепленном светом» тоже есть достойная лирика, но без мрачного «бэк вокала».

Естественное право во времена средневековья

Взгляд средневекового общества на естественное право был сформирован на основе учений Сократа и Платона, но с внесением некоторых изменений. В эту эпоху особое влияние на догмы и постулаты естественного права оказало Священное Писание. Человечество начало отходить от язычества в пользу христианства, и с изменением религии, естественно, естественно-правовая теория права приобрела большой вес в обществе.

Особое место в этот период естественное право получило в произведениях Фомы Аквинского, который, в свою очередь, взял за основу работы Аристотеля. Фома Аквинский определял естественное право как нечто божественное, то есть то, что не поддается научному обоснованию. В то же время его теория была довольно запутанной. Он рассматривал общие принципы права, разделяя его на естественные и человеческие права. Таким образом, можно сказать, что в эпоху средневековья естественное право рассматривалось как свод правил и принципов, которые существуют на протяжении многих лет, но не поддаются научному обоснованию. При этом Фома Аквинский говорил, что человеческие законы имеют силу только потому, что опираются на Божьи правила. А все те законы, которые подданные считают неправильными, они не обязаны исполнять, хотя в некоторых случаях и продолжают делать обратное.

В эпоху средневековья считалось, что закон Божий стоит над человеческими правилами, поэтому в первую очередь необходимо следовать именно ему. Основные работы Аквинского и его постулаты в дальнейшем нашли применение у теократов. Кстати, именно благодаря учениям Аквинского естественное право перешло из разряда концептуального учения в целостную систему и стало известно как естественно-позитивная теория права.

Концепции естественного права в Новое время

Томас Гоббс – английский философ, политолог. Его самое знаменитое произведение «Левиафан» основано на исследовании природы и страстей человека. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Эти характеристики определяют «естественное состояние» человека и приводят к бесконечным войнам, взаимному уничтожению. Выходом из такой ситуации Томас Гоббс видел заключение общественного договора и установление государством законов, контролирующих деятельность граждан.

Еще одним видным теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Он занимался разработкой таких философских понятий, как «субстанция», «атрибут», «мышление», «причинность», «аффекты» и т. д. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события. Он утверждал, что свобода – это подчинение равному и справедливому для всех людей закону.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий