Как организовывать досуг
Лучший отдых — это не безделье, как почему-то продолжают думать многие люди, а смена деятельности. Потакание своей лени и пролистывание социальных сетей не дадут тебе ощущения, что ты перезагрузился и готов продолжать работать. Но как только ты всерьез займешься организацией своего досуга, ты заметишь позитивные изменения: начнешь реже утомляться, избавишься от чувства, что жизнь проходит мимо, будешь развиваться в хобби и т. д.
1. Уделяй минимум полчаса в день на свое хобби
Неважно, что заставляет тебя отвлечься от работы и решения насущных проблем — игра на гитаре, походы в тренажерный зал или процесс приготовления новых блюд. Если у тебя есть такое занятие, постарайся приложить все усилия к тому, чтобы находить на него хотя бы полчаса в день
Сначала может показаться, что этого времени слишком мало, но главное — это выработать привычку тратить ресурсы на что-то приятное.
Сколько бы дел у тебя ни было, приходя с работы, обязательно позволяй себе отдохнуть за любимым занятием. Вскоре ты заметишь, что постепенно избавляешься от рутины и начинаешь ставить перед собой новые цели, никак не связанные с работой.
2. Заставляй себя пробовать что-то новое
Может звучать жестоко, но ты должен заставлять себя пробовать что-то новое: ходить в новые места, изучать что-то, что тебя давно привлекало, менять что-то в себе. Если ты постоянно работаешь, скорее всего, твоя жизнь — это скучнейшая рутина и каждый следующий твой день ничем не отличается от предыдущего. Тебе нужно разорвать этот порочный круг, а сделать это можно только инициировав хоть какие-то изменения вокруг себя или в себе.
Необязательно полностью менять свои хобби, внешность или окружение. Достаточно просто зайти по пути на работу в другую кофейню, пойти прогуляться вечером в незнакомое место или заказать еду, которую ты никогда не пробовал вместо привычной пиццы или бургеров.
3. Трать деньги на впечатления
Ты живешь, чтобы работать, или все-таки работаешь, чтобы жить? Вот на какой вопрос ты должен честно ответить. Деньги, которые ты зарабатываешь, не должны идти только на полезные вещи. В таком случае у тебя не будет никакого морального удовлетворения от своей зарплаты и твоя мотивация работать будет снижаться.
Учись тратить деньги на впечатления — ходи на концерты любимых исполнителей, смотри долгожданные премьеры в кино на большом экране, планируй хотя бы небольшие поездки в другие города к друзьям или просто так. Именно такие моменты твоей жизни позволяют тебе почувствовать себя максимально живым и счастливым.
Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь
Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.
Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.
Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.
Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.
Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.
За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.
В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.
Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.
Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.
Зачем вообще совмещать
Все быстро меняется, особенно в ИТ-сфере: появляются новые технологии, фреймворки, языки. Требования к специалистам увеличиваются, а какие-то профессии устаревают. И если хочется оставаться «на волне» и быть востребованным в своей сфере — стоит сформировать привычку постоянно учиться всему, что будет делать из вас профессионала.
Вот еще несколько ситуаций, когда может потребоваться учиться:
Если хотите сменить сферу деятельности, параллельно с работой освоить новую профессию или новый крутой навык. А может быть, планируете в дальнейшем совмещать две разные специальности — такая модель называется slash careers.
- Если стремитесь вырасти внутри компании, повысить свою зарплату, перейти на новую должность или в команду более высокого уровня, где нужно подтянуться до уровня опытных коллег. Вы SMM-специалист и хотите стать маркетологом: тут понадобится поработать и над гибкими навыками, и освоить знания в смежных областях, усовершенствовать навыки аналитики и прокачать технические скиллы. В этом случае новые знания — это инвестиция в себя, в свое будущее.
- Следя за последними новостями разработками, вы будете оставаться конкурентоспособными, а новые знания расширят ваши возможности. Развивать навыки нужно и мидлам, и синьорам, то есть профессионалам, чтобы не уступать начинающим специалистам с образованием. Это не обучение ради обучения, а новые знания, которые помогут лучше справляться с рабочими задачами и оптимально решать их.
- Джунам, которые устроились на свою первую работу в новой профессии, и которым нужно продолжать обучаться, чтобы им давали на самостоятельное решение все более сложные задачи.
- Учиться, чтобы получить новый опыт. Возможно, на работе стало скучно, ничего интересного не происходит, и хочется узнать что-то новое. Не обязательно эти знания будут соотноситься с основной деятельностью — можно начать изучать какую-то совершенно другую сферу, чтобы расширить картину мира, встряхнуться.
опыт автора:
Я пошла учиться с весьма смутным представлением о том, что хочется получить в итоге. Еще с университетских времен была мечта: освоить профессию дизайнера интерьера. Но не в качестве дальнейшей работы, а скорее как хобби. Был большой интерес к этой сфере, и я довольно много изучала самостоятельно.
Причины нежелания ходить на учебу
Как заставить мужа работать и что делать если он не хочет
Разобраться в причинах нежелания посещать занятия очень важно. Как и в вопросе любой болезни, главное – поставить диагноз, чтобы знать, как лечить
Для каждого возраста есть свои проблемы – 11-летние школьники в своем мировоззрении значительно отличаются от 16-летних старшеклассников. Среди возможных причин:
Личная неприязнь к учителю
Если материал подается человеком, вызывающим негативные эмоции, любая, даже самая несложная информация будет подсознательно блокироваться.
Пропуск важной части материала по болезни или по другим причинам, после которого сложно догнать одноклассников.
Конфликт в коллективе, возможное психологическое давление со стороны учеников, насмешки.
Неуверенность в себе из-за неудовлетворенности своим внешним видом.
Неправильный режим семьи, из-за которого ребенку невероятно трудно дается раннее пробуждение.
Зависимость от видеоигр, сериалов, социальных сетей, поглотившая сознание ребенка.. Насмешки одноклассников
Насмешки одноклассников
Причины выгорания
Большая учебная нагрузка
Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.
Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны
Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.
Неумение организовать своё время
Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.
Постоянная необходимость осваивать новое
Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.
Отсутствие мотивации
Одна из самых частых причин эмоционального выгорания — снижение или потеря мотивации, отсутствие конкретных целей или разочарование в выбранных. Мотивация страдает, если приходится постоянно делать то, что не хочется, потому что так сказали учителя и родители или потому что «так положено». Если мы что-то делаем с интересом и увлечением, то расходуем меньше энергии, чем когда интереса нет. Отсюда и выгорание.
Избыток вынужденных социальных контактов
Детям постоянно приходится общаться не только с близкими по духу людьми, но и со всеми, кто окружает их в школе, на дополнительных занятиях, секциях и курсах, — это требует дополнительных затрат ресурса. Кстати, перегружать может не только офлайн-, но и онлайн-общение в соцсетях, чтение новостей или других «быстрых текстов».
Отсутствие поддержки
Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.
<<Лидген для статьи>>
Как подработка влияет на успеваемость
По сравнению со студентами бакалавриата и специалитета работающие магистранты чаще имеют хорошие и отличные оценки, а также реже отправляются на пересдачи. Авторы исследования, опять же, связывают это с тем, что в магистратуру в принципе приходят студенты с более высокой мотивацией учиться.
Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №18
В целом совмещение трудовой деятельности и учёбы не мешает студентам (как первой, так и второй ступени высшего образования) иметь хорошую успеваемость. Так, среди бакалавров и специалистов, которые учатся на «отлично», 59% успевают ещё и работать, что выше среднего показателя совмещения работы и учёбы. А среди магистрантов-отличников этот показатель составляет 81%, что лишь немногим ниже средних показателей для этого уровня образования.
Кстати, наличие хороших оценок может быть напрямую связано с работой по специальности: среди работающих отличников первого уровня высшего образования 47% трудоустроено по специальности. Среди магистрантов этот показатель составляет 69%. В общем-то, это логично: с одной стороны, развитые благодаря учёбе профессиональные и социальные навыки помогают найти работу по специальности. С другой — работа по специальности благотворно сказывается на формировании профессиональных компетенций, которые важны для хорошей успеваемости
И ещё одно любопытное наблюдение: среди работающих во время учёбы студентов те, кто трудится по специальности, чаще планируют работать по специальности и после выпуска. А среди тех, кто работал не по специальности, больше всего уверенных в том, что и после выпуска они по полученной профессии работать не станут.
Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №18
Кстати, в апреле прошлого года опрос рекрутингового сервиса SuperJob показал, что только 40% россиян работают по профессии после окончания вуза. А АНО «Россия — страна возможностей» и ГК «ЭФКО» выяснили в июне, что 46% студентов нравятся выбранные специальности. И 40% признались, что они не уверены, будут ли строить карьеру в той же сфере.
Что касается подработки, то в январе этого года сервис по поиску работы hh.ru узнал, кем чаще всего работают российские студенты. Оказалось, что обычно они претендуют на позиции менеджеров по продажам и по работе с клиентами. В мониторинге НИУ ВШЭ данные о характере работы тоже есть: 37% студентов бакалавриата и специалитета работают в сфере услуг (торговля, ремонт, транспорт и так далее) и 22% — на вспомогательных должностях в офисе (курьер, секретарь и так далее).
Как мотивировать себя учиться
Во взрослом возрасте, когда школа и университет уже давно позади, бывает сложно заставить себя вернуться к учебе. Чтобы мотивировать себя на обучение, нужно подобрать курс, который заинтересует именно вас. Можно ориентироваться как на тему курса, так и на результат, который вы получите по окончании. Например, вы будете обладать новыми навыками, которые приведут к карьерному росту. Такая цель поддержит вашу мотивацию.
Экономика образования
Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности
При выборе курса ориентируйтесь на его формат. Определите, что вам удобнее: посещать физические классы или учиться в онлайне. Заниматься в группах по расписанию или самостоятельно знакомиться с материалом в любое удобное время. Если обучение комфортным образом впишется в вашу жизнь, у вас будет больше желания посещать занятия.
Ирина Новикова:
«У взрослых людей достаточно мало времени. Как правило, у них уже довольно серьезная, интенсивная работа, есть семья, дети и большое количество обязательств.
Поэтому, чтобы поддержать в себе мотивацию на обучение, нужно очень четко выбрать тематику курса, понять, какими конкретными навыками вы будете обладать после завершения, и как вы сможете применить их в работе или жизни. Идеально, если полученные знания пригодятся еще в процессе обучения, в этом случае ваша мотивация будет только расти, а не угасать».
Независимость, мастерство, осмысленность
Писатель Дэниел Пинк, автор книг о мотивации, говорит:
Здесь мы и подошли к трём компонентам внутренней мотивации: желание быть самостоятельным, стать мастером своего дела и создать что-то стоящее. Эти желания по факту близки к понятию «счастье». Мы все интуитивно чувствуем, что нам нужно для счастья, но вот с его воплощением мы, честно говоря, справляемся не очень.
Ален Де Боттон, британский писатель и философ, написал о нашем понимании счастья и успеха весьма недурные и точные строки:
Наша проблема в том, что мы забываем следовать своей интуиции, поддаваясь на внешнюю мотивацию и стараясь оправдывать чужие ожидания.
При внешней мотивации есть два способа её повысить: увеличение психологического давления (читай — ожиданий) или наращивание собственного статуса посредством вещей и объектов.
При внутренней мотивации единственный способ её поднять — продолжать заниматься тем, что нравится. Быть увлечённым, автономным и оказывать влияние на других. Самое сложное здесь дойти до такого состояния; взрастить спокойное отношение к самому себе (так же, как с работой мозга — новые идеи появляются во время отдыха). Этого можно достичь медитацией и изучением восточной философии.
Меньше лозунгов – больше конкретики
«Кто такой человек, который может позвонить и попросить выйти на работу в связи с возникшей проблемой? Это может быть твой руководитель, который действительно в беде. Может позвонить коллега, с которым вы долго работаете. Он понимает, что сейчас твой выходной, но обстоятельства складываются так, что ему не остаётся выбора, и он надеется на помощь! А если звонят подчинённые и просят помочь? Производство – это не институт благородных девиц, там нужно делать сообща конкретное дело, результат которого стоит конкретных денег! Люди, которым не всё равно, откликнутся. Но они должны понимать, что их вызвали не из-за пустяка”.
– Фарид, руководитель в техническом блоке машиностроительного предприятия Новгородской области.
Задача руководителя номер один – чётко объяснить, почему выйти в неурочное время важно, каковы временные рамки форс-мажора, что даст выполнение работы. И всё это – в разрезе интересов сотрудников
Будьте открыты, насколько возможно. Чем больше информации вы дадите, тем больше вероятность встретить понимание.
Убедительно звучат факты и цифры
Неубедительно – пространные рассуждения о важности потрудиться во имя целей бизнеса. Особенно если главным образом они заключаются в обогащении собственников
Внештатные ситуации воспринимаются легче в компаниях, где есть разделяемое сотрудниками общее видение. Вспомним Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль».
Превентивные пилюли
Если в твоей жизни уже есть некоторые симптомы, самое время что-то изменить, чтобы не испытать полномасштабный эффект выгорания. Кроме того, если тебе предстоит тяжелый семестр или сложные экзамены, то тоже стоит заранее позаботиться о своем ментальном здоровье.
Итак, что делать, чтобы не дать сгореть своему энтузиазму, мотивации и энергии во время учёбы:
1 Сделай паузу скушай твикс
По возможности сделай настоящий перерыв в работе и учебе на несколько дней. Попробуй изменить свое расписание так, чтобы каждую неделю у тебя был хотя бы один выходной. Это должны быть дни качественного отдыха: без учебников, лаптопа и учебных чатов, когда можно просто чилить и ни о чём не думать.
2 Добавь что-то классное в каждый день
Не только в выходные! Добавь в список обязательных ежедневных дел, что-то кайфовое и не отнимающее много времени. Это уже добавит чуточку мотивации.
3 Не забывай про физическую активность
Не обязательно лететь в тренажёрный зал и хвататься за железо, если раньше этого не было в твоей жизни. Иногда достаточно пройти пару километров по парку или потанцевать под любимые треки. Можно делать это пару раз в день, минут по 10-20, чтобы давать отдых своей голове и размять тело.
4 Поставь лимит учебных часов и планируй отдых
Чтобы твоя жизнь не превратилась в сплошную зубрёжку, стоит заранее подумать сколько часов в день ты готов выделять занятиям и отдыху. Микс из знания своего предела продуктивности и отдыха даст эффект в разы превосходящий беспрерывное обучение. Как говорится, study smart not hard (учись с умом, не через тяжкий труд).
5 Не стесняйся обращаться за помощью
Даже если ты, возможно, живешь в университетской общаге и наслаждаешься независимостью, временное возвращение домой может помочь побороть выгорание. Время, проведённое в окружении родных и их поддержка, помогут снять психологическую нагрузку. В университетах тоже есть службы поддержки студентов, куда можно обратиться за помощью. В ситуации выгорания главное помнить, что ты не одинок и всегда есть кто-то, кто сможет помочь.
6 Не забывай о главном: сон, еда, свежий воздух
В погоне за крутыми оценками и идеально выполненными заданиями, студенты обычно урезают эти вещи. Не надо так. Ведь полноценный сон, здоровая еда и свежий воздух наоборот способствуют хорошему самочувствию и лучшему усвоению информации. Будь себе другом, не отказывайся от трёх китов, на которых держится твоё здоровье.
Внимание: если ты уже находишься в стадии острого выгорания и не можешь справиться сам, то мы настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту
Учёба — это важно, но твоё состояние всегда в приоритете. . И напоследок, восстановление после академического выгорания не произойдет в одночасье
Тебе может потребоваться несколько недель, чтобы снять стресс и почувствовать прилив сил и энтузиазма. Как только ты почувствуешь себя лучше, неплохо было бы разработать долгосрочную стратегию, чтобы снизить уровень стресса во время учебы
И напоследок, восстановление после академического выгорания не произойдет в одночасье. Тебе может потребоваться несколько недель, чтобы снять стресс и почувствовать прилив сил и энтузиазма. Как только ты почувствуешь себя лучше, неплохо было бы разработать долгосрочную стратегию, чтобы снизить уровень стресса во время учебы.
Мотивация в школе и университете
Уверенность в себе – отличная мотивация хорошо учиться
Всегда нужно обращать внимание на то, как выглядит ребенок. Даже 12-летний школьник имеет право на выбор предметов гардероба
Неудовлетворенность своим внешним видом – одна из самых острых проблем среди подростков. Мотивировать посещение учебного заведения, особенно для девочек, можно регулярными обновками по вкусу ребенка. Довольные своим внешним видом дети пользуются популярностью среди сверстников и имеют более высокую успеваемость.
Позитивный настрой, как мотивация подростка для учебы в школе, часто играет не последнюю роль. Меньше ругать, чаще помогать, вместе разбираться – основные правила поведения в семье.
Как помочь?
- Помогите студенту оставить свою глобальную цель на время в покое и поставьте вместе короткие промежуточные цели, например:
— научиться рассказывать о себе, своей работе и семье за 3 занятия;
— пополнить словарный запас на определенную тему за 2 урока;
— освоить два прошедших времени за неделю;
— написать рекомендательное письмо за месяц;
— подтянуть итоговую оценку в школе;
— подготовиться к контрольной работе по заданным темам;
— перестать путаться в основных временах.
Помните: цель ученика должна соответствовать тому уровню, с которым он уже пришел к вам на уроки. Для достижения целей выделяйте короткие временные промежутки. Результат, который будет видеть студент, станет для него главным источником мотивации в моменты спада.
2. Будьте гибкими: усталость на работе, многозадачность и большие нагрузки могут отнимать то время, которое студент мог потратить на изучение языка. Не обязательно уделять час-полтора на урок, на котором студент будет сидеть с вами над учебниками или экраном ноутбука. Практикуйте индивидуальный подход: занятым людям легче найти 15-20 минут через день из машины своего авто для разговорной практики с преподавателем, чем уделять час на полноценное занятие и после выполнять домашние задания.
Наша цель — помочь студенту заговорить на изучаемом языке, а не научить его усидчивости и прилежности. Конечно, методика преподавания будет отличаться и в зависимости от главной цели ученика: если ему необходимо сдать письменный экзамен, то 15-минутными практиками разговорного языка не обойтись. Главная мысль — лучше коротко, но регулярно.
3. В отличие от взрослых людей, работа с детьми и подростками подразумевает не возвращение ученику мотивации, а чаще всего ее «создание». Большинство преподавателей сходятся во мнении, что дети сидят на уроках с большим трудом, так как изучение иностранного языка — инициатива родителей. Многие дети сегодня очень сильно загружены: бесчисленные кружки, дополнительные занятия, спорт, соревнования и многое другое. Другие идут на занятия, потому что им не дали права выбора. Ребенок, в отличие от взрослого, не понимает до конца, зачем ему этот иностранный язык. Поэтому в этом случае, задача преподавателя — найти для ребенка мотивацию и помочь ему ее сохранить:
— интересуйтесь жизнью ребенка, постарайтесь с ним подружиться, завоюйте доверие;
— узнайте, что ребенку интересно, чем он любит заниматься;
— расскажите ему, как в этих сферах ему может помочь английский;
— подберите для него материалы, которые совпадут с его интересами;
— не задавайте слишком много домашнего задания, учитывайте возможности и нагрузку ребенка;
— не давайте ребенку готовых ответов, но помогайте самому выполнять задания;
— искренне хвалите;
— показывайте, что у ребенка уже хорошо получается;
Как и взрослые, дети очень положительно откликаются на собственные результаты. Чем раньше они увидят, что у них получается, тем легче им дается изучение материала.
Да, изучать иностранный язык непросто, и многие наши студенты могут потерять мотивацию по разным причинам. Наша цель — самим не потерять мотивацию и желание обучать своих студентов и помогать им добиваться своих целей. Благодаря чуткому руководству и индивидуальному подходу ученики смогут полюбить то, чему они учатся. А, как известно, любовь — лучший мотиватор.
Почитайте по теме: Дисциплина на онлайн-уроках: основные проблемные моменты
Споры об обучении в суде
Поскольку в Трудовом кодексе немало пробелов в части обучения работников, а соглашения об обучении и ученические договоры обычно не слишком детализированы, на практике нередко возникают спорные ситуации. Типичный конфликт – взыскание работодателем расходов на обучение с не приступившего к работе или уволившегося досрочно работника.
Если работник хочет выиграть спор, ему нужно доказать, что он не трудоустроился, так как работодатель не предоставил ему работу, подходящую по квалификации, а в случае с увольнением – что на то была уважительная причина. Такой в судебной практике считается невозможность выполнения обязанностей по состоянию здоровья, сокращение численности или штата сотрудников, призыв на срочную военную службу. К неуважительным причинам обычно относят увольнение по собственному желанию или в связи с виновными действиями работника.
Еще одна стратегия для работника – доказывание того, что взыскиваемые работодателем затраты не подтверждены документально или не связаны с обучением (например, относятся к командировкам или гарантированным на период ученичества выплатам).
Что такое мотивация и откуда она берется?
Начнем с того, что когда человек испытывает реальную потребность в чем-либо, вопроса о мотивации не возникает — он просто делает все, что нужно, для решения насущной задачи. Его мотивация продиктована необходимостью: есть, пить, спать, греться, развлекаться. Мы вспоминаем о недостатке мотивации, когда нам нужно, чтобы человек (в частности, наш сотрудник), выполнил действие с абстрактной пользой — например, прошел онлайн-курс для повышения профессиональной квалификации.
Если углубиться в физиологию человеческой мотивации, то мы узнаем, что она зарождается в одной из древних структур головного мозга — в лимбической системе, известной также как «центр удовольствия». Именно получение удовольствия в короткой перспективе побуждает нас совершить то или иное усилие. Из 100 человек, начавших проходить онлайн-курс, только 3-4 доходят до конца — вероятно, цели «стать профессионалом», «прокачать софт скиллз» или «освоить навыки тайм-менеджмента» — недостаточно привлекательны для лимбической системы.
В таком случае, как быть специалистам по обучению, чья ежедневная работа связана с преодолением сопротивления человеческой природы? Выдавать по пирожку за каждый пройденный тест? Награждать деньгами или дополнительными выходными за высокие результаты обучения? Почти так, но не совсем.
Обязать пройти проверку на полиграфе
Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.
Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.
Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.
Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.
Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя. Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса. Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.
Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.
Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда. Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры. Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.
Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.
Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.
За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.
Какую работу лучше выбрать студенту
Естественно, лучше искать вакансии, связанные с выбранной профессией. Но при этом часто возникает типичная проблема при поиске работы по специальности, которая известна как «замкнутый круг»: на хорошую (или просто квалифицированную) работу не берут при отсутствии опыта, а чтобы был опыт, нужна соответствующая работа. Обычно более или менее крупные организации предварительно проводят собеседование с потенциальными работниками. На таком собеседовании следует подчеркнуть свою готовность быстро обучаться и осваивать новое.
Те, у кого есть водительские права и личный автомобиль, могут подрабатывать в агрегаторах перевозок типа Яндекс.Такси. Лучше не заниматься этим самостоятельно, чтобы не попасть на криминальные разборки. И по этой же причине не работать в такси ночью.
Как не попасть в ловушку шаблонов?
Специалист по обучению, как хороший маркетолог, прежде чем действовать, должен спросить себя: «Кто моя целевая аудитория?». Если у вас сервис по аутсорсингу бухгалтерии и 80% штата — консервативные женщины старше 45 лет, то очками виртуальной реальности их вряд ли удастся замотивировать (хотя, кто знает?). Молодые сотрудники, формально относящиеся к поколению Z, могут оказаться невосприимчивыми к демократичному подходу к обучению и ни разу не зайти на обучающий портал. Только путем проб, ошибок и A/B тестов можно докопаться до гениальных решений — и никак иначе.
Материалы по теме: