Право социального обеспечения: определение, принципы, методы и особенности

Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.). В этом и заключается основное назначение социального обеспечения. Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

Область откуда черпаются данные права

В эту категорию стоит отнести результаты нормотворческой работы органов государственной власти и местного самоуправления. В теории права социального обеспечения имеют место два вида источников: международный и локальный. Состав представленных источников определяет происхождением отношений, которые регулируют данную отрасль права.

Международные

Международное соглашение – это документ, который заключен Россией с иностранным государством в письменной форме. Данное соглашение регулируется межнациональным правом. При этом совершенно не имеет значения, содержится этот договор в одном документе или нескольких. Также неважным остается его конкретное название.

Международные соглашения РФ могут быть подписаны от имени России, Правительства и федеральных органов исполнительной власти. На основании этого будет заключены такие договоры: межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

После того, как международные соглашения опубликованы, то все его положения могут носить правой характер в РФ непосредственно, если для их реализации не нужно издавать акты внутри государства, а также совершать компетентными органами власти действий, регламентируемых законом.Международными источниками права общественного обеспечения служат ООН и МОТ, СНГ.

Локальные

Локальные акты также стоит отнести к источникам права общественного обеспечения. Они актуальны сегодня по причине активного формирования рыночной экономики. Благодаря им удается в значительной степени повысить уровень социальной охраны граждан. Достигается это по причине наличия дополнительных мер социальной поддержки работающих людей, членов их семей или работников, которые вышли на заслуженный отдых.

Как правило, работодатель принимает локальные акты на недоговорных основаниях. Но и они могут содержать акты общественного обеспечения. Самым главным локальным актом остается коллективное соглашение.

Примером коллективного соглашения может стать договор, заключенный между ОАО «Газпром» и его дочерними обществами. Каждый работник, предоставивший заявление, может получить дополнительную материальную помощь. Ее размер будет не меньше двух минимальных заработных плат. В связи с этим будет интересно узнать, какие социальные права по конституции предоставляются каждому человеку-гражданину.

Предоставляют такую помощь следующим лицам:

  • многодетной семье;
  • ветераны ВОВ;
  • бывшим воинам, участвующим в боевых действиях;
  • участники аварии на Чернобыльской АЭС.

Если наступает смерть работника, то вся материальная помощь должна быть выплачена его родственниками. Также предприятие берет на себя обязанность по оплате на погребение и перевозку умерших работников к месту захоронения.

Каково место права в системе социальных норм, подробно указано в данной статье.

Будет интересно каждому узнать, какие социальные выплаты при рождении третьего ребенка положены и кому конкретно.

Возможно так же будет интересно узнать, какие социальные выплаты матерям одиночкам положены в первую очередь.

Каждый человек, проживающий у себя в стране, должен знать условия, согласно которым он имеет право претендовать на социальное обеспечение. Но разобраться со всеми сложностями этого процесса можно будет только после рассмотрения принципов прав социального обеспечения. Все они регулируются ГК и гарантируют равные права людей при получении той или иной материальной помощи.

Понятие и общая характеристика

По своему происхождению принципы характеризуются своим высоким уровнем всеобщности и стабильности. Для них не характерно наличие большое количество признаков и характеристик, но, несмотря на это они всегда закреплены в определенной правовой норме. Про соотношение системы права и системы законодательства расскажет этот материал.

Принципы социального обеспечения – это основные положения в правовом процессе, благодаря которым удается определить единство права, его отличительные черты, содержание и общую направленность.
Права человека на социальное обеспечение характеризуется такими принципами, как равенство, общественная справедливость, реализация общественного обеспечения, размер социального обеспечения не должен быть ниже прожиточного минимума, многообразие видов социального обеспечения.

Что такое социальное обеспечение

Что такое социальное обеспечение Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Такой государственный сегмент, как социальное обеспечение определенных групп населения, направлен на улучшение материального положения определенных слоев населения. Его организация определена законодательно, а исполнение закреплено за специальными службами.

Цель такой помощи состоит в доведении уровня жизни социально незащищенных граждан до среднего уровня населения по РФ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

При организации социального обеспечения принимаются во внимание следующее:

  • Какая форма выражения защиты будет гарантировать человеку нормальный уровень стандарта жизни, не считая пенсионного обеспечения, а также в случаях потери кормильца либо наступления нетрудоспособности.
  • Определение наиболее подходящей системы денежного довольствия людям согласно их престарелому возрасту, наличию болезней или инвалидности, льготной категории, воспитывающей детей, при потере кормильца или по факту безработицы.
  • Наличие социальных отношений, в которых задействуются гражданин и общественные организации. В таких ситуациях речь идет о помощи за счет средств специальных фондов.

В любом случае основанием для получения социального обеспечения являются оговоренные законом ситуации, в случае утраты человеком средств для жизни либо неминуемых предстоящих расходов, которые материально ним не обеспечены. Причины, которые учитываются государством в таких случаях, должны быть социально значимыми.

Функции и конституционная база

Россия разработала широкий механизм социального обеспечения граждан. Его основными чертами являются:

  • всесторонность;
  • максимальный охват;
  • политическая составляющая;
  • демографическая направленность;
  • социально-реабилитационный характер.

В Конституции вопросы социальной защиты и социального обеспечения отражены в нескольких статьях первой и второй глав. Речь идет о социальной поддержке граждан, которая заключается в дополнительных мерах защиты, зависимых от наличия определенных обстоятельств.

Благодаря такой заботе о своих гражданах, государство Россия имеет статус социального.

Оговоренная конституционная база организации социальной защиты населения предполагает выполнение следующих функций:

  1. Экономическая. Население чувствует эту поддержку при снижении темпов производства и ухудшении в связи с этим жизненного уровня. Государство разрабатывает дополнительный механизм альтернативного общественного производства, ведущего к экономическому подъему.
  2. Политическая. Защита стабильного общественного положения каждого гражданина заботит государство на уровне его политических структур. Формой поддержки тогда является сближение различных слоев населения и создание условий для достойной жизни.
  3. Демографическая. Данная составляющая направлена на рост численности населения. Материальное обеспечение семей с детьми, усилия, направленные на увеличение продолжительности жизни, стимулирование здорового образа жизни — направления социального обеспечения в этой области.
  4. Реабилитационная. Эту функцию определила профессор Р.И. Иванова. Она связана с особенностями жизни престарелых и нетрудоспособных граждан. Механизмами реализации являются забота о сохранении прав, свобод и здоровья.

Группа названных функций помогает государству обеспечить защиту граждан, находящихся в определенных рамках: сложных материальных, физических, психологических периодах.

Социальная защита населения и социальное обеспечение

Основным структурным элементом социальной политики является система социальной защиты.

Социальная защита — это система мер, предпринимаемых социальной группой или государством по ограждению своих членов от тех или иных негативных воздействий социальной среды, либо по их смягчению.

Этот термин применяется в широком и узком смыслах. В широком смысле под социальной защитой понимается деятельность государства и общественных организаций по реализации целей и задач социальной политики.

Социальная защита государства — это совокупность мер, действий государства по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов, малоимущих идр.), комплекс гарантированных государством мер социально-экономического, организационного и правового характера по обеспечению гражданам условий для преодоления трудной жизненной ситуации.

Основной принцип построения системы социальной защиты в условиях рыночной экономики — принцип личной ответственности индивида за формирование условий своей жизни и материальной обеспеченности.

Международное Бюро Труда (международная организация, существующая с 1919 г.) к социальной защите относит социальное страхование и социальную помощь

Целью социального страхования является снижение уровня социального риска, его профилактика. Понятие «социальный риск» отражает вероятность наступления для работника материальной необеспеченности в результате либо потери способности к труду (болезнь, несчастный случай и т. д.), либо отсутствия спроса на труд (безработица). Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей.

Социальная помощь — это система поддержки наименее социально защищенных групп населения со стороны государства и общества. Программы социальной помощи предназначаются для адресной, избирательной поддержки отдельных групп населения и имеют преимущественно компенсационный характер. Программы социальной помощи финансируются главным образом из бюджетных средств различного уровня, а также из внебюджетных и благотворительных фондов.

Социальная помощь может предоставляться в виде:

  • • периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям в денежной или натуральной форме;
  • • в виде социальных услуг или льгот.

Социальная поддержка — это предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения и переобучения, других льгот отдельным группам трудоспособного населения, которые временно оказались в трудной жизненной ситуации (малообеспеченность, инвалидность, безработица, катастрофы и т. п.).

Основное различие между социальным страхованием и социальной помощью определяется функциями и ролью государства в деятельности этих институтов.

Важную роль в защите интересов работников в социальной сфере играют профсоюзы. Задача профсоюзов — защита прав наемных работников, как в государственном, так и в частном секторах. Они осуществляют профессиональный контроль за соблюдением принципа справедливости условий трудовых контрактов и их выполнением.

↑оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЙЮЙ НРПЮЯКЭ ОПЮБЮ. оПЕДЛЕР Х ЛЕРНД ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ

дЮММЮЪ НРПЮЯКЭ ОПЮБЮ, ЙЮЙ Х КЧАЮЪ ДПСЦЮЪ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМЮЪ НРПЮЯКЭ, ХЛЕЕР ЯНАЯРБЕММШИ ОПЕДЛЕР Х ЛЕРНД ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ.

оПЕДЛЕР ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ – ЩРН ЯКНФМШИ ЙНЛОКЕЙЯ НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ ЙЮЙ ЛЮРЕПХЮКЭМНЦН, РЮЙ Х ОПНЖЕДСПМН-ОПНЖЕЯЯСЮКЭМНЦН УЮПЮЙРЕПЮ, БНГМХЙЮЧЫХУ Б ЯБЪГХ Я ПЮЯОПЕДЕКЕМХЕЛ ВЮЯРХ БЮКНБНЦН БМСРПЕММЕЦН ОПНДСЙРЮ ВЕПЕГ ЯХЯРЕЛС ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ.

оПЕДЛЕР ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЯНЯРЮБКЪЧР МЮ ЯЕЦНДМЪЬМХИ ДЕМЭ МЕЯЙНКЭЙН ЦПСОО НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ: 1) НРМНЬЕМХЪ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ ЦПЮФДЮМ Б ДЕМЕФМНИ ТНПЛЕ ( ОЕМЯХХ, ОНЯНАХЪ, ЙНЛОЕМЯЮЖХНММШЕ БШОКЮРШ); 2) НРМНЬЕМХЪ ОН ОПЕДНЯРЮБКЕМХЧ ПЮГКХВМШУ ЯНЖХЮКЭМШУ СЯКСЦ ( ЯНЖХЮКЭМНЕ НАЯКСФХБЮМХЕ ОПЕЯРЮПЕКШУ, ХМБЮКХДНБ, ДЕРЕИ, ЯЕЛЕИ Я ДЕРЭЛХ, АЕФЕМЖЕБ Х БШМСФДЕММШУ ОЕПЕЯЕКЕМЖЕБ, ЛЕДХЖХМЯЙНЕ НАЯКСФХБЮМХЕ, КЭЦНРШ ДКЪ НРДЕКЭМШУ ЙЮРЕЦНПХИ ЦПЮФДЮМ); 3) ОПНЖЕДСПМШЕ Х ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ НРМНЬЕМХЪ, ЯБЪГЮММШЕ Я СЯРЮМНБКЕМХЕЛ ЧПХДХВЕЯЙХУ ТЮЙРНБ, Ю РЮЙФЕ ПЕЮКХГЮЖХЕИ Х ГЮЫХРНИ ОПЮБЮ МЮ РНР ХКХ ХМНИ БХД ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. сЙЮГЮММШЕ НРМНЬЕМХЪ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ОПЕДЬЕЯРБСЧР (ОПНЖЕДСПМШЕ), ЯНОСРЯРБСЧР (ОПНЖЕДСПМШЕ Х ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ) КХАН БШРЕЙЮЧР (ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ) ХГ НРМНЬЕМХИ, БУНДЪЫХУ Б ОЕПБШЕ ДБЕ ЦПСООШ.

нРМНЬЕМХЪ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ ЦПЮФДЮМ Б ДЕМЕФМНИ ТНПЛЕ Х ОН ОПЕДНЯРЮБКЕМХЧ ПЮГКХВМШУ ЯНЖХЮКЭМШУ СЯКСЦ ЯНЯРЮБКЪЧР «ЪДПН» ОПЕДЛЕРЮ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. оПНЖЕДСПМШЕ Х ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ НРМНЬЕМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ ОПНХГБНДМШЛХ НР МХУ Х ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМН ЯСЫЕЯРБНБЮРЭ МЕ ЛНЦСР. щРН БЯОНЛНЦЮРЕКЭМШЕ НРМНЬЕМХЪ, ЙНРНПШЕ НАЗЕЙРХБМН МЕНАУНДХЛШ ДКЪ МНПЛЮКЭМНЦН ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ ЛЮРЕПХЮКЭМШУ НРМНЬЕМХИ.

лЕРНД ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ – ЩРН ЯНБНЙСОМНЯРЭ ОПХЕЛНБ Х ЯОНЯНАНБ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ ЦПЮФДЮМ, ЯОЕЖХТХЙЮ ЙНРНПШУ НАЗЕЙРХБМН НАСЯКНБКЕМЮ ПЮЯОПЕДЕКХРЕКЭМШЛ УЮПЮЙРЕПНЛ ЩРХУ НРМНЬЕМХИ. дЮММЮЪ ЯНБНЙСОМНЯРЭ НУБЮРШБЮЕР ЙЮЙ НАЫЕОПЮБНБШЕ Х ЛЕФНРПЮЯКЕБШЕ ОПХЕЛШ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ, РЮЙ Х ОПХЕЛШ, ЯОЕЖХТХВМШЕ ДКЪ ДЮММНИ НРПЮЯКХ.

бН-ОЕПБШУ, ЯОЕЖХТХЙЮ ОПХЕЛНБ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ НАСЯКНБКЕМЮ РЕЛ, ВРН ОПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ НРМНЯХРЯЪ Й ВХЯКС ОСАКХВМШУ НРПЮЯКЕИ, ОНЯЙНКЭЙС НРМНЬЕМХЪ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ МНЯЪР ПЮЯОПЕДЕКХРЕКЭМШИ УЮПЮЙРЕП, Б ЯБЪГХ Я ВЕЛ ГЮЙНМНДЮРЕКЭ ХЯОНКЭГСЕР, ЦКЮБМШЛ НАПЮГНЛ, ХЛОЕПЮРХБМШИ ЯОНЯНА ХУ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ. бН-БРНПШУ, ЯОЕЖХТХЙЮ ОПХЕЛНБ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ НАСЯКНБКЕМЮ РЕЛ, ВРН пНЯЯХЪ – ТЕДЕПЮРХБМНЕ ЦНЯСДЮПЯРБН Х ПЕЦСКХПНБЮМХЕ НРМНЬЕМХИ Б ЯТЕПЕ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ НРМЕЯЕМН йНМЯРХРСЖХЕИ пт Й ЯНБЛЕЯРМНИ ЙНЛОЕРЕМЖХХ ТЕДЕПЮЖХХ Х ЕЕ ЯСАЗЕЙРНБ. пЕЮКХГЮЖХЪ ЩРНИ ЙНЛОЕРЕМЖХХ БШПЮФЮЕРЯЪ Б ЯНВЕРЮМХХ ЖЕМРПЮКХГНБЮММНЦН Я ПЕЦХНМЮКЭМШЛ Х ЛСМХЖХОЮКЭМШЛ ЯОНЯНАЮЛХ СЯРЮМНБКЕМХЪ ОПЮБ Х НАЪГЮММНЯРЕИ ЯСАЗЕЙРНБ. оН ЛЕПЕ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ЯРЮАХКХГЮЖХХ БЯЕ АНКЭЬЕЕ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ ОНКСВЮЕР Х КНЙЮКЭМНЕ МНПЛЮРХБМНЕ ПЕЦСКХПНБЮМХЕ. б-РПЕРЭХУ, Б ОПХЕЛЮУ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ МЮУНДЪР НРПЮФЕМХЕ Х РЮЙХЕ ОПХГМЮЙХ, ЙНРНПШЕ УЮПЮЙРЕПМШ РНКЭЙН ДКЪ ДЮММНИ НРПЮЯКХ ОПЮБЮ. й ХУ ВХЯКС НРМНЯЪРЯЪ ЯКЕДСЧЫХЕ: НЯНАНЕ ОПЮБНБНЕ ОНКНФЕМХЕ ЯРНПНМ ОПЮБННРМНЬЕМХИ, ЙНРНПНЕ УЮПЮЙРЕПХГСЕРЯЪ ХУ ЮБРНМНЛМНЯРЭЧ; ЯОЕЖХТХЙЮ ЧПХДХВЕЯЙХУ ТЮЙРНБ, БКЕЙСЫХУ БНГМХЙМНБЕМХЕ, ХГЛЕМЕМХЕ Х ОПЕЙПЮЫЕМХЕ ОПЮБННРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ; ЮАЯНКЧРМШИ УЮПЮЙРЕП ОПЮБ ЦПЮФДЮМ ЙЮЙ ЯСАЗЕЙРНБ ОПЮБННРМНЬЕМХЪ; ЯОЕЖХТХЙЮ ЯЮМЙЖХИ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХУ ХЯОНКМЕМХЕ НАЪГЮММНЯРЕИ ЯСАЗЕЙРНБ, Х ЯОНЯНАНБ ГЮЫХРШ МЮПСЬЕММНЦН ОПЮБЮ.

Функции системы

Функции права (ОС) представляет собой правовые характеристики, играющие общественное значение в жизни социума. Благодаря им удается воздействовать на поведение населения с целью вступления в силу целей и задач страны в области(ОС) граждан.

Главной функцией права (ОС) выступает регулятивная. Именно она и отображает всю суть и ценность данной сферы права. Функция права социального обеспечения заключается в регулировании социального сотрудничества, которые формируются при индивидуальной форме разделения материальных благ из особо сформированных для этого фондов. При помощи норм общественного снабжения удается определить:

  1. Цель и функции страны в области общественной защиты своих граждан.
  2. Число субъектов, которые обладают правами на создание общественных фондов, при помощи которых и будут происходить выплаты социальной помощи.
  3. Круг участников из имеющегося круга инвалидов, стариков, детей, которые лишились кормильца, а также других лиц, испытывающих нужду в общественной поддержке со стороны своей страны.
  4. Объемы взносов населения, предприятий, организаций и бюджетных средств в общую копилку страховых фондов.
  5. Совокупность различных видов общественного обеспечения, которые предоставляются самым нуждающимся слоям населения.
  6. Обстоятельства предоставления конкретного вида общественного снабжения с учетом круга жизненных ситуаций, к которым стоит отнести болезнь, старость, утрату трудоспособности, инвалидность, безработица.
  7. Сроки и размеры выплаты отдельного типа общественного снабжения.
  8. Гарантии со стороны государства, которые позволяют не усомниться в точном обеспечении общественных прав человека.
  9. Суть негосударственного общественного снабжения отдельных слоев населения.

Роль регулятивного влияния права общественного снабжения состоит в фиксации всех участников общественно-обеспечительного правового сотрудничества, а также в изменении или отмене определенных его элементов. Про социальные выплаты, что это такое и что в них входит вы можете почитать в нашей статье.

Всё про источники права социального обеспечения, можно узнать из данной статьи.

Право общественного снабжения на продолжительный срок на территории страны закрепляет возможное и необходимое поведение населения в области общественного снабжения. Для того чтобы они действовали в рамках правого режима используют угрозы государственного принуждения. Таким образом, удается сохранить общественно-обеспечительное правовое сотрудничество на должном уровне. Эти отношения обладают такими качествами, как стабильность, цикличность, прогнозируемость. Под действием жизни социума данные отношения могут изменяться нормами права.

Самым главным свойством общественно-обеспечительных норм остается нормативность. Она предполагает предписания, общие правила поведения, которые характерны для всех, кто включен в область влияния данных норм. В результате этого при помощи утверждения в жизни социума нормативных основ удается в правильном порядке расставить отношения в сфере общества.

Регулятивная роль права общественного снабжения влияет на отношения в общества. Это воздействие состоит в том, что нормы рассматриваемой сферы права определяют права и обязанности участников социально-обеспечительных правоотношений. А это, в свою очередь, является общеобязательным образцом их правомерного поведения.

Благодаря представленным нормам удается более подробно определить условия, согласно которым каждый человек имеет право получить социальные выплаты, знать сроки их получения.

Зная функции и основные положения права общественного обеспечения, становится возможным самостоятельно регулировать свои социальные выплаты. Каждый человек сможет определить свои права и обязанности в области социально-обеспечительных отношений и добиться соблюдения все норм и правил.

Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий