«Комсомольская»
Станция «Комсомольская» получила название по одноименной площади. Она была переименована незадолго до строительства метро. Ранее площадь называлась Каланчёвской по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу Алексея Михайловича с деревянной башней — каланчой. Архитекторами станции выступили Д. Чечулин и А. Тархов, инженером — конструктором — Н. Кабанов, а художником — Е. Лансере.
Глубина заложения — 8 метров. На её площади находятся 23 колонны, облицованные темно-жёлтым мрамором. Их основание венчают бронзовые эмблемы Коммунистического интернационала молодёжи. Чтобы вместить большое количество пассажиров, станция была сконструирована с помощью боковых пешеходных балконов, которые изначально имели асфальтовое покрытие. Пол платформы облицован гранитом, а при оформлении стен использовался розовый мрамор. Для освещения использовались шарообразные лампы. Главным украшением станции служит майоликовое панно «Метростроевцы». В работе отражен труд комсомольцев — строителей московского метрополитена.
«Комсомольская». (pinterest.com)
На данный момент станция имеет два наземных вестибюля. Один ведёт в здание Казанского вокзала, а второй — на Комсомольскую площадь. В 1952 году из-за большого количества пассажиров последний «северный» вестибюль был расширен, поэтому оригинальная архитектура до наших дней не сохранилась.
Московское метро славится своими ответвлениями. Так между «Комсомольской» и «Красносельской» находилось ответвление на электродепо «Северное». За полгода до официального открытия первой линии из него в тестовом режиме выехал первый пробный состав.
«Сокольники»
С «Сокольников» началась история московского метро. Архитекторами станции выступили Н. Быкова и И. Таранов, инженером-конструктором — В. Дмитриев. Именно с неё отправился первый поезд московского метрополитена. Своё название станция получила благодаря историческому району столицы Сокольники, где в XVII веке возникла Сокольническая слобода. Тогда в ней жили люди, занимавшиеся обучением птиц для охоты. Москвичей в этом районе привлекал облагороженный лесной массив, объявленный Моссоветом парком культуры и отдыха в 1931 году.
Глубина заложения станции «Сокольники» — 9 метров. Наземный вестибюль выполнен в виде арки с двусторонним выходом. На станции находятся 46 колонн, которые облицованы серым мрамором. Путевые стены отделаны жёлтой керамической плиткой. На данный момент пол выложен серым и чёрным гранитом, а в первоначальном виде он имел только асфальтовое покрытие. Подходной коридор и кассовый зал облицованы белым и серым мрамором. При открытии были установлены шарообразные люстры между колоннами.
«Сокольники». (pinterest.com)
Наземный вестибюль станции ведет к парку «Сокольники». Проект станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже в 1937 году.
Интересные факты
- Первое метро было построено в Лондоне в 1836 году.
- Самая первая глубокая станция, на которой были запущены первые электропоезда, находится в Лондоне и была введена в эксплуатацию в 1900 году.
- Московская станция «Комсомольская» была официально признана самой красивой в мире.
- Во всем мире имеется чуть более 100 тоннелей метро, по материкам Австралии и Африке — всего по 2.
- Наибольшее количество станций принадлежит Нью-Йорку — 468, суммируя расстояние от всех станций, насчитывается 1400 километров.
- Самый длинной подземкой считается Шанхайская, длина которой составляет 538 километров.
Города растут и строительство не прекращается, поэтому в ближайшее время место лидеров по всем направлениям может измениться.
Интересные факты о московском метро
Какие факты о Московском метрополитене могут удивить каждого москвича?
- В то время как на станции «Выхино» нет ни одной таблички с названием, на «Электрозаводской» постарались – здесь закреплено сразу 54 таблички. Они встречаются не только на путевых стенах, но и на пилонах зала.
- В метрополитен также входит монорельс протяженностью 4,7 км и с наличием 6 залов.
- Между станциями расстояние занимает в среднем 1,8 км.
- Далеко не на всех остановках присутствует по 2 пути. На «Партизанской» и «Полежаевской» обустроено сразу три пути. Почему? – отвечают специалисты. Во время проведения матчей на еще не работающем стадионе Сталина планируется обслуживать слишком много людей. От «Полежаевской» в перспективе хотят пустить ветку к Серебряному бору, но пока это всего лишь прожекты.
- Гостей столицы, приехавших в Москву в праздничные дни, удивляет объявление остановок электричек голосами известных российских актеров и певцов. Причем их голоса звучат на всех линиях подземки.
- Технических залов, которыми сегодня не пользуются москвичи, не существует. Есть Троице-Лыково. Но ее придерживают для переоборудования в будущем в полноценную подземку.
- «Калужскую» открывали трижды. И все потому, что входит она сразу в 3 ветки.
- Длиннее Серпуховско-Тимирязевской линии в подземке столицы вы не найдете на всей территории стран Советского Союза. Станций огромное количество – 25. Общая протяженность – 41,3 км.
- На какой линии не успеет заскучать ни один россиянин? «Каховская» насчитывает расстояние всего 3,3 км.
- Ежедневно через каждую станцию московского метрополитена проходят по 150000 человек. В общем, пропускная способность подземки – 7 миллионов пассажиров.
- Каждый день под землей курсируют 10000 поездов.
Какая станция прославила Москву
Если вы хотя бы раз бывали в метро «Парк Победы», то наверняка помните, как долго приходится стоять на эскалаторе и ждать, когда он прибудет в назначенное место. От скуки успеваешь прочитать информацию на рекламных баннерах, осмотреть соседа ступенькой ниже и обговорить дела по телефону.
Эскалатор на «Парке Победы» отличают такие характеристики:
- в длину занимает 126,8 м;
- высота подъема, по официальным данным застройщика метро, составляет 63,4 м.
Выход из метро приходится на возвышенность, с этим и связана значительная глубина. На поверхности располагается знаменитое архитектурными памятниками, исторически значимое место для России – Поклонная гора.
Особенности, размеры и описание
Чтобы проще представлять масштаб сооружения, можно сравнить его с высотой многоэтажных домов. Самая глубокая ветка метро в Москве спускается на глубину, которая равна по высоте 28 этажам.
Длинные эскалаторы поднимают людей на высоту больше 65 м, а видимая длина их двигающегося полотна составляет приблизительно 125 м. Учитывая скорость подъема (примерно 0,80 м/с), время занимает около 169 секунд (практически 3 мин.).
Станция имеет 2 больших панно на военную тему, они находятся в торцах зала (автор — Зураб Церетели). Так как оба вестибюля сооружались одновременно, у них почти одинаковые декорации. Отличие присутствует только в оттенках облицовочных мраморных плит: в одном из залов пилоны имеют коричневую отделку, а стены — белую, а во втором сделано наоборот. Также у них разное напольное оформление: серо-черное — в южном зале, серо-красное — в северном. При отделке использовались шлифованный мрамор, гранит и известняк.
По своей теме северный вестибюль посвящается Второй Мировой войне 1941−45 гг., а южный — войне с Наполеоном в 1812 г. Сообщение двух залов происходит благодаря двум переходам в центре.
Метро также оборудовано двумя самыми длинными эскалаторами: первый доставляет в аванзал, второй к подземному проходу, ведущему к ул. Барклая, Генерала Ермолова и к «Поклонной Горе» (популярному мемориальному памятнику).
Нужно сказать, что пройти в город можно только из южного вестибюля, так как в северном находится глухой торец, отделанный мраморными черными и серыми плитами. Но в дальнейшем в этом месте планируют сделать второй выход.
Богатые красивые светильники аванзала установлены в нишах потолка (в форме чаш). При этом оба вестибюля оформлены в великолепной золотистой и коричневой гамме. Все это смотрится довольно оригинально и привлекательно и просто завораживает. «Парк Победы» действительно можно отнести к самым красивым столичным станциям метрополитена.
Станция метро: Пухын («Возрождение»)
Город: Пхеньян
Дата открытия: 1987 год
Глубина: приблизительно 100 метров
Дать точный ответ по поводу глубины станции невозможно, так как КНДР – закрытая страна. Вся информация, касающаяся метрополитена, держится в глубочайшем секрете. Метро – стратегический объект, который считается самым глубоким по залеганию в мире. Сделано это было намерено, чтобы в случае ядерного конфликта использовать тоннели в качестве бункера. Если говорить об интерьере станции, то выполнен он в «сталинском ампире», но с корейской вариацией. В 1950-е помогают вернуться барельефы на стенах, огромные люстры, и, конечно же, огромное панно с портретом Ким Ир Сеном в торце зала. Несмотря на свою глубину, Пухын – самая недавно открывшаяся станция метрополитена КНДР.
Другие глубокие станции метро
В пятерку самых глубоких столичных станций метро также вошли:
- «Тимирязевская» – с глубиной 63,5 м.
- «Чеховская» и «Дубровка» – по 62 м.
- «Петровско-Разумовская» – 61 м.
- «Трубная» – 60 м.
Подземка с самым большим заглублением в мире – станция «Арсенальная», построенная в метрополитене Киева. Вглубь станция уходит на 104-105 м, и все из-за размещения под холмом. Открыли «Арсенальную» в далеком 1960 году. Внешнее оформление до сих пор строгое и скромное. Стены отделаны под мрамор белого и розового оттенков.
Вслед за киевским метрополитеном в рейтинге глубоких станций мира зафиксирован Пухунг, обустроенный в Корее. Станция залегает на 100 м вглубь земли. Это объясняется тем, что в Корее подземку строят с учетом риска ядерного взрыва. Подземелье напоминает укромное и комфортное убежище, которое, в случае нападения врага, может спасти часть населения от гибели.
Дизайн повторяет коммунистические настроения Правительства КНДР. На мраморных поверхностях изображены лидеры коммунистической партии. Станцию открыли в 1987 году. На данный момент это последняя возведенная станция в этом метрополитене. Пухунг также считается одной из самых величественных станций мира.
Чеховская (62 метра)
Это самая глубокая станция метро, находящаяся в центре города внутри Садового кольца, открытая в 1987 году. На момент открытия и до 1991 года она была самой глубокой не только в центре, но и во всей Москве.
Название станция получила по ул. Чехова, которой в 1993 году вернули историческое название Малая Дмитровка.
Однако длинных эскалаторов вы на ней не найдете поскольку выход осуществляется через промежуточный зал с переходом на Пушкинскую. А после выхода в подземный вестибюль с кассами для выхода в город нудно будет еще подняться по 3-метровому мини-эскалатору.
С учетом еще 2 лестниц по которым нужно подняться пешком, выход в город со станции займет довольно длительное время.
Тимирязевская (64 метра)
Это единственная в Москве односводчатая станция глубокого заложения (все остальные столичные односводы мелкие), открытая в 1991 году с высотой подъема эскалаторами 60 метров, хотя в Петербургской подземке такие станции весьма популярны. Станция дает возможность сделать переход на монорельс и МЦД-1, в связи с чем пользуется популярностью. В среднем ее пассажиропоток в будни около 60 тыс. человек.
Верхние лихоборы (65 метров)
Это самая дальняя от центра города станция глубокого заложения, что связано с водонасыщенным грунтом и плывунами на севере Москвы (до открытия северного участка Люблинско-Дмитровской линии такой статус имела станция Петровско-Разумовская). Станция открылась недавно, в 2018 году, на границе районов Западное Дегунино и Бескудниковского, и досконально измерить ее глубину еще не успели (где-то 60-65 метров), но эскалатор из торца зала поднимает пассажиров на высоту 52 метра + лестницы в подземном переходе.
Фонвизинская
Вторая крупнейшая станция метро в Москве после «Парка Победы». Глубина ее заложения составляет 65 метров. Открытие станции планировалось на 2013-й год. Однако, по факту ее открыли два месяца назад. Станция расположена между «Бутырской» и «Петровско-Разумовской». Сначала она имела название «Останкино», но впоследствии была переименована.
Дубровка
Станция заложена на глубине 62 метров, как и станция «Чеховская». «Дубровка» была открыта в конце уходящего тысячелетия – в декабре 1999 года. Она располагается на участке между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская».
Петровско-Разумовская
Эта станция находится на глубине 61 метр и является самой дальней глубокой станцией от центра столицы. «Петровско-Разумовская» станция является пересадочным узлом. С одной стороны она находится между «Тимирязевская» и «Владыкино», с другой – между «Фонвизинской» и «Окружной» (станция находится на стадии строительства).
Москва продолжает расти и расширяться. Вполне возможно, что в ближайшем будущем появиться необходимость в новых станциях метро. Поскольку сейчас технологии очень развиты, возможно, в скором времени «Парк Победы» потеряет первенство в рейтинге самых глубоких станций метро в Москве.
Политехническая
Метро Петербурга занимает лидирующее место по средней глубине заложения общего числа станций, а одна из них – Политехническая – тоннель, открытый здесь в 1981 году. Его удаленность составляет 75 метров и, как отмечают многие туристы, станция выглядит очень помпезно. Связано это с тем, что для облицовки использовался высококачественный мрамор и гранит.
Многие страны, обладающие собственным метрополитеном, стараются отразить в нем самые лучшие качества, среди которых глубина и красота – одни из наиболее важных параметров
Лайфхаки метро
Фото: mos.ru
Для проезда можно приобрести карточку на одну или две поездки, но выгоднее покупать сразу на 20 поездок — так стоимость одной составит 36 рублей вместо 55.
Спускаясь или поднимаясь на эскалаторе, вставайте слева, а проходите справа. Обе стороны эскалатора пассажиры занимают только во время часа пик.
Прокладывайте маршруты с помощью специального приложения «Яндекс.Метро»! Это поможет вам найти скорейший путь из точки А в точку Б.
Забытые вещи (причем не только в метро, но также в автобусах, троллейбусах и трамваях) ищите на станции «Котельники». В восточном вестибюле (первый вагон из центра) находится склад, куда привозят утерянные вещи и хранят в течение шести месяцев. Кроме паспортов и прочих документов — их сразу отправляют в полицию. Склад работает ежедневно с 08:00 до 20:00. Телефоны справочной: +7 (495) 622-20-85, +7 (915) 293-06-25, +7 (495) 950-40-64.
Ну и последнее — не забудьте прочесть нашу статью о московском транспорте!
Метро Санкт-Петербурга
Станция Санкт-Петербурга
Подземные ходы в Ленинграде появились еще до начал войны, но первые проекты стали появляться намного раньше. Николаю II периодически предлагали готовые наброски, но он их не одобрял. Ученые заверяют, что такой способ передвижения не смог бы долго существовать из-за состояния грунта и климатических условий. На строительство глубокой подземки просто не хватало финансовых средств.
Самая глубокая платформа проходит в 85 метрах от земной поверхности и называется «Адмиралтейская». Она была достроена еще в 1990-х годах, но официальной датой открытия считается 2004 год. Такая длительная задержка в запуске движения вызвана необходимостью расселения дома в Кирпичном переулке. Теперь в нем находится вестибюль с перестройкой и юридическими трудностями.
«Адмиралтейская» подземка выполнена по стандартному проекту того времени. В теплый сезон позволяет перемещаться в ночное время, когда в городе разводят мосты. Пользуется наибольшей популярностью среди туристов, так как она ближе всего находится к значимым достопримечательностям:
- Исаакиевский собор;
- Сенатская площадь;
- Дворцовая площадь.
Тематика оформления связана с формированием флота, в интерьере прослеживаются витражи и мозаики. На стенах можно увидеть фото известных адмиралов флота России. В качестве основных отделочных материалов использовался мрамор и гранит. Такой уникальный дизайн делает станцию самой красивой в городе.
Рейтинг глубоких линий метро
В завершении можно отметить ТОП-5 платформ глубокого заложения:
- Киевская «Арсенальная» — 106 м.
- Северокорейская станция «Пухын», которая проходит на глубине приблизительно 100 м.
- Питерский метрополитен «Адмиралтейская – 85 метров.
- Московская платформа «Парк Победы» – 75 м.
- Орегонская подземка – 69 метров.
Можете поделиться своим мнением на TourJournal.
История возникновения
Вообще-то, идеи о строительстве метро в тогдашней столице носились в воздухе и в XIX веке, но тогда в Санкт-Петербурге не было даже конки. Всеми дореволюционными проектами предусматривалось строительство эстакадного метро по примеру Парижской и Венской систем. Даже была разработана схема стоимостью 190 миллионов рублей. Этот дорогостоящий проект в 1903 году был отклонен Николаем II. Идеи о глубоком метро тоже возникали, но не было тогда для его строительства ни возможностей, ни средств. И до войны тоже были разработки, а к 1941 году уже были заложены шахтные стволы в размере 34 единиц. Но строить метро начали только после войны.
Где находится?
Среди многочисленных станций, построенных в разных частях света, уже давно определены наиболее красивые, самые длинные или короткие, старые, дорогие и даже дешевые, а также глубокие и те, что залегают почти на поверхности. И хотя вопросы по части некоторых из них остаются спорными, но, согласно мировому рейтингу, наиболее удалена от поверхности «Арсенальная» – тоннель, расположенный в Киевском метрополитене.
Ее углубленность составляет 105,5 метров, а располагается она на Святошинско-Броварской ветке между центральными станциями «Крещатик» и «Днепр» – практически в сердце столицы.
Строительство метростроевских шахт запустили в 1949 году, а открытие состоялось 6 ноября 1960 года. Уже на 1986 год ей присвоили статус «памятник архитектуры местного значения». Кроме нее в Киевском метрополитене имеется еще несколько глубочайших тоннелей, таких как:
- «Печерская» – 92 м;
- «Шулявская» – 84,5 м;
- «Дорогожичи» – 76 м.
Рейтинг
Во многих источниках информация о глубине метро разнится: одни высчитывают метраж по уровню моря или земли, но даже в этих данных есть свои противоречия. Изучив средние цифры, мы составили свой рейтинг, в котором лидируют подземки СНГ и зарубежья.
- 1 место — «Арсенальная» — Киев, Украина. Мировой лидер по глубине метрополитена был открыт в 1960 году и работает по сей день. Оформленная мрамором в спокойном бело-розовом цвете, станция относится к английскому типу строения. Ее глубина составляет 104−105 метров и является самой глубокой в мире, но данные неподтверждены из-за споров о правильности измерения, ведь она находится на холмистой возвышенности. Одни утверждают, что измерения должны быть по уровню моря, а другие — по уровню земли. Ежедневно услугами метрополитена пользуется не меньше 25 тыс. людей, которые спешат на работу или домой. Постройка началась в 1939 году, но вмешалась Великая Отечественная война, работа была приостановлена и продолжилась только после окончания боевых действий в 1949 году. Изначально станция строилась для работников завода «Арсенал», но с годами предприятие было закрыто, а станцией пользуются и ныне. Линия насчитывает 50 станций, 20 из которых находятся на глубине 60−105 метров, одна из которых и является самой глубокой станцией метро в мире.
- 2 место — «Пухунг» — Пхеньян, КНДР. На второй строчке рейтинга находится корейская подземка «Пухунг». Страна считается закрытой, и достоверных данных нет, поэтому будем отталкиваться от усредненных цифр — от 100 до 120 метров. Из-за неподтвержденных данных место явного лидера нельзя выделить окончательно, но ходят слухи о том, что именно она является самой глубокой в мире, к тому же входит в список самых красивых станций метро. Глубина метрополитена объясняется страхом перед бомбардировками, поэтому метро в первую очередь было построены с целью укрытия людей от страшных последствий боевых действий и ядерной атаки. Как и полагается коммунистической стране, подземка имеет на стенах огромные панно с изображением лидеров страны и партийных деятелей. Используется с 1987 года.
- 3 место — «Адмиралтейская» — Санкт-Петербург, Россия. На третьем месте еще один представитель стран СНГ — Россия и самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге. Практически весь метрополитен города на Неве находится на расстоянии 86−102 метра от уровня земли и насчитывает 67 станций, 60 из которых являются глубинными. Открытие было в 2011 году, а ежедневная эксплуатация началась лишь с 2013 года. Тематикой оформления было выбрано море и морские оттенки.
- 4 место — «Парк Победы» — Москва, Россия. На четвертом месте остается Россия с московским метрополитеном, находящимся в 84 метрах от поверхности. Свою работу станция начала в 2003 году и за это время перевезла миллионы человек, строительство длилось с 1990 года и заняло долгих 14 лет. Оформление станции оправдывает свое название и сделано в военной тематике, на стенах зарисовки героев и их подвиги, совершенные в годы войн 1812 и 1941−1945 годов. Эскалаторы поднимаются на высоту 64 метра, а их длина составляет 126 м.
- 5 место — «Вашингтон Парк» — Портленд, штат Орегон, США. На пятом место оказалась станция «Вашингтон Парк» из американского города Портланд, которая, кстати, самая глубокая в Америке. Она уходит вниз на 79 метров и перевозит людей не привычными нам электропоездами, а скоростными трамваями. Большая часть рельс находится на поверхности, а сама станция под землей. Работает с 1998 года и остается в твердой пятерке лидеров.
- 6 место — «Площадь Мира» — Прага, Чехия. Среди стран Евросоюза явным лидером считается Чехия со станцией «Площадь Мира», находящейся в 54 метрах от поверхности. Для Европы глубокие метрополитены редкость, но, как оказалось, они все же имеются. Строительство европейского метрополитена началось под руководством советских инженеров, отсюда и глубина тоннеля. Длина эскалатора — 87 метров.
Самая глубокая станция метро в мире
Каждый, кто спускался на платформы метро столицы и Санкт-Петербурга, невольно сравнивал глубину заложения остановок, длину эскалаторов. Метро северной столицы превосходит московское по этому показателю. Решение построить станцию как можно глубже возникает не спонтанно, инженеры вынуждены так поступить, учитывая особенности грунта.
Узнаем, где расположена самая глубокая станция метро в мире.
Где находится
Киевская подземка состоит из трех веток, начало возведения 1938 год. Сегодня метрополитен разгружает город, справляясь с возложенными на него в советский период обязанностями.
Станция «Арсенальная» в Киеве
Здесь же расположена самая глубокая станция, носящая название — «Арсенальная». Завод «Арсенал» дал ей имя, сегодня это часть ВПК комплекса Украины. Строительство было приостановлено в 40-е годы, после окончания ВОВ продолжено вновь. Первый поезд отправился с платформы в ноябре 1960 года. Поскольку в период строительства партия требовала тотально экономить, было решено сделать «Арсенальную» нетипичной для советского метро. Она имеет конструкцию английского типа: три независимых друг от друга зала соединены проходами. Называются эти самые проходы пилонами.
Вестибюль самой глубокой станции метро в мире оформлен скромно, как и залы внизу.
Характеристики
Основные характеристики «Арсенальной» в Киеве собраны в таблице.
Характеристика | Показатель |
Глубина заложения | 105,5 м |
Линия | Святошинско-Броварская |
Район расположения | Печерский |
Платформы | Две прямые, размер 19,7*100 метров |
Архитекторы | Крушинский С.И., Гранаткин Г.И., Щукина Н.М. |
Выходы | Один на Арсенальную площадь |
Время работы | ежедневно с 05:38 до 00:10 |
Над оформлением вестибюля и нижних залов одной из первых станций работал скульптор Макогон. Облицовка выполнена с использованием розового и белого мрамора. Классические колонны, мраморные скамейки для пассажиров — традиционные элементы того времени.
Интересный факт: это единственная платформа советского метро, выполненная в английском стиле. Под ним подразумевается формат, при котором отдельные залы соединены пилонами. Примечательно, что при глубине заложения в 105,5 метров следующая от нее станция «Днепр» встречает пассажиров на самой поверхности земли.
В метро Санкт-Петербурга
Подземку в Ленинграде заложили до войны, хотя первые проекты представлялись в дореволюционные времена. Отмечается, что Николаю II представляли несколько эстакадных разработок, которые он отклонил. Согласно оценкам ученых, такой вид транспорта не смог бы работать долго из-за особенностей грунта и погодных условий. На возведение станций глубокого заложения не было средств.
Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге заложена в 86 метрах от поверхности земли. Она носит название «Адмиралтейская». Построена еще в 90-х годах прошлого века, но официальное открытие состоялось спустя 13 лет. Отсрочка связана с расселением дома в Кирпичном переулке, в котором сегодня расположился вестибюль, с перестройкой и юридическими сложностями.
Станция «Адмиралтейская», Санкт-Петербург
Станция «Адмиралтейская» представляет собой классический советский проект трехсводчатого участка с колоннами. Относится к Фрунзенско-Приморской линии и в летнее время открыта для передвиждения ночью, когда мосты Питера разведены. Часто используется туристами, являясь ближайшей к популярным достопримечательностям северной столицы:
- Сенатская площадь;
- Исаакиевский собор;
- Дворцовая площадь.
Оформление посвящено становлению российского флота, использованы мозаики, витражи. На стенах между колоннами пассажиры видят портреты великих российских адмиралов флота. Отделка изобилует большим количеством гранита, мрамора, полированной латуни. Это не только самая глубокая остановка метро, но и одна из самых красивых.
Самые красивые станции
«Площадь Революции»
3-я, Арбатско-Покровская линияГод открытия: 1938
Фото: пресс-служба «Московские сезоны»
Фото: пресс-служба «Московские сезоны»
Фото: ТАСС
Здесь находится самая известная примета Московского метрополитена — счастливая собака! Если погладить нос бронзового пса у скульптуры «Пограничник с собакой», удача не заставит себя долго ждать. В результате, как вы можете догадаться, мордочка у бедняги натерта до блеска.
«Маяковская»
2-я, Замоскворецкая линияГод открытия: 1938
Фото: фотобанк Лори
Мозаики по эскизам А.А Дайнеки на станции “Маяковская”. Фото: фотобанк Лори
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» во время музыкально-поэтического спектакля «К Оттепели» на станции «Маяковская». Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Рисунки для мозаик «Маяковской» создал один из главных героев соцреализма художник Александр Дейнека, названа она в честь великого поэта Владимира Маяковского, а инженер станции Алексей Душкин, проектируя ее инновационные конструктивные решения, просил свою жену снова и снова играть ему Баха и Прокофьева — для вдохновения. И это не только одна из красивейших станций московского метро. Именно «Маяковская» стала центром подземной жизни и главным бомбоубежищем в годы Великой Отечественной войны: здесь могли укрыться 50 тысяч человек!
«Комсомольская»
1-я, Сокольническая линияГод открытия: 1935
Фото: фотобанк Лори
Фото: shutertstock
Главная тема пышного художественного оформления станции в исполнении известного архитектора Щусева — победа в Великой Отечественной войне. Скульптурные формы и растительный орнамент обрамляют восемь величественных мозаичных панно. На них изображены портреты великих русских полководцев, а также сцены «Триумф Победы» и «Выступление Ленина на Красной площади».
«Киевская»
4-я, Филевская линияГод открытия: 1937
Станция метро «Киевская» на Кольцевой линии. Фото: shutterstock
Фото: shutterstock
Станция метро «Киевская» на Филёвской линии. Фото: фотобанк Лори
Один из входов на станцию «Киевская» оформлен французскими архитекторами в духе первых станций парижского метро 1900–1910 годов. Ответным подарком Московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба», установленный на станции Madeleine в Париже.
«Славянский бульвар»
3-я, Арбатско-Покровская линияГод открытия: 2008
Фото: shutterstock
Фото: ТАСС
Продолжая тему Парижа, в духе подземки французской столицы оформлена и станция «Славянский бульвар». Платформа в стиле ар-нуво представляет собой своеобразный бульвар с деревьями и фонарями из кованого железа.
«Новослободская»
5-я, Кольцевая линияГод открытия: 1952
Станция метро «Новослоболская». 1971г. Фото: ТАСС
Фото:фотобанк Лори
Фото: ТАСС
Витражи на станции были изготовлены латвийскими художниками. В своей работе они использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.
«Динамо»
2-я, Замоскворецкая линияГод открытия: 1938
Фото: пресс-служба «Московские сезоны»
Фото: пресс-служба «Московские сезоны»
Фото: пресс-служба «Московские сезоны»
Самая спортивная станция, находящаяся поблизости от знаменитого стадиона «Динамо». Облицовка выполнена из мрамора, в котором можно увидеть множество окаменелостей морских организмов аж мелового периода! Особенно много там кораллов, но встречаются также окаменевшие раковины брюхоногих моллюсков и брахиоподов. Кроме впечатляющих древностей, станцию украшают 60 фарфоровых медальонов: они изображают спортсменов, которые упражняются в 21 виде спорта. Метание диска, скалолазание, лыжи, спортивная гимнастика, фигурное катание… Прототипами для некоторых из барельефов послужили реальные люди.
Конечно, мы перечислили лишь некоторые из станций, заслуживающие вашего внимания. «Пушкинская», «Электрозаводская», «Проспект Мира», «Смоленская», «Таганская», «Парк Победы» и ряд других могут претендовать на это не меньше, но нельзя ведь объять необъятное!
Секретные ветки
Но существует теория, что в столице есть более глубокие ветки метрополитена. Они засекречены и находятся под ведением Министерства обороны. Эта линия называется «Метро-2», ее строительство началось еще в 50-х гг. Сооружали в основном под гражданское пользование. Это ряд веток, связывающих бункеры: тут должны были находиться члены Политбюро и ЦК КПСС при военных действиях. Секретное метро соединяет основные государственные здания: Академию Генштаба, Кремль, аэропорт Внуково-2 и дом Жолтовского. Рельсы на этой ветке специально имеют неглубокое погружение в землю, так может проехать как локомотив, так и автомобиль.
По различной информации, которой нет в Википедии, здесь находятся станции, залегающие под землей на средней глубине 200−220 м. И тут установлено только четыре ветки, но одна из линий имеет протяженность более 61 км (сейчас в столице самый большой маршрут — Арбатско-Покровская линия, его размер 46 км, а в мире — ветка в метрополитене Гуанчжоу, ее длина составляет 68 км).
Так, первый московский губернатор Г. Х. Попов считал, что при событиях в августе 1991 г. работники Госкомитета после ввода чрезвычайного положения в городе эвакуировались именно с помощью секретной ветки метро. О «Метро-2» было много написано в газетах, тем более в 90-х гг. Но засекреченный объект на то и является засекреченным, поэтому, сколько именно составляет протяженность метрополитена, точно не известно.
Самое старое метро мира
Продолжает список представительница американского метрополитена. «Вашингтон-парк» находится в городе Портленде штата Орегон на глубине 80 метров.
Метро Лондона – первое метро на планете. В 1836 году была запущена его первая ветка – “Метрополитен рейлуэй”. Первая линия глубокого заложения тоже была открыта в Лондоне. Называлась она City and South London (позднее она стала частью Северной линии). Знаменита она еще и тем, что на ней первой были пущены электропоезда. Введена в эксплуатацию она была в 1900 году. Лондонцы называли линии метро глубокого заложения «трубой», потому как тоннели для них имеют цилиндрическую форму. Постепенно в разговорной речи так стали называть всю систему метрополитена. На сегодняшний день Лондон имеет семь глубоких линий. В последнее время уровень их заложения достигает 40 метров и больше.