Испытательный срок при поступлении на государственную гражданскую службу
Кроме конкурса, для человека, который решил связать профессиональную деятельность с государственными или муниципальными структурами, предусмотрен испытательный срок. Это обязательно для тех, кто приступает к работе в таких органах впервые. Длится испытание сроком от месяца до года. Цель его состоит в проверке служащего на соответствие занимаемому посту. С этой процедуры начинается непосредственное исполнение обязанностей по вакантной должности.
В госорганах испытание могут устанавливать по итогам конкурса, а вот для желающих работать в структурах муниципальной власти оно не предусматривается.
Если гражданин раньше проходил госслужбу или переводится из другого госоргана, максимальный срок составит шесть месяцев.
Для ряда лиц испытание не проводится. К таковым принадлежат:
- Граждане со средним специальным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена либо с высшим образованием по целевому назначению (с обязательством дальнейшего прохождения госслужбы).
- Граждане, которые назначены на новое место работы в связи с переводом из другой госструктуры, ее упразднения либо сокращения (п.1 ч.1 ФЗ №79).
- Другие лица и гражданские служащие, для которых закон гарантирует сохранение места работы.
После завершения испытания служащему присваивают классный чин. Если процедура работником не пройдена, представитель госоргана имеет право расторгнуть трудовой контракт до завершения испытательного срока. Об этом работодатель уведомляет служащего в письменной форме не ранее, чем за три дня до увольнения. В письме обязательно указывают причины решения.
Одним из оснований заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ, является избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Такой конкурс проводится в отношении определенных категорий работников с целью оценки их профессионального уровня и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности. В данной статье рассмотрим порядок проведения конкурса с государственными и муниципальными служащими и особенности заключения с ними трудовых договоров.
Категории работников, при трудоустройстве которых проводится конкурс, установлены ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами или уставами (положениями) организации. Отметим, что в законодательных нормативных актах названы всего три категории таких работников: государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и научно-педагогические работники высших учебных заведений. Что касается других учреждений, они могут предусмотреть процедуру заключения трудовых договоров на конкурсной основе локальными нормативными актами — уставами или положениями.
К сведению. Порядок проведения конкурса для педагогических работников установлен ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114.
Трудовой кодекс не содержит положений о проведении конкурса для государственных и муниципальных служащих (это регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами), но при этом устанавливает обязательное требование, которое должно соблюдаться при заключении трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности: трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должен быть определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).
Замещение временно отсутствующего работника на время отпуска
Если сотрудник уходит в ежегодный отпуск, подобное временное замещение не составляет для компании проблем. Однако если женщина оформляет отпуск по БиР, то подобный период может затянуться на 1,5 или даже 3 года с правомерным сохранением должности за конкретной сотрудницей.
Поэтому, как показывает практика, на подобные периоды наиболее часто нанимается сторонний человек для работы по временному контракту. Однако не менее распространенные варианты совместительства, когда штатный сотрудник берет дополнительную нагрузку на время отсутствия коллеги.
Также в соответствующей части приказа прописывается основание для замещения или совмещения вакансий, которым выступает документ о назначении отпуска сотруднику.
В обстоятельствах, когда в отпуск уходит начальник компании, он может распределить свои обязанностей между двумя и более подчиненными, оформив для этого соответствующее распоряжение. Наиболее часто обязанности управленца распределяются между его непосредственными заместителями и главным бухгалтером.
Требования к кандидатам на замещение вакантных должностей
На службу в госорганы РФ может поступать любой желающий, если он:
- старше 18 лет;
- владеет государственным языком РФ;
- соответствует требованиям ФЗ №79 относительно квалификации.
Квалификационные требования:
- образование;
- стаж по специальности и в госструктурах;
- профессиональные знания и навыки.
Для претендентов на пост «руководитель», «помощник» (советник), «специалист» обязательно наличие высшего образования. Для «обеспечивающих специалистов» требуется среднее профессиональное образование по направлению деятельности.
Требования к опыту работы в госструктурах либо по специальности устанавливает Президент РФ своим Указом (для специалистов федерального уровня). Для работников госорганов в регионах — местными нормативными актами.
Требования к знаниям и навыкам устанавливает каждый орган через издание локального акта. В этом документе прописывают положения, которые соответствуют целям и задачам конкретной структуры.
Правовая регламентация проведения конкурса
По статье 16 Трудового кодекса избрание по конкурсу считается одним из законных оснований для возникновения между работником и его непосредственным работодателем трудовых отношений.
Конкурс может проводиться только для тех должностей, которые были заранее определены соответствующим перечнем при условии, что порядок конкурсного избрания представлен в виде нормативного акта.
Одним словом, в организации для проведения конкурсного отбора должно существовать минимум два документа:
- Перечень должностей, на замещение которых разрешено проводить конкурс.
- Положение, регламентирующее порядок его проведения.
Перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу
Законодательство определяет, что проведение конкурса возможно только на те должности, которые отражены в перечне.
Проблема в том, что самих перечней очень мало. В настоящее время они существуют только для некоторых областей.
Другие организации должны свои внутренние документы для упорядочивания всего процесса, составить, уже опираясь на них.
Например, в главе 52 Трудового кодекса, регламентирующей труд специалистов, работающих в педагогической сфере, есть статья, посвященная конкурсному отбору.
Там же дается ссылка на соответствующее положение, где представлен список замещаемых должностей.
Взяв это положение в качестве примера, любая организация может составить свое, принять его в качестве локально-нормативного акта и тогда заключенные трудовые договора по результатам конкурса будут вполне законными.
Порядок конкурсного избрания
То же самое касается и процедуры осуществления самого конкурса.
Непосредственный алгоритм проведения прописан лишь для педагогических работников, государственных гражданских и муниципальных служащих.
Во всех остальных случаях порядок регулируется внутренним нормативным актом.
Хотя работодателя данный факт не освобождает от необходимости придерживаться определенных норм.
Для начала рассмотрим те сферы, где проведение конкурса закреплено законодательно.
Конкурс на замещение для педагогических работников
Научно-педагогические работники в большинстве своем принимаются на работу на конкурсной основе.
Исключение составляют особые случаи, когда возникает угроза непрерывности процесса обучения или же ученый совет, принимающий решение о выборе кандидата, еще не начал функционировать.
Также есть определенные должности, на которые конкурсный отбор не распространяется.
Например, заведующего кафедрой или декана выбирают совсем иным путем.
Процедура конкурса регламентируются Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 N 1536, утвердившем положение.
Конкурс на замещение для государственных гражданских служащих
Поступление на государственную службу, как и переход работника с одной должности на другую возможно только по конкурсу.
Считается, что такой способ отбора сотрудников дает равноценную возможность всем гражданам получить доступ к государственной службе.
Конкурс может быть объявлен только на вакантные должности.
При этом в некоторых случаях его проведение не требуется:
- для категорий работников «руководители», «помощник», если контракт составляется на определенный срок;
- для категорий работников «руководители», назначение которых находится в компетенции президента страны;
- при заключении срочного контракта;
- при переводе сотрудника с одной должности на другую в связи с сокращением, реорганизацией, ликвидацией;
- при переводе на другую должность по медицинским показателям;
- при назначении сотрудника из кадрового резерва.
Конкурс на замещение для муниципальных служащих
Для поступления на муниципальную службу проводится конкурс-испытание, либо конкурс документов, где личное присутствие кандидата не требуется.
Лицо, допущенное к конкурсу, должно соответствовать всем требованиям, при этом не позволяется проявлять дискриминацию по любым признакам.
То есть каждый гражданин имеет право претендовать на должность, при условии, что у него имеется образование, квалификация достаточные для данной должности.
Комиссией оценивается профессиональные, личные качества претендентов.
Итоги конкурса обязательно выставляются на суд общественности в СМИ.
Дополнительно каждого кандидата письменно уведомляют о результатах.
Отличия замещения от совмещения
При наличии выбора: замещение или совмещение, руководитель должен опираться на потребности компании и текущее положение вещей. Таким образом, подобное действие всегда будет носить индивидуальный характер. Так, отвечая на вопрос о том, в чем разница между совмещением и замещением, справедливо утверждать следующее:
- разнится уровень нагрузки на сотрудника. При совмещении он значительно выше, так как одновременно, на протяжении рабочего дня, сотрудником должны исполняться функции фактически двух должностей;
- объем оплаты. При совмещении субъект получает не только заработную плату от основной деятельности, но и доплату от вверенных временных обязанностей. Однако ввиду того, что замещение не может быть осуществлено, если новая заработная плата ниже предыдущей, подобное решение также может быть выгодно сотруднику;
- максимальный срок. При замещении сотрудник должен вернуться к исполнению прямых обязанностей спустя 31 день регулярного исполнения функций на новой должности. При этом в случае совмещения, субъект может длительное время исполнять обязанности двух специальностей без временных ограничителей.
Важно помнить, что все подобные положения, особенности отличий рассмотренных категорий и, в частности, периодичность исполнения чужих работ, должны быть прописаны в распоряжении управленца, и подписаны сотрудником в знак согласия со всеми пунктами договора. Таким образом, конкретное решение о замещении или совмещении принимается руководителем фирмы, исходя из потребностей производственного процесса.
Таким образом, конкретное решение о замещении или совмещении принимается руководителем фирмы, исходя из потребностей производственного процесса.
Что такое замещение
Замещение – это временный перевод сотрудника с одной должности на другую, обусловленный производственной необходимостью, в т.ч. для выполнения работы за временно отсутствующего работника. При этом заключается письменное соглашение между работником и работодателем. То есть во время замещения сотрудник будет выполнять обязанности, которые не предусмотрены его должностной инструкцией. От своих основных обязанностей он будет освобожден на все время замещения. Заработная плата в таком случае либо остается на прежнем уровне, либо повышается, но ниже среднего заработка по основной должности она быть не может.
В случае чрезвычайных обстоятельств (катастрофы, землетрясения и т.п.) работодатель может перевести сотрудника на работу по иной должности, не предусмотренной трудовым договором, без его согласия, например, когда необходимо заменить отсутствующего работника, но не более чем на 1 месяц. При этом для работы по более низкой квалификации требуется письменное согласие сотрудника (ст. 72.2 ТК РФ)
Для отслеживания текучки кадров и кадровых перестановок в организациях заполняют штатное замещение. Это необязательная, но в случае большого количества замещаемых должностей, крайне удобная форма. Она представляет собой расширенное и дополненное штатное расписание, в котором содержится информация о замещаемых на данный момент должностях и сотрудниках, которые их занимают.
Совмещение должностей
В некоторых законодательных источниках указано, что работодатель обязан предлагать в качестве вакантной должности ту работу, которая выполняется совместителем. То же самое подтверждено и судебной практикой. Некоторые судьи считают, что увольняемому сотруднику обязаны предлагать только те рабочие должности, которые не заняты, и отбор на вакантные должности в таких случаях не является целесообразным. А свободной может считаться только такая должность, которая по трудовому договору никем не замещается. Если же сотрудник работает на условиях совмещения должностей, такая должность вакантной считаться не должна.
Конкурс на замещение должности муниципальной службы
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены следующие требования к кандидатам, поступающим на муниципальную службу:
— наличие гражданства РФ (за исключением случая, когда претендент на муниципальную должность является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе);
— возраст не менее 18 лет;
— владение государственным языком;
— соответствие квалификационным требованиям (ст. 16).
В силу ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к такой должности. Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Например, Постановлением городской думы г. Нижнего Новгорода от 30.01.2008 N 13 утверждено Положение о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода (далее — Положение о конкурсе).
В целом порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальных служащих мало чем отличается от порядка проведения конкурса для государственного гражданского служащего. Информация о проведении конкурса также публикуется в виде акта на официальном сайте городской думы г. Нижнего Новгорода не позднее 20 дней до дня проведения конкурса. Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Лица, решившие принять участие в конкурсе, предоставляют комиссии документы согласно перечню. В частности, Положением о конкурсе допускается рассмотрение комиссией таких документов, как рекомендательные письма с места работы.
Конкурс также осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится предварительное рассмотрение поданных документов и утверждается список кандидатов. После этого секретарь комиссии не менее чем за десять дней до начала второго этапа оповещает претендентов, допущенных к участию в конкурсе. На втором этапе комиссия проводит с участниками конкурса собеседования и принимает решение по отбору кандидатов на замещение должности муниципальной службы. Решение принимается большинством голосов и оформляется протоколом. В течение трех рабочих дней сведения о кандидатах направляются представителю нанимателя и участникам конкурса. При этом согласно Положению о конкурсе комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность, а представитель нанимателя выбирает одного из них и с ним заключает трудовой договор. Другие кандидаты могут быть включены в кадровый резерв.
В отличие от конкурса для государственных служащих, обязанность по размещению информации о результатах муниципального конкурса на официальном сайте Положением о конкурсе не предусмотрена. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.
Сущность замещения вакантной должности
Исходя из положений ФЗ № 79 от 27.07.2004г., замещение вакантной должности отсутствующего работника представляет собой процедуру замены сотрудника, не находящегося на своем рабочем месте по ряду причин, другим субъектом, на основании решения руководителя компании о перенесении обязанностей отсутствующего лица на его коллегу или временно нанятого субъекта. При этом субъект, который замещает своего отсутствующего коллегу, полностью освобождается от своих основных трудовых обязанностей, и получает заработную плату в том же объеме, в котором она назначается на новой должности.
Заработная плата при замещении одного сотрудника другим может быть только увеличена, однако назначать замещающему субъекту оплату в объеме меньше, чем получал основной кадр, противоправно.
Также особым нюансом подобной процедуры является период, на протяжении которого субъект должен исполнять чужие обязанности. Предполагается, что один и тот же работник не должен трудиться не по своему профилю более 31 дня. Если по истечению данного срока временно отсутствующий субъект не вернулся на рабочее место, замещающее лицо, тем не менее, должно вернуться к своим прямым профессиональным задачам, зафиксированным в его трудовом соглашении.
Зачастую замещение практикуют в стандартных офисах, когда сотрудник оформляет временную нетрудоспособность, уходит в ежегодный отпуск или отпуск за свой счет. Однако если условия производственного процесса вредны и/или опасны, к замещению могут прибегать, преследуя следующие цели:
- предупредить наступление чрезвычайной ситуации (аварии, поломки оборудования или любой иной катастрофы технического характера);
- ликвидировать последствия природного катаклизма;
- предотвратить несчастный случай на производстве;
- ликвидировать вероятность нанесения порчи или уничтожения материалов и оборудования, а также любого иного имущества, находящегося в собственности компании;
- наладить стабильный производственный процесс, тем самым выровняв экономическое положение компании.
Выборы кандидата
Стоит обратить внимание, что данные способы относится к замещению должностей государственной и гражданской службы. Иными словами, лица, занимающие высокие посты, тоже проходят через подобные процедуры
К примеру – выборы. Абсолютно очевидно, что пост президента страны занимается гражданином через выборы населения. То же самое касается и партийных руководителей, и депутатов, и мэров. Естественно, существует и внутренняя система выборов, где нет надобности в голосовании всего населения страны.
Существует немало примеров, когда выбирается кандидат на должность путём менее масштабного голосования. Оно может быть либо открытым, либо тайным. Этой процедуры вполне достаточно для того, чтобы занять должность без дополнительного утверждения. При этом такая политика закреплена на территории многих государств и существует уже множество лет. Об эффективности подобного метода каждый человек отзовётся по-своему, и это уже будет являться его личной точкой зрения.
Порядок поступления на госслужбу
Чтобы поступить на службу в госорганы, нужно пройти конкурс. Например, проводят конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы. Суть профессионального отбора состоит в оценке профессионального уровня кандидатов и их соответствия предъявляемым по закону требованиям (ФЗ № 79, Указ Президента №112). В Указе говорится о том, как проводить конкурс на замещение вакантных должностей государственной службы, и какие требования предъявляются к кандидатам.
В начале года формируют локальный акт для образования комиссии конкурса. Члены комиссии оценивают кандидатов, которые подали документы, и принимают решение о приеме или отказе. Кандидатов оценивают по образованию, опыту работы в госструктурах, результатам тестов и собеседований. Могут предусматриваться другие испытания, связанные с выполнением обязанностей по нужной специальности.
Конкурс проводят в несколько этапов:
- Принятие решения о проведении конкурса.
- Размещение объявление о приеме документов от кандидатов. Этот этап является подготовительным. Информация о предстоящих испытаниях размещается на официальном сайте госструктуры. В объявлении указывают наименование вакансии, требования к претендентам, место и сроки приема документов, список необходимых документов.
- Сбор откликов от претендентов. На этом этапе кандидаты предоставляют личное заявление, анкету, копии паспорта и трудовой, справку об отсутствии заболеваний, которые помешают исполнять обязанности.
- Проведение конкурсных испытаний. Это основной этап, на котором члены комиссии оценивают кандидатов.
- Выбор победителя. При этом претендент, которому отказали, имеет право обжаловать решение (п.2 ст.22 ФЗ №79).
- Издание приказа о назначении сотрудника и заключение с ним служебного контракта.
Закон установил случаи, когда конкурс не проводят:
- Для категорий «руководитель» и «помощник» (советник).
- Для руководящих должностей, которые по закону назначаются Президентом или Правительством РФ.
- Когда заключают срочный служебный контракт.
- При замещении иной вакансии, указанной в ч. 2 статьи 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 ФЗ № 79 РФ.
- При назначении на рабочее место гражданина из резерва.
Главное
На основании дополнительного соглашения издайте приказ о временном исполнении обязанностей (временном замещении). Типовой формы такого документа в законодательстве не предусмотрено.
ИнфоПоэтому составьте его в произвольной форме. Личная карточка При необходимости сведения о временном замещении можно указать, например, в разделе «Дополнительные сведения» личной карточки (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Договор о полной материальной ответственности Если должность (профессия), которую будет временно замещать сотрудник, предполагает непосредственное обслуживание или использование денег, товаров, а также иного имущества работодателя, то дополнительно с сотрудником нужно будет заключить договор о полной материальной ответственности (ст.241–243 ТК РФ).
Доплата за временное замещение При временном замещении должности сотруднику дополнительно к его заработку положена доплата.Досрочное прекращение временного замещения Сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении. Как оформить возложение обязанностей временно отсутствующего работника? Кроме того, условие о доплате при совмещении должностей необходимо внести в Коллективный договор организации, либо какой-либо локальный нормативный акт. Совмещение и замещение в чем разница Доплата за совмещение и замещение чем отличается Досрочное прекращение временного замещения Может ли сотрудник досрочно отказаться от выполнения работ в рамках временного замещения Сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении.Однако если речь идёт об опасном производстве, критерии меняются, и в таком случае к замещению прибегают, чтобы:
- предотвратить аварию или даже катастрофу;
- устранить последствия стихийного бедствия;
- не допустить несчастный случай;
- избежать уничтожения либо порчи имущества;
- обеспечить экономическую стабильность фирмы.
к содержанию Разница между совмещением и замещением Тщательно разобравшись, что такое замещение и совмещение, можно сделать вывод, в чём разница между этими понятиями
Для этого стоит обратить внимание на такие факторы, как:
- нагрузка на сотрудника;
- размер оплаты труда;
- максимальный срок.
Человек, совмещающий две профессии или должности, испытывает куда большую нагрузку, нежели замещающий.Свиток: Ваш случай — здесь Под совмещением профессий понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии. Совмещение должностей — это выполнение работником дополнительной работы по другой должности.
ВажноВ отношении рабочих применяется понятие «совмещение профессий», в отношении служащих и специалистов — «совмещение должностей». Вход на сайт Договор о полной материальной ответственности Если должность (профессия), которую будет временно замещать сотрудник, предполагает непосредственное обслуживание или использование денег, товаров, а также иного имущества работодателя, то дополнительно с сотрудником нужно будет заключить договор о полной материальной ответственности (ст.241–243 ТК РФ)