Коммуникация
Так как недостает отчетливо проявленной структуры подсистем, можно отметить пятый элемент политсистемы. Коммуникативная составляющая отвечает за реализацию отношений и взаимосвязей между всеми слоями общества.
Чтобы реализовать все возможные цели, субъекты политических событий должны работать над взаимоотношениями друг с другом, а также с социальной средой. Примером таких взаимодействий можно считать парламентские комитеты и их отношения либо же сотрудничество государства с партиями.
Для осуществления задач необходимо использовать каналы связи. Именно они помогают в передаче потребностей общества к представителям страны. Примером могут служить опросы, выборы, слушания либо же другие подобные мероприятия. Каналом связи, который служит ответной передачей – от державы к населению, являются журналисты. Благодаря СМИ люди могут узнавать о законодательных проектах, утвержденных нормативных актах.
Классификация политических систем
- Деление по отношению к окружающей среде:
- закрытые,
- открытые.
- Согласно политическому типу:
- авторитарные,
- тоталитарные,
- демократические.
- По форме управление:
- коммунистические,
- демократические,
- либеральные,
- авторитарно-консервативные,
- традиционные,
- популистские.
- Согласного ролям политического процесса и типу культуры:
- доиндустриальные,
- индустриальные,
- тоталитарная,
- англо-американская,
- европейско-американская.
- По социально-экономической основе:
- Тоталитарно-распределительные (основой служит распределение материального продукта);
- Либерально-демократический (основой является рыночная система экономики);
- Конвергенционные и мобилизационные (государственный контроль за системой рынка).
Политическая система | Характеристика |
Авторитарная | В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе). Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики. |
Либеральная | В либеральных политических системах политическая власть закреплена за верховными классами и характерной иерархией власти (законодательная, судебная, исполнительная). Наличие системы, не дающей главенствующим классам забрать всю власть, судебная власть не позволяет кому-то выделятся, заставляет всех следовать закону. Основная часть либеральной системы заключается в формах парламентской и президентской республиках. Либеральная система выражена в соблюдении основных прав человека; экономической стабильности; развитие в конкурентных отношениях; безопасность; экспансия в политической сфере. |
Демократическая | Демократическая политическая система характеризуется большим количеством политических партий и идеологическим плюрализмом; осуществление политической власти через демократический тип правления. |
Социал-демократическая | В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан. |
Традиционная | Традиционная политическая система выражена в неактивном населении, не разделении политических ролей, харизматичным лидером, за котором следует народ. |
Модернизованная | В модернизованных политических системах присутствует многообразие политических статусов, граждане с активной позицией, обоснование политической власти. |
Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.
Смотрите также:
- Понятие власти
- Государство, его функции
- Типология политических режимов
- Демократия, её основные ценности и признаки
Структурно-функциональная концепция политической системы
При таком подходе ни одна часть политической системы не может существовать без другой, они разделяют функциональные зависимости. Политическая жизнь – это система взаимосвязанных действий.
Политическая система является частью социальной системы, охватывающей всё общество, она состоит из трёх элементов:
- политическое сообщество;
- политический режим;
- политические институты.
Наиболее важными компонентами политических действий являются:
- общественный запрос к правительству;
- получение поддержки для запроса и последующего принятия политических решений;
- принятие политического решения;
- обратная связь от народа.
Представителями этой концепции являются Дэвид Истон, Габриэль Алмонд, Бингам Дж. Пауэлл и Карл В. Дойч.
Государственная система и формы государственного управления
Государственная система описывает функционирование исполнительной власти и определяет конституционное положение конституционных органов. Отношения между главой государства, главой правительства и парламентом особенно актуальны.
В республиках наиболее распространёнными государственными системами являются:
- парламентская (парламент находится в центре государственной власти и играет доминирующую роль в государстве, а президент назначается парламентом или правительством; глава государства не несёт политической ответственности, а только конституционную ответственность, например, за измену);
- президентская (президент обладает широкими полномочиями и обычно является главой государства и главой правительства одновременно; президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства, руководит всей исполнительной властью, определяет внешнюю политику, избирает правительство);
- полупрезидентская (смешанная форма между президентской и парламентской; глава государства имеет право роспуска парламента, более того, это происходит из-за всеобщих выборов).
В монархиях наиболее распространёнными государственными системами являются:
- абсолютная монархия (монарх обладает абсолютной и неограниченной властью);
- конституционная монархия (монарх ограничен Конституцией, но не парламентом);
- парламентская монархия (власть монарха очень ограничена, потому что существует парламент, избранный государством в качестве контрольного органа).
Политические системы также в последнее время всё чаще рассматривается в рамках трёх суб-аспектов политики:
- государственного устройства (институциональная форма);
- политики и принятия политических решений;
- политической доктрины, целей и политических решений.
Часто (даже специалисты) имеют неправильное представление о политической системе общества, считая, что форма государства и форма правления совпадают. На самом деле государство (например, Великобритания) может быть монархией с точки зрения формы правления и демократией с точки зрения политического режима. В то же время, например, КНДР сочетает в себе форму правления республики с формой правления тоталитаризма или диктатуры.
Как форма правления, монархия и республика не являются ни «хорошими», ни «плохими», но сами по себе нейтральны в смысле политической свободы.
В современной государственной типологии с начала XX века по существу проводится различие между формой правления и системой правления.
В политологии чаще всего даются три типа концепций политических систем.
Сравнение и классификация политических систем
Сравнение и классификация конкретных политических систем осуществлялась с древних времён и является неотъемлемой частью политической науки. Согласно данным современной сравнительной политологии, государства и политические режимы закрепляются за различными формами политических систем в соответствии с определёнными критериями.
Следует отметить, что в принципе ни одно государство не может быть сведено к правовым нормам. Реальные процессы принятия решений и расстановка сил могут значительно отличаться от них, даже не нарушаясь. Таким образом, Конституция (де-юре) никогда не имеет решающего значения для классификации политической системы. Какие институты, процессы и решения необходимо учитывать и какие задачи возлагаются на политическую систему, зависит от соответствующей концепции политики.
Институции
Институциональная подсистема собирает в свой состав политические институты. Самым главным является держава
Если принимать во внимание негосударственные организации, то сюда можно отнести движение партий и общественно-политические формирования. Эти объединения также можно разделить на несколько типов
Собственно политические нацелены на влияние и регулирование власти, воздействие на правительство.
Несобственно политические работают во всех сферах, кроме политической. Их влияние распространяется на экономику, культуру, социум и т. д. Но, чтобы осуществить поставленные цели, им необходимо принимать участие в политических событиях, заявлять свои идеи и стараться реализовать их.
Третья группа практически не связана с политикой. Эти организации появляются для того, чтобы свершить свои личные идеи и цели. Среди этих объединений могут быть спортивные кружки или клубы по интересам. Самостоятельно они не могут быть активными участниками политического процесса, но институциональная подсистема может связать их с политическими институтами под влиянием государства.
Рациональная основа
Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.
Характеристика
Как и другие системы, политическая владеет собственными характерными чертами, определяющими её тип и функциональность. Её можно описать с помощью:
- Идеологии.
- Культуры.
- Норм.
- Традиций и обычаев.
Такая типичная характеристика позволяет выделять и функции политики. Их можно выделить десятки, но теоретически их всего семь. Первая – это конверсия, то есть все мнение, которое власть получает от граждан, конвертируют в политические задачи. Следующая – адаптация: все системы, имеющиеся в политике, обязаны приспособляться к изменениям в публичной жизни.
Мобилизация предполагает использование людей и ресурсов для реализации поставленных целей. Охрана отвечает за стабильность в общественно-политическом строе и защиту всех человеческих ценностей и принципов. Еще одна функция работает над эффективными и продуктивными взаимоотношениями между странами. Консолидация помогает наладить контакт между коллективными нуждами и соцгруппами. Последнее, за что отвечает политическая система, – это распределение, с помощью которого можно создать баланс между материальными и духовными ценностями.
Особенности
Отметим, что политическая система имеет много уровней, поэтому в своем составе имеет множество сложных подсистем, со своими частями и связями. Это объединение имеет три уровня подсистемы политической системы общества и взаимоотношений. Сразу два уровня заняты институциональными элементами, которые могут быть высшими или верхними, а также средними или промежуточными. Третий – неинституциональный, предполагает нижний, массовый микроуровень.
Также система политики складывается из определенных институтов и субъектов. Ведущую роль играет держава, которая служит образовательным элементом всего объединения и работает как связующее звено остальных составляющих.
Основные элементы политической системы:
- сообщество, чьё существование взаимозависимо, состоит из групп со сходными и конфликтующими интересами;
- организации, которые формулируют и представляют интересы этих групп, приобретая и осуществляя государственную власть или оказывая на неё влияние;
- институты государственной власти, занимающие монопольное положение в согласовании интересов как посредством убеждения, так и посредством принуждения, насилия;
- формальные и обычные нормы, регулирующие взаимоотношения и функционирование всех компонентов политической системы;
- идеологии и политические стратегии, составляющие программное обеспечение, управляющее деятельностью государственных и партийных систем;
- международные институты и организации, к которым относятся государства и политические партии (чья роль возрастает в условиях континентальной интеграции и глобализации).
Теория политических систем
Со времён Т. Парсонса в теории социальных систем применялись подходы для описания и объяснения политических систем. В своей схеме Т. Парсонс определяет политическую систему как подсистему социальной системы, направленную на достижение государственных целей.
Дальнейшее развитие этих подходов и адаптацию к политической науке, которую также называют теорией политических систем, можно проследить, в частности, по исследованиям американского политолога Дэвида Истона
Благодаря ему концепция политической системы стала наиболее важной альтернативой концепции государства в анализе макрополитических образований (таких, как страны, национальные государства). Д
Истон сформулировал основополагающий вопрос о характеристиках политических систем.
Он приписывает следующие основные характеристики политическим системам:
- политическая система является аналитической конструкцией;
- она основана на идее модели вывода политики;
- политическая система является частью общей социальной системы;
- она охватывает все институты, процессы и субъекты, которые принимают обязательные для общества решения.
Взгляды на политическую систему
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:
- Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
- В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
- В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.
Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.
Д. Истон создал модель политической системы, с помощью которой можно проанализировать процесс принятия политических решений и механизм их реализации. Основу этого процесса составляет совокупность различных видов деятельности субъектов политики, а цель политической системы – распределение ценностей, позволяющих координировать все виды взаимодействия в интересах управления. Карл Дойч разработал информационно-кибернетическую модель политической системы, которая представляет собой совокупность коммуникативных связей и информационных потоков, формируемых субъектами политики в соответствии с их ролями в политике и направленных на управление. Информационно-коммуникативный процесс он разделил на четыре этапа: получение информации, оценка и отбор информации, принятие решений, реализация решений.
Системность
Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.
Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.
Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.
Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и так далее.
Идеология
Идеологическая подсистема обычно функционирует благодаря взаимодействию с культурным аспектом. Поэтому этот элемент называют культурно-идеологическим. Сюда входит множество составных частей, формирующих идейные взгляды, мысли и чувства. Обычно эта подсистема влияет на субъектов двумя путями: теоретический – политическая идеология, а также эмпирический – политическая психология.
К первой, теоретической, части относят идеологические выражения, концепции и мнения, ко второй – эмоциональный аспект, основанный на чувствах и предрассудках. В идеологической подсистеме эти части взаимодействуют и являются равноправными составляющими.
Стоит отметить и весомую роль политкультуры. Она состоит из множества общественных поведений и стереотипов, которые установились в отдельном обществе. Обычно политическую культуру передают от родителей к детям как воспитательный аспект, который формирует учения и утверждения относительно норм человеческого поведения.
Функции политической системы
Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:
- политическая адаптация;
- социализация;
- система реагирования;
- мобильность внешних и внутренних ресурсов;
- распределение материальных благ в системе;
- регулирование.
Общепринятая классификация систем:
- общественные запросы воплощаются в жизнь с помощью политических решений;
- приспособление политической системы к внешним условиям;
- мобильность человеческого и материального капитала в системе;
- защита норм и традиций государства;
- отношения с другими странами и международными организациями;
- формирование и распределение материального продукта.
6.2. Структура политической системы
- Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов):
- институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитических организаций, СМИ (применительно к этой подсистеме ряд исследователей использует понятие “политическая организация общества”);
- коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и принципы взаимодействия, складывающиеся как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;
- нормативная подсистема, выступающая как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);
- культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура оказывает огромное влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой – придает своеобразие политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;
- функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.
Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку. Составляющие эту подсистему институты и организации условно подразделяются на следующие группы.
- 1. Собственно политические:
- государство – фундаментальный элемент политической системы;
- политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются и оппозиционные партии и организации.
Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти являются непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий.2. Несобственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринима-тельские союзы, экологические движения, СМИ и др. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании. Несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.3. Неполитические организации представлены обществами различного любительского типа (культурные, спортивные и др.). Незначительный политический оттенок в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и иных политических организаций, так и в силу своей способности оказывать давление на власть.
Сложная система
Для начала стоит немного разобраться с самой системой политики. Ясно, что данное понятие означает совокупность некоторых элементов, таких как нормы, институты, организации, идеи, и их взаимосвязь. Благодаря им политическая власть может функционировать эффективно.
Важно понимать, политические институты, будь они государственные или негосударственные, реализуют определенные задачи, тем самым позволяя правительству работать полномасштабно, сразу в нескольких направлениях. Помимо основных элементов этой сложной схемы, здесь присутствуют и являющиеся дополнением
Политические институты дополняют неформальные причины и действа, которые имеют все шансы восстановить исход событий
Помимо основных элементов этой сложной схемы, здесь присутствуют и являющиеся дополнением. Политические институты дополняют неформальные причины и действа, которые имеют все шансы восстановить исход событий.
Структура
Говоря о том, какие структурные компоненты политической системы есть, мы обязаны сказать, что конкретной классификации не существует. Во многом данные разновидности подсистемы схожи меж собой. Однако в основной массе случаев могут быть объединены и взаимосвязаны.
Подсистемы политической системы общества бывают нормативными, институциональными, идеологическими и регулятивными. Эти элементы могут называться по-другому, например существует организационно-институциональный сегмент, он отвечает за политические институты, партии, организации страны, группировки и общественные течения. Следующий, нормативно-регулятивный, работает над устоями, нравами, моральными порядками, политическими и юридическими аспектами.
Культурно-идеологический рассчитан на поддержку политической идеологии, культуры и психологии. А вот коммуникативный отвечает за формирование эффективных и мирных связей.
6.4. Типология политических систем
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.
Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании “железного занавеса” в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия “открытое” и “закрытое” общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым – тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление. 3. В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода.
4. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей. 5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной, бюрократии, в слабости институтов гражданского общества. 6. Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются примитивные, традиционные и современные системы. В примитивной системе преобладает “приходская культура”, наблюдается минимум структурной дифференциации.Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и “культурой подчинения”. Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и “культура участия”, и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура “подчинение-участие”. В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися
Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе