Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото

Залы

В главном здании Русского музея — Михайловском дворце и примыкающем к нему корпусу Бенуа находится огромное количество залов. Для удобства осмотра экспозиции все они пронумерованы:

  • Залы от 1 до 4 включительно раскрывают тему Древнерусского искусства.
  • Зал с 5 по 10, совместно с 12 хранят произведения искусства XVIII века.
  • Зал 11 и с 13 по 17 представляют собой собрание полотен и предметов искусства начала XIX века.
  • С 18 по 48 зал, плюс 54 – картины и скульптура второй половины XIX и начала XX века.
  • Зал 66-85 представляет историю искусства XX века.
  • Залы с 87 до 94 хранят предметы декоративно-прикладного искусства XX века.
  • В 101 – 109 залах регулярно размещают временные выставки.

Архитектурные особенности

С точки зрения архитектуры, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге не совсем обычный. Росси построил его в виде русской дворянской усадьбы. Центральный корпус соединен с двумя боковыми флигелями, которые выполняли функции хозяйственных построек. В одном из корпусов располагалась кухня и прислуга, в другом – конюшня и арсенал.

В то время в моде был архитектурный стиль ампир, в нем-то и построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Фото позволяет оценить все богатство внешней отделки.

Центральный корпус украшен портиком с колоннами коринфского ордера и лепниной в виде голов львов, скульптуры этих же животных застыли и у центрального входа. Один из шедевров декора Михайловского дворца – фриз, на котором расположено 44 многофигурных барельефа.

Дворец поражал не только внешней отделкой, но и внутренним убранством. И это не удивительно. Из 7,5 млн рублей, потраченных на строительство, четыре ушло на отделку.

Строительство Михайловского дворца

В 1817 году архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца. Проект предусматривал не просто перестройку существующих зданий, но и создание нового городского архитектурного ансамбля. Архитектор спланировал дворец, а также площадь перед ним и две новые улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.

Начали возводить дворец в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а 26 июля приступили к работам. За 1819 — 1820 годы был возведён главный корпус. В 1821 году к дворцу пристроили два флигеля. В 1822 году завершились общестроительные работы, которыми руководил знаменитый «каменных дел мастер» Фома Леонтьевич (Томмазо) Адамини, с ним вместе трудился — его сын Дементий Фомич (Доменико) Адамини, состоявший в комиссиях по сооружению Михайловского дворца.

В 1823 году для проведения отделочных работ Строительная Комиссия на конкурсной основе отбирала лучших декораторов, скульпторов, живописцев, лепных мастеров и резчиков. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Изделия из чугуна заказывали на Литейном заводе у мастера Баумана. Решётку, которая выходит на Мойку, парадную лестницу, чугунных львов и маленький мостик в саду отливали именно на этом заводе.

Со стороны Марсова поля появился сад при дворце, названный также — Михайловским. Реконструкцию сада производил мастер земляных работ и садово-паркового искусства Адам Адамович Менелас. Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Возведённый дворец был освящён 11 сентября 1825 года и назван в честь великого князя.

Михайловский дворец внутри

Фасадом дворец обращен к одноименной площади и встречает гостей массивными колонами. Сам Михайловский дворец – это четыре этажа роскоши, красоты и восхищения.

Высота вестибюля составляет 25 метров. У входа на лестницу гостей встречали два льва, которых отлили специально для этого дворца. Кроме этого, в Михайловском дворце впервые на стенах поклеили обои, а паркет уложили самыми дорогими породами дерева.

Первый этаж обработан рустом и служит фундаментом для бельэтажа. Колоны скульпторы Пименов и Демут-Малиновский инкрустировали изображениями военных, разными княжескими доспехами и лучшим дорогим оружием.

На нижнем этаже расположены спальни, детские, гостевые. Бельэтаж разделен на две части: за запад и север отведены залы для бальных сборов, а на восток – парадные спальни княгини и князя. В цокольном помещение отвели место для кухонь.

В дворце разместили даже небольшой семейный храм Михаила, где все желающие могли спокойно помолиться.

Убранство Михайловского дворца очень роскошное, но в тоже время достаточно выдержанное.

Каждый зал – это отдельный ансамбль и декор элементов, созданы в едином стиле и гармонии. Сохранился в первозданном виде вестибюль дворца: на входе – широкая арка, за ней – большая массивная лестница с коринфской колоннадой, украшенные росписями , а на стенах уникальные захватывающие барельефы.

За бельэтажем располагается Голубая галерея, а дальше – Большая Столовая. Дверь в галлерею украшают скульптуры известного декоратора Пименова, а в Столовой можно увидеть росписи их кессонских и вакхичесих сюжетов. Стены комнаты когда-то украшали 32 золотистые мраморные пилястры и орнаменты.

В Танцевальном зале по периметру расположено 28 голубых колон с изображениями античных танцовщиц и арабесок. По периметру зала украшена высокими зеркалами и позолоченными люстрами.

Главный архитектор (К.И. Росси) Михайловского дворца с легкостью и возвышенностью сумел создать уникальный акцент в композиции на выразительности коринфского ордера в Белой гостиной. Здесь вся площадь поделена четырьмя колонами на три части.

Покои княгини – заслуживают отдельного внимания и восхищения благодаря особому изяществу и роскоши. Среди уцелевших элементов декора – камин, зеркало, цветной паркет и живописные плафоны. А все потому, что Елена Павловна очень любила ремонты и перестройки и всегда следовала вызовам тогдашней моды.

Комната князя отличается строгостью и выдержанностью. Только в комнате с арсеналом можно было найти богатое собрание разного оружия, шпаг, мундиров, трофеев и других артиллерийских деталей. А в кабинете и библиотеке князя были собраны лучшие коллекции книг, монет и изданий по искусству.

Но долго в нем княжеская семья не прожила. Сначала, после смерти князя его жена Елена Павловна продолжала содержать дворец нужным образом. Дом стал культурной меккой Петербурга, здесь часто гостили Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовкий и другие творческие личности.

Уже в 1895 году, спустя 70 лет внуки князя Михаила Павловича продали дворец государству, потому что дом стал переходить в упадок. И в том же году 13 апреля император Николай II распорядился сделать во дворце музей в честь памяти императора Александра III. Михайловский дворец должен был стать «вторым» Эрмитажем, но со временем он обрел свою уникальную славу и историю.

Архитектура дворца

Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.

На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.

Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.

Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.

На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.

Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.

В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).

Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.

Западную стену также украшали:

⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;

⦁ щит с имперским гербом;

⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.

Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.

Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:

⦁ Трехчастный мост;

⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;

⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);

⦁ павильоны Кордегардий;

⦁ Кленовая улица.

В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.

Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца

Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.

Михайловский дворец

Михайловский дворец – шедевр руки архитектора Карло Росси, который по поручению Александра I начал в 1819 году строительство дворца для младшего сына Павла I великого князя Михаила Павловича. Место было выбрано не случайно – можно было построить не только дворец, но также и примыкающую площадь, и сад. А самое главное – удобство связи с Зимним дворцом и другими политически важными объектами.

Во дворце четыре этажа, нижний повторяет трёхчетверную коринфскую колоннаду и украшена орнаментами из доспехов и оружия, в качестве напоминания о военных победах России. Каждый зал внутри сооружения Росси продумал в деталях. Так, например, в столовую вела Голубая галерея, двери которой украшены скульптурами кариатид С. Пименова, а своды самой столовой покрыты гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами.

Именно в Михайловском дворце хранится постоянная коллекция древнего и классического русского искусства. Экспозиция включает в себя древнерусское искусство 12-17 веков, искусство 18 и 19 века, а также народное искусство 17-21 веков. Древнерусские иконы, копии и оригиналы скульптур, а также Айвазовский, Брюллов, Шишкин и ещё много других имён, известных с детства. Там нередко проходят временные моновыставки знаковых русских и советских художников.

Михайловский (Инженерный) замок в Санкт Петербурге – ИСТОРИЯ

Михайловский замок один из крупнейших архитектурных памятников СПб. Его строительство завершило эпоху петербургского зодчества в 19 веке. После гибели Екатерины II император Павел I отдал приказ о его возведении на месте Летнего дворца. Над эскизами и планировкой работал не только сам Павел Петрович, но иностранные архитекторы. Однако сыну Екатерины II удалось воплотить в жизнь свой замысел только после того, как он взошел на престол осенью 1796 года. Торжественная церемония закладки замка произошла в 1797 году. Его строительство завершилось в 1801 году.

Внешне замок представляет собой четырехугольник. Все четыре фасада имеют различное оформление. Центральная часть восточного и западного фасадов выделена закругленными выступами. В одном из них, обращенном к Садовой улице, размещена церковь Архангела Михаила, в другом парадный Овальный зал. Церковь увенчана шпилем. Северный фасад, обращенный к Мойке, украшен широкой лестницей и мраморной колоннадой, служащей основанием для открытой террасы. Лестницу фасада украшают статуи Геркулеса и Флоры. Главный южный фасад выделен колоннадой и огромными, проходящими через все три этажа здания обелисками из темного камня с украшениями в виде военных доспехов. Между обелисками высокая прямоугольная арка, ведущая во внутренний парадный двор в форме восьмиугольника. Фасад венчает фронтон с многофигурным барельефом «История заносит на свои скрижали славу России» скульптора П. Стаджи. В конце XVIII начале XIX веков перед дворцом была площадь Коннетабля, на которой проходили парады. Посреди площади стоял памятник Петру I. Модель памятника была сделана скульптором Б. К. Растрелли еще при жизни Петра I. В 1745-1747 годах по этой модели был отлит сам памятник. Павел I велел выбить на нем надпись: “Прадеду Памятник Петру I правнук”

Перед замком были построены два павильона, имевших значение пропилеев при въезде на площадь Коннетабля. Между ними была устроена аллея, которая называется теперь Кленовая.

Император с семьей переехал в Михайловский замок 1 февраля 1801 года, когда еще не была вполне завершена отделка, когда стены еще хранили сырость. Императрицей Марией Федоровной специально к первому обеду в Михайловском замке был заказан сервиз с видами замка. Император был этим так растроган, что едва не целовал изображения на предметах сервиза. Но в своем новом дворце Павел прожил всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был злодейски убит. Для многих смерть императора Павла I была радостным известием: незнакомые люди поздравляли друг друга, словно был какой-то большой праздник. Среди простого люда пошла молва, что императора «удушили генералы да господа» за его справедливость и сочувствие к простому народу. Могила убиенного императора стала собирать к себе многих паломников. Ему стали молиться, просить о помощи и часто получали просимое.

Сын императора Павла император Александр I не смог жить на месте убийства его отца и переехал в Зимний дворец. Здание долго пустовало, затем его помещения стали отдаваться различным организациям, вплоть до того, что там совершались богослужения магометан. В 1819 году дворец передали Инженерному училищу, которое и дало ему второе название Инженерный замок. Вскоре территория вокруг замка была перепланирована, каналы засыпаны. Мосты, правда, оставили. Само здание подверглось безжалостной переделке. Богатейшая отделка по частям продавалась «с молотка». Комнаты, где было совершено убийство императора, были закрыты до 1857 года. В 1857 году на личные средства императора Александра II в этих помещениях была устроена домовая церковь святых апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Алтарь церкви был расположен непосредственно над местом убийства императора. Церковь была спроектирована архитектором К. А. Ухтомским.

После революции церковь была разграблена и уничтожена. Восстановление ее вряд ли возможно, так как не сохранилось почти никаких материалов, по которым можно было бы составить представление о том, какой церковь была.
Во внутреннем парадном дворе Михайловского замка в 2003 году был установлен памятник императору Павлу I, исполненный скульптором В. Э Горевым и архитектором В. И. Наливайко.

Сейчас Михайловский замок входит в музейный комплекс Русского музея и открыт для посетителей. В залах замка действуют выставки, посвященные российской истории. Восстановлен Воскресенский канал и Трехпролетный мост.

Центр русской культуры и искусства

Современный Русский музей является одним из крупнейших хранилищ произведений искусства, в котором более 400 тысяч экспонатов. Наряду с постоянными экспозициями в залах музея проводятся тематические выставки и биеннале, творческие встречи и научные конференции. Он курирует работу более 250 музеев по всей России, культурно-просветительскую, научно-методическую и реставрационную работу в области искусства.

Русский музей сегодня объединяет несколько исторических зданий Северной столицы: собственно Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, адрес которого: Инженерная улица, 4; корпус Бенуа на канале Грибоедова, а также Инженерный замок, Строгановский и Мраморный дворцы.

Режим работы Михайловского сада, где находится и стоимость билетов

Расположен Михайловский сад между Садовой улицей и каналом Грибоедова. С севера его ограничивает река Мойка, а с юга здание Русского музея (Михайловский дворец).

Михайловский сад на карте

Сад открыт для посещения в любой день по следующему ежегодному графику:

  • с 1 мая по 30 сентября — с 10:00 до 22:00;
  • с 1 октября по 31 марта — с 10:00 до 20:00;
  • весь апрель сад закрыт на просушку.

Вход в Михайловский сад бесплатный.

Сад имеет два входа. Со стороны Садовой улице (напротив Михайловского замка) и со стороны канала Грибоедова, напротив храма Спас на Крови.

Рекомендую начать прогулку со стороны Спаса на Крови. Это самое красивое место, с уникальной оградой.

Координаты 59.939967, 30.329756.

Ближайшее метро «Канал Грибоедова», пешком примерно 5 минут.

Михайловский сад находится в шаговой доступности от Летнего сада и Марсова поля. Прогулявшись по саду выходите со стороны улице Садовая и перейдя через реку Мойка слева будет Марсово поле, а справа Летний сад.

Вид на Марсово поле из Михайловского сада

Интерьер и внутреннее убранство

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге славиться не только изысканным внешним видом, но и великолепным внутренним убранством.

Первый этаж

Главный вестибюль объединяет все этажи и залы дворца. Тематика оформления интерьера – русское оружие (мечи, щиты и другая древнеримская военная атрибутика дополненная изображением российского двуглавого орла), задекорированное в вензелях, фризах и барельефах.

Усиливает впечатление от увиденного обходная галерея из 18 целых и 6 трехчетвертных колонн. Из главного вестибюля можно попасть в залы с произведениями 19 века. Остальные экспонаты хранятся на 2-ом этаже, на который ведет широкая лестница. Лестницу от холла отделяет красивая арка.

На первом этаже ранее располагались квартиры придворных, детские и резервные комнаты для гостей, а на цокольном — дворцовые кухни и хозяйственные помещения.

Палаты Михаила Павловича включали 6 комнат. Их сделали скромно без излишней роскоши.

Арсенал оружия

В одной из комнат апартаментов Михаила Павловича хранилась большая коллекция оружия. Это была самая роскошная комната в покоях. Здесь присутствовали коллекции оружия, снаряжения, военных мундиров и головных уборов, артиллерийские и иные орудия.

Второй этаж

Комнаты второго этажа предназначались для проведения балов и приемов. Здесь находились Великокняжеский кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя. Сейчас здесь находится верхняя галерея Русского музея.

Залы для балов и приёмов

Залы для балов и приемов были также на 2 этаже от западного до северного крыла. Вдоль линии залов находились небольшие помещения для прислуги.

Белый зал

Белый зал дошел до наших дней в первозданном виде. Находится он на 2 этаже здания. Большое помещение, отделанное в бело-золотом цвете, делится на 3 части коринфскими колоннами. Комната перекрыта системой зеркальных сводов, украшенных росписью и фигурами купидонов.

Ранее зал был знаменит как музыкальный салон Петербурга. Елена Павловна приглашала сюда различных деятелей искусства и устраивала здесь музыкальные вечера. Сейчас в Белом зале можно посмотреть на сохранившееся дворцовое убранство прошлого века не только в декоре, но и в предметах мебели, и произведениях искусства.

Фотографии парадных залов дворца Меншикова

В гостиной все пышет роскошью. Европейские шкафы, дорогущий стол и стулья, старинные скульптуры.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Фишкой комнаты является странный предмет мебели – нога.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Во дворце неплохо сохранился вестибюль, раскрашенный под мрамор. В то время мрамор в нашей стране еще не добывали, а привезти такое количество материала из Италии было дорого даже для Меншикова (чуть позже я расскажу, на что он спустил целое состояние при декоре своих комнат).

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Из вестибюля можно было выйти в сад, а можно было подняться по парадной лестнице. Смотрители музея берегут историческую лестницу, поэтому поднимались мы по обычной. И вот мы в так называемых сенях. По моде того времени дворец был разделен на две части: хозяина и хозяйки, объединял который парадный зал. Туристам доступны помещения хозяина, так как комнаты его жены не сохранились. К слову, прислуга и деть (4 сына и 3 дочери) жили на третьем этаже, там интерьеры также не восстановлены.

Парадная лестница Меншиковского дворца

Парадная лестница Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Экскурсовод обратила внимание на решетку перилл, на которой, если присмотреться, выведены инициалы Петра I и Меншикова. Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

В мужской половине князя Меншикова комнаты отделаны таким богатым материалом, которому могла позавидовать царская семья. И это отнюдь не золото – это керамическая плитка ручной работы.

Спальня в Меншиковском Дворце

Спальня в Меншиковском Дворце

Вот такой шикарный потолок.. также выложен плиткой, что считалось непомерной роскошью.

Потолок из плитки

Потолок из плитки

Вопреки тому, что для Питерского климата плитка – не самый лучший материал, который не сохраняет тепло, а летом нагревается, ей отделывали ради пафоса даже спальни. Чтобы согреть кровать, использовали вот такие грелки.

Спальня Меншиковского дворца

Спальня Меншиковского дворца

Вот ее пример комнат с плиткой.

Кабинет Меншиковского дворца

Кабинет Меншиковского дворца

А вот подарочный кубок, который если перевернуть, то из него можно пить.

Кабинет Меншиковского дворца

Кабинет Меншиковского дворца

Еще один потолок, выложенный плиткой.

Полоток

Полоток

Поражает роскошью мебель хозяйских комнат.

Мебель в Меншиковском дворце

Мебель в Меншиковском дворце

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Мебель в Меншиковском дворце

Мебель в Меншиковском дворце

Анфилада залов Меншиковского дворца

Анфилада залов Меншиковского дворца

Прекрасна ореховая комната, названая так по отделке стен.

Ореховый кабинет

Ореховый кабинет

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

На стене висят подлиные двери, на которые экскурсовод обратила внимание: с одной стороны они отделаны орехом, чтобы не портить дизайн комнаты, с другой в стилистике парадного зала. Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Чуть не забыла упомянуть зал кордегардии на нижнем этаже – помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Это помещение сохранило архетектурную отделку палат 17 века: арка и свод поддерживаются опорами, разделяя палату на две неравные части.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Но вернемся к параным залам Меншиковского дворца. Мужская и женская половины соединялись парадным залом.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Танцевальный зал

Танцевальный зал

В женской половине интерьеры более нежные, преобладают теплые цвета, шелк, изящные аксессуары.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Синий кабинет.

Синий кабинет

Синий кабинет

Потолок в синем кабинете.

Полоток

Полоток

Сказать, что мы были в восторге от посещения дворца – это ничего не сказать! Огромное спасибо экскурсоводу и всем людям, которые берегут и выставляют те сокровища, благодаря которым можно приоткрыть зановес на моду и нравы времен основания Санкт-Петрбурга. Мы были очень рады, что начали маршрут по Петербургу именно с этого места.

А в качестве бонуса – напротив него находятся знаменитые Сфинксы, охраняющие Неву и город.

Сфинксы Санкт-Петербург

Сфинксы Санкт-Петербург

Сад Михайловского дворца

Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.

В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.

Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.

Михайловские дворцы Петербурга

Построек, связанных с именем Михаила, в Северной столице немало, некоторые из них принадлежали членам императорской фамилии, у которой это имя было популярно. Хотя, кроме самого первого Романова, Михаилов среди самодержцев не было, только великие князья.

Так, Михайловский дворец построен для младшего сына Павла I. Но есть еще Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, принадлежавший сыну Николая I – князю Михаилу Николаевичу. Он располагается на Дворцовой набережной.

А вот Михайловский замок, который нередко путают с Михайловским дворцом, своим именем обязан Архангелу Михаилу – покровителю дома Романовых. Построен он был по приказу Павла I на набережной реки Мойки. Видимо, чтобы избежать путаницы, за этим дворцовым комплексом закрепилось еще одно название – Инженерный замок.

Начало экспозиции и первые удивления

В первом зале нам показали вещи, обладающие высокой исторической ценностью, такие как: подлинную трубу водопровода, которая говорит, что здесь был водопровод, изразцы и плитка того времени, копии скульптур, которым так и не суждено оказаться на дворце, как в былые времена, потому что внешний вид уменьшенных копий не прошел согласование.

Голандская плитка петровской эпохи

Голандская плитка петровской эпохи

Водопроводная труба

Водопроводная труба

Далее мы оказались на старинной кухне. Как сказала экскурсовод, специалисты до сих пор не знают предназначения большинства помещений дворца, потому что никаких документов не сохранилось. Но вопросов с кухней не возникает ни у кого, потому что вытяжка говорит сама за себя. Мы видим посуду, печь, так и кажется, что сейчас в нос ударил запах кипящего супа.

Кухня в Меншиковском дворце

Кухня в Меншиковском дворце

Кухня в Меншиковском дворце

Кухня в Меншиковском дворце

Отдельное внимание на кухне притягивают настенные часы, и ведь ходят до сих пор. Кухня в Меншиковском дворце

Кухня в Меншиковском дворце

Кухня в Меншиковском дворце

На первом этаже здания находились хозяйственные комнаты. Полагают, что во дворце была не одна кухня, а не менее десяти.

В токарной комнате мы видим токарный станок и вещи, сделанные на нем.

Токарный станок

Токарный станок

Особенно интересен чемодан с замком-обманкой. На самом деле, я бы назвала его сейфом, потому что механизм без ключа открыть было невозможно, крышку держали около 24 штырей.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Без экскурсии мы бы пробежали мимо выставленные за стеклом костюмы. А оказывается, это костюмы Петра I.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

А еще мы увидели трость и шляпу царя. Даже не верится…

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Режим работы и экспозиции Михайловского дворца

Михайловский дворец являются главным зданием Русского музея. В нем представлены постоянные экспозиции русского искусства с XII до XXI веков. Экспонаты выставлены в хронологической последовательности, чтобы продемонстрировать, как развивалось искусство и ремесло. Кроме постоянных экспозиций, в Михайловском дворце проводятся разные тематические выставки работ русских авторов.

В экспозициях Русского музея представлено более 6000 икон, написанных еще в Древней Руси и в более поздние времена. Здесь можно найти картины известных художников, таких как Иван Айвазовский, Федор Бруни, Иван Шишкин и другие. В экспозициях представлены образцы интерьеров и мебели, посуда, предметы кузнечного мастерства, расписные игрушки и другие образцы русского народного творчества.

Михайловский дворец находится по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4. Добраться до него можно со станций метро «Невский проспект» или «Гостиный двор». Двери Михайловского дворца открыты в любой день недели, кроме вторника. По воскресеньям в музее проводятся индивидуальные экскурсии. Часы работы и цены на билеты можно посмотреть на официальном сайте Русского музея.

Замок при Павле I

В конце 18 в. При правлении Павла I, замок имел несколько отличий от современного сооружения после реставрации: он имел внешнее сходство с европейским замком-крепостью Капрарола.

Южный вход соединялся с предзамковой площадью несколькими переправами и был главным. Скульптура, посвященная Петру Великому, находилась на территории Коннетабля, вокруг которой выкопали канавы с водой. Через них перебирались одним путем — по подъёмному мосту, сделанному из дерева, с двух сторон которого находились действующие пушки.

После площади через рвы были перекинуты несколько мостовых переправ: одна для семьи правителя и важных гостей, еще две — для прислуги и торговцев. Сооружение окружали 2 реки: Фонтанка и Мойка, а также два искусственно созданных канала: Церковный и Вознесенский.

От ворот вела отдельная улица под названием Итальянская. После нее начиналась аллея, где располагались императорский конный двор и конюшенный манеж. За ними были выстроены павильоны кордегардий в 3 этажа. Следом за ними расположились укрепления замка: толстые ограждения и охранные башни.

Михайловский замок отличался внешним видом от Санкт-Петербурга. Резиденция была похожа на дворец средневековых времен, а также она была единственным зданием «на воде» во всей России. Замок сделали в нехарактерном для города 18 в. стиле — романтическом классицизме.

История Русского музея в Санкт Петербурге

Мысль о его учреждении возникла в 1889 г у Александра III. Но, реализована она была только через 5 лет после его смерти Николаем II, его сыном. 7 марта 1898 г «Русский музей императора Александра III» впервые принял посетителей.

Основная часть экспозиций Русского музея в Петербурге находится в его центральном здании – Михайловском дворце. Он был построен в 1825 году знаменитым итальянским архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила, сына Павла I.

Дворец представляет собой двухэтажное строение в стиле высокого классицизма. Его главный вход украшает коринфский портик с колоннами и два каменных льва. В соответствии с канонами стиля исполнены ворота и ограда дворца. Они украшены копьями и пиками, атрибутами римского бога войны Марса, а также российским двуглавым орлом.

После смерти последней хозяйки, княгини Елены Павловны, дворец стал приходить в запустение. Он был выкуплен казной, и реконструирован под руководством молодого архитектора В. Свиньина.

Через 16 лет Михайловский дворец стал слишком мал для постоянно пополняющейся коллекции экспонатов. В 1917 году архитектором Л.Н. Бенуа было спроектировано дополнительное здание, которое в настоящее время служит для организации временных экспозиций.

Оба помещения получили серьёзные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Но, они были быстро восстановлены, и 9 мая 1946 г Русский музей Петербурга снова открыл двери для посетителей. Сейчас постоянные и временные выставки организуются также в Строгановском, Инженерном (Михайловском) замке и Мраморном дворцах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий