Социальное государство это… Социальные функции государства

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство — это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства — это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Социальная функция государства: исторический аспект

Социальные функции государства реализуются строго в правовом поле и регулируются законодательством.

Система социальных функций как правовая категория свойственна государствам с древних времен. Однако более эффективно социальные функции государства стали реализовываться, начиная с Эпохи просвещения. Государство стало задумываться о благе своих граждан. Пусть не всегда эффективно, однако данное стремление породило множество потоков философской мысли

Особое внимание привлекают к себе различные концепции социального государства, которые уже успели сложиться к середине XIX века. Опираясь на них, немецкий философ Лоренцу фон Штейну разработал единую концепцию социального государства

Будучи единственным гарантом равенства и социальной справедливости, государство в понимании Лоренца фон Штейна, тем самым, возвышается над всеми остальными институтами и интересами . Исходя из этого, в дальнейшем был создан ряд важных теорий о социальном государстве, которые положили начало социальной ответственности государства перед своими гражданами.

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения

Уровень и качество жизни – интегрированные показатели социально-экономического развития страны. Для определения уровня жизни в разных странах используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который предложен ООН в 1990 г.

При расчете ИРЧП во внимание принимаются:

  • продолжительность жизни людей (граничные значения 25–85 лет);
  • уровень образования (0–100 % – количество лет, в течение которых человек обучался после 15 лет);
  • объем ВВП на душу населения (от 200 до 4000 долл. США).

Низким считается индекс меньше 0,5, высоким – 0,9–1. По мере продвижения прогресса в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал.

Уровень жизни населения – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей (количество автомобилей, квадратных метров жилья, торговых площадей, телефонов, компьютеров, набор продуктовой корзины и т.п.).

Качество жизни – интегрированный показатель, обобщающий основные качественные характеристики жизни населения.

Инструменты социальной политики:

  • социальные гарантии фиксируют обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством;
  • минимальные государственные социальные стандарты – совокупность видов и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых гарантируется всем гражданам;
  • минимальный потребительский бюджет в варианте повышенного стандарта обеспечивает воспроизводство рабочей силы, в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума;
  • прожиточный минимум – стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при данном уровне развития экономики;
  • потребительская корзина – совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которая рассчитана в среднем на душу населения и отдельно для мужчин (16–59 лет) и женщин (16–54 лет), пенсионеров и детей;
  • стоимость потребительской корзины – стоимостная оценка прожиточного минимума, нижняя граница стоимости жизни. Для работающих она обеспечивает сохранение работоспособности – это граница бедности, а для неработающих она обеспечивает лишь поддержание жизнеспособности – это уже граница нищеты;
  • минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – нижний предел, устанавливаемый (по теории) за наименее квалифицированный, простой труд. Его величина является точкой отсчета для всех остальных ставок заработной платы. Есть разные взгляды на этот показатель: согласно одним он должен составлять 70–80% в минимальном доходе (на практике – 22%), согласно другим – должен в 1,5 раза превышать прожиточный минимум, так как на одного работающего в среднем приходится половина иждивенца (ребенка);
  • минимальный размер пенсии (пособия и стипендии) – нижний ее предел, устанавливаемый соответствующими нормативными актами. Рассчитывается исходя из уровня минимальной зарплаты и прожиточного минимума;
  • . Разрабатываются пороговые значения показателей по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке — это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 — начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
Качественные социально-значимые отрасли услуг

Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
Правовое разрешение конфликтов

Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Роль и задачи социальной функции государства

Характерной особенностью социальной функции государства является ее многоаспектность по содержанию и масштабность. Целью социальной функции государства является обеспечение общественного благополучия и создание общественного равенства.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности .

В современных условиях многие страны могут назвать себя социальными государствами. Это говорит о том, что государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Россия, несомненно, занимает прочное место среди этих стран. Согласно статье 7 Конституции РФ “Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека” .

Задача социального государства состоит в обеспечении своим гражданам достойной жизни посредством системы социальных мер, которые регулируются действующим законодательством.

Задачи России, как социального государства представлены на рисунке ниже.

По мнению С.В. Бошно “В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но одновременно действует и механизм их обновления”. На появление новых функций в современно России влияют следующие классические факторы:

  • самоорганизационные процессы;
  • субъективные процессы;
  • случайные процессы.

В настоящее время государств необходимо повысить эффективность реализации социальной функции. Для этого необходимо расширить законодательство в сфере оказания социальной помощи населению и в сфере борьбы с коррупцией, которая является серьезным препятствием в процессе реализации базовых задач социальной функции российского государства.

Литература

  1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
  2. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие – М.: Эксмо, 2014 – 400с.
  3. Саженова Е. Ю. Истоки социальных функций государства // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 597-599.
  4. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. – 2015. – №11.4. – С. 208-211.
  5. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство — это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Регулирование доходов населения

Цель государственного распределения и перераспределения рыночных доходов – уменьшение резкой дифференциации по уровню доходов и капиталу.

Принципы распределения доходов в обществе:

  • уравнительное (эгалитарное) распределение, когда все члены общества (его определенной части) получают равные доходы или блага;
  • рыночное распределение – каждый владелец фактора производства получает доход в соответствии с хозяйственной продуктивностью своего фактора. По отношению к обладателям рабочей силы (т.е. наемным работникам) действует принцип распределения по труду. Он означает, что доходы трудящихся зависят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов;
  • распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.);
  • привилегированное распределение характерно для недемократических обществ, в которых люди, находящиеся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде повышенных окладов и пенсий, улучшенных условий жизни, труда и отдыха, спецобслуживания и др.).

В жизни все эти принципы обычно сочетаются. Сложность проблемы распределения и перераспределения доходов обусловлена отсутствием ответа на вопрос: «Какое распределение доходов считать правильным?»

Элементы механизма распределения и перераспределения доходов:

  • предоставление общественных благ;
  • налогообложение;
  • трансферты.

Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы. Понятие «дохода» шире понятия «заработной платы», поскольку доход может содержать и другие денежные и натуральные поступления.

Виды доходов:

  • номинальный доход – общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Основные элементы этого дохода: трансфертные платежи; проценты по вкладам и облигациям, дивиденды на акции, страховые выплаты, лотерейные выигрыши и пр.;
  • располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Он равен номинальному доходу минус налоги и другие обязательные сборы и платежи;
  • реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода. Это количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход.

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансферты (социальные платежи). Соотношение между ними влияет на экономическое поведение людей. Если в доходах преобладает заработная плата, это стимулирует трудовую активность людей, инициативу, предприимчивость. Если повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее к труду, заражаются иждивенчеством. Поэтому размеры государственной помощи должны быть взвешенными.

Похожие термины:

  • Это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государст

  • Страты как социальные слои и группы, отличающиеся между собой по самым различным критериям и показателям и ведущие к социальной дифференциации, существуют в любом государстве. Социальная стратиф

  • государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых

  • установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работн

  • совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз­глашающих и гарантирующих социально-экономические права лич­ности. В социальном государстве нормативно-правовые акты

  • система законодательных, нормативных и правовых актов, способствующих практическому осуществлению декларированных Конституцией принципов социального государства, «политика которого направле

  • Система государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ и находящихся в их ведении. В Г.с.с.о. входят и о

  • установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситу

  • служба, входящая в систему органов социальной защиты населения РФ. В ее структуру входят бюро медико-социальной экспертизы (см.) и главное бюро медико-социальной экспертизы. На нее возлагаются сле

  • Исследования и обсуждения проблем социального государства в России начались в 1993 г., в период работы Конституционного совещания. В частности, в мае 1993 г. в Академии труда и социальных отношений (АТ

  • система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства

  • Совершенно очевидна значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и меры чисто

  • ГОС ПО — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной вл

  • гос. бюджетное учреждение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2009 № 983-р о реорганизации ранее действовавшего ФГУП «НИИ статистики Росстата». Полномочия учредителя осуществл

Обязательства социального государства

В главе 2 Конституции Российской Федерации содержатся основные гражданские и человеческие права/свободы, а социальные обязательства получают развитие. В заботы государства входит обеспечение гражданам: безопасных условий труда, полноценного отдыха, жилищных условий, возможности получить образование, укрепления здоровья, охраны окружающей среды, включая поощрение действий, улучшающих экологическую ситуацию. В социальном государстве такие отрасли, как наука, образование, здравоохранение, культура, воспитание поддерживаются органами государственной власти с применением средств госбюджета.

Замечание 1

В демократических условиях социальным государством предоставляется большой простор всяким общественным силам, желающим предоставлять помощь тем слоям населения, которые являются социально необеспеченными. В статье 39 Конституции упоминается о том, что в РФ поощряются дополнительные формы соцобеспечения, а также благотворительность.

Положения Конституции Российской Федерации, в которых обозначены положения ее социальных природы и политики уточняются и развиваются в довольно разветвленной системе федеральных законов, президентских указов и подзаконных нормативных правовых актов. К подобным федеральным законам относятся:

  • закон №195-ФЗ «Об основах соцобслуживания населения РФ» (действует с 10.12.1995 года);
  • закон №181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ» (действует с 24.11.1995 года);
  • закон №122-ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (действует с 02.08.1995 года);
  • закон №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (действует с 11.08.1995 года);
  • закон №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (действует с 19.06.2000 года.

Эти законы, а также многие другие подвергаются периодическим обновлениям и совершенствованиям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий