Статус военнослужащих. Федеральный закон “О статусе военнослужащих”

Обязанности военнослужащих

Действующий ФЗ№76 в большей степени разработан как стимул для защитника Отечества, однако, наряду с правами и привилегиями, в нормативе регламентированы и обязанности армейцев.

У военных существуют должностные повинности, специальные, а также разработана статья 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы». Но обязательства, касающиеся всех лиц в погонах, собраны в главе «Общие обязанности» и выглядят следующим образом:

  • быть верными данному Родине обязательству;
  • беззаветно служить народу своей страны;
  • мужественно и умело защищать государство;
  • соблюдать Конституцию и законы РФ, требования уставов и приказы непосредственных командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать армейское мастерство;
  • содержать в постоянной боевой готовности вооружение и технику;
  • беречь вверенное военное имущество;
  • быть дисциплинированными и бдительными;
  • хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Защита обозначенной категории граждан в правовом аспекте – это главная функция государства. Именно Правительство взяло на себя обязательство закреплять в издаваемых ими актах определённые права, соцгарантий и компенсаций предназначенные защитникам Родины и членам их семей, а также разработало механизм их претворения.

Роль стимулирования, как материального, так и морального, направлена государством, для непосредственного обеспечения деятельности военного эффективностью. К группе общих прав в нормативах о воинской службе и статусе военнослужащих, обеспечивающих этот стимул, разумно отнести те, которые имеют отношение к матобеспечению, различным преференциям, поощрениям, продвижением по службе и правовой защите. Также немаловажным фактором являются предоставленные широкие возможности для членов семьи военнослужащего.

Порядок обеспечения гарантиями и компенсациями

Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.

Все привилегии, предоставляемые военнослужащим, собраны в статье3 Федерального закона. Статьёй чётко предопределена ответственность государства за надлежащее соцобеспечение военных и их семей.

Права тех, кто несет военную службу

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

Номер Наименование Описание
5 Защита свободы, чести и достоинства Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

6 Право на свободу передвижения и выбор места жительства Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

7 Право на свободу слова Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.
10 Право на труд Реализуется в виде прохождения военслужбы.

Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

Период прохождения повинности в условиях повышенной для жизни или здоровья опасности, заносится в спец стаж и засчитывается при расчёте объёма пенсии.

11 Служебное время и право на отдых Продолжительность служебного времени у военнослужащих по призыву, определяется распорядком дня ВЧ. У контрактников – согласно их контракту.

При этом ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется восемь часов для сна и два часа для личных надобностей.

Военнослужащим-срочникам предоставляются не менее одних суток отдыха еженедельно. Контрактникам — не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток в месяц.

19 Право на образование ФЗ наделяет армейцев привилегией на бесплатное обучение в образовательных профучреждениях военного типа, курсах переподготовки и повышения квалификационного уровня.
20 Проезд на транспорте Срочники наделены преференцией пользования всеми видами транспорта (кроме такси) без оплаты.

Контрактники вместо бесплатного проезда получают денежный эквивалент, как компенсацию расходов на проезд.

21 Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий Защитники Отечества наделены возможностью защитить свои интересы и законные права через судебные тяжбы.

Любые неправомерные решения органов военуправления или действия командиров всех рангов могут быть обжалованы в порядке, разрешённом нормативами.

23 Увольнение с военной службы и право на трудоустройство До достижения возраста, который даёт право военному по выслуге лет идти на пенсию, без его согласия никто не правомочен произвести увольнение воина со службы. Существуют исключения, закреплённые в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Восстановление при необоснованном увольнении производится в соответствии с Положением о порядке прохождения ВС.

Для уволенных со службы армейцев устанавливаются допусловия на трудоустройство. Такое же правило распространяется на семью воина. Также предоставляется дополнительное социальное обеспечение.

Права тех, кто несет военную службу

Будучи гражданами РФ, военнослужащие имеют определенные права и свободы. В свою очередь, закон о статусе военнослужащих наделяет последних особыми правами, которые стоит рассмотреть:

  • граждане, проходящие военную службу, имеют право на ношение, хранение и применение оружия в том порядке, который определен законодательством ВС РФ;
  • право на то, чтобы принимать решения и участвовать в их подготовке согласно должностным обязанностям;
  • на получение материалов и информации, которые нужны для исполнения должностных обязанностей;
  • на получение пенсионного обеспечения с учетом стажа военной службы;
  • на увеличение финансового содержания на основании стажа и результатов службы;
  • на продвижение по службе и повышение уровня квалификации, причем в последнем случае могут использоваться бюджетные средства;
  • на участие в конкурсе с целью замещения вакантной воинской должности;
  • на материальное обеспечение;
  • на посещение подчиненных воинских организаций для исполнения должностных обязанностей.

Если коснуться темы сведений, которые могут порочить честь военнослужащего, то стоит отметить, что нет нормативного акта, напрямую предусматривающего право на проведение административного расследования по инициативе пострадавшего. При этом ФЗ о статусе военнослужащих не исключает возможности подачи жалобы по команде в том порядке, который установлен в ДУ ВС РФ.

Роль материального и морального стимула, косвенно обеспечивающего эффективность деятельности военного, отводится праву на финансовое обеспечение. К группе общих прав, выполняющих стимулирующую и компенсирующую функции, можно отнести те, которые имеют отношение к государственному материальному обеспечению и отдыху, льготам, поощрениям, продвижением по службе и защите.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

Что касается тех, кто служил еще во время СССР, таким военным предоставляются социальные гарантии и компенсации. Этот принцип справедлив и по отношению к организациям других государств, которые ранее входили в состав сил СССР, но лишь при том условии, что были заключены и ратифицированы международные договоры РФ.

К чему сводится суть статуса

Под статусом военнослужащих стоит понимать сочетание свобод и прав, которые гарантирует им государство. Сюда также относятся установленные Федеральным законом обязанности и ответственность. В данной статье будет рассматриваться информация о статусе военнослужащих с изменениями, которые были внесены в законодательную базу. Изначально стоит отметить, что граждане, служащие в армии, имеют определенные ограничения ввиду своей деятельности. Это, в свою очередь, приводит к необходимости формирования льгот, дополнительных прав и поощрений для качественной мотивации и компенсации.

Как и говорилось выше, если сравнить статус военнослужащих с положением обычного гражданина, то можно заметить наличие некоторых ограничений. Лица, служащие в армии, обязаны подготавливаться к вооруженной защите и в случае необходимости защищать Российскую Федерацию. Это, в свою очередь, подразумевает беспрекословное выполнение поставленных задач независимо от условий и даже при явном риске для жизни. Учитывая тот факт, насколько особенными являются обязанности представителей военного сегмента, им обеспечиваются социальные гарантии и компенсации.

Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца

Поскольку исполнение долга у воинов сопряжена рисками его летального исхода, государством разработана стратегия соцзащиты членов семей погибших защитников Отечества. Этому посвящена статья 24 рассматриваемого ФЗ.

Согласно этой статье гибель военного рассматривается как утрата кормильца. Семья погибшего имеет право на:

  • пенсионное обеспечение;
  • закрепление за ними жилища, предоставленного погибшему военному;
  • ремонт ИЖС;
  • компенсацию коммунальных услуг (при условии, что погибший имел стаж от 20 лет);
  • преимущественное первенство на соц- и медобслуживание.

За вдовами погибшего солдата, попадающими под обеспечение соцгарантиями и компенсациями, обозначенные привилегии сохраняются до факта вступления в повторный брак.

В центре внимания

Реквизиты для осуществления перевода денежных средств в доход федерального бюджета

Посмотреть

Скачать

Рекомендации в целях определения оптимальных процедур взаимодействия уполномоченных банков и застройщиков при переходе на проектное финансирование объектов долевого жилищного строительства с использованием счетов эскроу для учета и использования в работе застройщиками, реализующими проекты долевого жилищного строительства с использованием счетов эскроу, финансируемые за счет кредитов, и соответствующими кредитными организациями, осуществляющими кредитование указанных застройщиков

Посмотреть

Скачать

Об обязанности застройщиков по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд

Посмотреть

Скачать

Приказ Минстроя России от 27.09.2015 г. № 771/пр “Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения”

Посмотреть

Скачать

Реестр описаний процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года, № 403

Посмотреть

Скачать

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования”

Посмотреть

Скачать

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (о лицензировании управляющих компаний многоквартирных домов)

Посмотреть

Скачать

Постановление Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 404 “О некоторых вопросах реализации программы “Жильё для российской семьи” в рамках государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”

Посмотреть

Скачать

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования”

Посмотреть

Скачать

Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 718-р “Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов”

Посмотреть

Скачать

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно – коммунальных услуг”

Посмотреть

Скачать

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 403 “Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства”

Посмотреть

Скачать

Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Посмотреть

Скачать

Указ Президента РФ от 1 ноября 2013г. №819 “О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации”

Посмотреть

Скачать

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 5 мая 2014 г. № 223/пр г. Москва “Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса”

Посмотреть

Скачать

Приказ Минстроя России от 18 июня 2014 года № 321/пр  О внесении изменений в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется реализация программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 27 мая 2014 года №258/пр.

Посмотреть

Скачать

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования”

Посмотреть

Скачать

Права, обязанности и ответственность

Таблица 1. Виды военно-служебных прав, полномочий и обязанностей

ВидХарактеристика
ОбщиеОтносятся ко всем служащим. Помимо ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплены в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
ДолжностныеВоенные получают их в соответствии с занимаемыми должностями. Они зафиксированы в должностных регламентах и общевоинских уставах.

Права военнослужащих

Рамки поведения и действия, направленные на удовлетворение собственных интересов, прописаны на законодательном уровне. Все права классифицируют на 3 группы.

Таблица 2. Группы прав военнослужащих

ГруппаОписание
Общегражданские, закрепленные в КонституцииОни описывают статус военнослужащего в качестве гражданина страны. Делятся на юридические, гражданские, культурные, персональные, экономические, социальные и политические. Часть из них может быть лимитирована.
Общие и должностныеЗависят от специфики воинской службы. Права дифференцируются в зависимости от должности, чина, принадлежности к определенному составу, условий выполнения воинской повинности и иных факторов.
Специальные права, временно предоставляемые служащим при чрезвычайных ситуацияхВозникают во время боевых действий, прохождения пограничных нарядов или несении боевого дежурства. Обусловлены осуществлением деятельности, выходящей за рамки первоначально возложенных полномочий. Они регулируются законодательными актами, выпускаемыми в связи с конкретной ситуацией или отдельными нормами. Примеры дополнительных обязанностей — применение силы либо оружия.

Улучшению правовых отношений между государством и служащими уделяется много внимания

Среди общих гарантий выделяют следующие:

  • духовные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

Наиболее существенным считается юридический аспект, прорисованный в виде системы правовых норм. Они нацелены на определение круга обязанностей, полномочий, их реализации и защиты.

Часть прав во время прохождения службы ограничивается на законодательном уровне. Это делают для защиты следующих аспектов:

  • конституционного строя;
  • состояния здоровья;
  • проблем нравственного характера;
  • безопасности государства.

Помимо перечисленных понятий в федеральном законе рассматриваются следующие преимущества:

  1. Льготы. Предоставление конкретных материальных преференций, не предусмотренных для рядовых граждан.
  2. Компенсации. Денежные выплаты, зафиксированные в нормативных актах. Например, отдых в санатории, вещевое имущество или оплата съемного жилья.
  3. Гарантии. Зафиксированные законодательно обязательства государства перед военнослужащими выполнить конкретное действие в его пользу.

Понятия льгот, компенсаций и гарантий считаются составляющими правового статуса военных наряду с обязанностями, ответственностью, полномочиями и правами

Обязанности и ответственность

Прописаны общие, должностные и специальные. Под обязанностью понимают возложенные на служащего полномочия. Они делятся на 2 вида:

  1. Активные — направленные на осуществление определенных действий.
  2. Пассивные — предполагающие уклонение от ряда поступков.

Служащие обязаны выполнять поставленные руководством задачи и тренировать армию для защиты Отечества. Под этим постулатом подразумевается готовность рисковать собственной жизнью.

Таблица 3. Виды ответственности

ТипОписание
Уголовная1. За совершение воинских преступлений (по специальным основаниям).
2. За остальные злодеяния (по общим).
ДисциплинарнаяДисциплинарные проступки, перечисленные в общевоинском уставе, либо за неподчинение командиру.
АдминистративнаяЗа правонарушения, указанные во II ч. ст. 2.5 КОАП РФ.
МатериальнаяЗа порчу воинского имущества. Регламентируется ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”.

КоАП РФ Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Военным отведена самая важная роль в решении вопросов обороны

Запреты и ограничения прав

Правовая основа — ст. 55 Конституции РФ, ч.3 и федеральные законы. Другими правовыми актами запрещено регламентировать ограничения прав.

Конституция РФ Статья 55

Таблица 4. Основные аспекты лимитирования

РазновидностьХарактеристики
ОграниченияПрописанная на законодательном уровне невозможность полного выполнения общегражданских полномочий: выезд за пределы страны или гарнизона;
ограничения права на отдых и труд.
Обусловлена спецификой воинской службы.
ЗапретыВоздержание от осуществления действий, которые негативно отразятся на выполнения служебных предписаний.
Виды запретов:на забастовку;
на ведение предпринимательской деятельности;
антикоррупционный.

Внесенные правки

За последние несколько лет в закон были внесены дополнения. Существенный блок правок коснулся способов увольнения действующих служащих, а также проходивших службу по контракту или призыву.

ФЗ «О статусе военнослужащих» неоднократно подвергался модификациям

Основные моменты:

  1. По окончанию выполнения своих обязанностей перечисленным лицам не предоставляются следующие преференции:
    • ежегодный медицинский осмотр;
    • жилье;
    • ежегодный медицинский осмотр
    • возможность бесплатного проезда.
  2. Дополнительный отпуск продолжительностью до 10 календарных дней, предоставляемый ежегодно, возможен при определенных условиях. Служащий должен в течение последнего года работать по ненормированному рабочему графику.
  3. Не достигшие предельного возраста контрактники не могут быть уволены без их письменного соглашения.

Ежемесячная компенсация полагается и при увольнении, и при самостоятельном уходе из Вооруженных Сил. Служащий вправе выбирать способ начисления пенсии.

Помимо этого были дополнены либо изменены следующие моменты:

  1. Предоставление жилья либо стартового капитала для его строительства.
  2. Исключение опасных мер из полномочий командиров воинских частей. Вверение им обязанностей по заботе о здоровье солдата.
  3. С целью усиления заботы о физическом состоянии персонала должны проводиться соответствующие мероприятия.

Также предусматривается возможность обучения. Это касается профессиональных организаций и ВУЗ-ов

Правки 2019 г.

В III чтении членами Государственной Думы были внесены новшества, касающиеся передачи определенной информации и использования ряда устройств. За принятие правок проголосовало 408 депутатов.

Основные моменты:

  1. Находясь на службе, при себе нельзя иметь технического средства, дающие возможность распространять фото, виде и данные геолокации. Все перечисленное можно сделать посредством смартфонов.
  2. Запрет относится как к действующим военнослужащим, так и уволенным в запас. Последнюю категорию лиц обязывают не размещать в сетях соответствующую информацию на протяжении 5 лет после прекращения службы.
  3. Эти ограничения касаются отдельных аспектов службы, таких как ведение боевых действий, пребывание на дежурстве и т.д.
  4. Призывникам и военнослужащим не разрешается информировать журналистов о характере службы и разглашать сведения о бывших сослуживцах.

Изменения были внесены с целью предотвращения психологического, информационного воздействия и вырабатывания у граждан предвзятого мнения о государственной политике

Главные моменты, которые нужно знать

Исходя из названия, для начала лучше всего уяснить, что такое статус военнослужащих. Под ним понимают набор их прав, свобод, а также других норм, которые предоставляет государство. Само собой, в статус военнослужащих также входит набор сфер, за которые несут прямую ответственность сами военные. При этом некоторые ФЗ могут включать в себя определенные группы, имеющие тот или иной статус. Эту категорию устанавливает не только действующий федеральный закон, но и другие.

В основу статуса военнообязанных входят определённые права, свободы, а также ограничения человека. Все это написано в самом федеральном законе, Конституции, а также других нормативно-правовых актах, которые действуют на территории Российской Федерации. Военнослужащие имеют свои обязанности, которые им надлежит исполнять. За их игнорирование полагается набор соответствующих видов наказаний. Гражданин на службе должен делать все необходимые приказы в беспрекословной форме. В том числе в круг его обязанностей входит выполнение поручений и определенных заданий, связанных с высоким риском для жизни и своего здоровья. Благодаря исчерпывающей информации, которая имеется в ФЗ, военный имеет возможность получить компенсацию за те или иные причиненные в ходе службы увечья физическому и психологическому здоровью. Можно рассчитывать на различные компенсации, гарантии и социальные поощрения со стороны государства. За выполнение поставленных задач ФЗ гарантирует, что гражданин на военной службе получит соответствующую помощь и поощрение со стороны государственных органов. Военнослужащий является военнообязанным до тех пор, пока он не будет уволенным. Он должен быть мобилизованным в случае военных действий, даже если он находится в запасе. ФЗ защищает права и свободы военнослужащих, предоставляя исчерпывающую и актуальную информацию о том, что будет делать военный в случае тех или иных ситуаций во время своей жизни.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В 2021 году корректировке подверглась ст. 16 Закона, касающаяся права на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащим. Изменения регламентированы 545 Федеральным Законом РФ и вступили в силу с января 2021 года, окончательно отменив действие постановления Правительства №56, которое было упразднено ПП №1191 в сентябре 2021 года.

Теперь право на санаторно-курортное обслуживание получили члены семей граждан, состоящих на военной службе на следующих условиях:

  • исполнение служебных обязанностей по военному контракту;
  • прохождение службы в воинских частях постоянной готовности;
  • исполнение служебных обязанностей на должностях, подлежащих квалификации в матросов, сержантов, солдат и старшин;
  • заключение воинского контракта после января 2004 года.

Ранее перечисленные категории военнослужащих, получившие травму или увечье при исполнении служебных обязанностей, приобрели право на внеочередное получение путевки в пункты санаторно-курортного обслуживания (Федеральный Закон №394, действующий с января 2017 года). Также служащие и члены их семей на основании заключения военной медицинской комиссии имеют право на получение дополнительной путевки (п. 4 ст. 16 Закона).

В 2021 году право на внеочередное, общее и дополнительное предоставление путевки в санаторий не зарезервировано только за курсантами профессиональных и высших военных образовательных учреждений (п. 4 ст. 16 Закона). Изменения регламентированы п. 2 Федерального Закона №545.

Вопросы статуса

Особенности трактовки:

  1. Один из наиболее значимых моментов — переход из общегражданского в военно-служебный статус. Новое правовое состояние гражданин приобретает лишь после начала службы.
  2. При определении статуса рассматриваются следующие категории военных:
    • военнообязанные;
    • призывники;
    • граждане, находящиеся на военных сборах;
    • осуществляющие службу по контракту;
    • захваченные в плен;
    • заложники;
    • безвестно отсутствующие до признания умершими.
  3. Статус военнообязанного становится недействительным после прекращения службы.
  4. Рассматриваемая категория лиц обладает равными правами с обычными гражданами РФ. Но к ней применяется ряд правовых ограничений.
  5. Законным правом причислять к этой группе граждан обладают лица следующих званий:
    • прапорщики;
    • мичманы;
    • офицеры;
    • солдаты;
    • курсанты;
    • матросы.
    • служащие по контракту сержанты.

Статус военнослужащего предоставляется людям, проходящим службу начиная с 28.03.1998 г.

Одним из краеугольных камней является соотношение гражданского и военного статуса лица

Среди определяющих факторов, влияющих на социальное положение, выделяют следующие:

  1. Обладание главными общегражданскими обязанностями и правами.
  2. Выполнение обязанностей, связанных с заботой о безопасности страны. Эта функция накладывает дополнительные повинности и ограничение ряда прав.

Исходя из этого, военнослужащий наделен взаимосвязанными между собой общей и специальной правоспособностями. Последняя состоит из первой и одновременно является ее производной.

Статус регламентируется законами и подзаконными актами

Военная обязанность в системе государственной власти

Обеспечение целостности РФ и государственного суверенитета достигается через введение конституционной обязанности по защите родины.

Статья 59 Конституции РФ

Основные моменты:

  1. Воинская служба считается разновидностью государственной. Это главная форма реализации конституционной обязанности по защите родины.
  2. Военнослужащим отведена ведущая роль в оборонных и вопросах безопасности.
  3. В рамках прохождения службы затрагиваются не только технические аспекты пребывания граждан в Вооруженных Силах. Они рассматривают различные стратегии сохранения государственных границ.

Аспекты взаимодействия государства и армии на законодательном уровне регулярно пересматриваются и усовершенствуются.

Взаимодействие военнообязанных граждан и государства всегда находится под прицелом законодателей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий