Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Получение взятки должностным лицом

Проблемы при квалификации

Часто при осуществлении действий по квалификации возникают трудности, связанные с частыми изменениями в законодательном регламенте.

Правильная квалификация не может проводиться без тщательного ограничения от других видов деяний, которые могут быть схожи с этим видом нарушения прав.

Многие юристы считают, что взяткодатель или его посредник практически во всех случаях заинтересованы в получении выгод после совершения определенных действий.

Подкуп лица, исполняющего собственные обязанности — это конечная цель, которую преследует заинтересованный гражданин.

Однако иные специалисты не согласны с подобным утверждением и убеждены, что нужно выяснить природу происхождения предмета преступления, а также разобраться в вине посредника, который мог оказаться в подобных обстоятельствах по ошибке.

Проблемы состоят из следующих положений:

  1. Сложности в разграничении преступных действий между собой.
  2. Трудности при проведении работ по сопоставлению фактических признаков преступления.
  3. Проведение связи с нормативными актами по этому преступлению.

Понятие и законодательный регламент

Получение взятки относят к преступным деяниям из категории коррупционных преступлений.

Суть противоправных действий сводится к покушению на свободную конкуренцию и равноправие между гражданами.

Поэтому первый нормативный документ, регулирующий этот вопрос — это Конституция РФ. Еще один главный регулирующий нормативный документ — это Уголовный кодекс РФ.

Не все нормы понятны даже при детальном изучении документов, которые перечислены выше. Для того чтобы детальнее понять суть противоправного деяния нужно обратиться к постановлению Пленума от 09.07.2013 года под номером 24.

В этом документе содержатся сведения о деталях аппарата, используемого в соответствии с нормами УК РФ. Помимо этого раскрываются понятие взяточничества, вопрос о соучастниках преступного деяния, а также о наказании за нарушение закона.

Помимо основных документов, понятие раскрывается в следующих нормативных актах:

  • ФЗ№79 от 07.05.2013, подтверждающем запрет некоторых должностных лиц хранить сбережения в иностранных банках;
  • ФЗ-230 от 03.12.2012, регулирующем контроль за расходами лиц, состоящих на государственной службе;
  • ФЗ№273 от 25.12.2008, где поясняется вопрос, связанный с борьбой против коррупции.

Помимо перечисленных нормативных актов существуют указы Президента.

Они вместе с Постановлениями Правительства регулируют подобный вопрос.

В них не содержится информация о наказаниях за подобные действия, но они предоставляют возможность представителям комиссии по расследованию правильно квалифицировать рассматриваемое деяние и с большей эффективностью воздействовать на предотвращение коррупционных преступлений.

Наказание для взяткополучателя

Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:

  1. Штрафа в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • 10-50-кратной взятки.
  2. Исправительных работ от года до двух.
  3. До 5 лет принудительных работ.
  4. Заключения до 3 лет.

Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:

  1. Штраф:
    • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
    • доход за 0,5-2 года;
    • 30-60-кратной взятки.
  2. До 6 лет лишения свободы.

Получение взятки за незаконные действия (бездействие) наказуемо по ч. 3 статьи. Например, прекращение уголовного дела в отсутствие оснований, укрытие преступления, возвращение прав до истечения срока лишения и пр. За это могут последовать:

  1. Штраф:
    • 0,5-2 млн. руб.;
    • доход за период 0,5 – 2 года;
    • 40-70-кратная взятка.
  2. Лишение свободы 3-8 лет.

Четвертой ч. ст. 290 установлена значительно более строгая ответственность за деяния по частям 1-3, совершенные людьми, замещающими:

  • государственную должность РФ, учрежденную Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (должности Правительства, Федерального Собрания, Государственной Думы, министры, Уполномоченные, некоторые судьи и др.);
  • государственную должность субъекта РФ, учрежденную конституциями, уставами этих регионов для реализации полномочий госорганов (заместители глав, председатели, законодательных органов, избирательной комиссии, их заместители и прочие);
  • должность главы органа местного самоуправления.

За это деяние им могут угрожать:

  1. Штраф:
    • 1-3 млн. руб.;
    • доход за 1-3 г.;
    • 60-80-кратная сумма полученной взятки.
  2. Лишение свободы 5-10 лет.

Еще 1 блок усугубляющих наказание обстоятельств представлен ч. 5 ст. 290. Это совершение преступления, предусмотренного частями 1,3 и 4:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);
  • с вымогательством взятки (п. «б»);
  • в крупном размере свыше 150 тыс. руб. (п. «в»).

За это преступление может последовать:

  1. Штраф:
    • 2-4 млн. руб.;
    • доходы за 2-4 года;
    • 70-90-кратная сумма взятки.
  2. 7-12 лет лишения свободы.

Наиболее суровое наказание грозит по ч. 6 ст. 290 за деяния по частям 1, 3, 4 и пунктам «а», «б» ч. 5 за получение предусмотренной ими взятки в особо крупном размере (больше млн. руб.):

  1. Штраф:
    • 3-5 млн. руб.;
    • доходы за 3-5 лет;
    • 80-100-кратная сумма взятки.
  2. Тюремное заключение 8-15 лет.

Дополнительное наказание

Дополнительное наказание назначается на усмотрение суда:

  • По первой части статьи лишение права занимать должности применяется со всеми предусмотренными ей видами наказания, кроме лишения свободы, с которым может назначаться только штраф.
  • По всем остальным частям статьи лишение права занимать должности применяется со всеми видами основного наказания, а с лишением свободы может назначаться еще штраф.
Часть статьи 290Лишение права занимать должности и заниматься деятельностью, определенными в приговоре (лет)Штраф, кратный сумме взятки (взятка, умноженная на)
1до 310-20
2до 330
3до 540
4до 750
5до 1060
6до 1570

С лишением свободы могут применяться сразу оба вида доп. наказания. С учетом всех обстоятельств и личности виновного суд может вовсе не назначить никакого дополнительного наказания.

Степень тяжести и давность

Преступления по ст. 290 УК РФ относятся к разным категориям тяжести и, соответственно, имеют различный срок давности привлечения за них к уголовной ответственности, исчисляемый с даты совершения преступления.

Часть ст. 290 УК РФКатегория тяжести преступленияСрок давности
1Небольшая2 года
2Тяжкая6 лет
3Тяжкая6 лет
4Тяжкая6 лет
5Особо тяжкая15 лет
6Особо тяжкая15 лет

Провокации правоохранителей

Уголовный кодекс не устанавливает конкретной ответственности за действия правоохранителей, провоцирующие должностное лицо принять взятку.

Эти действия совершаются в нарушение правил и порядка реализации оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), нацеленных на установление и закрепление фактов преступного поведения, четко прописанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Это передача взятки по согласию должностного лица, когда оно было достигнуто как результат склонения его к получению «мзды» в ситуации, которая говорит о том, что если бы не вмешались сотрудники органов, умысел совершить это деяние не возник бы, и его никто бы не совершил.

Такая практика наших судов сформировалась, в том числе, с учетом мнения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы граждан РФ на необоснованное, противоречащее нормам права привлечение к уголовной ответственности, когда одним из основных доказательств вины являлись именно результаты ОРМ, как и по абсолютному большинству подобных уголовных дел.

Интересен в этом плане ряд решений ЕСПЧ, в частности по делу «Носко и Нефедов против РФ» от 30.10.2014.

Нормативная база по составу получения взятки и видам данного преступления

Получение взятки — состав преступления, относящегося к группе коррупционных. Оно посягает на основы равноправия граждан и принципы свободы конкуренции во всех сферах. Таким образом, первый нормативный акт, относящий получение взятки к противозаконным действиям, — Конституция РФ. Второй и главный основополагающий акт в области уголовного права — УК РФ. Не все нормы УК, касающиеся взяточничества, изложены предельно ясно, поэтому большое значение для их правильного применения имеет постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти разъяснения относительно понятийного аппарата, используемого в нормах УК, применения норм о взяточничестве к преступлениям, совершенным в соучастии, и некоторые другие важные аспекты правоприменения.

Нормативная база по своим масштабам сопоставима с размахом самого преступного явления, с которым она призвана бороться. Так, успешной реализации норм УК способствует ряд федеральных законов, например:

  • «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • «О запрете отдельным категориям лиц хранить деньги в зарубежных банках» от 07.05.2013 № 79-ФЗ;
  • «Об антикоррупционной экспертизе…» от 17.07.2009 № 172-ФЗ;
  • «О контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам» от 3.12.2012 № 230-ФЗ.

Существует и целый ряд разнообразных указов Президента и постановлений Правительства. Они не предусматривают отдельных мер уголовно-правового воздействия, но дают работникам правоохранительных органов возможность с большей эффективностью предотвращать коррупционные преступления и выявлять их как на этапе совершения, так и по прошествии значительного времени.

Определение понятия

Согласно нормам УК, взяткой принято считать получение гражданином, занимающим определённую должность, платы в форме материальных ценностей, каких-то благ или денежной суммы, каких-либо услуг в пользу дающего.

Тот, кто получает взятку на юридическом языке называется взяткополучателем, а кто даёт вознаграждение – взяткодатель.

При этом важно, чтобы действие/бездействие, которое должен исполнить взяткополучатель, должно относиться к сфере его служебно-должностного влияния. К примеру, помощь в благоприятном разрешении вопроса, попустительское отношение либо покровительство в служебных делах, карьере и пр

К примеру, помощь в благоприятном разрешении вопроса, попустительское отношение либо покровительство в служебных делах, карьере и пр.

Степень уголовной ответственности обуславливается обстоятельствами преступления и его суммой

Судья всегда берёт во внимание, выступала взятка материальной благодарностью за какую-то услугу либо за незаконные манипуляции

Взятки бывают:

  • значительными – более 25 000 руб;
  • крупноразмерными – больше 150 000 руб;
  • особо крупными – более 1 000 000 руб.

При этом понятие минимального размера незаконного вознаграждения в законодательстве отсутствует. За взяточничество принимается получение любой денежной суммы.

Что касается иных материальных ценностей, то ст. 575 гражданского законодательства категорически запрещает дарить должностным лицам подарки, ценность которых больше 3 000 рублей.

Способы профилактики

Любое должностное лицо может стать обвиняемым во взяточничестве, даже при кристально честной работе. Как избежать наказания, если обвинение в получении взятки ошибочно:

  1. Нужно нанять высококвалифицированного юриста, в компетенции которого находятся именно дела коррупционного содержания. Это значительно упростит защиту и повысит шансы на торжество справедливости.
  2. Если незаконного вознаграждения не было, то нужно строить доказательную базу на факте провокации. Подобное актуально, если деньги подбросили в стол или папку с бумагами, в карман или просто в кабинет, даже в коробку конфет, принятую в благодарность.
  3. Защищаться нужно всеми путями – видео с камер, показания возможных свидетелей, знакомых взяткодателя, которые могли слышать или знать о его нечестных планах. Пригодятся и документы, подтверждающие, что у взяткодателя есть умысел или обида на вас. Это могут быть документы об отказе и пр.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

  Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?
 

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в  коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход

Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

– В отношении сотрудников полиции  – в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

– В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

– В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично

Штраф или ограничение свободы за взяточничество

Степень наказания полностью основана на сумме, переданной чиновнику.

Форма и размер наказаний классифицируются так:

  1. При взятке до 10 000 рублей может быть вынесено наказание в виде лишения свободы или частичной изоляции на срок от 1 года до двух лет, или может быть выписан штраф. Размер штрафа может быть до 200 000 рублей, он определяется судом индивидуально и может составить сумму в размере трехмесячной зарплаты обвиняемого.
  2. При взятке, превышающей сумму 25 000 рублей может быть применен штраф от 200 000 рублей до 1 500 000 рублей или наказание в виде полного лишения свободы на срок до шести лет. А также, судом может быть вынесено дополнительное наказание в виде запрета на работу в качестве государственного служащего на срок до трех лет.
  3. При даче взятки в крупном размере, наказания тоже являются «крупными». Штраф может быть выписан в размере от двух до четырех миллионов рублей или обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания может быть вынесено решение о запрете на работу на любых должностях на срок до 10 лет.
  4. При взятке более 1 000 000 рублей штраф составит размер от 3 до 5 миллионов рублей или полное лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях на срок до пятнадцати лет.

Важная информация! Вышеперечисленные наказания могут быть вынесены в том случае, если человек ранее был не судим. Если обвиняемый ранее был осужден за подобное преступление, решение по наказанию будет более суровым.

○ Что делать если обвиняют в получении (вымогательстве) взятки?

Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица. Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон – в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет?

1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.

2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.

3. Используйте все возможные способы защиты:

– Записи с камер наблюдения по месту работы.

– Показания коллег, которые слышали ваш разговор.

– Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.

– Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.

4. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния

Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение;  тяжелая жизненная ситуация и т.д

Видео

Взятка в 45 миллионов.

Чиновник требует деньги за место в детском саду.

https://youtube.com/watch?v=MMdsNVsQT38

Взятка в школе: задержана директор.

Оборотни в погонах – Канал особо опасный юрист.

○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое  за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

  Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

Подследственность

Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.

По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.

Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др. являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом. Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений. Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.

Однако полномочиями по проведению ОРМ следователи СК не наделены. Их проводят только специально уполномоченные сотрудники правоохранительных органов – полиции, ФСБ, УФСИН и т.д., как самостоятельно в порядке, определенном ФЗ «Об ОРД», так и по поручениям следователей.

Поэтому, можно сказать, что эти органы сопровождают уголовные дела еще со стадии получения сообщения о возможном совершении этого преступления и до направления дела в суд.

Вам помогла статья?

ДаНет

Кому можно передать взятку?

Взятку можно передать любому лицу, занимающему высокую должность и способному оказать взяткодателю какую – либо услугу. При этом не имеет никакого значения, какую должность это должностное лицо имеет: будь то сотрудник ГИБДД или министр, статья в любом случае будет одинаковой.

Стоит так же отметить такого возможного фигуранта, как “иностранное должностное лицо”. Таковым может выступать любой иностранный гражданин, имеющий какую – либо административную должность и способный оказывать услуги. Таким образом законы РФ карают за взятку даже лицу, не являющемуся гражданином России – важен лишь факт незаконности взятки.

Ну и последнее, но не менее важное дополнение – передача взятки посреднику. Много споров вызывает вопрос – а виноват ли посредник в передаче взятки? Это уже устанавливает суд в ходе разбирательства

При этом если будет доказано, что получатель взятки и посредник действовали по сговору или участвовали в организованном бандформировании, то наказание за взятку значительно ужесточится. В целом посредничеством занимается .

Характеристика

Должностным положением, способствующим осуществлению действий другими служащими, является значимость и авторитет занимаемого поста, наличие в подчинении других сотрудников. При этом, если субъект использует исключительно личные связи и отношения, не касающиеся его службы, то его действия не могут охватываться рассматриваемой статьей. Общее покровительство предполагает необоснованное формирование разных благоприятных условий для лица, предоставляющего незаконное вознаграждение, либо лиц, чьи интересы он представляет. Это может быть внеочередное повышение без всяких к тому предпосылок, незаслуженное поощрение и другие действия, не вызванные служебной необходимостью. Попустительство рассматривается как непринятие надлежащих мер за нарушения либо упущения, допущенные взяткодателем либо представляемыми им лицами, нереагирование на неправомерное поведение. При попустительстве и покровительстве конкретные поведенческие акты виновного могут и не оговариваться. Однако они в любом случае предполагаются.

Судебная практика

Г., будучи должностным лицом органа местного самоуправления, брал взятку в виде денежных средств от директора организации З. и оказывал определенные действия в отношении взяткодателя в рамках своих полномочий. Г. выдал разрешение на строительство-реконструкцию торгового центра после вымогательства взятки в крупных размерах.

Г. сказал З., что тот незаконно получил торговый центр, в связи с чем будет решаться вопрос об отмене договора, по которому З. достался данный объект. З. согласился дать взятку должностному лицу и через некоторое время перечислил на счет Г. часть требуемой суммы, которые были предоставлены З. сотрудниками полиции. Г. был задержан.

Своими действиями Г. поставил З. в такое положение, при котором он был вынужден предоставить взятку для предотвращения неблагоприятных последствий. З. пришлось обратится в органы полиции за помощью, которую ему оперативно оказали.

Меры ответственности по УК РФ

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки, а также за попытку ее передачи наступает не только для взяткополучателя, но и для лица, ее дающего. Все перечисленные варианты караются в соответствии со следующими статьями УК РФ:

  • получение взятки – статья 290;
  • дача взятки – статья 291;
  • покушение на получение взятки должностным лицом – статья 30.

Проанализируем меры уголовной ответственности по всем указанным статьям:

Статья УК РФСостав преступленияМеры ответственности
290, ч. 1получение взятки должностным лицом РФ или иностранного государства лично или через посредника
  1. штраф до 1 миллиона рублей, либо заработок виновного за 2 года, либо штраф в размере 10 — 50-кратной суммы взятки с последующим запретом занимать определенные должности до 3 лет;
  2. исправительные работы до 2 лет с запретом занимать подобные должности до 3 лет;
  3. принудительные работы до 5 лет с запретом занимать опред. должности до 3 лет;
  4. лишение свободы до 3 лет с возможным штрафом в 10 – 20-кратном размере взятки
290, ч. 2то же деяние, с условием, что взятка имеет значительный размер
  • штраф до 1,5 миллиона рублей, либо сумма заработка осужденного до 2 лет, либо штраф в размере 30 – 60-кратной суммы взятки с последующим запретом занимать подобные должности до 3 лет;
  • лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки с возможным последующим запретом занимать опред. должности до 3 лет
290, ч. 3то же преступление, при условии совершения заведомо незаконного действия (бездействия)
  • штраф до 2 миллионов рублей, либо сумма заработка до 2 лет, либо штраф в размере 40 – 70-кратной суммы взятки с последующим запретом на занятие опред. должности до 5 лет;
  • лишение свободы до 8 лет с возможным штрафом в размере 40-кратной суммы взятки и возможным последующим запретом на опред. должности до 5 лет
290, ч. 4то же деяние, в случае если субъектом преступления является лицо, занимающее государственную должность
  • штраф до 3 миллионов рублей, либо заработок за 3 года, либо штраф в размере до 80-кратной суммы взятки плюс лишение возможности занимать подобные должности до 7 лет;
  • лишение свободы до 10 лет плюс возможный штраф в сумме 50-кратной взятки и возможный запрет на занимание определ. должностей на 7 лет
290, ч. 5то же преступное деяние, совершенное при наличии отягчающих обстоятельств:

  • в составе организованной группы;
  • с применения вымогательства;
  • взятка в крупном размере
  • штраф до 4 миллионов рублей, либо заработок виновного за 4 года, либо штраф в размере 70 – 90-кратной суммы взятки с последующим запретом занимать подобные должности до 10 лет;
  • лишение свободы до 12 лет с возможным штрафом размером в 60-кратную сумму взятки и возможным запретом занимать опред. должности в течение 10 лет
290, ч. 6преступление по ст. 290, ч. 1 – 4 или ч. 5, п. а или б, отягченное особо крупным размером взятки
  • штраф до 5 миллионов рублей, либо заработок виновного до 5 лет, либо штраф в 80 – 100-кратный размер взятки с запретом занимать подобные должности до 15 лет;
  • лишение свободы до 15 лет плюс возможный штраф размером в 80-кратную сумму взятки, плюс возможный запрет занимать опред. должности в течение 15 лет
291дача взятки должностному лицу лично или через посредниканаказание зависит от размера взятки и наличия отягчающих факторов. Приведем наибольшие меры наказания за преступление по 291 статье:

  • штраф до 4 миллионов рублей или заработок до 4 лет, или штраф размером до 90-кратной суммы взятки;
  • исправительные работы до 2 лет с возможным запретом занимать аналогичные должности до 10 лет;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • лишение свободы до 15 лет с возможным штрафом в 70-кратный размер взятки

Заключение

Взяточничество, в первую очередь, умаляет авторитет власти, формирует у граждан мнение о возможности избежать ответственности, «решить вопросы» с помощью денег или других материальных благ. Законодательство четко определяет условия ответственности за эти факты, однако существующие сложности в доказывании, множество нюансов, иногда позволяют взяточникам избежать заслуженной уголовной ответственности. С другой стороны эти же обстоятельства способствуют в некоторых случаях излишне строгой ответственности и неверной квалификации действий должностных лиц. Во всех случаях просто жизненно необходимо прибегать к юридической помощи квалифицированных и опытных именно в этой сфере специалистов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий