Государственный долг. Управление внешним и внутренним долгом

Общие положения

Государственный долг России – тема, требующая детального
разбора. В этом контексте также важен вопрос о существующих видах обязательств,
сущности внутреннего государственного долга РФ, принципах проводимой нашей страной
политики.

Что это такое?

Государственный долг – это сумма предшествующих расходов,
превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулит
сокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываются
временные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояния
населения снижается.

Виды

О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолга
идет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства.
Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательство
предполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает о
себе знать при превышении пятилетнего срока.

Поскольку краткосрочные обязательства берутся государством
под высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самым
обременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению и
сведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрение
кредитора (страны, выступившей займодателем).

Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формами
или видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнего
характера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму не
входит.

Сущность внутреннего долга

Под сущностью внутреннего долга государства следует понимать
всю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала от
населения в бюджет и обратно определяет указанные отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики в России причиной
возникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора
– прежде всего, военного. Повышение уровня безопасности способствовало росту
размера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действие
приводились и другие секторы экономики, например, связанные с научными
разработками. Изменение политики государственных расходов повлекло за собой
образование рынка кредитного финансирования.

Суммируя, можно отметить, что государство имеет
обязательства перед:

  1. предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет,
    исполнение госзаказов, реализация программ);
  2. лицами, делающими вклады в банках.

К госдолгу также относятся государственные облигации и
векселя.

Принципы долговой политики РФ

Политика, направленная на решение вопросов, связанных с
внутренним государственным долгом страны, демонстрирует определенные принципы.
Дает о себе знать необходимость:

  • развития рынка ценных бумаг;
  • привлечения новых инвесторов;
  • увеличения оборота облигаций;
  • уменьшения расхода бюджета;
  • недопущения роста ставок по облигациям;
  • структурного изменения внутренней задолженности.

Не подлежит сомнению тот факт, что долговые обязательства
влияют на сегодняшнее положение вещей на валютном рынке. В России установлен
предельный срок, в рамках которого необходимо выполнить долговое обязательство.
Он равен 30 годам.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

  • кредитный рейтинг страны;
  • размер накоплений и их ликвидность (возможность быстро перевести в конвертируемую валюту);
  • доходность государственных облигаций (чем она ниже, тем лучше);
  • среднегодовая инфляция в стране;
  • возможность «печатать» деньги, если они относятся к мировым резервным валютам;
  • различные внешнеполитические и внутриполитические факторы.

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Источник

Последствия

  • Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
  • Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
  • Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
  • Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
  • Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
  • Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ВНУТРЕННЕМ ДОЛГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон определяет понятие, состав государственного внутреннего долга Российской Федерации, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливает порядок его обслуживания.

Статья 1. Общие положения

1. Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации (далее – долговые обязательства Российской Федерации) перед юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

2. Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Статья 2. Формы и состав государственного внутреннего долга Российской Федерации

1. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

кредитов, полученных Правительством Российской Федерации;

государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;

других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.

2. Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

3. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

4. Долговые обязательства Российской Федерации могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер.

Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

5. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально – государственных и административно – территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.

Форма долговых обязательств национально – государственных и административно – территориальных образований Российской Федерации и условия их выпуска (выдачи) определяются соответствующими органами национально – государственных и административно – территориальных образований Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации

1. Определение политики в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляет Верховный Совет Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации устанавливается Верховным Советом Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год.

2. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статья 4. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

1. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком Российской Федерации и его учреждениями, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

2. Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

Статья 5. Контроль за состоянием государственного внутреннего долга Российской Федерации

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 6. Опубликование данных о государственном внутреннем долге Российской Федерации

Правительство Российской Федерации ежегодно не позднее мая текущего года публикует данные о состоянии государственного внутреннего долга Российской Федерации за предыдущий финансовый год.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

13 ноября 1992 года

N 3877-1

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд руб.
  • 1998 г. – 490 млрд руб.
  • 2003 г. – 679 млрдруб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.

О чем говорит размер государственного долга

Тут надо смотреть на:

  • доходность государственных ценных бумаг (чем меньше, тем лучше);
  • кредитный рейтинг государства;
  • накопленный объем средств и ликвидность;
  • разные внешне- и внутриполитические факторы.
  • среднегодовую инфляцию в государстве;
  • наличие печатного станка для печати денежных знаков, причисленных к мировым резервным валютам;

Но эти факторы работали до февраля 2022 года. Сейчас мир перевернулся с ног наголову. Сегодня заблокировать чужие накопления и запретить платить госдолг — это в пределах нормы для некоторых стран. Но мир не стоит на месте, все движется и Россия справится со всеми неурядицами, которые ей подкидывают «недружественные» страны.

Берегите себя и до новых встреч на сайте ТОП Денег.

В чем минусы

  • Полученные средства обладают только платежно-покупательными свойствами. Они не увеличивают доходную часть госбюджета.
  • За использование денежных средств государство должно в обязательном порядке выплачивать проценты. Из-за этого могут увеличиться налоги.
  • Если говорить о возможностях роста экономики, то госкредит может влиять на них негативно. Увеличение налоговых платежей приводит к снижению темпов роста экономики.
  • При слишком быстром увеличении дохода в связи с государственным заимствованием возникает приток иностранного капитала, носящего спекулятивный характер. Этот капитал пополняет рынок государства самыми разнообразными путями.
  • При наличии у государства долга налоговое бремя ощущают все. На покрытие заимствованной суммы могут быть увеличены проценты.
  • Эффективность управления госдолгом – величина непостоянная и зависит от колебания курса валют.
  • В случае если госдолг долгосрочный, длительное постепенное покрытие бюджетного дефицита может привести к стагнации производства в стране.

Понятие, функции и роль государственного кредита

Государственный кредит в современных условиях — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды — как кредиторы. Посредством кредита государство привлекает дополнительные ресурсы для осуществления развития экономических и социальных функций в условиях рыночного хозяйства, расходы по которым постоянно возрастают. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц.

Функции государственного кредита раскрывают его экономическую сущность. Являясь элементом финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. Субъектами кредитных отношений при этом являются: со стороны государства — субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т. п. При этом инструментами, посредством которых осуществляются кредитные отношения, становятся ценные бумаги (достаточно активное участие государства и его территориальных подсистем в рынке ценных бумаг), когда государство посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке, осуществляет заимствования.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. В целом, государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие источников привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Еще одна функция государственного кредита заключается в учете и контроле за целевым, рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

  • представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;
  • позволяет равномерно и достаточно справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;
  • позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;
  • выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

Что такое государственный долг?

Сложность оценки госдолга в том, что в международном праве нет общего, унифицированного способа его подсчета: каждая страна применяет различные методы. Однако в традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

В качестве кредиторов государства могут выступать:

  1. Иностранные юридические и физические лица (посредством покупки гос. еврооблигаций).
  2. Граждане страны и отечественные юридические лица (путем покупки гос. облигаций в национальной валюте, в России через приобретение ОФЗ).
  3. Правительственные органы других стран и международные финансовые организации (посредством покупки гос. еврооблигаций или прямого кредитования).

При подсчете государственного долга не учитываются обязательства других стран и юридических лиц перед данным государством (неоплаченные налоги и штрафы). То есть, госдолг не снижается на сумму дебиторской задолженности. Например, даже если одно государство кредитует другие страны на более высокую сумму, чем его собственные долги (этому государству должны больше, чем должно оно), то его госдолг все равно считается положительным.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения. В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг. Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам. Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника. Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Использование частичного дефолта

Многие страны в разные периоды своей истории попадали в состояние дефолта по внешним долгам и в результате теряли доступ к международным рынкам капитала

Большое количество публикаций по проблеме государственного долга фокусируют внимание на стимулах для государственных заемщиков обслуживать свои долги, но не затрагивают вопроса, как такие страны вновь получают доступ к международным источникам финансирования, если однажды объявляли дефолт

Условие равновесия в таких моделях (например, Итона и Герсовича, 1981 г.) предполагает, что после определенного периода исключения из международного рынка капитала новый доступ к кредитам происходит автоматически. Коул, Доу и Инглиш (1994 г.) продемонстрировали эмпирические факты, свидетельствующие, что государства, “перенесшие” дефолт, обычно вновь получают доступ к новым кредитам после заключения соглашений со своими прежними кредиторами.

Авторы построили игровую модель и проанализировали байесовское равновесие. Ключевыми вопросами здесь являются предположения кредитора и заемщика о намерениях друг друга. Действия кредитора определяются предположениями о типе заемщика (например, о его кредитоспособности), затем он рассматривает, надо ли изменять свои первоначальные предположения в ответ на неравновесное поведение заемщика.

Подобный пересмотр ожиданий кредитора значительно сокращает множество сигнальных равновесий и часто исключает равновесия, в которых предельная производительность капитала равняется процентной ставке (т.е. оптимальное равновесие).

В России после дефолта по внутренним облигациям в августе 1998 г. и фактического дефолта по внешним обязательствам в первой половине 1999 г. (отказ Правительства РФ погашать ранее взятые на себя обязательства по обслуживанию долгов бывшего СССР) вопрос о статусе российского государства как равноправного участника мирового долгового рынка был одним из наиболее важных.

Рассмотрение переговоров Правительства РФ с международными кредитными организациями о реструктуризации части долга бывшего СССР в рамках игровой модели является достаточно приближенным к реальности и поэтому разумным. Непосильное долговое бремя, которое испытывала Россия в те годы, было невыгодно ни стране, ни ее кредиторам.

Многие страны сталкивались с дефолтом в своей истории (например, США в 60 – 70-х гг. XIX в., страны Латинской Америки, Индия и т.д.), но затем вновь появлялись на международных рынках заимствований. Период, в течение которого такие государства были исключены из мирового кредитного рынка, определяется не только экономическими, но и политическими факторами, которые должны учитываться в модели управления госдолгом. Поэтому в ней логично использовать ситуацию частичного дефолта, являющуюся достаточно существенным фактором экономического развития государства.

Виды государственного долга

Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:

По инструменту кредитования:

  • ценные бумаги, доступные гражданам государства;
  • общедоступные ценные бумаги;
  • кредиты от правительственных органов других стран;
  • кредиты от международных финансовых организаций;
  • кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).

По принадлежности кредитора к заемщику:

  • внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
  • внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).

Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем точна.

Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.

Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.

Статистика по странам

Для начала отметим, что отсутствие гос. долга часто является показателем не сильной, а слабой экономики, в которую никто не хочет инвестировать. Однако высокий госдолг тоже является плохим сигналом: ведь чем больше накопленная задолженность, тем выше будут процентные ставки, по которым кредиторы согласятся выдавать займы. Причем если темпы роста госдолга превышают темпы роста ВВП, то будет увеличиваться и налоговое бремя для будущих поколений.

Чтобы правильно оценить объем государственного долга, стоит обращать обращать внимание на три вещи:

Какая страна имеет наибольший госдолг? США, причем задолженность с каждым годом растет: страна потребляет много товаров из Китая, которому тоже нужно их куда-то сбывать, чтобы не охлаждать экономику. Такой дисбаланс грозит глобальными проблемами в будущем.

Текущее значение госдолга США более 25 трлн. долл., у Японии и всех стран Еврозоны он примерно в два раза ниже. Посмотреть актуальные показатели можно здесь: .

Америка с большим отрывом лидирует и по внешнему долгу, который составляет более $21 трлн.:

Наибольший внешний долг также наблюдается у экономически мощных Японии и стран Евросоюза, а наименьшие внешние долги в абсолютном выражении – у слаборазвитых островных государств и стран Африки. Актуальные значения смотрите здесь: .

А вот как выглядит отношение задолженностей стран мира к ВВП:

Еще одним способом оценки является отношение суммы внешнего долга к численности населения. Здесь в разных источниках можно увидеть разные данные, вызванные различными методами подсчета задолженности стран. Тем не менее можно говорить о том, что у Японии, США, Сингапура и ряда европейских стран этот показатель находится на уровне нескольких десятков тысяч долларов на человека.

Таким образом, эта задолженность примерно соответствует размеру кредита, требуемого для покупки недвижимости, хотя в некоторых случаях жилье может выйти весьма дорогим. Зато у отсталых Афганистана и Бурунди на человека приходится лишь несколько десятков долларов.

Текущий внутренний долг РФ составляет порядка 13 трлн. рублей или около 170 млрд. $. Внешняя задолженность около $460 млрд., статью о ней смотрите здесь. При этом внутренний показатель госдолга РФ составляет всего лишь 12,2% от ВВП, т.е. Россия занимает пятое место с конца рейтинга всех стран.

Классификация займа

Существует разделение в зависимости от того, где расположен кредитор. Если он внутренний, то долг будет соответственным. Заем может предоставляться и из-за рубежа. В этом случае это будет государственный внешний долг. В течение весьма продолжительного времени отечественные законодатели не могли точно определиться с данной классификацией. В разделение на виды государственного долга они заложили несколько сомнительный признак. В качестве него выступала валюта. В ней были выражены заемные обязательства страны. Однако события, которые предшествовали 17 августа 1998 года, показали со всей определенностью, что рублевый кредит, приходящийся на зарубежных инвесторов – это не только внутренний государственный долг.

Заем может быть также текущим, основным и капитальным. В последнем случае речь идет о всей сумме выпущенных и непогашенных обязательств страны. В эту же категорию входят и гарантированные займы других сторон, в том числе начисленные проценты, предполагаемые к уплате. Основной государственный долг представляет собой номинальную стоимость кредитных обязательств страны. Сюда же входят гарантированные ею заимствования. Текущий государственный долг состоит из предстоящих расходов по уплате доходов кредиторам по всем принятым обязательствам. Сюда же входят затраты на погашение тех обязательств, срок для выплаты которых уже наступил.

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.

Внешний долг Российской Федерации

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Современные подходы к теории управления госдолгом

В последнее время экономическая теория стала все больше опираться на политические реалии и начала не только изучать оптимальность фискальной и монетарной политики, но и рассматривать проблему “временной состоятельности” оптимального решения: целесообразно ли проводить тот курс в сфере госдолга, который был оптимален в прошлом (например, в период предвыборной кампании). Возникает проблема “доверия” инвесторов к государству.

Барро (1979 г.) предположил, что финансирование дефицита путем выпуска облигаций является оптимальным только в том случае, если правительство сталкивается с временным падением доходов или увеличением расходов. Однако подобный подход, в котором увеличение налогов откладывается на будущее, не решает проблему кредитного доверия: будет ли потом дополнительный долг выплачен полностью, не предпочтет ли правительство прибегнуть к более высокой инфляции и/или девальвации валюты с тем, чтобы сократить долговое бремя.

Новый подход к проблеме финансирования дефицита бюджета был предпринят Т. Сарджентом и В. Уоллесом (1981 г.). На примере монетарной экономики они показали, что временное снижение инфляции за счет долгового финансирования бюджета может привести к усилению инфляции в будущем. В качестве аргумента рассматривается тот факт, что, финансируя дефицит за счет увеличения госдолга, правительство принимает на себя обязательства выплатить в будущем проценты по нему. И если после некоего периода долгового финансирования правительство вынуждено прибегнуть к денежному финансированию, то при этом инфляционные последствия будут более значительны, чем в случае, когда бы денежное финансирование использовалось сразу (без долгового).

Данный эффект был назван “неприятной монетаристской арифметикой”. Кроме того, эти экономисты пришли к выводу, что государство сталкивается с ограничениями по спросу на долговые обязательства, определяемыми величиной национального богатства и ожидаемым размером будущего долга, который оказывает существенное влияние на уровень процентных ставок. И наконец, они сумели проиллюстрировать зависимость проводимой экономической политики от координации действий монетарных и фискальных властей.

Переходя непосредственно к анализу моделей управления госдолгом, заметим, что существует достаточно большое количество моделей по этой теме. Большинство из них охватывают определенный аспект проблемы долгового финансирования. В ряде моделей акцент сделан на решении конкретных задач: выборе между внутренним и внешним финансированием, выборе типа долговых обязательств (с плавающим или фиксированным купоном, еврооблигации или Брейди-бонды) и сроков заимствований.

Существуют модели, описывающие взаимосвязь долговой политики государства с таким аспектом политической сферы, как президентские и парламентские выборы. В последнее время актуальными стали модели, в которых рассматривается “сигнальная” политика (т.е. принятие решений исходя из текущего состояния макропоказателей) и вероятность отказа правительств погашать свой долг.

Российская Федерация в конце 90-х гг. XX в. столкнулась с целым рядом проблем, связанных с ростом государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. Важным фактором при выборе наиболее подходящей модели управления госдолгом в России является поведение инвесторов и государства. Кроме того, при выбранных стратегиях поведения необходим выбор оптимальной структуры долга.

В данной книге рассмотрим наиболее современные экономические подходы к проблеме управления государственным долгом, затрагивающие основные факторы долговых кризисов и структуры долга.

Проведем анализ таких моделей, как:

  • модель самореализующихся долговых кризисов (проблема рефинансирования долга) – выбор базовых параметров, определяющих экономическое развитие страны, использование данных параметров в качестве сигналов о реальном состоянии экономики и определение их влияния на поведение инвесторов;
  • модель использования частичного дефолта по государственным облигациям и различной временной структуры долга;
  • модель выбора оптимальной структуры государственного долга – использование индексированных внутренних облигаций.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий