Политические функции
В первую очередь относительно политической жизни общества более выражена идеологическая функция. Историческое взаимодействие правовой системы и политической власти – явление симбиотического характера: ресурсы политической власти направлены на защиту и обеспечение функционирования правовой системы, в то время как легитимность власти определяется этой же системой права.
Для политического функционирования общества необходимо исполнение следующих правых функций:
- Целеполагание общественного развития.
- Легитимизация политической власти.
- Организация системы власти в обществе.
- Идентификация государства, определение суверенитета, национальной идеологии.
Реализация права
Правореализация является третьим компонентом системы права. Юридические нормы законодательно встраиваются в поведение людей. Это, в свою очередь, сказывается на функционировании всей государственной системы. Специалисты в области права выделяют три формы реализации права:
- Пользование. Речь идет об активной реализации своих прав субъектами – организациями, простыми гражданами и государственными органами. В нормативных актах закрепляются права субъектов.
- Исполнение. Представляет собой воплощение в жизнь императивных норм. Например, судебная инстанция вынесла в отношении субъекта решение о необходимости реализовывать определенную обязанность. Удовлетворение решения суда как раз будет называться исполнением.
- Соблюдение. Здесь также идет речь об императивных нормах, но уже пассивного характера. Например, гражданин с детства усвоил ряд правил. Он знает, что их нарушение повлечет за собой установление санкций. Именно поэтому субъект реализует свою пассивную обязанность – не нарушать нормы закона.
Правореализация возможна за счет применения – особой юридической формы. Применение имеет своей целью воплощение правовых норм в жизнь. Распространяется представленная категория на неопределенный круг субъектов.
Особенности российской правовой системы
Вопрос об особенностях российской правовой системы в науке неоднозначен и противоречив. Основными вариантами классификации российского права системы как одной из правовых семей являются:
- российская правовая система принадлежит к романо-германской юридической семье;
- российская правовая система принадлежит к семейству социалистического права (или, имея отличительный характер, считается его основным представителем);
- российская правовая система принадлежит к семейству славянских законов (или, имея отличительный характер, считается ее главным представителем).
Первая точка зрения, представленная в работах ряда известных сравнительных материалов (А.Х. Саидов и др.), представляется наиболее предпочтительной, при условии, что российская правовая система обладает неотъемлемыми характеристиками своего специфического историко-культурного развития (это соответствует современным сравнительным исследованиям распределения различных групп государств в рамках римско-германской правовой семьи – романской, германской, скандинавской и т. д.).
Как утверждает А.Х.Саидов, развитие российской правовой системы в 10 и 19 веках, византийская культура, восприятие православия, поздние европейские законы и влияние Северной Европы позволяют нам завершить вступление в семью римско-германских правовых систем
Следует обратить внимание на следующие отличительные особенности особых сортов – евразийских:
- во 1-х, высочайшая, наиважнейшая, защита общих интересов, общего дела, духа соборности в ущерб личным стремлениям, их правам и интересам;
- во 2-х, бессилие индивидуального правового начала в культуре в целом;
- в 3-х, обширное продвижение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.п.;
- в 4-х, негативное отношение православной веры к базовым устоям законодательного общества и к праву, законодательной культуре;
- в 5-х, высочайшая степень «присутствия» государственности в социальной жизни и в идеологии государства, в национализации многих аспектов общественной жизни, в подчинении закона государству.
В 1917 году в России начался коммунистический эксперимент. В западном сравнительном праве советское право было отнесено к семейству правовых систем социалистических стран. К тому времени и в этот период социалистический закон часто интерпретируется как своего рода римско-германский закон.
- с одной стороны, принципы, нормы и структуры, предусматривающие принципиальное различие между правом Советской Социалистической Республики и буржуазным правом, освобождены от существующего российского законодательства;
- с другой стороны, принципы, нормы, институты и даже отрасли, ранее считавшиеся исключительным признаком буржуазного права, фигурируют в российском праве.
Согласно своим основным критериям правовой классификации, российское право всегда принадлежало к германской правовой семье и всегда оставалась таковой. Об этом свидетельствуют кодифицированный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства права и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судебных процедур. Все это, однако, не мешает сохранению самобытности, особенностей, традиций российской правовой системы (см.: Саидов А. X. Указ, указ. соч. 334-340).
Замечание 1
М. Н. Марченко рассказал о социальных особенностях социалистического, а затем об определении постсоциалистической правовой системы. По его мнению, российская правовая система, которая является самой мощной и эффективной из всех старых социалистических правовых систем, в настоящее время открыта в переходном состоянии, взаимозаменяема с практикой и любой другой правовой системой (см. Марченко Н. Сравнительное право, 2001, стр. 373-474).
Правовая культура
Второй блок в правовой системе имеет культурно-исторический характер. Правовой культурой называют совокупность идей, убеждений и ценностей, принимаемых обществом на протяжении всего своего существования. Рассматриваемое явление сильно зависит от поведенческих стереотипов, правовых традиций и менталитета общества. Немалое влияние на культуру может оказывать религия.
В крупных странах не существует единой правовой культуры. Яркий тому пример – Российская Федерация. В нашей стране проживает громадное количество этносов, общин, наций и народов. Каждое общество внутри страны формирует широкую культурную систему – многонациональную и мультирелигиозную. Это, в свою очередь, сильно сказывается на государственном праве. Оно становится более обособленным и независимым от разного рода идей и традиций. Законодателям не приходится угождать каким-то отдельным группам: формируется наиболее оптимальная система норм и ценностей, которой должны руководствоваться все жители страны.
Юристы выделяют четыре типа культуры. Это идеи, нормы, поступки и учреждения. Данное разделение, как можно заметить, сильно напоминает классификацию правовой системы. Во многом это связано с общностью принципов и взаимосвязью всех правовых категорий.
Правовая система общества России
В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. Это, с одной стороны, исключение из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного, а с другой – появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права (например, торговое право и т.д.).
Глубокие экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни открыли широкие возможности к сближению российского права с романо–германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию.
Возникновение частного и публичного права в России
Возникновение частного и публичного права в России в значительной степени было обусловлено социально–экономическим и политико– правовым развитием общества.
Это нашло свое отражение в следующих направлениях в области частного права.
- во–первых, в признании многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности;
- во–вторых, в развитии и создании юридических основ свободного предпринимательства. Рыночные отношения, т.е. имущественные, товарно–денежные отношения плюс налоговые, финансовые, трудовые, социальные и др., являются важнейшим источником частного права в России в материальном смысле;
- в–третьих, в появлении рада ранее отсутствовавших институтов торгового права.
Признаки демократического правового государства
В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:
- конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;
- конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;
- введение и развитие судебного конституционного контроля.
Благодаря этим и другим новейшим тенденциям традиционная близость русского дореволюционного и современного российского права к романо-германской правовой семье становится существенным фактором, способствующим сближению рассматриваемых правовых моделей.
Источниками российского права являются: закон, иной нормативный правовой акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно–правовые акты.
Для современной правовой системы России характерно признание приоритетным источником права закона. Видимо, все это будет предопределять особенности и приоритеты развития российской правовой системы в XXI в..
В качестве источников российского права выступают также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Роль законов в системе источников российского права будет возрастать. Законы должны быть социально обусловлены и материально обеспечены.
Доминирующая роль закона не исключает, однако, важного значения других факторов, воздействующих на развитие российского права, в том числе его источников. Что касается иных нормативных правовых актов, то наблюдается расширение «указного законодательства», засилье ведомственного нормотворчества
Другие нормативные правовые акты
Локальный правовой акт — тоже источник права. К ним относятся договоры с их общеобязательным характером исполнения для каждой стороны.
Также разделяют «нетипичные» источники права. К ним относятся:
- судебные прецеденты;
- правовые обычаи.
Судебный прецедент
Судебный прецедент — это конкретное решение суда по определенному делу. В современной России он применяется как источник права только в тех случаях, если рассматриваются судебные акты, влияющие на содержание норм уже принятых законов. Правовые прецеденты получили широкое распространение в англо-саксонской системе.
Правовой обычай
Правовым обычаем признается правило поведения, сложившееся в правовой практике и получившее широкое распространение. Оно не установлено прямо в законе РФ, но его применение может быть регламентировано международными договорами или актами внутригосударственного характера. Является самым древним источником права.
Социально-экономические функции
Социальная и экономическая жизнь общества тесно связана с властвующей в нем правовой идеологией, которую содержит правовая система. Правовые институты создаются и существуют в рамках той же системы, а их применение обосновано ее устойчивостью во времени и пространстве. Именно правообразующая и идеологическая функции являются наиболее значимыми.
При этом, помимо идеологического соотнесения и правообразования, социально-экономические функции конкретизируются:
- Определение приоритетных социальных и экономических ценностей.
- Формирование подхода к социальному разделению.
- Моделирование поведения субъектов социальной и экономической жизни.
- Согласование интересов лиц.
Понятие правовой системы
В каждом государстве существовали свои законы, которые, накапливаясь, формировали правовую идеологию. Идеология, в свою очередь, определяла развитие правовой культуры. Наконец, культура явила собой опору для создания государственных институтов. Таким образом, понятие правовой системы включает в себя три крупных юридических блока: правопонимание, правотворчество и правоприменение.
Понимание права напрямую зависит от совокупности имеющихся идей, теорий, представлений и взглядов. На основе идей выстраивается материальная основа права, находящая выражение в нормативных актах. Понятие правоприменения связано с реализацией норм на практике. Для этого существуют специальные правовые учреждения, которые в разных странах обладают различными функциями.
Особенности Российской правовой системы
Правовая система РФ имеет неоднозначные оценки у экспертов. Далеко не все уверены, что она самобытна и самостоятельна. Так к какой правовой семье относится Россия?
Одни утверждают, что Российская правовая система не принадлежит ни к одной из известных моделей правовой семьи и является сугубо самобытной. Это мнение подкрепляется фактами того, что российское право имеет определенные отличительные черты от классических англо-саксонских и романо-германский представлений систем права для православных семей. Эксперты придерживаются мнения, что система права в Российской федерации самостоятельная и независимая. Даже при учете, что в ней сочетаются разные подсистемы, и отсутствовало единство на протяжении всего периода ее развития.
Второе мнение основывается на сравнении с романо-германской системой. Правовая Россия действительно многое переняла у византийского и римского права, а позже у европейского. Вместе они определяют романо-германскую правовую семью. При этом система права РФ имеет свои уникальные аспекты и нормы. Например, система РФ не признавала казуальное право, которое в остальных странах было довольно частым явлением. Законодательная система РФ регулирует норму права, которая является обязательным актом действия для каждого правова субъекта.
Третья позиция представляется собой синтез взаимных черт и характеристик от других систем. Хотя, все ученые подтверждают, что правовая система Российской федерации наиболее близка с романо-германской семьей.
Также бытует мнение, что правовая система современной России одна из самых мощных систем, в которой преобладает социалистический настрой. На данном этапе ей характерна и национальная правовая система. В целом, система права в РФ открыта для интеграции идей и опыта, благодаря настроям правовой конвергенции.
Сегодня все развитые страны идут по пути создания идеального правового государства на уже имеющейся основе. Главной задачей является формирование и внедрение в массы абсолютно новых и нетипичных форм культуры, законности, мышления, справедливых и профессиональных черт.
Примечание
Анализируя положение права в современном мире, можно сделать вывод, что исследование правовых систем на предмет уровня цивилизованности, связности с идеями свобод и прав человека актуально для роста социальной и правовой защиты граждан, установления порядка и стабильности, укрепления законности в государстве.
Глава 5. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
5.1. Понятие и признаки правовой системы общества
Правовая система общества – это единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений (права, юридической практики и правосознания), с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций.свойствакомпонент гражданского обществаразновидность социальной (общественной) системы2. Это сложноорганизованная система. объективного праваб)юридической практикив) правосознанияединство. органически целостное образованиеэлементом государственного суверенитета.правовая система общества в целомотдельные ее крупные компонентыправо, юридическая практика, правосознаниеотличаются суверенностьюгосударства не должныстабильностью динамизмом.управляемаяуправляющая система.открытость, адаптивность, иерархичность, урегулированность, самоорганизованность
5.2. Логическая структура правовой системы общества
объективного праваПричем каждый из них имеет свойЮридическая практикаправосознанияюридическую энергию в определенное русло
5.3. Типы правовых систем и семей
Типология группировка тех или иных правовых систем по определенным основаниям (сходным признакам, содержанию и формам выражения, уровню развития и т.д.). национальная правовая системарабовладельческой, феодальной, буржуазнойсоциалистической правовых системах романо-германская, англо-саксонская, традиционно-религиозные(мусульманская, индусская, иудейская и т.п.)и иные правовые системы романо-германской семьекодифицированных и иных нормативных правовых актаханглосаксонскойсемьитрадиционных религиозно-правовых семейобщеймеждународной правовой системе,региональныемеждународные правовые системы выделения их общих черт и признаков различия
5.4. Функции правовой системы общества
функциямиотносительно обособленные направления однородного позитивного воздействия правовой системы на реальную действительность, в которых проявляется ее природа, место среди других систем (экономической, политической и пр.) и социально-преобразующая роль в жизни людей, их коллективов и организаций, государства и общества в целомСистема разнообразных внутренних и внешнихмногофункциональным системамосновныенеосновныепостоянныевременныевнутреннейвнешнейявныелатентныеэкономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическуюинтеграционную, правопреобразующую, регулятивную, охранительную, контрольную, координационную, аксиологическую, коммуникативную, компенсационную, прогностическую, правосоциализаторскую функцию трансляции социально-правового опытаподфункций
6
Связь государства и правовой системы
Несомненно, государство – важный участник, выступающий в качестве посредника между обществом и правовой системой. Как говорилось выше, к функциям системы права относится организация и легитимизация системы управления обществом, а это означает, что именно через правовую систему формируются основания для осуществления власти.
Государство объединяет людей, тем самым делая их гражданами. При этом определяется специфика общества, которая заключается в его исторических, культурных, социальных и других устоявшихся правилах жизни. Справедливо положение о том, что государство выступает гарантом того, что на его территории действует правовая система. Понятие, структура, функции и другие особенности складываются на основе исторического опыта того или иного государства и образуют национальную правовую систему.
Понятие и признаки правовой системы общества
Преобразования, происходящие в различных сферах жизни современного российского общества, обусловили необходимость разработки новых подходов к государственному строительству, формированию правового государства и его институтов, функционированию всех ветвей государственной власти, праву, правовой системе, законодательству, правовому поведению граждан, обеспечению их прав и свобод. Сущность одного из таких подходов заключается во всестороннем развитии теории отечественной правовой системы и российского правового государства.
В теории государства и права, несмотря на относительно небольшой период исследования, весьма подробно и обстоятельно изучены разнообразные точки зрения, касающиеся правовой системы общества. И, тем не менее, остается масса не в полной мере исследованных аспектов относительно объема данного понятия, сущности, а также необходимости дальнейшего более обстоятельного его изучения. Исходя из этого, на наш взгляд, имеет смысл рассмотреть наиболее распространенные – в юриспруденции дефиниции, анализ которых позволит более четко выделить основные признаки правовой системы общества, а также прийти к наиболее точному понятию, в полной мере раскрывающему сущность данного явления.
Н.И. Матузов определяет правовую систему как «совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на
общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкция, ответственность и т.д.)»1. Как считает В.Н. Карташов, данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, любая система, пишет ученый, – это не «совокупность», а «комплекс взаимодействующих элементов»2. Позволим себе не согласиться с таким утверждением по причине того, что комплекс взаимодействующих элементов – это всегда совокупность по своей природе. Автор полагает, что далеко не любая совокупность может быть системой и с данным утверждением трудно не согласиться. Однако, любая система – есть совокупность. Если уточнить определение Н.Ц. Матузова в соответствии с замечаниями В.Н Карташова, это приведет лишь к необоснованному усложнению определения, ненужными формулировками которые никак не повлияют на смысл понятия. Вместе с тем, В.Н. Карташов считает, что на общественные отношения воздействует не только публичная власть (государство и т.д.), но и отдельные граждане, их коллективы и организации, в том числе и негосударственные. Нередко граждане, объединяясь, существенно влияют на, положение вещей в стране (требуют отставки правительства, снижения тарифов на те или иные виды товаров и услуг, выступают против агрессивной военной политики государства). В данном случае речь идет, скорее, не о России, а о странах так называемого развитого правопорядка, где институты демократии эффективно функционируют, а не являются рудиментарными.
По мнению В.К. Бабаева, правовая система — это «совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны»3. Правовые средства призваны устранять препятствия, стоящие на пути развития как права, так и общественных отношений посредством “выполнения различных (охранительных, воспитательных, информационных, прогностических, идеологических и др.) функций. Иными словами, правовые средства призваны не только регулировать общественные отношения, но и охранять их как от внешнего воздействия неблагоприятных, факторов, так и от внутреннего антагонизма, не способствующего поступательному развитию таких отношений.
Унификация и единообразие элементов правовой системы различных стран в рамках набирающего обороты процесса глобализации становится нормой. Существенные изменения происходят в классификации основных правовых семей современности. Прочно устоявшееся их деление на англосаксонскую, континентальную, мусульманскую, индусскую и систему обычного права стран Африки и Азии претерпевает существенные изменения, причем тенденция такого изменения сводится к их взаимной интеграции и, как отмечает А.С. Пиголкин, процессу такой гармонизации и унификации права отдельных государств способствует, прежде всего, «значительное увеличение значения и числа международно-правовых актов, которые зачастую являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства»4
Англосаксонская правовая семья
Англосаксонская система права именуется также англо-американской. Данной школы придерживаются Соединенные Штаты Америки (за исключением Луизианы), а также Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия, Канада, Австралия и несколько азиатских государств. Своим происхождением англосаксонская система обязана старому английскому праву.
На территории средневековой Великобритании особую роль играли прецеденты – постановления судов. Казуистичность являлась основным принципом правовой системы Англии. Это означало, что решения судов не преобразовывались в нормы законов, а сохранялись в форме казусов – разнородных правил. Если какой-либо человек судился, то о возможном применении санкций знали лишь единицы: все казусы находились в руках судебной власти.
Таким образом, основной особенностью правовой системы англосаксонского типа является прецедентность и казуистичность. Если романо-германская школа основана на принципе систематичности – планомерном формировании законов на базе нравственных установок, то в английской семье особого порядка никогда не существовало. Более того, здесь важную роль играет судебная ветвь власти, в то время как в романской семье основными законодателями являются представительные и исполнительные органы.
Элементы, входящие в состав правовой системы
Система российского права отражает культуру правосознания граждан, общества и всего государства. Благодаря ей социальные сведения размещаются по нормам, отраслям и различным институтам. С помощью выстроенной структуры законодатель выбирает соответствующую норму права.
Виды связи между нормой, отраслью и институтом:
- причинно-следственная, т.е. посредством одной нормы предусмотрена другая;
- функциональная — субъективные права и обязанности подразумевают взаимосвязь между нормами и институтами;
- внешняя — когда норма выступает как часть одного института;
- внутренняя — обслуживает вертикальную и горизонтальную правовые структуры.
Правовая система обеспечивает стабильное правовое регулирование, которое осуществляется при реформах и выступает механизмом преемственности правового развития для следующего исторического этапа.
Самая большая составляющая часть системы отечественного права — совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений в обществе. Эта отрасль имеет ключевое значение.
- отраслевой и межотраслевой;
- регулятивный и охранительный;
- простой и комплексный.
В. Н. Синюков, российский ученый-правовед, отмечает, что присущая российской системе комбинация методов и предметов правового регулирования формирует разнообразные законодательные структуры без каких-либо ограничений, а это характерно для немецкой и французской систем.
По этой причине, как считает Синюков, отрасли лишь условно делятся по императивному и диспозитивному методам; в то время как римское, т.е. классическое, деление на частное и публичное на практике не реализовалось в полной мере.
Российская правовая система выделяет следующие отрасли права:
- конституционное;
- уголовное;
- гражданское;
- уголовно-процессуальное;
- гражданско-процессуальное;
- аграрное;
- земельное;
- трудовое;
- экологическое;
- семейное;
- финансовое;
- информационное;
- авторское право и др. виды.
Романо-германская система
Группа правовых семей применяется многими учеными в качестве еще одной классификации видов правовых систем. Более того, некоторые специалисты в области юриспруденции и вовсе не разделяют эти два понятия. Так, романо-германское государственное устройство считается определяющей правовой системой. Что для нее характерно?
Начать стоит с того, что романская система представляет собой результат заимствования множества норм из римского права. На сегодняшний день рассматриваемая правовая семья включает в себя большую часть европейских государств: Испанию, Италию, Францию, Германию, а также некоторые восточноевропейские страны, в том числе и Россию.
Романо-германское право бывает частным и публичным. Подобное разделение делает систему более доступной, простой и четкой. К тому же, большую роль здесь играют писаные документы – нормативные акты. Именно закон в государстве с романо-германской формой права считается основным юридическим источником. Нормативные акты принимаются путем референдума, либо через голосование членами представительного органа.
Высшая юридическая сила характерна для писаной конституции – основного государственного закона. Второе место отводится федеральным законам и кодексам – крупным сборникам норм и правил. Важную роль играют и подзаконные акты – постановления исполнительных органов власти. Постановления судебной власти в рассматриваемой правовой семье почти не играют никакой роли. Они носят лишь дополнительный характер: что-то поясняют или исправляют.