Михайловский замок в Санкт-Петербурге: часы работы, фото

Особенности архитектуры Михайловского замка

Михайловский замок отличается от других сооружений, возведённых в конце XVIII — начале XIX века. Он принадлежит к классическому стилю с вкраплениями различных архитектурных тенденций, которые пришлись по душе Павлу I во время его зарубежных поездок. Резиденция представляет собой огромный куб со скругленными углами и восьмиугольным внутренним двором, в центре которого — памятник императору, выполненный уже в XXI веке.

«Дворец Святого Михаила» строился как замок на воде, который ограничен с северной и восточной сторон реками, а с запада и юга — каналами. При возведении здания была предусмотрена система оборонительных сооружений в виде полубастионов, а также разводные мосты и пушки. Внешний вид замка на рукотворном острове живописен: несмотря на то что все фасады уникальны и не похожи, вместе они создают целостную композицию.

Восточный фасад резиденции выходит на Фонтанку. В его центре — полукруглый выступ, увенчанный зелёным куполом с маленькой башней. Когда Павел Петрович находился в замке, здесь поднимали знамя императора. Восточный фасад, как и северный, скромен и однотипен. От примыкающего к нему главного входа он резко отличается более насыщенным красным цветом и, тем не менее, гармонично сочетается с общей архитектурной концепцией.

Центральный полукруглый выступ украшает и западный фасад. Если с восточной стороны выступ был небольшим, то здесь он значительно ушёл вперёд от симметричных справа и слева стен. Спроектировав таким образом западный фасад, архитектор обозначил важную роль выступающей постройки, являющейся домовой церковью во имя Архистратига Божия Михаила. За крестом возвышается позолоченная башня-колокольня.

Молитвенный дом Архангела Михаила облицован мрамором и декорирован барельефами. На фасаде двусветной церкви мастера оставили рельефные изображения четырёх евангелистов, карниз под шпилем декорирован лицами ангелов, а в нишах второго этажа размещены две скульптуры: «Вера» и «Религия». Справа и слева от креста виднеются объёмные фигуры учеников Иисуса Христа — святых Петра и Павла.

Главный же фасад резиденции — южный. Через его массивные Воскресенские ворота, по обе стороны от которых — два высоких обелиска из гранита, осуществляется вход в здание Михайловского замка. Обелиски украшены арматурами и монограммой Павла I. А на фронтоне посетители могу увидеть барельеф братьев Стаджи, ниже которого находится позолоченная надпись, предназначавшаяся для размещения в Исаакиевском соборе.

Первоначальная композиция в стиле барокко отличалась перегруженностью деталями, однако получила одобрение великого императора. Его смерть помешала установить монумент. При Елизавете Петровне он дорабатывался, а при Екатерине II и вовсе был отвергнут — по её приказу был изготовлен известный «Медный всадник». За забытый монумент взялся только внук Петра, а его отливкой занимался уже сын Бартоломео — Франческо Растрелли.

Желая изобразить выезжающего из Михайловского замка Петра I, Павел приказал установить монумент на Замковой улице. К ней и горнверку от центральных ворот Михайловского замка вёл веерный гранитный разводной мост длиной более 20 метров и шириной чуть больше 30 метров. Его средняя часть ранее предназначалась для перемещения только императорской семьи. Сейчас мост частично засыпан.

Северный фасад Михайловского замка, спроектированный как парковый, достаточно скромен: его внешнее убранство составляет рельефный карниз, богато украшенный скульптурный выступ под кровлей, а также десять мраморных колонн, поднимающихся до второго этажа и поддерживающих длинный балкон на пять окон. К северному входу ведёт широкая лестница, по обеим сторонам от которой — фигуры Геркулеса и Флоры, выполненные на античный манер.

История строительства

Остров, на котором стояла деревянная летняя резиденция Елизаветы, ограничивался со всех сторон водными артериями: реками Мойкой и Фонтанкой, а также Воскресенским и Церковным каналами.

Сегодня Михайловский замок нельзя назвать островным сооружением. Оба канала были засыпаны в XIX веке. Воскресенский канал сегодня частично восстановлен.

Место, уделённое строительству Михайловского замка, как нельзя лучше подходило для возведения особняка в духе средневековья — со рвами, насыпями, пушечными башнями и поднимающимися мостами. Изначально также рассматривался для строительства земельный участок в пригородной Гатчине, но император счёл, что так далеко строить новый дворец будет нецелесообразно.

Ради возведения Михайловского замка Павел повелел заморозить другие проекты, которые реализовывались в Петербурге в это же время. По описаниям современников, с остановленных строек сюда свозились все самые лучшие материалы: мрамор, наборный паркет, камень и скульптуры. На строительстве дворца день и ночь трудилось несколько тысяч человек. В тёмное время суток рабочие возводили здание при свете горящих факелов.

Проект замка создавал известный русский архитектор Василий Баженов. Зодчий скончался, не успев доработать свои эскизы, и закончить проект Павел пригласил итальянца Винченцо Бренну. К созданию рисунков также дополнительно привлекались такие известные архитекторы как Росси и Кваренги. Говорят, Павел сам сделал несколько набросков своей будущей резиденции. Говорят, что необычный пудрово-розовый цвет фасада здания символизировал цвет перчатки фаворитки императора, Анны Лопухиной.

Михайлов замок стал первым дворцовым сооружением в русской архитектуре, которое носит имя святого.

Резиденция императорской семьи открыла свои двери в первый день февраля. Магистр Мальтийского ордена, Павел собирался проводить в новом дворце собрания рыцарей и их торжественные церемонии. Для этого в череде парадных интерьеров было специально выделено несколько самых красивых апартаментов: Общий Столовый зал, Мраморная галерея (Георгиевский зал), Мальтийский тронный зал и другие помещения.

Интересный факт, связанный с Михайловским замком гласит, что незадолго до убийства императора в Петербурге появилась прорицательница, которая предрекла Павлу скорую смерть. При этом она не указала точное число лет, а сообщила, что жить ему придётся столько, сколько букв прописано в библейской фразе, украсившей фасад дворцовых ворот. Символов оказалось ровно 47, а этот возраст царя приходился как раз на 1801 год. После кончины Павла семья его спешно покинула место, с которым связывалось столько счастливых надежд, и уехала обратно в Зимний дворец. Почти два десятилетия замок стоял пустынным и одиноким, пока здание не отдали Инженерному училищу.

С переездом курсантов училища изменилось даже название сооружения — Михайловский замок чаще стал называться Инженерным, и это имя прочно закрепилось как дублирующее. Но как только лишь в здание переехали курсанты, в городе заговорили о привидении. По мнению тех, кто видел привидение в стенах замка, призраком Михайловского особняка стал сам покойный император.

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Строительство замка

Иметь свой замок было мечтой Павла I задолго до восшествия на престол, и указ о начале строительства был одним из первых указов новоиспеченного императора. Более того, у Павла I имелось уже 13 проектов будущего замка, идеи он привозил из заграничных путешествий. Опасаясь за свою жизнь, император приказал осуществить строительство в самые сжатые сроки. От момента закладки первого камня до освящения нового жилья венценосной семьи прошло всего около 4 лет, строили без перерыва днем и ночью, в ущерб другим проектам. Архитекторами замка выступили В. Баженов – разработал проект, и В. Бренна – руководил строительством и занимался внутренней отделкой.

В помощь им направлялись многие другие специалисты, ни сил, ни средств не жалели – замок стал самой дорогой стройкой 18 века. Не дождавшись полного завершения работ, императорская семья въехала во дворец, хотя там еще было сыро и неуютно. По рассказам современников, сырость и холод в замке были такие, что в углах не таял лед, а огоньки сотен зажженных свечей едва виднелись в густом тумане. Императора сей факт, однако, не остановил, только жилые помещения семейства он повелел обшить досками, чтобы утеплить и просушить их.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Русский музей в Михайловском замке


Тронный зал

В 1991 году в стенах Михайловского замка разместился Русский музей. 31 августа 1951 года помещения бывших парадных залов Михайловского замка были переданы Центральной военно-морской библиотеки для размещения книжных фондов. В 2018 году библиотека съехала, после чего была выполнена реставрация парадных залов Михайловского замка.

Были воссозданы интерьеры Большого Тронного и Воскресенского залов, Галерея арабесок Михайловского замка, покои камер-фрейлины А.С. Протасовой, комнаты обер-шталмейстера графа И.П. Кутайсова и комнаты обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина.


Воскресенский зал

Самый большой и красивый зал замка — Воскресенский. Он предназначался для проведения балов и официальных приемов. Именно в этом зале было выставлено тело Павла для прощания.

На первом этаже представлен макет Михайловского замка, где можно увидеть, как он выглядел в начале XIX века, и сравнить с современным видом.

Михайловский (Инженерный) замок в Санкт Петербурге – ИСТОРИЯ

Михайловский замок один из крупнейших архитектурных памятников СПб. Его строительство завершило эпоху петербургского зодчества в 19 веке. После гибели Екатерины II император Павел I отдал приказ о его возведении на месте Летнего дворца. Над эскизами и планировкой работал не только сам Павел Петрович, но иностранные архитекторы. Однако сыну Екатерины II удалось воплотить в жизнь свой замысел только после того, как он взошел на престол осенью 1796 года. Торжественная церемония закладки замка произошла в 1797 году. Его строительство завершилось в 1801 году.

Внешне замок представляет собой четырехугольник. Все четыре фасада имеют различное оформление. Центральная часть восточного и западного фасадов выделена закругленными выступами. В одном из них, обращенном к Садовой улице, размещена церковь Архангела Михаила, в другом парадный Овальный зал. Церковь увенчана шпилем. Северный фасад, обращенный к Мойке, украшен широкой лестницей и мраморной колоннадой, служащей основанием для открытой террасы. Лестницу фасада украшают статуи Геркулеса и Флоры. Главный южный фасад выделен колоннадой и огромными, проходящими через все три этажа здания обелисками из темного камня с украшениями в виде военных доспехов. Между обелисками высокая прямоугольная арка, ведущая во внутренний парадный двор в форме восьмиугольника. Фасад венчает фронтон с многофигурным барельефом «История заносит на свои скрижали славу России» скульптора П. Стаджи. В конце XVIII начале XIX веков перед дворцом была площадь Коннетабля, на которой проходили парады. Посреди площади стоял памятник Петру I. Модель памятника была сделана скульптором Б. К. Растрелли еще при жизни Петра I. В 1745-1747 годах по этой модели был отлит сам памятник. Павел I велел выбить на нем надпись: “Прадеду Памятник Петру I правнук”

Перед замком были построены два павильона, имевших значение пропилеев при въезде на площадь Коннетабля. Между ними была устроена аллея, которая называется теперь Кленовая.

Император с семьей переехал в Михайловский замок 1 февраля 1801 года, когда еще не была вполне завершена отделка, когда стены еще хранили сырость. Императрицей Марией Федоровной специально к первому обеду в Михайловском замке был заказан сервиз с видами замка. Император был этим так растроган, что едва не целовал изображения на предметах сервиза. Но в своем новом дворце Павел прожил всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был злодейски убит. Для многих смерть императора Павла I была радостным известием: незнакомые люди поздравляли друг друга, словно был какой-то большой праздник. Среди простого люда пошла молва, что императора «удушили генералы да господа» за его справедливость и сочувствие к простому народу. Могила убиенного императора стала собирать к себе многих паломников. Ему стали молиться, просить о помощи и часто получали просимое.

Сын императора Павла император Александр I не смог жить на месте убийства его отца и переехал в Зимний дворец. Здание долго пустовало, затем его помещения стали отдаваться различным организациям, вплоть до того, что там совершались богослужения магометан. В 1819 году дворец передали Инженерному училищу, которое и дало ему второе название Инженерный замок. Вскоре территория вокруг замка была перепланирована, каналы засыпаны. Мосты, правда, оставили. Само здание подверглось безжалостной переделке. Богатейшая отделка по частям продавалась «с молотка». Комнаты, где было совершено убийство императора, были закрыты до 1857 года. В 1857 году на личные средства императора Александра II в этих помещениях была устроена домовая церковь святых апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Алтарь церкви был расположен непосредственно над местом убийства императора. Церковь была спроектирована архитектором К. А. Ухтомским.

После революции церковь была разграблена и уничтожена. Восстановление ее вряд ли возможно, так как не сохранилось почти никаких материалов, по которым можно было бы составить представление о том, какой церковь была.
Во внутреннем парадном дворе Михайловского замка в 2003 году был установлен памятник императору Павлу I, исполненный скульптором В. Э Горевым и архитектором В. И. Наливайко.

Сейчас Михайловский замок входит в музейный комплекс Русского музея и открыт для посетителей. В залах замка действуют выставки, посвященные российской истории. Восстановлен Воскресенский канал и Трехпролетный мост.

Архитектура дворца

Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.

На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.

Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.

Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.

На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.

Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.

В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).

Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.

Западную стену также украшали:

⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;

⦁ щит с имперским гербом;

⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.

Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.

Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:

⦁ Трехчастный мост;

⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;

⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);

⦁ павильоны Кордегардий;

⦁ Кленовая улица.

В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.

Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца

Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.

Михайловский замок

Михайловский замок расположен напротив Михайловского сада, он является последним императорским дворцом в Санкт-Петербурге. Грандиозное сооружение, сочетающее в себе черты средневекового замка и светского дворца было построено для императора Павла в 1800 году. Русский Гамлет сам начертил план своей будущей парадной резиденции.

На месте, где был построен Михайловский замок, стоял Летний деревянный дворец Елизаветы Петровны. В этом дворце родился будущий император и провел здесь свои молодые годы. Считается, что Павел сказал слова, оказавшиеся пророческими: «На этом месте я родился, на этом месте и умру».

Летний дворец был заброшен в екатерининское время. В начале 1797 года, сразу после смерти Екатерины II, по указу Павла дворец разобрали и начали грандиозное строительство замка, названного в честь архангела Михаила. Ему посвящена домовая церковь в замке, высокий шпиль которой виден издалека.

Строительство велось на протяжение всего срока царствования Павла — в течение 4-х лет. Это была самая дорогая и быстрая стройка в то время. Несколько тысяч человек трудились здесь днем и ночью.

Стройматериалы привозились в основном со строительства Екатерининского имения Пелла, Таврического дворца и Исаакиевского собора (третьего по счету). На тот момент он был построен только наполовину и отделывался роскошным мрамором. Павел забрал весь мрамор для строительства замка, а собор приказал достроить кирпичом. Впоследствии он был разобран, а на его месте построен новый Исаакиевский собор, который мы сейчас видим.

1 февраля 1801 императорская семья переехала в еще не просушенный и почти не отапливаемый дворец, работы по внутренней отделке были не завершены. Как отмечали современники, в замке было очень холодно и сыро.

Всего 40 дней прожил Павел в своем новом доме. В результате дворцового заговора ночью 11 марта 1801 года император был убит в своей спальне. Первоначальной целью заговорщиков было только отречение Павла от трона в пользу сына Александра, который, знал о заговоре. Но все закончилось гибелью императора. Сначала граф Николай Зубов ударил Павла в висок углом золотой табакерки, а потом он был задушен офицерским шарфом.

Официальной причиной гибели Павла был объявлен апоплексический удар. Известие о смерти императора вызвало всеобщее ликование и веселье в Санкт-Петербурге. Люди поздравляли друг друга со свободой и обнимались, как на Пасху. За свой 4-хлетний период правления Павел успел сильно насолить дворянству.

Михайловский дворец: история и архитектура

Уникальный огромный дворец, который в последствии стал Русским музеем построен в строгом классическом стиле, хотя некоторые современные исследователи приписывают ему и элементы неоклассицизма.

Еще в 1798 году император Павел 1 решил сделать уникальный подарок своему младшему сыну Михаилу и приказал откладывать в казне деньги на постройку уникального по своей красе дворца, сразу после рождения малыша.  В 1801 году, ПавлаI убили в результате дворцового переворота, и власть в государстве поменялась кардинально в другую сторону.

Не смотря на то, что государя уже не было в живых, приказ о возведение дворца все же выполнили и когда младшему князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, император Александр I, который в то время правил государством, отдал приказ о начале строительства одноименного дворца.

Проект здания в 1817 году разработал для великого государя известный в те времена архитектор Карл Иванович Росси. Огромной проблемой перед началом постройки дворца стал выбор места для будущего дома князя. Сначала резиденция должна была располагаться на месте современного Воронцовского дворца,  потом на территории тогдашнего дома графа Чернышева (сейчас там располагается Мариинский дворец).

Но через некоторое время было принято решение о создание дворца не на месте уже существующих строений, а «с нуля», создав новый уникальный архитектурный ансамбль.

Интересным считается тот факт, что Михайловский дворец строили только в теплую погоду – летом, весной и осенью, чтобы стены здания были более прочными и надежными.

Проект дворца предусматривал:

  • дворец – как центр всей экспозиции,
  • два симметричных флигеля каре, что расположились по разным сторонам (западный для фрейлин и восточный – манежный),
  • конюшенный корпус,
  • дом для прачечных дел,
  • сад и павильон,
  • пристань на реке и мостики.

На воздвижение самого Михайловского дворца ушло почти шесть лет: с 1819 по 1825 года. По плану около него также должна была появиться новая площадь и две улицы (известные нам как Инженерная и Михайловская) и даже одноименный сад. Закладку первых камней дворца осуществили 14 июля 1819 года, а масштабные работы по построению стартовали 26 июля.

30 августа 1825 дворец освятили и передали князю.

По завершению работ над дворцом архитектор Карл Росси получил от императора Александра I орден Святого Владимира 3 степени, участок земли для постройки собственного особняка и бриллиантовый перстень в подарок за работу.

Создание архитектурной концепции

Своим появлением Михайловский замок обязан сыну Екатерины Великой императору Павлу I. Еще, будучи великим князем и наследником престола, будущий император высказал идею о создании собственного дворца. Реализация этой идеи осуществилась лишь спустя десятилетие.

Внешний облик Михайловского замка и его архитектурные особенности полностью отражают характер и мировосприятие императора Павла I. Воспитанный в восхищении к рыцарским идеалам и обладая врожденной подозрительностью, он с юности мечтал построить для себя неприступный замок-крепость.

Путешествуя по Европе в 1781-82 годах, великий князь посетил множество дворцов и особняков, возведенных в стиле замковой архитектуры, и его мечты начали приобретать реальные очертания.

Вернувшись в Петербург, он начинает создавать собственные эскизы будущего шедевра. В 1784 году к разработке проекта дворца-замка подключились профессиональные архитекторы.

Первоначально над проектом работал А. Ф. Виолье, но затем его сменил архитектор Василий Баженов. Он и стал автором законченного проекта, разработка которого длилась больше 10 лет.

Баженов учел все пожелания заказчика и в результате появился гигантский объект, окруженный со всех сторон водой, подъемными мостами и бастионами, на которых располагалось около 20 пушек. Всего насчитывалось больше десятка вариантов будущего сооружения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий