Положительные стороны централизованного государства
- На всей территории действуют единые законы, (в современном мире конституция), что позволяет более четко выполнять требования, это также удобно при перемещении по регионам.
- Существуют единая денежная система, валюта, которая изготавливается Монетным двором. Это создает благоприятные условия для внутреннего рынка. По всей местности распространяется одинаковая система налогообложения, способствует тому, что отсутствуют какие-либо притязания одних городов относительно других.
- Положительным моментом являются общие вооруженные силы, которые выполняют указы центральной власти. Наличие единой армии являлось весомым фактором для объединения в былые времена, ведь одной из причин формирования централизованного государства стала необходимость сплочения народа для борьбы с общим врагом. Также объединенные войска позволяли быстрее мобилизовать людей и направить в необходимое место. Такое объединение на Руси позволило избавиться от давних врагов: с юга от натиска татаро-монгольского ига, с запада от Литовского княжества и Швеции.
- Наличие общего государственного языка является бесспорным преимуществом, особенно когда присоединяются территории с разными народностями. Это способствует беспрепятственному общению, торговли и свободному перемещению по стране.
- В регионах управляющие места занимали лица, выбранные центральной властью. Они имели достаточно ограниченный список возможностей, что приводило к снижению бюрократию и меньшему распространению взяточничеству.
- Единое гражданство позволяет беспрепятственно перемещаться в пределах границ страны.
- Устанавливается равенство между жителями, для многих феодалов отменили различного рода привилегии, справедливее стали развиваться внутренние торговые отношения и рынок труда
- Снижение затрат на содержание власти т.к. отсутствуют повторяющиеся органы управления.
- Единство во всем помогает сплотить народ, а это приводит к культурному и экономическому развитию.
- Феодалам запретили иметь собственные войска, это поспособствовало прекращению междоусобных войн, а также пополнению общей армии.
Новации от Казначейства России
С приветственным словом к участникам конференции обратился руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, отметив, что сама жизнь заставляет регионы начинать процессы централизации бухгалтерского учета. Вологодская область является ярким примером эффективного управления общественными финансами. Руководство региона ищет и находит новые инструменты, обеспечивающие оперативность получения информации по направлениям деятельности участников бюджетного процесса.
Артюхин рассказал об изменениях в работе казначейской системы, которые не могут не касаться регионов. 2021-й — год масштабной модернизации, выразившейся в создании новой системы казначейских платежей. Это предопределяет новые возможности для платежных отношений — проведение платежей в соответствии с теми стандартами, которые существуют в банковской системе. Явный результат нововведений — за первое полугодие 2021 года благодаря управлению остатками средств единого казначейского счета субъекты РФ получили дополнительные доходы в размере 6,5 миллиарда рублей.
«По нашему прогнозу, до конца года мы еще перечислим порядка 11 миллиардов рублей субъектам РФ. И мы видим, что создали эффективную систему управления финансами, пользу от которой получают все регионы», — отметил Артюхин.
Говоря о развитии казначейской системы, руководитель ФК затронул тему бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей, которому сейчас в Бюджетном кодексе посвящена целая статья. Ее появление, по словам Артюхина, обусловлено тем, что теперь с созданием единого казначейского счета все публично-правовые образования стали клиентами казначейства, которое в свою очередь трансформировалось в квазибанк.
Провести же платеж через банк всегда было сложнее, чем осуществить казначейский платеж, так как регулятор в лице Центробанка возлагал на банки требования по жесткому комплаенс-контролю. «Получилось, что наши банковские коллеги ушли чуть дальше нас. И теперь Центральный банк, Минфин России, Росфинмониторинг ставят перед нами задачу создать такую систему платежей, при которой все без исключения транши будут просеиваться через сетку комплаенс-контроля. Предполагается разработка документа — приказа Минфина России по согласованию с Центральным банком и Росфинмониторингом, который будет касаться порядка осуществления бюджетного мониторинга. Сначала бюджетный мониторинг будет распространяться на участников казначейского сопровождения, а потом им будут охвачены все платежи», — рассказал главный казначей России. Казначейство разработает особые инструменты, которые позволят производить следующие действия:
— приостановление операций по счету;
— выяснение экономической сути той или иной операции;
— фиксацию экономической сути;
— обмен соответствующей информацией с Росфинмониторингом.
Централизация в Римской империи
Ярким ответом на вопрос о том, что такое централизация власти, является Римская империя. Во главе государства был император и сенат, в то время как провинции находились в подконтрольном положении. Конечно, в разное время им то даровались привилегии, то отнимались, но их зависимость всегда была очевидна.
Началом централизации послужило правление основателя Римской империи – Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). “Отец отечества” взял под свою власть провинции, в которых располагались войска, а остальные территории раздал членам сената. Фактически периферия находилась под полным контролем центральной власти. При правлении Октавиана также потеряли свою фактическую власть народные собрания. Все решалось исключительно императором.
Такая сильная централизованная система была продиктована в первую очередь разношерстностью в обществе. В провинциях проживали покоренные племена, и каждое из них имело свое понятие самоуправления. Необходимо было привести их к единому порядку.
Однако, чтобы не допустить критической степени, Октавиан выделял средства на развитие провинций и всячески им помогал. Кроме того, он лично объехал многие подконтрольные территории с целью ознакомления с ситуацией.
Как различить централизованные закупки
Первый вид подразумевает, что центр занимается административной работой с тендерами, а обязанности по их обоснованию, расчету НМЦК, формированию существенных условий контракта и его подписанию остаются у заказчика.
Пример таких отношений есть в Клинском МР Московской области (постановление администрации № 2822 от 21.12.2015). Здесь в роли уполномоченного органа выступает МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), который согласовывает с покупателями планы и планы-графики и выбирает способ определения поставщика. Также ЦПТ формирует и публикует в ЕИС извещения о процедурах, организует заседания комиссии, обеспечивает конфиденциальность заявок, хранит тендерные документы. Вся остальная работа ложится на плечи заказчика: от составления закупочных планов и проведения торгов до исполнения контракта. В этом случае при централизации контрактная служба заказчика работает во всю силу без особой разгрузки. Дополнительно заказчику необходимо согласовывать некоторые действия с уполномоченным органом. В качестве плюса здесь можно отметить обязанность центра консультировать покупателя при проведении торгов. Если такую помощь оказывают компетентные специалисты и в срок, то централизация действительно полезна для заказчика.
Однако обязанности допускается распределить и по-другому (расширенный вариант). В этом случае центр может взять на себя практически весь процесс: от планирования до исполнения контракта, приемки продукции, обеспечения оплаты.
Особенности децентрализованного унитарного государства
Формирование органов местного самоуправления в децентрализованном унитарном государстве происходит независимо, они подотчётны органам центральной власти и подчинены населению (примером может служить Великобритания, Швеция, Япония).
К децентрализованным государствам относятся страны, в конституции которых оговаривается разделение органов центральной власти и местного самоуправления. Субъектам государственного образования разрешается иметь широкую автономию, обладать своим парламентом, правительством, управленческими структурами. Такие привилегии используют крупные регионы, бывшие ранее независимыми или имевшие достаточно большую самостоятельность в решении определенных вопросов. Дополнительно эти регионы нередко связаны совместными географическими, экономическими, историческими интересами.
В децентрализованном государстве субъекты могут самостоятельно принимать решения по проблемам экономического характера, вопросам образования, здравоохранения, охраны общественного порядка, коммунального хозяйства. В сущности, субъекты становятся отдельными странами унитарного государства, объединенными на основании каких-либо причин в единое образование. Примером страна с четко выраженным децентрализованным устройством являются Франция и Испания.
На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:
- Доминирование на территории страны единого национального и культурного населения, имеющего одну религию, один язык, близость менталитета и историческую общность.
- Практичность создания единого государства на экономическом основании. Государства, имеющие общие границы при отсутствии таможенных барьеров, имеют возможность создать унитарное государственное образование. Однако, для этого еще необходимы общность правовой системы, единая система налогообложения, единая валюта, общий ресурсный потенциал.
- Внешний прессинг со стороны третьих государств. При значительном внешнем вмешательстве в дела государства могут объединиться страны с общими ценностями и общей границей.
В децентрализованных государствах присутствует конституционное разделение полномочий между государственными органами власти и местными органами власти. Пример: территории Италии и Испании состоят из автономных единиц (в Италии — 20, в Испании — 17), но объем их прав не одинаков. Высшие территориальные единицы имеют свое законодательство. В Италии, согласно Конституции, каждая область обладает собственным статутом. Статут принимает областной совет и утверждается он законом республики. Областной совет исполняет законодательную и регламентарную власть, реализуют функции, которые предусмотрены конституцией страны и законами. Область имеет полномочия издавать законодательные нормы. Тем не менее, законами республики возможна отмена противоречащих им областных правовых норм. Все законы, принятые областным советом, должны быть завизированы правительственным комиссаром. В науке конституционного права Италия и Испания названы «регионалистскими», т.е. такими, которые имеют тенденцию перехода к федеративной форме государственно-территориального устройства.
Замечание 1
В децентрализованных государствах крупные регионы, которые пользуются значительной автономией и располагают личными правительствами, парламентами и административно-управленческими структурами, могут самостоятельно выносить решения по вопросам, отнесенным в их ведение.
Децентрализация
Существует не только централизация, но и обратный ей процесс – децентрализация. Если страна живет согласно второй системе отношений между центром и окраинами, то власть четко распределяется между ними. Централизация и децентрализация – это еще и борьба между разными группами интересов. Если местная власть добивается самоуправления и автономии, то это и есть отказ от унитарного государства.
Центр может поделиться властью в важных сферах (например, при определении законодательства) или пойти на чисто символические уступки. Поэтому централизация и децентрализация управления – это сложные многослойные процессы. В каждой стране они протекают по-разному.
Децентрализация остается частым явлением в случае с многонациональными государствами. Например, до Первой мировой войны это были империи (Австро-Венгрия, Россия, Турция). В таких странах всегда существовал конфликт между титульной нацией и другими малыми народами, чьи земли находились под контролем единой короны.
Децентрализация подобного порядка показательна на примере Австро-Венгрии, где венгры добились автономии у австрийцев. Она была получена после нескольких национальных бунтов и революции 1848 года. В прежние времена кровопролитие было обязательным условием для достижения компромисса между центральной властью и недовольной частью страны.
В конечном счете венгры получили собственный парламент. Они также начали оставлять себе часть налогов. Такая экономическая система позволила за считанные годы отстроить Будапешт и превратить его в мегаполис европейского уровня XIX века. Схожая система существовала и в Российской империи, где Финляндия имела свой сейм. В этой стране было свое законодательство. Оно заметно отличалось от российского – было более свободным, лишенным крепостных издержек и т. д.
Как распознать
Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.
Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.
У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.
Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.
В средние века
В средневековой Европе во всех государствах, кроме Византии, процесс централизации изживал себя. Зародилась новая система – феодализм. Он пришел на смену единой императорской власти. Средневековые короли были лишь «первыми среди равных». Многочисленные бароны и графы имели собственные земельные наделы, небольшие армии и обложенных налогом крестьян. Все это давало экономическую и политическую независимость от центра.
Феодальная Европа ушла в прошлое, когда закончилось Средневековье, а государства начали приобретать национальный характер. В Англии, Франции и других крупных странах короли постепенно прибрали к своим рукам абсолютную власть. Подобная централизация – это долгий процесс, который охватывал жизнь нескольких поколений.
Таблица централизации Англии
Чтобы более подробно представить себе протекающий в то время процесс, взглянем на таблицу объединения страны и централизацию власти:
Имя правителя | Время правления | Действия по централизации |
Вильгельм I Завоеватель | 1066-1087 | Нормандское завоевание, усиление королевской власти, раздача земли рыцарям, введение для феодалов вассальной клятвы королю. |
Генрих II Плантагенет | 1154-1189 | Укрепление королевской власти с помощью реформ, уменьшение зависимости короны от феодалов, усиление народного ополчения. |
Иоанн Безземельный | 1199-1216 | Ликвидация баронских владений, подписание “Великой хартии вольностей”. |
Генрих III Плантагенет | 1216-1272 | Участие в гражданской войне на стороне короны. |
Виды централизованных и децентрализованных фирм
Термин «централизация» относится к степени концентрации принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т.е. с правами, которыми обладает определенное лицо в организации
Термин «децентрализация», с другой стороны, имеет два основных значения:
- Во-первых, он относится к рассредоточению официальной власти по цепочке инстанций. В принципе, «первым в очереди» на власть всегда является глава организации. Либо руководитель решает, что она будет сконцентрирована в его руках, либо она будет распределена между сотрудниками — делегированными по вертикали вниз по иерархии. Распределение власти по цепочке подчиненности называется вертикальной децентрализацией.
- Право принятия решений — в данном случае преимущественно неформальное — может принадлежать линейным руководителям в системе формальных полномочий, либо оно «перетекает» за пределы линейной структуры — аналитикам, вспомогательным специалистам и операторам. Горизонтальная децентрализация означает влияние неуправляющих на процесс принятия решений
Вертикальная децентрализация означает делегирование полномочий по принятию решений по цепочке от главы организации до средней линии. При этом основная роль отводится формальной власти (выбор и его авторизация) в отличие от неформальной власти, принадлежащей консультантам и руководителям. В случае вертикальной децентрализации необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие права на принятие решений следует делегировать по цепочке полномочий?
- Насколько далеко по цепочке полномочий должно заходить делегирование?
- Как следует координировать (или контролировать) использование этих прав?
Эти три вопроса тесно взаимосвязаны. Давайте сначала рассмотрим некоторые факты выборочной децентрализации по цепочке полномочий. Считается, что корпорации должны делегировать по цепочке полномочий гораздо больше прав на производство и маркетинг, чем на финансовые и юридические решения. Полномочия по принятию решений обычно остаются на том уровне, на котором лучше всего можно собрать необходимую информацию . Например, в производстве пластмасс решения об исследованиях и разработках связаны с очень сложными знаниями, которые доступны ученому или руководителю лаборатории и вряд ли могут быть переданы на более высокий уровень иерархии. Следовательно, такие решения обычно принимаются на относительно низких уровнях иерархии. С другой стороны, производственные решения здесь принимаются на верхних, уровнях (директором завода), где может быть сконцентрирована вся необходимая информация. Маркетинговые решения могут приниматься как на верхних, так и на нижних уровнях.
Каждая группа существует на том уровне иерархии, где есть лучшая возможность собрать информацию о решениях в функциональной области. Используя рисунок 1.2, мы объединяем эти данные и объединяем четыре рабочих созвездия: финансовая созвездие находится сверху, производственная созвездие снизу, затем маркетинговая созвездие и, наконец, исследовательская созвездие. Таким образом, селективная вертикальная централизация логически связана с созвездиями, созданными по функциональному принципу
(Обратите внимание, что в этом случае децентрализация может быть не только вертикальной, но и горизонтальной; как показано на рис. 1.2, аппаратные группы объединяются в три созвездия на самых высоких иерархических уровнях, а четвертая — исключительно служебная)
Централизация в экономике
Связь между централизацией (т.е. концентрацией производства) и капитализмом
Как написано в книге В. И. Ленина « Империализм, высшая стадия капитализма »: «Замечательно быстрая концентрация производства на все более крупных предприятиях – одна из наиболее характерных черт капитализма». Он исследовал развитие производства и решил разработать концепцию производства как централизованной структуры, от отдельных и разрозненных небольших мастерских до крупных фабрик, ведущих капитализм в мир. Это основано на идее, что как только концентрация производства достигнет определенного уровня, оно превратится в монополию, как партийные организации Картеля, Синдиката и Траста.
- Картель. В экономике картель – это соглашение между конкурирующими фирмами о контроле цен или недопущении выхода на рынок нового конкурента. Это формальная организация продавцов или покупателей, которые соглашаются фиксировать отпускные цены, закупочные цены или сокращать производство, используя различные тактики.
- Синдикат – синдикат – это самоорганизующаяся группа, состоящая из отдельных лиц, компаний, корпораций или организаций, созданных для ведения определенного бизнеса, преследования или продвижения общих интересов.
- Доверие – «Доверие – это … просто случай, когда одно лицо, владеющее титулом собственности, будь то земля или движимое имущество, в пользу другого, называется бенефициаром. Ничего не может быть более распространенным или более полезным. Но это слово сейчас свободно применяемый к определенному классу коммерческих соглашений, и из-за популярного и необоснованного страха перед их воздействием сам термин стал загрязненным “.
Централизация бизнес-исследований
Большинство предприятий занимается вопросами, связанными со спецификой централизации или децентрализации принятия решений. Ключевой вопрос заключается в том, должен ли орган управлять всем, что находится в центре бизнеса (централизованно), или же его следует делегировать далеко от центра (децентрализованно).
Выбор между централизованным или децентрализованным варьируется. Многие крупные предприятия обязательно включают некоторую степень децентрализации и некоторую степень централизации, когда они начинают работать из нескольких мест или при добавлении любых новых единиц и рынков.
Согласно исследованию 2021 года, «фирмы, которые перед Великой рецессией делегировали больше полномочий из центральной штаб-квартиры руководителям местных заводов, превзошли своих централизованных коллег в секторах, которые больше всего пострадали от последующего кризиса».
Особенности централизации в управлении
Руководители высшего звена концентрируют свое внимание и оставляют за собой право принятия решений. Решение об исполнении принимается руководством высшего уровня с помощью других уровней управления
Менеджмент низшего уровня выполняет свою работу под прямым контролем топ-менеджеров ».
Место главбуха
Заместитель руководителя Федерального казначейства А. В. Дубовик рассказал о подходах, которые применяются к централизации учета на федеральном уровне. В практике централизации в основном применяется четыре подхода. Первый — это технологическая централизация. При этом создается единое информационное пространство, в котором работают бухгалтеры, взаимодействуя с внешней средой. Второй — функциональная централизация. Если взять этот подход за основу, то тогда процесс можно организовать и без использования информационных систем, но передать функции ведения учета и формирования бухгалтерской отчетности специалисту извне, например представителю казначейства. Еще один способ — это технологическая интеграция, при которой система того или иного учреждения интегрирована с внешней системой, а последняя в свою очередь имеет полный доступ к учетным данным в режиме 24/7.
Федеральное казначейство, централизуя учетные функции федеральных органов власти, применила четвертый подход: функционально-технологическую централизацию, когда созданы единая бухгалтерская служба и единое информационное пространство. Дубовик озвучил первые итоги централизации:
— обеспечена достоверность учета и прозрачность ФХД;
— обеспечено объективное формирование информации о состоянии активов и обязательств;
— унифицированы и цифровизованы бизнес-процессы (применяется единая учетная политика, 89% процессов цифровизовано);
— созданы условия для оптимизации ресурсов (высвобождено до 50% бухгалтерских работников);
— создана единая информационная среда бухгалтерского учета, в которой сейчас зарегистрировано 30 тысяч пользователей, формируется 50 тысяч документов ежедневно, к каждому из которых обеспечен доступ).
Проект централизации — в развитии, и на сегодняшний день еще есть открытые вопросы. По словам заместителя руководителя ФК, это, например, вопросы организации внутреннего контроля и аудита, обеспечения управленческого учета, разделения ответственности, а также роли бухгалтера в учреждении.
На последнем как раз остановилась заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Сивец. Она отметила, что сейчас не прекращаются серьезные дискуссии на тему того, что такое централизация в рамках цифровизации экономики в общем.
Цифровизация как таковая определяется целью. «И на сегодня ни одна концепция цифрового правительства или цифрового государства не предполагает, что вместо профессионалов управления появится 25 компьютеров, которые будут руководить государством. Конечно, нельзя ставить знак равенства между цифровизацией государства и бухучета. Но принцип создания системы и в том, и в другом случае один и тот же. Цель цифровизации любого процесса — внедрение умных технологий для создания новых условий, способствующих быстрому принятию эффективных решений», — считает Сивец. По ее мнению, цифровизация бухгалтерского учета создает качественно новую среду для принятия решений. (И это очень хорошо понимают в тех регионах, которые реализуют соответствующие проекты, в частности в Вологде). Поэтому невозможен такой уровень внедрения умных систем, при котором отпадет надобность в главном бухгалтере.
Сейчас, по словам докладчика, Минфин России и Федеральное казначейство работают над трансформацией отношения к профессии бухгалтера. корректировкой его функционала. Создана соответствующая рабочая группа из специалистов Минфина и казначейства, усилиями которой подготовлен целый блок электронных документов — они оформлены приказом Минфина России от 15 апреля 2021 года № 61н. «Этим документом мы публично признались, что вся наша предыдущая регуляторика — бумажное делопроизводство и нам нужно концептуально трансформировать подходы к учету», — сказала она.
Централизация в политике
История централизации власти
Централизация власти определяется как систематическая и последовательная концентрация власти в центральной точке или у человека в организации. Эта идея была впервые представлена в Династия Цинь Китая. Правительство Цинь было сильно бюрократическим и управлялось иерархией чиновников, все служили Первому Императору, Цинь Ши Хуан. Династия Цинь практиковала все то, что Хан Фейзи учил, позволяя Цинь Ши Хуангу владеть и контролировать все свои территории, в том числе завоеванные из других стран. Чжэн и его советники положили конец феодализму в Китае, установив новые законы и постановления при централизованном и бюрократическом правительстве с жесткой централизацией власти. При этой системе процветали и военные, и правительство. Это произошло потому, что талантливых людей было легче выявить и отобрать для обучения специальным функциям.
Особенности централизации власти в древнем китайском правительстве
- Монархическая власть – высшая власть в империи. Император монополизирует все ресурсы в стране; его личность и способности определяют процветание страны. Эта автократическая система позволяет быстрее принимать решения и позволяет избежать сложных решений возникающих проблем. Одним из недостатков является то, что придворные, которые соревнуются за благосклонность императора, могут накапливать власть для себя, что ведет к внутренней розни (Jin and Liu, 1992).
- Административный отдел обладает высоко централизованной властью. Обязанности каждого чиновника четко не определены, что ведет к неэффективности, поскольку чиновники управляют правительством и эффективно управляют страной.
Идея централизации власти
Акты для реализации нужны после делегирования. Следовательно, полномочия по принятию решений могут быть распространены с помощью делегирования полномочий.
Централизация власти может быть произведена немедленно, если полная концентрация будет дана на этапе принятия решения по какой-либо должности. Централизация может осуществляться на должности или на уровне организации. В идеале право принятия решений принадлежит нескольким лицам.
Преимущества и недостатки централизации власти
Централизация власти имеет несколько преимуществ и недостатков. Преимущества включают:
- Обязанности и обязанности четко определены в центральном руководящем органе.
- Решения принимаются очень прямо и четко.
- Центральная власть поддерживает большой «всеобщий интерес» в благосостоянии государства, которым она управляет, поскольку она может извлечь выгоду из любого увеличения богатства и / или власти государства. В этом смысле стимулы государства и правителя совпадают.
С другой стороны, недостатки заключаются в следующем:
Решения могут быть неправильно поняты во время их передачи, а низшие отделы не обладают полномочиями по принятию решений, поэтому для этого требуется эффективный и хорошо организованный высший отдел.
Внимание и поддержка каждого департамента или города не могут быть сбалансированы.
Задержка с информацией о работе может привести к неэффективности правительства.
Расхождения в экономике и информационных ресурсах между центром и другими местами значительны.
Исключает участников на местном и провинциальном уровнях из преобладающей системы управления, снижая способность центрального правительства обеспечивать подотчетность властей (с риском коррупции), разрешать споры или разрабатывать эффективную политику, требующую местных знаний и опыта.