Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

Формы безработицы

  • Фрикционная — поиск работником лучшей работы с лучшими условиями труда, это период от увольнения до следующего устройства на работу или поиск работы впервые.
  • Структурная – связана со структурными изменениями производства, усовершенствованием его, в результате чего работнику недостаточно знаний и умений

Фрикционная + структурная = естественная безработица

  • Циклическая связана с особенностями экономического цикла — спадами и подъёмами.
  • Сезонная – связана с сезонными особенностями той или иной деятельности (сельхозработы, туристический бизнес)
  • Институциональная –  это вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы:

    • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
    • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
    • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Типология рассматриваемой категории по К. Марксу

Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:

  • Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
  • Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.

Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.

Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).

Методы борьбы с фрикционной безработицей[править]

Методами борьбы с фрикционной безработицей являются :

1. Проведение политики информирования. Другими словами, необходимо повышать степень информирования населения о наличии свободных мест, проводить ярмарки вакансий, а также использовать другие виды публикаций возможных вариантов трудоустройства. Во всех странах эту функцию выполняют биржи труда, центры занятости и другие подобные государственные или частные организации. Данная организация по трудоустройству граждан занимается сбором информации о свободных местах у работодателей, а затем доносит ее до сведения безработных.

2. Повышение мобильности рабочей силы путем создания развитого рынка жилья, расширения жилищного строительства и упрощения процедуры переезда работника из одного населенного пункта в другой

При этом важно повышать и уровень межпрофессиональной мобильности.

Для сокращения уровня структурной безработицы важно развивать программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. С помощью этих программ государство помогает достичь соответствия уровня профессиональной подготовки к имеющимся вакансиям

Это возможно путем создания государственных служб и специальных центров, оказывающих помощь в подготовке новых кадров.

Законодательное регулирование занятости населения. Возможные действия государства для уменьшения уровня безработицы.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс “Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel” от Ждановых. Получить доступ

Борьба с безработицей — это то, с чем в том или ином виде сталкивается аппарат правления каждого государства мира. В определенных странах центры занятости населения функционируют фактически условно, в других действительно помогают гражданам найти работу.

Однако создание лишь одной системы ЦЗН — это далеко не все, на что способно государство, в ходе борьбы с безработицей. Чтобы улучшить ситуацию с безработицей, правительственному аппарату и всем подконтрольным ему ведомствами необходимо:

  • создать новые вакантные рабочие места (в государственных бюджетных учреждениях, включая автономные и унитарные предприятия);
  • организовать оплачиваемые общественные работы, например, уборка урожаев, благоустройство территорий и т. д.;
  • ввести различные льготы для предприятий, которые бы предоставлялись им при трудоустройстве граждан, состоящих на учете в ЦЗН;
  • ввести послабления для предприятий, принимающих на работу представителей социально-уязвимых категорий населения, сталкивающихся с трудностями в вопросе поиска подходящего места трудоустройства, например, таковыми являются инвалиды, «предпенсионеры» и т.д.;
  • упростить систему регулирования индивидуального предпринимательства и ведения профессиональной деятельности;
  • законодательно урегулировать возможность деятельности по так называемым гибким формам занятости (неполный день, свободный график, вне режимная деятельность с поставленной конечной задачей и т. д.);
  • провести широкую информационную кампанию о существующих возможностях для трудоустройства;
  • обеспечить доступность курсов переподготовки и повышения квалификации граждан;
  • стимулировать граждан на смену профессии и т. д.

Во времена существования Советского Союза действительно существовали так называемые штрафы за тунеядство, которые были вынуждены оплачивать неработающие граждане. Система действительно работала.

В современном обществе в вопросе борьбы с безработицей государство может только поощрять теми или иными способами труд, упрощать процесс поиска работы и мотивировать граждан.

В текущих реалиях регулировка безработицы посредством ввода карательных мер невозможна, так как это приведет как минимум к массовым общественным волнениям. 

Оценка стоимости бизнесаФинансовый анализ по МСФОФинансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Циклическая безработица[править]

Циклическая безработица – наиболее сложный вид, для которого эффективны следующие меры:

1. Поддержка самозанятости, оказание содействия малому и среднему бизнесу.

Государство должно разрабатывать программы, помогающие открыть собственное дело. Предполагается, что созданное предприятие по мере развития будет содействовать занятости, создавая рабочие места. Стимулирование предпринимательства делает возможным относительно быстро создать новые вакансии.

2. Создание гибких форм занятости для социально незащищенных категорий граждан: оказание государством поддержки молодежи, стимулирование ее заинтересованности в получении рабочего места; реализация программ, направленных на пожилое население.

Данным категориям граждан тяжелее всего найти работу – молодежь не может найти работу по причине отсутствия опыта, а пожилых людей не принимают на работу по причине их низкой производительности труда.

Активной политике занятости должны предшествовать наиболее отлаженные методы учета, регистрации и активной поддержки безработных.

Также существуют косвенные методы регулирования уровня безработицы: налоговая, денежно – кредитная политика государства, субсидирование предпринимателей, которые трудоустраивают безработных

Немаловажное влияние оказывает и законодательство о регулировании трудовых отношений, о социальном обеспечении и так далее.. Изменения, происходящие на рынке труда, предполагают использование различных мер регулирования для отдельных ситуаций

Например, создание свободных мест для отдельных групп безработных поощряется дотациями, льготами на налоги и так далее.

Изменения, происходящие на рынке труда, предполагают использование различных мер регулирования для отдельных ситуаций. Например, создание свободных мест для отдельных групп безработных поощряется дотациями, льготами на налоги и так далее.

Работодатели, предусматривающие график, удобный для отдельных категорий граждан, также получают финансовую поддержку. С помощью льгот стимулируется и квотирование рабочих мест. Квоты могут предназначаться для различных слабозащищенных категорий: инвалидов, женщин, одиноких матерей и так далее.

Госрегулирование занятости

Государственная борьба с безработицей осуществляется посредством системы социальных амортизаторов (устройств защиты), применяемые в целях обеспечения безопасности трудящихся (ее экономической стороны). Первый элемент системы – регулирование уровня занятости.

Борьба государства с безработицей сводится к решению задачи достижения полной занятости в рамках макроэкономики: обеспечение сбалансированности трудоспособной части населения и необходимого количества рабочих мест для него. Для этого требуется сформулировать и реализовать комплекс соответствующих мер, направленных на сокращение уровня рассматриваемого социально-экономического явления.

Меры борьбы с безработицей многообразны. Они различаются в зависимости от типа данного социально-экономического явления.

Макроэкономические меры способствуют снижению уровня безработицы, которая вызвана дефицитом спроса (агрегированного). Целенаправленная, четко фиксированная политика позволит увеличить данный спрос через рост госрасходов, снижение налоговых ставок, ввиду чего начнет увеличиваться спрос на труд, а соответственно – и занятость.

В рамках монетарной политики посредством увеличения предложения денег можно снизить банковский процент, вследствие чего будет наблюдаться рост потребительского спроса, а значит, и агрегированного. В конечном итоге это приведет и к увеличению показателя занятости.

Микроэкономические меры – госмероприятия, касающиеся напрямую рынка труда, с помощью которых можно снизить уровень и циклического, и естественного типа данного явления.

Государственная борьба с безработицей выливается в применение активных и пассивных мер. Первые нацелены на уменьшение уровня безработицы, а вторые – на смягчение ее отрицательных последствий.

Классификация рассматриваемой категории

Исходя из качественных и количественных характеристик, выделяют занятость:

  • полную (все желающие обеспечены работой);
  • свободно избранную (право на занятость либо незанятость);
  • скрытую (неофициальные подработки);
  • маятниковую (занятость и безработица постоянно чередуются);
  • продуктивную или эффективную (приносит трудящимся доход);
  • неполную (работает лишь часть всего экономически активного населения);
  • сезонную (работа в определенное время года);
  • периодическую (чередование трудовой деятельности и равномерных периодов отдыха).

Согласно МОТ рассматриваемое явление бывает трех категорий:

  • занятые (рабочая сила);
  • безработные (активная часть населения в определенный период времени);
  • вне рабочей силы (остальная часть населения, не имеющая занятости, не осуществляющая ее поиск, не изъявляющая желания работать, а также лица, не достигшие трудоспособного возраста).

Таким образом, любая государственная политика борьбы с безработицей должна проводиться по двум направлениям:

  1. Разработка мер стимуляции роста уровня трудоустройства.
  2. Реализация мероприятий, способствующих сокращению увольнений.

Занятость и безработица: теоретические аспекты

Вторая категория выступает неотъемлемой характеристикой рыночной экономики нашей страны. Безработица – явление социально-экономическое, в рамках которого часть трудоспособного населения не занята в сфере производства. Она является следствием превышения предложения труда над спросом на него.

Доля безработных пребывает в зависимости от существующих на конкретный период времени темпов роста экономики и эффективности труда, а также от степени соответствия классификационных, профессиональных навыков трудящихся текущему спросу, существующей демографической ситуации, проводимой государством политики занятости.

Характеристика основных методов борьбы с безработицей

Универсальными методами борьбы с безработицей, которые оказываются эффективными практически в любых социально-экономических условиях, являются создание новых рабочих мест и открытие различных служб занятости (в форме бирж труда). В первом случае для безработных увеличивается число возможностей трудоустроиться, а во втором случае организуется оказание им помощи в поисках работы, особенно если количество рабочих мест в экономике страны достаточно.

Другие методы, как правило, применимы только в отношении конкретных типов безработицы (т.е. эти методы в иных ситуациях оказываются бесполезными, если не приносят вреда). В настоящее время распределение методов борьбы по типам безработицы выглядит следующим образом:

  • в борьбе с фрикционной безработицей используют такие методы, как создание и развитие информационных систем для нужд рынка труда, а также открытие служб (учреждений), уполномоченных на обслуживание подобных систем;
  • в борьбе со структурной безработицей используют такие методы, как реализация программ по переподготовке и повышению квалификации безработных, оказание помощи государственным и частным соответствующим образовательным организациям и службам занятости, принятие протекционистских мер по защите национального рынка труда;
  • в борьбе с циклической безработицей используют такие методы, как проведение политики стабилизации, в том числе, посредством создания государством дополнительных рабочих мест в экономике;
  • в борьбе с технологической безработицей используют такие методы, как замедление темпов внедрения результатов технологического прогресса или его сдерживание вместе с одновременным повышением квалификации работников.

Глава 3. Проблемы занятости в мировой экономике

Высокие темпы прироста населения развивающихся стран, при сохранении его «омоложенной» возрастной структуры (около 34% людей в возрасте до 15 лет) ведут к увеличению масштабов трудовых ресурсов. Это приводит к необходимости создания новых рабочих мест с целью ликвидации частичной или полной безработицы (до 2000 г. необходимо создать почти 1 млрд, рабочих мест). По подсчетам экспертов Международной организации труда (МОТ) для удовлетворения потребности в занятости и ликвидации безработицы до 2025 г. на планете необходимо ежегодно 50 млн. дополнительных рабочих мест, в т.ч. 40 млн. — в развивающихся странах.

Осуществить это практически невозможно по многим причинам. Одна из них НТР, которая при всех своих положительных результатах имеет и негативные, в том числе — увеличение безработицы в результате вытеснения живого труда. Например, в Японии каждый робот лишает работы 3-4 человек. Во Франции до 2000 г. внедрение микроэлектроники приведет к сокращению численности промышленных работников на 40%, служащих — на 1/3 (при уровне безработицы в 1994 г. — 9-10%). По данным МОТ наиболее остро от безработицы страдают Испания, Боливия и Пуэрто-Рико, где более 20% активного населения — безработные. Различия между странами большие — от 3% в Японии до 23% в Испании.

В соответствии с определением МОТ к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода. Это определение включает не полностью занятых, вынужденную безработицу и тех, кто попадает во временные обстоятельства. Учет безработных ведется путем обследований домашних хозяйств, регистрацией безработных или учета выплат по безработице. В число занятых МОТ включает лиц, которые работают не менее 1 часа в неделю и учитываются в отчетных документах.

Увеличение безработицы произошло в результате увеличения предложения рабочей силы, которое определялось увеличением трудоспособного населения, и прежде всего пополнением рабочей силы женщинами.

Положение с занятостью резко ухудшилось в странах Западной Европы, где уровень безработицы превзошел уровень США на 1/6, т.к. они не смогли обеспечить создание рабочих мест соответствующими темпами. Но т.к. США создавало новые рабочие места за счет низкооплачиваемой рабочей силы в сфере услуг, это способствовало замедлению производительности труда по сравнению с Западной Европой.

Обострение проблем занятости, структурные сдвиги в хозяйстве приводят к пересмотру уже сложившихся форм использования рабочей силы и трудовых отношений. Резко возросла роль нетрадиционных форм занятости, в первую очередь, частичной и временной, которые позволяют с наименьшими издержками регулировать уровень занятости на предприятиях в зависимости от спроса. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 20%, в странах ЗЕ — до 15%.

Примерно в половине стран возросли различия в зарплате в пользу высокооплачиваемых категорий. Повышение образовательного уровня затормозилось в большинстве ведущих промышленно развитых стран, что сопровождалось повышением оплаты более образованных. Ряд стран сократил системы выплат по безработице, уменьшил или ликвидировал минимальные зарплаты. Характер занятости послужил одной из причин увеличение разрыва в оплате мужского и женского труда (в развитых странах зарплата женщин составляет 66-90% от зарплаты мужчин).

Переход к рыночным отношениям стран Восточной Европы и стран СНГ происходит на фоне спада производства, структурной перестройки экономики и сопровождается увеличением безработицы и, как следствие, ростом эмиграционных процессов. Уже в 1991 г. уровень безработицы составил от 3% (в Румынии) до 12% (в Болгарии, Польше) экономически активного населения (средний показатель по странам ОЭСР- Организация экономического сотрудничества и развития — 7%). В ближайшее время уровень безработицы в странах Восточной Европы достигнет 15% и будет еще увеличиваться.

Первые шаги к рынку в странах СНГ вызвали возрастающую нестабильность занятости, увеличение масштабов высвобождения рабочей силы. В 1994 г. в России насчитывалось 223,7 тыс. официально зарегистрированных безработных (реальное число их гораздо выше), в 1995 реальных безработных по прогнозам Комитета по занятости насчитывалось от 7 до 10 млн.

Подобная тенденция наблюдается в Украине и других государствах СНГ. По данным Министерства труда Украины на 1994 г. у нас было зарегистрировано 228 тыс. безработных, что в 1,4 раза больше, чем в 1993 г. Скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, сокращенная рабочая неделя…) в стране составила 7 млн. человек.

Закон Оукена

В начале 60-х годов прошлого столетия Артур Оукен —  советник президента Соединенных Штатов Америки Джона Кеннеди, предложил теорию о том, что объем валового внутреннего продукта государства прямо зависим от показателя безработицы. Он подтвердил свое предположение и не только доказал достоверность утверждения, но и вычислили связь математически.

Закон Оукена позволяет найти значение такого показателя, как отставание ВВП. Суть теории заключается в том, что величина уменьшения объемов производства в процентном соотношении в сравнении с параметром, достижимым при полной занятости, равна проценту уровня безработицы, умноженному на фиксированный коэффициент.

Значение этого коэффициента было определено на основе собранных статистических показателей за несколько лет. Его величина составляет 2,5.

Таким образом, текущий уровень отставания ВВП можно рассчитать следующим образом:

(Q1 — Q2) / Q2 = K * (Y1 – Y2), где:

  • Q1 – условно потенциальный объем производства, достижимый при полной занятости населения;
  • Q2 – текущий объем производства;
  • K –  найденный Оукеном коэффициент со значением в 2,5;
  • Y1 – текущий уровень безработицы;
  • Y2 – значение коэффициента уровня безработицы, достижимое при полной занятости трудоспособного населения.

Теория закона говорит о том, что каждый процент естественного уровня безработицы в государстве, уменьшает объемы производства на 2,5%.

Виды безработицы

Из основных причин можно выделить четыре вида безработицы:

  • фрикционная ? (связана с временным поиском работы)
  • циклическая ? (связана с изменением экономических циклов)
  • структурная ? (связана с изменением в структуре экономики)
  • сезонная ? (связана с отсутствием спроса на рабочую силу в определенные сезоны)

Фрикционная безработица

Данный вид безработицы формируется из людей, которые потеряли работу (например, были уволены) и в данный период занимаются ее поисками. Обычно фрикционно безработные находятся в данной категории 1-3 месяца — как раз за это время они ищут работу.

Пример ?: Иван 2 месяца работал на Липецком автозаводе, но ему не понравился коллектив, поэтому он был вынужден уволится с завода в мае 2019 года. Через два месяца он нашел работу в ресторане «Макдональдс». Получается, в течение двух месяцев поиска работы, он был фрикционно безработным.

Циклическая безработица

Так как рыночной экономике свойственен переход от экономического пика к кризисам, это явление также оказывает влияние на занятость людей: во время кризисов закрывается множество предприятий (либо они сокращают часть работников) и, соответственно, все работники данных компаний становятся безработными.

Пример ?: В 2008 году во время экономического кризиса в Ульяновске были уволены две тысячи работников местных компаний.

Структурная безработица

К данному виду безработицы принято относить людей спрос на профессию которых упал: если количество вакансий на определенные профессии меньше чем число людей данной профессии. Часто данное явление связано с устареванием ряда профессий и переходом предприятий на новые технологии.

Пример ?: Виктория работала шахтером в Кузбасе, однако ее шахта закрылась и ей пришлось уволиться. Теперь Виктория не может найти работу по своей профессии так как многие шахты закрываются из-за падения спроса на уголь, так как люди стали использовать более эффективные источники энергии.

Сезонная безработица

Данный вид безработицы связывают с работниками профессий, спрос на которые действует только в определенные сезоны. Все остальное время специалисты не работают, так как им негде это делать.

Пример ?: Михаил работает частным преподавателем-репетитором по обществознанию. Во время учебного года он готовит выпускников к ЕГЭ, но летом, после сдачи ЕГЭ, у него нет учеников, потому что ну кто будет готовиться к экзаменам летом? ?

Понятие безработицы

Безработица соответствует такому состоянию экономики, когда часть экономически активного населения не занята производством товаров, работ, услуг. Иными словами, часть населения сидит “без работы”. Результатом является сокращение потенциального валового национального продукта и снижение среднего уровня жизни населения.

Понятие безработицы интерпретируется как ситуация, при которой желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы в текущих экономических условиях.

Непосредственно у работников, безработица обуславливает утрату квалификации и профессиональных навыков у экономически активного населения, может сломать судьбу людям, оставшимся без работы, способствует утрате самоуважения у квалифицированных работников, которые впоследствии снижают уровень желаемой заработной платы из опасения и дальше остаться без работы. Для общества безработица опасна тем, что разрушает моральные устои, ведет к распаду семей и деградации общественных отношений.

Уровень безработицы измеряется в процентах от общей численности экономически активного населения. В рыночной экономике безработица существует всегда и является ее неотъемлемой частью, при этом уровень безработицы непостоянен и меняется по различным причинам, никогда не сокращаясь до нуля.

Соответственно, достижение состояния полной занятости, при котором все трудоспособное население имеет работу, т.е. 100% рабочей силы занято на производстве товаров, работ, услуг, в условиях рыночной экономики невозможно.

Безработными считаются лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы, выходят на рынок труда и ищут работу. Лица, занятые в производстве товаров, работ, услуг неполный рабочий день или неделю, считаются занятыми и к безработным не относятся, даже если осуществляют поиск работы на полную ставку.

В состав рабочей силы не входят лица, которые не имеют работы, но не осуществляют ее поиск. В отношении данных лиц предполагается, что у них отсутствует заинтересованность в поиске работы на рынке труда, т.е. не вышли на рынок труда, следовательно, к безработным они не относятся.

Также в состав рабочей силы не входят лица, которые по тем или иным причинам отказались от поиска работы.

Следует учитывать, что из состава рабочей силы выделяется институциональное население, которое ориентировано на работу в государственных институтах, например, в армии, полиции, государственном аппарате и т.д.

Показатели, используемые при оценке безработицы и занятости населения:

  • неинституциональное население (Чнн);
  • численность занятых (Чз);
  • численность безработных (Чб);
  • численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Чнрс).

Между данными показателями существуют следующие зависимости:

  • численность рабочей силы Чрс = Чз + Чб;
  • неинституциональное население Чнн = Чз + Чб + Чрс;
  • уровень занятости населения Уз = Чз / Чнн;
  • уровень безработицы населения Уб = Чб / (Чз+ Чб);
  • норма безработицы Нб = [Чб/(Чз + Чб)] х 100%;
  • уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы Уврс = (Чз + Чб)/Чнн.

На данные показатели оказывают влияние следующие факторы:

  1. демографический состав населения
  2. половозрастная структура населения
  3. этнический состав населения
  4. социальная структура населения
  5. соотношение спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях

Пути преодоления безработицы

Фрикционная

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целее

Структурная

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются
  • повышение квалификации работников

Маргинальная

  • социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

Циклическая

  • проведение стабилизационной политики;
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.

Направления деятельности государственных бирж труда:

  • помощь в поиске работы
  • изучение спроса и предложения рабочей силы
  • предоставление  информации о требующихся профессиях
  • профессиональная ориентация молодёжи
  • учёт безработных
  • выплата пособия по безработице.

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения.

 Документы для регистрации в Центре занятости

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и профессиональной квалификации;
  • справка о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);

Безработными не являются:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, кому назначена трудовая пенсия по старости , в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
  • впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
  • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

Безработица и инфляция: кривая Филлипса

В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.

Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.

О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы – низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости – высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).

Интерпретация понятия занятости

Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.

Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).

В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.

Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.

Теоретические аспекты безработицы и борьбы с ней

Высокая безработица имеет целый ряд негативных последствий. Чтобы избежать их, органы государственной власти проводят целенаправленную политику по противодействию безработице или, как говорят, по борьбе с ней.

Борьба с безработицей заключается в уменьшении ее уровня. Для того, чтобы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода борьбы с безработицей, необходимо установить факторы, которые определяют соотношение спроса и предложения рабочей силы, и идентифицировать тип безработицы.

Экономическая наука говорит о том, что самыми изученными и распространенными типами безработицы являются следующие типы:

  • фрикционная безработица – это безработица, которая вызвана тратами людьми времени на поиск новой работы после увольнения со старой;
  • циклическая безработица – это безработица, причина существования которой кроется в наличии цикличности в экономическом развитии, проявляемой, в том числе, и в возникновении кризисных ситуаций в экономике – в закрытии производств, в увольнении работников и т.п.;
  • структурная безработица – это безработица, которая вызвана изменениями в структурах спроса и предложения рабочей силы, точнее говоря – несоответствием компетенций работников требованиям предприятий;
  • естественная безработица – это совокупность фрикционного и структурного типов безработиц;
  • технологическая безработица – это безработица, которая вызвана заменой ручного труда на труд машин и оборудования.

Каждый из перечисленных выше типов безработицы требует от государственных органов применение соответствующего метода борьбы, отличающегося содержанием и условиями применения.

7.3. Повышение уровня и качества занятости

Рост численности занятых в экономике должен представлять собой сбалансированную комбинацию увеличения численности рабочей силы, роста вовлеченности населения в рабочую силу и снижения «нейтрального» уровня безработицы.

Увеличению численности рабочей силы будет способствовать:

повышение продолжительности жизни и продолжительности здоровой жизни;

обеспечение миграционного прироста посредством гибкой миграционной политики с акцентом на меры, способствующие притоку высококвалифицированных мигрантов, в том числе на этапе получения образования. При отсутствии возможности замещения рабочих мест российскими работниками должна быть обеспечена возможность их замещения квалифицированными мигрантами.

Повышению уровня экономической активности населения будет способствовать вовлечение в трудовую деятельность категорий населения с традиционно низким уровнем вовлеченности в рынок труда — людей старшего поколения, инвалидов, а также лиц, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Снижение «нейтрального» уровня безработицы должно обеспечиваться:

повышением эффективности служб занятости (что должно способствовать доведению до 70% доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы), в том числе с помощью сокращения времени поиска работы и широкого распространения гибких форм занятости;

совершенствованием механизмов повышения мобильности трудовых ресурсов (что, в частности, должно привести к увеличению доли работников, закрепившихся на рабочих местах, в общей численности работников, привлеченных работодателями в рамках реализации региональных проектов повышения мобильности трудовых ресурсов из субъектов Российской Федерации, до 80%);

стимулированием занятости в сегменте малого и среднего предпринимательства.

Ключевые инструменты: национальные проекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Концепция государственной миграционной политики на 2019 — 2025 годы.

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий