Эволюция концепции государственной собственности на землю
Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.
Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.
Постулаты советского права:
- признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
- общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
- непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
- изъятие земельных участков из гражданского оборота.
После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».
Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.
Категории и подкатегории
Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе. Их условно классифицируют следующим образом:
- Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
- Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.
Ст. 3 Закона устанавливает основания для внесения наделов в перечни земельных участков, в отношении которых образуется право собственности у Российской Федерации.
Статья 19. Муниципальная собственность на землю
1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
4. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Перечни
Они выступают в качестве основной категории в приведенном выше законе, регламентирующем регистрацию и разграничение государственной собственности на землю. Перечни подготавливаются уполномоченными исполнительными (федеральными) органами. Далее они согласовываются соответствующими подразделениями государственной, муниципальной и региональной власти. После этого они утверждаются Правительством. Пройдя все эти этапы согласования и утверждения, перечни становятся основаниями, в соответствии с которыми регистрируются государственные земли. В статьях 3-5 Закона содержатся обоснования для внесения наделов в списки. По сути, в этих положениях определены критерии, по которым выполняется разграничение государственной собственности на землю.
Классификация
В абзаце 2 ст. 3 Закона предусмотрено четыре подкатегории и категории земель, участки в которых должны быть отнесены к собственности государства. К ним, в частности, относят:
- Лесной фонд.
- Земли безопасности и обороны.
- Особо охраняемые природные территории.
- Водный фонд, занятый объектами, на которые установлена федеральная собственность.
В ст. 3, абз. 3, 4 выделены пять подкатегорий и категорий. К ним, в частности, относят земли:
- Промышленности, энергетики, космического обеспечения и информатики, телевидения, связи, радиовещания, транспорта и так далее.
- Сельскохозяйственного назначения.
- Водного фонда и запаса.
- Историко-культурного, рекреационного и природоохранного значения.
- Населенных пунктов.
В перечне разновидностей недвижимого имущества, который предусмотрен законодательством, особое значение с точки зрения рассматриваемого Закона отдается сооружениям и зданиям. Право собственности на них, которое имеет Российская Федерация, выступает основанием для отнесения соответствующих местностей в списки тех, которые принадлежат РФ. Правила внесения таких наделов в списки установлены в ст. 3, абз. 3. Согласно ему, включение земельного участка в перечень осуществляется на основании подтверждения нахождения данной недвижимости в собственности РФ.
Чем регулируется разграничение госсобственности на землю?
В 2001 г был принят 101 ФЗ о разграничении государственной собственности на землю. Но к 2006 году стала очевидной неэффективность этого закона и он утратил силу.
На текущий момент регулирование процесса осуществляется при помощи следующих нормативно-правовых актов:
- Конституция РФ. Статья 72 п. «Г» говорит о том, что разграничение собственности на землю находится в ведении всей страны и субъектов. Статья 35 п. 3 предписывает передавать территории в собственность государства только по решению суда;
- Земельный кодекс (ЗК). Определяет виды государственной собственности: федеральную, региональную и муниципальную;
- ФЗ №137 (вводит в действие ЗК);
- ФЗ №122: посвящен вопросам регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее;
- Гражданский кодекс (ГК). Устанавливает такие понятия, как юридическое лицо, право собственности, имущество и пр.;
- прочие нормативные и правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства, распоряжения, инструкции, правила и пр.
Статья 3.1 п. 1 ФЗ №137 устанавливает федеральное подчинение для следующих территорий:
- отведенных под строительство зданий Правительства РФ;
- под государственные и унитарные предприятия;
- принадлежащие Академии наук и ее организациям-сателлитам;
- принадлежащие государственной компании Росавтодороги.
К собственности субъектов РФ относят территории:
- занимаемые местными органами управления и прочими государственными учреждениями;
- внутреннего сельхозназначения.
К муниципальным — участки под зданиями городской администрации (ст. 3.1 ФЗ №137, п. 2 и 3).
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Передача земель и действие прежнего законодательства
Следует отметить, что Земельный кодекс отдельно регулирует то, каким образом государственная собственность разграничивается, если участники соответствующих правоотношений приобрели земли в соответствии с нормами права, действовавшими до 2006 года. В этом случае изданные ранее правительством РФ акты, удостоверяющие перечни участков, на которые у федеральных, региональных или муниципальных властей возникало право владения, следует рассматривать в качестве оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующие территории.
Необходимость и порядок разграничения земель
Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:
- Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
- Развития территории и привлечение инвестиций;
- Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
- Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
- Реализации программ регионального развития;
- Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.
Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.
Процедура разграничения имеет следующий порядок:
- Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
- Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
- Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
- При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
- После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.
Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.
В тексте заявления следует указать:
- ФИО и должность заявителя;
- Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
- Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
- Кадастровый номер земельного надела;
- Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
- Цели и план использования участка.
В качестве оснований могут выступать наличие на территории строений, находящихся в собственности муниципалитета, от имени которого подаётся заявление, или необходимость реализации социальных и/или инвестиционных проектов региона.
К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:
- Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
- Комплексный проект развития территории;
- План предоставления участков гражданам;
- План застройки территории;
- Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.
При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.
На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.
Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3129
Возникновение права муниципальной собственности на земли в результате разграничения
Ситуация с разграничением земель публичной собственности сложна, что наглядно демонстрирует история правового регулирования данного вопроса. В России действовало два федеральных закона «О разграничении…»: от 06.07.91 г. № 1550-1 и от 27.12.91 г. № 3020-1. Оба утратили силу. Изначально процесс был организован так:
- из неразграниченных земель формировались перечни участков с уникальными характеристиками;
- такие перечни утверждались центральным правительством.
Процедура занимала до трех лет. Количество участков, права на которые разграничивалось ежемесячно, составляло от 100 до 500 единиц. И это в пределах всей территории РФ.
Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:
- Земельный кодекс РФ;
- Федеральный закон № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Федеральный закон № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:
- Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа.
- Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения.
- Органы самоуправления муниципального района распоряжаются: землями межселенных территорий (всегда) и участками, расположенными на территории входящих в них поселений (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения).
Неразграниченными землями в пределах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по умолчанию распоряжаются органы исполнительной власти. Однако они вправе делегировать эти функции органам внутригородских муниципальных образований.
Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем. Земли госсобственности, наоборот, определены по остаточному принципу. Согласно ст. 16 ЗК РФ земельные ресурсы, не пребывающие в собственности частных лиц и муниципалитетов, принадлежат государству.
Новый механизм распределения земель правоведы оценивают позитивно. Такой подход снял социальную напряженность, позволил гражданам и организациям оформлять выкуп участков, находящихся в публичной собственности.
Но есть и проблемы: положение, выписанное как исключение, переросло в общее правило. Муниципалитеты зачастую распоряжаются не сформированными в соответствии с ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» участками муниципальной собственности, то есть – неразгранченными землями.
При этом образование участка происходит по инициативе лица, инициировавшего выкуп или передачу в аренду. Последнее, в свою очередь, готово тратить время и ресурсы на оформление землеустроительной документации, только имея на руках решение о предварительном согласовании, то есть фактически заручившись согласием на будущую продажу/аренду еще не образованного участка.
Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения
Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема. В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78.
Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли. Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.
Зачем государству собственность?
Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.
Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:
- ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
- Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
- Приобретение земли государством согласно принятым законам.
Государственной собственностью являются земли:
- лесные ресурсы;
- обороны и безопасности;
- территории, подлежащие особой охране;
- водный фонд;
- территории сельскохозяйственного использования;
- населенные пункты;
- территории, имеющие культурную, историческую ценность;
- зоны рекреации;
- земли промышленности, связи, транспорта и др.
Существуют следующие виды государственной собственности на землю:
- федеральная;
- региональная;
- муниципальная.
Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.
На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.
Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.
Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:
- Вступление в силу законодательных актов.
- Разграничение территорий.
- Приобретение земли согласно действующему порядку.
- Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.
Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.
Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.
Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.
Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.
Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.
Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.
Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.
Заключение
- Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
- В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
- Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
- Земля не может иметь нескольких собственников.
- Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
- Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
- Земля распределяется по определенным категориям.
Комментарий к Ст. 16 ЗК РФ
1. Исходя из положений п. 1 комментируемой статьи все земли в Российской Федерации находятся в собственности государственной, муниципальной или частной. Это следует иметь в виду при реализации в отношении земельных участков положений п. 2 ст. 53 ЗК, согласно которому при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством, а также положений ГК о возникновении права собственности на основании приобретательной давности.
Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности комментируемая статья называет не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК статьёй 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и нормы об управлении и распоряжении землями (см. ст. ст. 9 — 11 ЗК, ФЗ о введении в действие ЗК и комментарии к ним).
Вопрос о правовой природе государственной собственности на землю в «неразграниченном состоянии» является до сих пор дискуссионным. С одной стороны, данная собственность рассматривается как разновидность общей собственности публичных образований, с другой стороны, высказывается мнение о том, что Российская Федерация как правопреемник СССР должна считаться изначальным собственником всех земель в государстве. Законодательство не обращается к этому вопросу специально. В то же время, исходя из общих положений о разграничении государственной собственности на землю, действующих в настоящее время, можно сделать вывод о том, что законодатель признает равенство Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при приобретении (закреплении за ними) прав на землю.
Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК, нормами ФЗ о введении в действие ЗК, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.
2. Разграничение государственной собственности на землю представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК, а также статьями ФЗ о введении в действие ЗК (см. комментарий к нему).
Обратим внимание на положения п. 5 ст
214 ГК, которым определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования
Согласно действующему законодательству, право пожизненного наследования возникает только на те земли населенных пунктов, которые находятся в муниципальной или государственной собственностях. Обладателем такого права может быть лишь физическое лицо. Поводом для отзыва пожизненного владения является:
- Добровольный отказ землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 53 ЗК РФ.
- Ненадлежащее использование земли.
- Приобретение этого же участка в частную собственность.
Кроме права пожизненного наследования, принято выделять право постоянного, или бессрочного, пользования. Оно распространяется только на участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственностях. Обычно такие земли предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Частные лица не могут воспользоваться этим правом. Владение по праву бессрочного пользования должно осуществляться в пределах правовых актов и законов. Такие земли населенных пунктов предназначены для возведения зданий, сооружений и другого типа недвижимости.
Право распоряжения
Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.
Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.
- Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности. Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно. Чтобы такое право было, право собственности на такие участки должно разграничиваться.
- В юридическом и хозяйственном обороте не может участвовать такой участок, который не состоит на кадастровом учёте, не прошёл определённую законом регистрацию, которые необходимы для предоставления права собственности.
Передача участков, не имеющих собственника, противоречит Гражданскому Кодексу РФ.