Регулирование криптовалют в России – особенности, требования и отзывы

Закон о криптовалюте в России. Возможна ли легализация криптовалют

Основной закон о криптовалюте в России “О цифровых финансовых активах” (“О ЦФА”) прошел уже несколько редакций и правок, и он продолжает дорабатываться в рамках подготовки ко второму чтению в Госдуме. И вряд ли стоит ожидать принятия в ближайшем будущем — пока законодатели не могут договориться даже о формулировках. Летом 2019 года представители Минфина признали, что законопроект зашел в “идеологический тупик”, а его рассмотрение в очередной раз отложили из-за отсутствия единой позиции всех заинтересованных сторон по вопросу регулирования криптовалют. То есть пока вопрос о легализации криптовалют в России остается открытым.

Законодательство о криптовалютах разрабатывается с учетом требований и рекомендаций FATF — Международной организации по противодействию отмыванию преступных доходов. Рекомендации FATF о регулировании криптовалютой индустрии были представлены летом 2019 года. Эти рекомендации поддержали страны G20 (Большой двадцатки). Согласно правилам FATF, все криптовалютные биржи и другие поставщики услуг (их называют VASPs), как и традиционные финансовые компании, должны соблюдать процедуры KYC и CFT по противодействию финансированию терроризма. А это значит — никаких анонимных пользователей и обязательная верификация аккаунтов, а также обязательства для бирж обмениваться данными пользователей при проведении транзакций между разными платформами, включая паспортные данные и адрес места жительства.

В редакции законопроекта «О ЦФА»  конца 2019 года появился «цифровой актив» с характеристиками токена, а вот термины «токен» и «криптовалюта» в этой редакции вообще не упоминаются. Еще в документе появилось понятие «цифровой валюты» — российской и иностранной. Скорее всего, под ними понимают обычные криптовалюты, но формулировки остаются очень размытыми.

Очевидно, что тематика регулирования криптовалютного рынка неудобна для чиновников — с этим связаны регулярные переносы рассмотрения законопроекта «О цифровых финансовых активах». И несмотря на постоянные доработки, эксперты до сих пор называют его сырым. Законодатели постоянно изобретают новые определения, вместо того чтобы использовать привычные и устоявшиеся в России и в мире слова — криптовалюта, utility- и security-токены. Также власти надеются дистанцироваться от криптовалют, которые уже выпущены.

При этом обеспеченные фиатом валюты (стейблккоины) и секьюрити-токены, выпущенные с одобрения Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), законодатели считают цифровым финансовым активом, выпущенные банками или национальные криптовалюты — цифровыми операционными знаками. По результатам тестирования блокчейн-плантормы “Норникеля” в 2020 год Центробанк подготовил очередные поправки к законопроекту.

Что будет с продажей крипты

В поправке определяется механизм продажи майнерами добытой криптовалюты:

  1. Через иностранные системы (например, криптобиржи) без соблюдения норм закона о валютном регулировании.
  2. Через специальную российскую площадку (какую — пока неизвестно, власти решат сами). Площадка должна в будущем позволить легально использовать криптовалюту для оплаты импортных товаров в обход санкций.

В обоих случаях о сделках надо будет уведомить ФНС.

То есть по-прежнему намайненное можно будет спокойно продавать через иностранные криптобиржи и не быть наказанным.

Станислав Панков, гендиректор ТТМ Academy:

— Сделки на зарубежных биржах не запрещаются и не регулируются отечественным законодательством, потому что, во-первых, сделки проходят в других юрисдикциях, а во-вторых, их все так же невозможно отследить при всем желании. P2P-переводы (перевод от человека человеку), согласно задумке законодателей, должны остаться в правовом поле.

А что с налогами и ответственностью?

Сегодня Налоговый кодекс не предусматривает особенностей расчета и уплаты налогов от доходов, полученных при проведении операций с криптовалютами. Позиция Минфина тоже проста: получил от операций с криптовалютой доход – обязан заплатить налог, нет никакого освобождения от уплаты налога или оснований для его уменьшения.

В декабре 2020 г. в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ответственность за непредставление отчета об операциях и остатках цифровой валюты, а также за неуплату налогов от операций с цифровой валютой. В проекте предлагается за непредставление сведений штрафовать в размере 10 % от суммы криптовалюты, а за неуплату налога взыскивать штраф в размере 40 % от суммы неуплаченного налога.

Одновременно с этим Минфин разработал проект поправок к Уголовному кодексу, предусматривающих ответственность за недекларирование криптовалюты и операций с ней. За это нарушение, если оно совершено дважды и на сумму более 15 миллионов рублей могут приговорить к штрафу или даже аресту. Исходя из установленных запретов, можно также ожидать административную ответственность за прием криптовалюты и распространение информации о предложении принимать криптовалюту как средство платежа за товары (работы, услуги).

Что мы должны помнить о криптовалюте:

  1. Криптовалюта не является имуществом, но на нее может быть обращено взыскание в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства.
  2. Принимать криптовалюту в качестве оплаты товаров, работ и услуг запрещено как юридическим лицам, так и физическим.
  3. Чтобы защищать свои права, криптовалюту и операции с ней необходимо задекларировать. В некоторых случаях декларирование является обязательным.
  4. Если операции с криптовалютой принесли доход, с него необходимо будет заплатить налоги по общим правилам. За недекларирование криптовалюты и неуплату налогов могут грозить штрафы и уголовная ответственность.

Особенности регулирования технологии на территории России

Обсуждение темы отечественными экспертами началось одновременно с появлением действующей криптовалюты в г. Первой реакцией властей России после ознакомления с технологией было рассмотрение новых запретительных мер. Можно вспомнить о предложениях в конце 2017 г., которые подразумевали установление уголовной ответственности. Формальным основанием заявлено наличие единственного законного платежного средства, российского рубля.

Но с апреля г. ситуация изменилась. Премьер-министр поручил изучить перспективы применения блокчейна для решения управленческих задач федерального уровня. Соответствующие коррекции предполагается внести в программу правительства «Цифровая экономика РФ», рассчитанную на период с 2017 до 2025 года. Специальным распоряжением она была утверждена в июле 2018 г. Через месяц началось формирование профильного комитета. Его главной задачей стало создание стандартов технологии блокчейн, систем на базе распределенного способа хранения и обработки информации. Как утверждают ответственные лица, комплексное решение поставленных задач будет не ранее, чем через 1,5-2 года.

Инициатор / датаЗаконодательный документОсобенности
Минфин РФ/ .01.2018 г.«О цифровых финансовых активах»В проекте предложены юридически корректные определения блокчейну, иным терминам. Рекомендовано проводить монеты в учетной документации как имущество. Майнинг предполагается считать предпринимательской деятельностью с добавлением соответствующих требований в налоговое законодательство.
Депутаты ГД/ .03. 2018 г.«О цифровых финансовых активах»Дополнительно предлагается установить систему верификации для пользователей бирж, торгующих криптовалютой.
В. Володин, П. Крашенинников/ 26.03.2018 г.«О внесении изменений в ГК»Утверждение кодировок для «умных» контрактов, токенов, других тематических определений.

Правовое регулирование технологии блокчейна в РФ Минкомсвязи желает дополнить регулятором эмиссии ICO. В проекте предполагается лицензирование предприятий и организаторов, определение достаточных условий, механизм выкупа токенов.

Директор успешной коммерческой компании должен действовать без ошибок даже в условиях недостаточной правовой определенности.Для получения необходимых знаний о технологии можно обратиться в Школу бизнеса МГИМО МИД РФ. За приемлемую плату там предоставляется квалифицированное обучение на тематических курсах.

Элина Сидоренко, регулирование криптовалют в России на BITCOIN & BLOCKCHAIN 13.10.2017 г. Тюмень

Смотрите это видео на YouTube Смотрите это видео на YouTube

Кибер-тех. Правовое регулирование криптовалюты

Смотрите это видео на YouTube Смотрите это видео на YouTube

Как отражать криптовалюту в бухгалтерском учете

Криптовалюта не подпадает под определение “нематериальный актив” согласно )

Так как для того чтобы признаваться нематериальным активом объект должен отвечать следующим требованиям (пп. “г”, “д” п. 3 раздела I. ПБУ 14/2007):

“г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;”

Учитывать в бухгалтерском учете криптовалюту можно как финансовые вложения по

По ПБУ 19.02:

В данном случае список не исчерпывающий, и термин “пр.” (прочее) может включать в себя также и криптовалюту. При этом криптовалюты в чистом виде (эфир, биткойн) конечно не является ценными бумагами (однако прочие токены на блокчейне могут являться таковыми в некоторых случаях)

Соответственно, отображать криптовалюту в бухгалтерском учете предлагается на счету 58 “Финансовые вложения” () Можно для этого завести специальный субcчет или субсчета 58 счета.

Т.е. при покупке криптовалюты (биткойн, эфир) за иностранную валюту кредитуем 52 “Валютные счета”, дебитуем 58 “Финансовые вложения”.
При продаже крипты за рубли РФ соотвественно дебитуем Счет 51 “Расчетные счета” (если за валюту — 52 “Валютные счета”, если за наличные рубли — 50 “Касса”), и кредитуем 58 “Финансовые вложения”

Существующие в России риски

Несмотря на законодательные «подвижки», в России существует множество рисков, связанных с неопределенностью статуса блокчейна и действиями органов власти по отношению к участникам крипто-рынка. Вот основные опасности:

Признание криптовалюты средством для преступного отмывания денег

Такое решение в начале 2019 года вынес российский верховный суд, который вел соответствующие дела. На криптосредства ВС распространил статьи 174 и 174.1 Уголовного Кодекса, следуя требованиям группы FATF. В разъяснениях Верховного суда указывается, что криптосредства могут признаваться собственностью, которая получена в результате преступных действий.

Необходимость объяснять банку доходы от нефиатных валют

Прецеденты уже есть — в 2019 году объяснения пришлось давать клиентам «Сбербанка». Он запросил адрес кошелька, никнейм пользователя и сопутствующую информацию, сославшись на Закон №115-ФЗ. Клиенту было необходимо выполнить требование за пять дней — под угрозой отключения обслуживания.

Опасность изъятия технических средств и носителей информации в ходе следственных процедур

Технически конфискация криптовалюты невозможна, но следователи, ведущие уголовные дела, изымают компьютеры, документы, содержащие пароли для криптокошельков, препятствуют работе серверов. Решения суда по обвинениям участников рынка и майнеров можно оспорить, и случаи удачных апелляций есть, но риски преследования следствием и СК велики.

Налоговые риски

Арбитражи уже выносят решения, признавая криптовалюту имуществом, а не набором символов, а нормы Налогового кодекса постепенно распространяют на майнеров и владельцев виртуальных средств. Физлица будут платить подоходный налог, а организации — облагаться налогами по форме бизнеса.

Нестабильность российского рынка инвестиций

Повышенная волатильность криптосредств дополняется опасностями, присущими российскому инвестированию. Это нестабильность валютных курсов, правовые риски и т.д.

Являются ли криптовалюты объектом гражданских прав в РФ

Да, являются.

Список объектов гражданских прав указан в ст. 128 ГК РФ:

Как видно из текста закона, этот список не исключительный, и туда входят любые имущественные права, результаты работ и оказание услуг, и даже нематериальные блага (пример: “вы мне споете, а я вам станцую” — это обмен нематериальными благами)

Часто встречаемые высказывания о том, что де “нет определения криптовалюты в законодательстве РФ и поэтому операции с ними незаконны” — неграмотны.

В законодательстве в принципе не должно, и не может содержаться определение всех возможных предметов и явлений окружающей действительности, кроме случаев когда определенная деятельность или операции с определенными объектами требуют специального регулирования или запрещения.

Таким образом, отсутствие определения в законодательстве как раз свидетельствует о том, что законодатель не счел нужным вводить специальное регулирование или запрещение соответствующих операций. Скажем в законодательстве РФ не содержится понятий “гусь” или “рассказывание сказок”, но это ни в коей мере не означает что продажа гусей или рассказывание сказок за деньги незаконны на территории РФ

По своей природе получение или передача криптовалюты — это внесение записи в распределенный реестр данных, и в этом смысле она аналогична покупке и продаже доменного имени, которое тоже есть ничто иное как запись в распределенном реестре данных. При этом доменное имя имеет устоявшуюся практику использования, и даже судебную практику по рассмотрению споров о принадлежности доменного имени.

См. также: Анализ судебной практики по вопросам криптовалют в России // RTM Group.

Основы правового регулирования

Для уточнения перечня проблем нужно предварительно изучить принципы новых технологий. Блокчейн – это цепочка записей, которая формируется в ходе вычислений по установленному алгоритму. Каждый отдельный элемент (блок) содержит метки времени создания. Его добавление в общий массив происходит после совместного согласия нескольких участников децентрализованной сети. Консенсус подтверждает соответствие данных и одновременно препятствует вмешательству посторонних лиц.

Преимущества подобных систем:

  • доступность широкому кругу пользователей;
  • исключение посреднических операций и централизованного управления;
  • повышенная надежность, обеспеченная распределенным хранением реестра;
  • анонимность и бесконтрольность членов сообщества.

Любой человек, имеющий подключение к Интернету, способен загрузить специализированное ПО и начать работу. Простота и хорошая защищенность технологии пригодились для создания биткойна и других криптовалют. Только владелец сложного секретного ключа имеет полный доступ к этим денежным средствам

При соблюдении элементарной предосторожности исключено хищение в результате хакерских атак

Сегодня технологию используют для создания «умных» контрактов, подтверждения авторства, права собственности. Финансовое обеспечение новых проектов получают с помощью краудфандинга. Механизмы первичного размещения активов (токенов) на рынке сходны с обычной IPO – публичной продажей акций.


Приведенные аспекты объясняют необходимость скорейшего исправления ситуации «правового вакуума». Новизна продукта вызывает затруднения даже в базовых определениях. Криптовалюту иногда путают с электронными деньгами. Между тем, она создается не эмиссионным центром, а участниками сети (майнерами). Ее курс определяется рыночными условиями без жесткой «привязки» к определенной фиатной валюте.

Электронные деньги, например, признаются в качестве официального платежного средства. Отечественные системы предлагают для полноценного пользования обязательную регистрацию. Это подразумевает возможность контроля государственными фискальными органами. Правовые отношения регулируются Гражданским Кодексом РФ (ст. 128).

В Федеральном законе № 161 от 27 июня 2011 года («О национальной платежной системе») дано определение электронным деньгам. Отмечена допустимость выполнения расчетных операций с ними без обязательного открытия счета в банке. Криптовалюта не может быть аналогом, так как она не имеет реального обеспечения в денежной форме. Ее применение в качестве платежного средства также не определено законодательно.

Ниже приведены типичные вопросы, которые возникают в ходе судебных разбирательств:

  • Покупку криптовалюты рассматривают как операции с азартными играми, где подразумевается риск потери финансовых средств.
  • Ее нельзя признать полноценными деньгами по причине затруднений с определением действительной стоимости.
  • Сложно, а в некоторых случаях невозможно, идентифицировать реального владельца биткойнов или другого актива.
  • Отсутствие отчетной документации (централизованного хранилища) исключает проверку истории.

Отдельно следует изучить краудфандинг. Его можно оформить обычным договором купли-продажи (в ином виде). Однако возникают затруднения с правовым статусом токенов. Законодательством РФ (ГК, ст. 142) установлен ограниченный перечень, в котором данный инструмент отсутствует. Необходимо подчеркнуть, что в некоторых странах действует полный или частичный механизм признания этой производной криптовалюты, как разновидности ценных бумаг.

Как закон о ЦФА отразится на российском крипторынке

Закон о ЦФА знаковый для России. Он закрепляет криптовалюты в правовом поле и делает операции с ними легитимными. Конечно, он не такой прорывной и либеральный, как хотелось бы криптосообществу, но его принятие — важный шаг к признанию нашим государством нового класса активов. 

Как именно принятие закона отразится на российском крипторынке — пока сложно сказать. У властей нет возможности отслеживать все транзакции с криптовалютами. Большинство торгов цифровыми активами вообще происходит на зарубежных площадках, крупнейшие из которых уже давно требуют от пользователя идентификации. Запрет на оплату товаров и услуг в криптовалюте тоже сложно реализовать, а единственный способ узнать о наличии у пользователя криптовалют — это поданная им декларация или подозрительные движения на банковских счетах. 

Пользователям криптовалют, которые давно хотели работать «в белую», станет легче: снизится риск блокировки счетов банками за использование криптовалют, в спорных случаях появится возможность отстоять свое право на монеты в суде. А вот любителям серых схем забот прибавится.  

Что касается блокчейн-компаний и криптобирж, то требования закона о ЦФА фактически приравнивают их к игрокам традиционного финансового рынка. Регулятор ожидает, что выдача лицензий операторов обмена ЦФА расчистит пространство от тех компаний, которые не хотят или не могут сотрудничать с государством. 

Однако, нам кажется, более вероятно, что значительная часть компаний просто не выйдет на российский рынок, поэтому не стоит ждать массового появления операторов обмена ЦФА. 

Правительства призывают к регулированию криптографии

После того как криптовалюта стала популярной, инвесторы, финансовые эксперты и правительства начали призывать к введению дополнительных правил в криптоиндустрии. Однако поначалу большинство этих стран не понимали, как работают криптовалюты. Кроме того, были несоответствия в том, как разные правительства классифицировали криптоактивы.

Следовательно, регулирующие органы по защите прав потребителей, платежным системам и бизнесу провели глубокие исследования виртуальных валют. В этом исследовании они руководствовались несколькими вопросами. Например, были ли это валюты или инвестиционные активы? Их непонимание заставило настаивать на дополнительных правилах в криптоиндустрии. Власти постоянно ссылаются на следующие причины призыва к усилению регулирования криптоактивов.

Защита потребителей

В первые годы существования криптовалюты правительства считали большинство криптоактивов, включая Bitcoin, финансовой аферой. В результате инвесторы и эксперты-аналитики сделали предупреждения по большинству криптовалют. Фактически, для хорошей меры они ввели требования AML и KYC для защиты пользователей от мошенничества и незаконных действий. За последнее десятилетие уже было много случаев мошенничества, связанных с криптовалютой. Среди них выделяются:

  • Мошенничество Onecoin. Хотя власти еще не определили полный размер убытков, по оценкам ничего не подозревающие инвесторы потеряли десятки миллиардов.
  • Схема Понци Bitconnect, созданная в 2016 году и закрыта в 2017 году, считается второй по величине криптоаферой.
  • Мошеннический проект Africrypt, в результате которого было украдено 3 миллиарда долларов потребительских денег. 

Пресечение отмывания денег и финансирования терроризма

Еще одна причина, по которой криптовалюты нуждаются в регулирующем контроле, – это их более активное использование в незаконной деятельности. По мнению экспертов, криптовалюта – это частные и анонимные активы, транзакции которых сложно отследить. Например, Zcash, Monero и Dash имеют уникальные функции конфиденциальности, которые скрывают личности участников транзакции.

Благодаря конфиденциальности эти активы легко использовать для отмывания денег и незаконной деятельности. Были случаи, когда похитители требовали Bitcoin в качестве выкупа. Другие начали отказываться от использования BTC и сосредоточились на активах конфиденциальности, таких как Monero. Использование криптовалюты в такой незаконной деятельности стало серьезной причиной для призывов к более строгому регулированию. Так, например, Сенат США всегда боролся за усиление регулирования криптовалюты, потому что он подвержен рискам отмывания денег.

Отслеживание дохода

Третья и последняя причина, по которой правительства призывают к введению дополнительных правил криптографии, заключается в отслеживании фактических доходов. Из-за фактора анонимности сложно отследить транзакции и ценности, связанные с криптоактивами.

Следовательно, правительства могут собирать суммы, намного меньшие, чем они должны. По этой причине казначейство США установило новые правила, требующие от криптовалютных бирж сообщать о любых транзакциях, превышающих 10 тысяч долларов. По оценкам аналитиков, это новое правило увеличит выручку США на 700 миллиардов долларов в следующем десятилетии.

От стартапов до гигантов

Активное развитие рынка подтверждают не только сухие цифры из отчетов, но и реальные примеры. В первую очередь – многочисленные стартапы: рынок уже насчитывает более нескольких тысяч игроков, и только продолжает расти. Поражает и количество направлений деятельности: например, стартап Eris Industries занимается поставками решений в области smart-контрактов, ShipChain позволяет отследить посылку от склада до порога дома, а Loci организовывает целый «рынок идей», где каждый пользователь может выставить свою интеллектуальную собственность на продажу.

Не отстают и крупные компании: пока большая их часть только приглядываются к технологии, которую уже довольно сложно называть новой, другие создают интересные проекты, призванные улучшить социальную среду, а также зарабатывают на них. К примеру, Microsoft заявил о поддержке проекта ID2020 для создания единого глобального документа идентификации личности. Основная цель проекта – помочь людям без документов, которых сейчас насчитывается более 1 млрд по всему миру. Торопятся с реализацией проектов и крупные продавцы: например, такие компании как Walmart и Nestle собираются использовать технологию блокчейн для повышения безопасности пищевых продуктов. Как? Очень просто: отслеживать цепочку поставок, что отлично позволяет сделать блокчейн.

Официальные органы о криптовалюте

Cтатьей 27 Закона о ЦБ РФ установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

При этом в законодательстве РФ не закреплены такие понятия, как «денежный суррогат», «криптовалюта», «виртуальная валюта».

Одними из первых документов, посвященных криптовалюте, выпущенных официальными органами, можно назвать Информационное сообщение об использовании криптовалют, появившееся в начале 2014 года на сайте Росфинмониторинга, а также Информацию ЦБ РФ от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн».

В этих документах были охарактеризованы отличительные особенности криптовалюты и риски, которые несут организации, ее использующие.

Вот что, к примеру, говорится в информационном сообщении Росфинмониторинга.

Процесс выпуска и обращения наиболее распространенных криптовалют полностью децентрализован, отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства. Еще одной из ключевых особенностей использования криптовалют является анонимность пользователей таких криптовалют. Кроме того, криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации.

Вышеуказанные обстоятельства, в первую очередь – анонимность платежа, обусловили активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В информационном сообщении отмечено, что отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. К примеру, если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа. При этом криптовалюты в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность.

Росфинмониторинг также информирует, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении данных сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Последняя фраза из сообщения Росфинмониторинга упомянута в Письме ФНС России от 03.10.2016 № ОА-18-17/1027. Налоговое ведомство подчеркнуло, что запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство РФ не содержит.

Как отмечено в Письме Минфина России от 02.10.2017 № 03-11-11/63996, в настоящее время федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ осуществляется мониторинг обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), а также с учетом зарубежного опыта проводится дополнительный анализ рисков их возможного использования в противоправных (преступных) целях. В связи с вышесказанным проблема возможного регулирования выпуска и оборота криптовалют может быть рассмотрена после анализа результатов указанного мониторинга.

Однако до сих пор названный вопрос так и не урегулирован. На сегодняшний день (ноябрь 2018 года) подготовлен (и даже прошел первое чтение в Госдуме РФ еще в весеннюю сессию – 2018) пакет законопроектов № 419059-7 «О цифровых финансовых активах», 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)». Но, увы, документы даже во втором чтении еще не рассматривались.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий