Понятие и признаки политического движения
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, используя в них названия любых политических партий современной России.
Ответ: Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти. Политическая партия имеет организованную структуру, детально разработанную политическую программу и является одним из компонентов политической системы общества.
Примеры предложений: На выборах в российскую Государственную Думу в декабре 2007 года семипроцентный барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, «Справедливая Россия» и Либерально‑демократическая партия России. Партии либерального толка (Союз правых сил, «Яблоко» и др.), не получив мест в нижней палате российского парламента, оказались в политическом кризисе и др.
Общественно-политическое движение — это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Такие движения в современных условиях весьма многочисленны.
Их социальная база чрезвычайно пестрая. Это объясняется тем, что в политику вовлекаются широкие слои. В каждое из общественно-политических движений могут входить люди разных социальных, этнических, конфессиональных и других слоев. В центре движений могут быть партия или партийный блок. Как правило, политические движения возникают спонтанно, выдвигая определенную политическую задачу. После ее выполнения они, как правило, распадаются.
Есть и другие особенности общественно-политических движений, отличающие их от политических партий. Перечислим их.
Во-первых, хотя данные движения в целях решения поставленных задач стремятся воздействовать на власть, сами они, однако, не добиваются власти.
Во-вторых, общественно-политические движения чаще не имеют сильных центров.
В-третьих, в общественно-политических движениях широко распространено коллективное членство. В партиях же (за редким исключением) это не допускается.
В-четвертых, идейно-политическая ориентация политических движений гораздо шире и более расплывчата в сравнении с политическими партиями. При этом поставленная цель уже и конкретнее, чем у партий. Это одна из причин притягательной силы политических движений для широких слоев населения.
Можно привести многочисленные примеры общественно-политических движений. Хорошо известны движения за запрещение ядерного оружия, за охрану окружающей среды, за государственную независимость отдельных стран и др. Большую роль в России в 1990—1991 гг. сыграло движение «Демократическая Россия», которое объединило всех, кто не поддерживал КПСС.
Нередко задачи, выдвигаемые движениями, оказываются очень сложными, встречают сильное сопротивление. Это заставляет их создавать сильный центр и организации, вводить дисциплину. Другими словами, в таких случаях движение перерастает в политическую партию. Например, превратились по существу в партии Народный фронт Румынии и «Саюдис» в Литве, завоевавшие власть в этих странах.
В заключение данного параграфа можно сделать вывод о том, что общественно-политические движения не являются ни альтернативой политическим партиям, ни этапом в их становлении. Они выполняют свои задачи и функции, отличные от задач и функций политических партий. Движения отражают настроения, интересы и чувства широких масс населения, образуют крупную политическую силу, направленную на достижение определенной цели.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?;
Перспективы фракций в политической жизни
Имеется определенная доля диктатуры, в рамках которой живет и действует каждая отдельная фракция. Это в политике довольно распространенная ситуация, когда депутаты должны голосовать единогласно по каждому конкретному пункту повестки дня. За нарушение этого в принципе можно потерять депутатский мандат, а также быть исключенным из членов политической партии и потерять шанс быть избранным на последующий срок. Многие политологи ставят под вопрос разумность и адекватность политических реалий подобной практики голосования.
По прошествии нескольких десятилетий после распада Советского Союза и бурного развития парламентаризма избиратели стали неплохо разбираться в политологических терминах и уже не задают вопрос «фракция – это что?», когда смотрят новости о принятии очередного социально значимого закона.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о функциях и дальнейшем пути развития парламентских фракций, об их фактической зависимости или независимости от решений руководства партии. Особую роль играет возможность избирателей влиять на принимаемые решения.
Кто финансирует партии сейчас
Партии – обязательный атрибут политической жизни современного государства. Партии (и их соотношение в законодательных органах) определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, а также формируют его идеологическую основу. В России не так много партий – их чуть больше 50, причем за последние годы число партий только сокращается. Всему виной постоянное ужесточение избирательного законодательства, а также масштабы государства.
Для нормального функционирования партии нужны большие деньги – как минимум, чтобы оплачивать присутствие партийных органов во всех 85 регионах страны, а также проводить мероприятия и вести просветительскую и пропагандистскую деятельность. В советское время партия получала основное финансирование от членских взносов (их платили, потому что членство в КПСС было привилегией), но сейчас ситуация изменилась.
Политические партии получают финансирование сразу из нескольких источников:
- федеральный бюджет – государство оплачивает определенную сумму за каждый голос, отданный за партию на выборах;
- пожертвования – их могут делать как граждане, так и организации;
- вступительные и членские взносы;
- доходы от мероприятий или предпринимательства;
- гражданско-правовые сделки и другие источники.
Из крупнейших партий большая часть финансирования приходится на федеральный бюджет – так партии получают более 90% своих доходов. Финансирование могут получать только партии, которые преодолели барьер в 3% на прошлых выборах в Госдуму. Что интересно, проходной барьер на выборах выше и составляет 5% (хотя не так давно это было вообще 7%) – это значит, что финансирование получают даже те партии, которые не прошли в Госдуму. Логика проста – даже 3% показывают популярность партии у избирателей, поэтому государство готово поощрять ее успехи.
В дополнение к «оплате» голосов, партии могут получать бюджетное финансирование на свои специальные проекты. Например, у КПРФ это «Лидерские проекты», у ЛДПР есть Институт мировых цивилизаций (получающий из бюджета буквально сотни миллионов), у «Справедливой России» – «Центр защиты прав граждан».
Что касается пожертвований, то эта часть поступлений пока не очень прозрачна – партии (особенно крупные) получают пожертвования от малоизвестных компаний, депутатов региональных собраний и органов местного самоуправления, или даже от действующих депутатов Госдумы. При этом иногда оказывается, что компания, пожертвовавшая одной из партий миллионы рублей, работает с государственными заказами. Конечно, это не запрещено напрямую – но с точки зрения прозрачности политики выглядит не очень хорошо.
Что касается членских взносов, сейчас они теряют свое значение – например, из парламентских партий больше всего в процентном отношении на взносах получает КПРФ, но и это всего около 6% от бюджета партии. «Единая Россия» получает взносами еще меньше – порядка 4,4%. У остальных партий взносы совсем небольшие или их нет вообще.
Другие источники доходов – чистая формальность, так как партии обычно тратятся на мероприятия, а не зарабатывают на них. Как и не получают ощутимых доходов от сделок или предпринимательства – в приоритете все-таки остается политическая деятельность.
Зачем бюджет финансирует партии?
Государство неплохо финансирует политические партии – за каждый голос, отданный за партию на последних выборах. Это касается как парламентских выборов (учитываются голоса, отданные за партию в голосовании по спискам), так и президентских выборов (учитываются голоса, отданные за кандидата, выдвинутого партией). При этом за партию или кандидата должны проголосовать не менее 3% избирателей. За полученные на президентских выборах голоса партии финансируют разово, а за голоса, отданные за федеральный список – ежегодно.
Объем финансирования партий постоянно увеличивался:
- до 2006 года партии получали от 1 до 3,6 рублей за голос;
- с 2006 по 2008 годы – 5 рублей за голос;
- с 2009 по 2011 годы – 20 рублей за голос;
- с 2012 по 2014 годы – 50 рублей за голос;
- в 2015 году – 110 рублей за голос;
- с 2016 года – 152 рубля за голос.
То есть, за десятилетие финансирование партий выросло практически на два порядка. Параллельно число представленных в парламенте партий снижалось – то есть, оставшиеся получают все больше.
Что интересно, КПРФ и ЛДПР – единственные партии, которые получают выплаты как за президентские, так и за парламентские выборы. Дело в том, что действующий президент Владимир Путин на последних выборах в 2018 году баллотировался как самовыдвиженец, а «Справедливая Россия» не выдвигала кандидата вообще.
Сама по себе модель бюджетного финансирования политических партий – общепринятая в мире практика. Впервые выплаты для партий закрепили в бюджете Уругвая в 1928 году, с тех пор аналогичные нормы появились в законодательстве десятков государств. Распределяются деньги везде по-разному – где-то с привязкой к последним выборам, где-то пропорционально на все партии, где-то – в зависимости от полученных мест в парламенте.
Проще всего получить финансирование в Германии – там оплачивается каждый голос, отданный за партию, преодолевшую барьер в 0,5%. Правда, выплаты разовые, а не ежегодные. А в Израиле государство финансирует даже внутрипартийные выборы (праймериз), а также дает деньги их участникам. Если кандидат провалится на выборах в Кнессет, он должен будет вернуть всю полученную им сумму.
Основная идея государственного финансирования партий – создать здоровую политическую среду, когда представители крупного бизнеса не могут оказывать влияние на политику, финансируя свои «карманные» партии. Правда, в России партии все же могут получать пожертвования, и их (часто – внушительные по сумме) могут делать частные лица или компании, поэтому такая норма работает лишь номинально.
Кроме того, независимое финансирование позволяет партиям профинансировать избирательную кампанию в полном объеме – оплатить эфирное время, наружную рекламу, агитаторов и партийные мероприятия. По сути, оно уравнивает в правах партии с разными финансовыми возможностями – и даже не очень крупная партия может конкурировать с более известной.
Однако в России последних лет все чаще решающую роль играет не финансирование, а административный ресурс (часто завязанный на одной правящей партии). Поэтому другие партии зачастую не в состоянии нарастить поддержку, даже имея бюджетное финансирование, и теряют своих избирателей, а вместе с ними – и право на выплаты от государства.
Функции политической партии
- Планирование развития общества (установление целей и выбор путей достижения).
- Создание политической элиты и борьба за власть.
- Создание и обеспечение действия правил и политических институтов.
- Общие интересы главенствуют над индивидуальными.
- Создание программ, в которым отражены интересы партий, которые выражаются в лозунгах и доведении до высших структур.
- Партии представляют интересы различных слоёв населения, которые доносят их до правительства.
- Осуществление пропаганды, передачи опыта и ценностей.
- Должностные позиции занимаются путём отбора кандидатов.
Партийная система – комплекс партий, которые принимают участие в формировании и разработке законодательных и исполнительных функций.
Классифицируются система по 3 характеристикам: числу партий, доминирующей партией и конкурентность.
Послесловие
Источник
Как видно, существует определённая система финансирования политических партий за счёт средств федерального бюджета в целях их более эффективной деятельности в интересах населения. Чтобы было понятно, что выделяется немало средств на содержание политических партий, при этом данное финансирование превышает в разы по сравнению с уровнем инфляции и индексации пенсии (по годам), приведём данные, которые наглядно свидетельствуют уровень финансирования политических партий..
Таблица №3. Данные по уровню финансирования политических партий в сравнении с социальными показателями
Года/Показатели | Ставка за 1 голос, руб. | Уровень инфляции,% | Индексация пенсий,% |
---|---|---|---|
2002 | — | 15,6 | 30,7 |
2003 | 0,5 | 11,99 | 17,7 |
2004 | 0,5 | 11,74 | 11,4 |
2005 | 0,5 | 10,91 | 12,7 |
2006 | 5,0 | 9,0 | 16,0 |
2007 | 5,0 | 11,87 | 20,4 |
2008 | 5,0 | 13,28 | 26,9 |
2009 | 20,0 | 8,8 | 14,27 |
2010 | 20,0 | 8,78 | 8,8 |
2011 | 20,0 | 6,10 | 10,65 |
2012 | 20,0 | 6,58 | 10,1 |
2013 | 50,0 | 6,45 | 8,3 |
2014 | 50,0 | 11,36 | 11,4 |
2015 | 110,0 | 9,39 | 7,1 |
Темп роста в год | 3,62 раза | 9,68 | 14,74 |
Таким образом, темп роста финансирования деятельности политических партий, в том числе непарламентских, превышает значительно уровень инфляции и индексации пенсий. Следовательно, партии обязаны работать более эффективно, поскольку существуют на средства налогоплательщиков.
Думается, что всех названных средств вполне хватает, чтобы порадеть за народное благополучие, укрепить партийные ряды и реальными делами поднять авторитет своей партии в глазах избирателей. Трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.
Госфинансирование не единственный источник деятельности партийных структур, хотя и самый значимый. На счета партий поступают добровольные взносы от граждан, организаций, предприятий. Это немалые средства, исчисляемые миллионами рублей. Народ также должен знать, на что они расходуются. Открытость и прозрачность деятельности партий — необходимое условие завоевания доверия граждан и повышения внутрипартийной дисциплины.
А запреты на иностранное финансирование призваны не только оградить российского избирателя от зарубежного вмешательства в политический процесс в России, но и гарантировать соблюдение принципа политического нейтралитета государства. А избирателям в предстоящие выборы 2015—2016 годов надо более вдумчиво к голосованию, чтобы не получилось как с Петрозаводском.
Источник
Понятие партийной системы
Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Рассмотрим типы партийных систем в таблице.
Название партийной системы | Сущность |
Однопартийная система | В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление. Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР. |
Двухпартийная (бинарная) система | В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь. Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов). |
Многопартийная система | В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах. Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль. |
Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.
Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей) Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой. Получить гайд
Классификация политических партий
Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.
По типу идеологии:
- Либеральные партии нацелены на минимальное вмешательство государства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни.
- Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.
- Социал-демократические партии ориентированы на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод.
- Коммунистические партии выступают за полное равенство.
- Националистические партии строят свою деятельность на основе идей о преимуществе определенной нации в жизни страны.
- Клерикальные партии направлены на усиление влияния церкви и религиозных идей.
- «Зеленые» партии направлены на защиту окружающей среды.
- Фашистские партии основаны на идее подавления личности, ликвидации свободы.
- Монархические поддерживают существование монархий и единоличную власть.
По отношению к социальной действительности:
- Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
- Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств.
По характеру членства:
Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессионалов и активную деятельность в период выборов.
Массовые партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.
Виды политических партий по отношению к власти:
- Правящие находятся у власти в определенный момент.
- Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.
По месту в политическом спектре:
- Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
- Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
- Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.
По источнику возникновения:
- Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
- Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
- Созданные на основе объединения социальных групп.
По положению в управляющей структуре:
- Парламентские реализуют свою политику через парламент. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
- Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.
Виды политических партий по организационной структуре:
- Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
- Движенческие — характерно формальное членство.
- Политические клубы — характерно свободное членство.
Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Понятие партийной системы
Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Рассмотрим типы партийных систем в таблице.
Название партийной системы | Сущность |
Однопартийная система | В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление. Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР. |
Двухпартийная (бинарная) система | В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь. Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов). |
Многопартийная система | В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах. Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль. |
Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.
Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей) Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой. Получить гайд
Материалы:
Кто финансирует партии в Россииhttp://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/kto_finansiruet_partii_v_rossii/
В России запретили финансирование партий иностранцамиhttp://polittech.org/2014/11/25/v-rossii-zapretili-finansirovanie-partij-inostrancami/
Кто финансирует российские партии?http://rusrand.ru/news/kto-finansiruet-rossijskie-partii
…В каких странах партии финансируют из бюджета?http://www.aif.ru/dontknows/1225905
«Золото» партий. Кто финансирует российских политиков?http://www.aif.ru/politics/russia/45589
Партийные финансы: как «оппозиция» догоняет «партию власти»http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/288267-partiinye-finansy-kak-oppozitsiya-dogonyaet-partiyu-vlasti
КПРФ и ЛДПР подкинули за верность курсуhttp://www.compromat.ru/page_35663.htm
Инфляция в Россииhttp://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Russia
Индексация размера страховой пенсииhttp://nnvita.ru/rasnoe_poleznoe/indeksaciya.html — индексация пенсий
Золото партийhttps://old.flb.ru/info/37629.html
Отличительные черты политических партий
В состав политической партии входят представители социальных групп, которые стремятся оказать влияние на курс государства, реализовать свою программу. Кратко рассмотрим признаки данных организаций.
- Главная цель — захват власти.
- Программа партии, то есть официально принятый документ, в котором чётко прописан регламент, условия вступления, задачи, методы их решения.
- Наличие структуры: определены полномочия лидера, управленческого аппарата; принят устав.
Идеология (разработана обоснованная система взглядов на развитие государства и общества).
- Есть ядро партии (активисты) и система представительств в субъектах.
Рис. 1. Партийное собрание.
В России политическая система отличается многопартийностью. Допускается и поощряется существование партий с разными взглядами. Такой тип системы характерен для демократического режима (Италия, Германия, Франция). Есть страны, где существует только одна правящая партия (КНР, Индия) или две сменяющие друг друга партии (Великобритания, США).
В России запретили финансирование партий иностранцами
Источник
Президент России Владимир Путин в ноябре 2014 года подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления»
Федеральным законом устанавливается запрет на получение политической партией и её региональными отделениями пожертвований от некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также на заключение сделок с иностранными гражданами, иностранными и международными организациями, иными субъектами, от которых не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям.
Также закон предусматривает усиление административной ответственности за подкуп избирателей, участников референдума, незаконное финансирование избирательных кампаний, кампаний референдума и использование этих средств. Одновременно устанавливается административная ответственность за незаконное финансирование деятельности политической партии, не связанной с её участием в выборах и референдумах, за нарушение политической партией требований об обязательном аудите её финансовой отчетности в предусмотренных федеральным законом случаях, за нарушение порядка и срока представления финансовой отчетности.
Кроме того, сведения о поступлении средств в избирательные фонды, фонды референдума и о расходовании этих средств размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на своих сайтах в сети Интернет.
Также закон впервые устанавливает, что при проведении региональных и местных выборов и референдумов обязательному размещению подлежат сведения о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда на сумму свыше 50 тыс. руб., о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 25 тыс. руб., о количестве граждан, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 20 тыс. руб., о средствах, возвращенных жертвователям, а также об общей сумме поступивших в соответствующий фонд средств и общей сумме израсходованных средств.
При проведении федеральных выборов вдвое снижаются предусмотренные в настоящее время размеры финансовых операций по расходованию средств избирательных фондов, сведения о которых подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.
Федеральным законом также уточняются полномочия контрольно-ревизионных служб, создаваемых при избирательных комиссиях.
Таким образом, внесение изменений в действующее законодательство усиливает контроль за целевым расходованием средств, в том числе — за счёт средств бюджета, что очень правильно и своевременно.
Основные функции
Каждая отдельная политическая партия – одновременно и отдельная парламентская фракция. Это необходимое условие работы многопартийной системы. Именно за счет разнообразия политических течений и идей в парламенте достигается баланс сил, в рамках которого партии обсуждают законопроекты и проводят голосования. При необходимости фракции объединяются друг с другом, чтобы вместе получить преимущество во время подсчета голосов. Коалиции могут формировать правительство и выдвигать свои кандидатуры на посты руководителей парламентских комитетов и комиссий по различным вопросам и проблемам.
Кто больше тратит и на что
Как уже можно было понять, партии официально могут потратить только те деньги, которые они официально получили – без серых схем и неофициальных фондов. К тому же партии обязаны раз в квартал предоставлять в ЦИК развернутый финансовый отчет, где расписать все поступления и расходы.
Если посмотреть на общие траты партий за III квартал 2020 года, то станет понятно – расходы одной партии выше, чем суммарные расходы всех остальных:
Как видно, если расходы «Единой России» за квартал превысили 2 миллиарда рублей, то партия снизу списка потратила всего 270 рублей, а все остальные (которые были бы ниже) – не потратили вообще ни копейки.
При этом третий квартал 2020 года – это как раз Единый день голосования и 2 месяца перед ним, когда расходы партий на агитацию и другие цели были максимальными. Правда, не все расходы идут на пропагандистскую деятельность – значительная часть официально идет на содержание руководства, региональных подразделений и другие расходы на обеспечение деятельности.
Что интересно, партии отчитываются не только о доходах и расходах, но также указывают и остатки денег на счетах. Например, у «Единой России» даже после выборов осталось полтора миллиарда рублей, в сумме около миллиарда есть у КПРФ и ЛДПР. А новые партии – «Новые люди» и «За правду» потратили буквально все, оставив лишь по 400 тысяч рублей.
Эффективность расходов – не всегда высока. Например, «Новые люди» потратили на выборы 179 миллионов рублей, но смогли провести лишь 7 человек в региональные законодательные собрания. Впрочем, даже такой результат даст партии шанс баллотироваться на выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей.
И, конечно, стоит помнить, что в официальных отчетах отображаются далеко не все траты партий – вряд ли «Единая Россия» смогла провести все региональные кампании в 2020 году за 261 миллион рублей, это цена кампании в одном-двух регионах страны. Соответственно, какие-то траты (например, социологические исследования, агитаторы, реклама) могли оплачиваться через сторонние счета, и не попасть в официальную отчетность.