Сколько школ в Москве? О количестве образовательных учреждений столицы

Официальные показатели

Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:

  • Количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них.
  • Общее число школ и обучающихся в них.
  • Количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов.
  • Число организаций, реализующих программы дополнительного образования.
  • Общее количество вузов и студентов в них.
  • Количество аспирантов и докторантов.

Для более полной картины, сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.

Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина​ в Ватутинках

Современная школа, удобная во всех смыслах для ее учеников. Начиная от входа в здание и заканчивая школьной мебелью.  Школа построена по принципу безбарьерной среды — вход в здание не имеет крыльца и находится на одном уровне с тротуаром. Сама школа разделена на четыре основных блока: учебный, спортивный, блок питания и досуга.  Для учеников младших классов предусмотрен отдельный вход, куда они могут зайти с родителями и спокойно раздеться. Вместо привычного гардероба с дежурными и очередями — просторные помещения с индивидуальными шкафчиками для обуви и стойками с крючками.

Все учебные классы оснащены трансформер-мебелью, поэтому она растет вместе с учеником. Вместо классической доски на стене магнитно-маркерная доска и интерактивная мультимедийная панель с диагональю более двух метров. Поэтому даже тот, кто сидит на “галерке”, легко увидит написанное.  А вот кабинеты химии, физики и биологии больше напоминают лаборатории в научно-исследовательских центрах. В них такая же мебель из химостойкого пластика и специальное оборудование для проведения опытов и экспериментов. Кроме того, в школе есть различные мастерские: станкостроения, робототехники, шитья и кулинарии, а также целый столярный цех.

Еще одна особенность этого образовательного учреждения — две собственные метеостанции. Классическая и современная электронная

Нельзя не уделить внимание и спортивному блоку школы, который включает в себя сразу пять залов: четыре физкультурных с гимнастическим и спортивным инвентарем и один зал для хореографии

Библиотека школы заслуживает отдельного описания. На территории 900 кв. метров помимо книжных стеллажей и “электронной библиотеки” с 40 компьютерами расположился центр с отдельной конференц-зоной. Для удобства учеников библиотека оснащена большим количеством пуфов, диванов и столов.

Перспективы

Ежегодно в стране вводятся в действие учреждения общего образования. За последние три года появилось более 300 тыс. ученических мест.

Кроме того, Министр просвещения РФ О. Васильева сообщила, что еще 100 школ будет построено до конца 2019 года, а к 2024 г. – предоставлено 240 тыс. школьных мест.

«На создание новых мест, приведение школ в порядок, ликвидацию третьей смены и строительство в сельской местности в бюджете с 2016 по 2021 год на условиях софинансирования регионам предусмотрено около 200 млрд руб. За счёт этих средств создано свыше 155 тыс. мест» (Д. Медведев, gazeta-pedagogov.ru)

А сколько их будет закрыто? Кажется, этот процесс идет скорей, так как налицо уменьшение количества.

О строительстве новых школ в 2019 году в видеосюжете первого областного канала 1obl.ru:

Количество школ

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  • Начальных школ.
  • Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
  • Частных школ.

Сокращение школ сейчас идёт под лозунгом оптимизации. Главными её жертвами стали малокомплектные сельские школы. Правда бывает и так, что школа не закрывается, а просто становится филиалом соседней более крупной школы. Но такая ситуация более характерна для городов.

«В попугаях» или «в дошкольниках»

В последних версиях рейтинга резко выросла значимость дошкольников: за каждого воспитанника, переведенного из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации, начисляется 0,4 балла, хотя когда-то начисляли 0,1 балла, а еще раньше – 0,03 балла. Почему всего 0,4, а не 0,8 или не 1,5?

Любой человек, занимавшийся многокритериальным оцениванием, знает: с помощью весовых коэффициентов можно получить любой заранее заданный результат. Можно, к примеру, вывести в лидеры рейтинга школы Новой Москвы, имеющие в составе по 6-7 отделений дошкольного образования. В школе №2070 по состоянию на 1 сентября 2019 года числилось 3208 детей, занимавшихся по программам дошкольного образования. Давайте увеличим баллы за каждого «детсадовца» и назовем эту школу лучшей в Москве, а образовательные организации без дошкольных отделений лишим возможности получить грант.

Вспоминается цикл замечательных мультиков «38 попугаев» по сценарию Григория Остера. Помните, там удава «в попугаях» измеряли? В московском рейтинге последних версий качество образования пытаются измерить «в дошкольниках». Обращаюсь к идеологу и разработчику рейтинга Ивану Ященко: Иван Валерьевич, это же просто «детский сад» какой-то, и вы – как математик по профессии – не можете этого не понимать.

Система образования

Охват населения школами продолжался до 1950 гг., когда их число достигло 131,3 тыс. С 1960-х количество заведений общего среднего образования пошло на спад, который продолжается до сих пор. А сегодняшние 41,3 тыс. – это втрое меньше, чем было в 1960 г., и в 1,7 раза – по сравнению с 1990 г.

Почему? Основных причин называют две:

  • закрытие сел. Она первая и главная. Во всем виновата урбанизация, когда люди уезжали в города, села признавались неперспективными и расформировывались;
  • оптимизация. Применительно к образовательной системе России – это уменьшение количества школ под предлогом их «неэффективности».

«Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., городских — с 23 до 18 тыс. единиц» (С. Орлова, аудитор Счетной палаты).

В то время, когда учащихся становится все больше – за последние десять лет их численность выросла с 13,8 млн в 2008 г. до 16,1 млн в 2018 г., или на 17%, образовательных учреждений за этот период стало на 26% меньше (с 55,8 тыс. в 2008 г. до 41,3 тыс. в 2018 г.).

Как Вы считаете, в России достаточно школ?

Да Нет

Семи-, девяти- и десятилетки, школы 1 и 2 ступеней из далеких лет давно остались в прошлом. С 2001 года введена одиннадцатилетняя программа, объединенная в три ступени обучения:

  • начальное;
  • основное;
  • среднее (полное).

Каждая из них, согласно федеральному закону № 273-ФЗ (ч. 5, ст. 66), обязательна для всех граждан РФ. Но последнюю можно освоить в ссузах, поступив туда после 9 класса. Правда, согласно Конституции РФ, достаточно получить основное образование.

Интересно почитать! Стоимость «бесплатного» образования и медицины в СССР

Как будут учиться школьники в Москве

Новый учебный год в школах Москвы начнется с 1 сентября в очном режиме. Дистанционное обучение не предполагается ни по отдельным предметам, ни в отдельных школах. Но в городе еще остается риск распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, осенью традиционно растет заболеваемость гриппом и ОРВИ. Поэтому учебный процесс организуют с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований и дополнительных мер безопасности. Главная задача — сохранить здоровье и детей, и взрослых.

В школах создадут условия, чтобы дети из разных параллелей меньше пересекались между собой. Каждый учебный день спланируют так, чтобы максимально разобщить первые классы с пятыми, девятыми и так далее. Риск заболеть коронавирусом в таком случае будет значительно ниже. Для того чтобы уменьшить количество контактов между учениками разных классов и избежать скопления школьников при входе в здания, для каждой параллели определят индивидуальное время прихода в школу.

По возможности расписание составят таким образом, чтобы ученики младших классов приходили пораньше. Ведь их, как правило, сопровождают родители, а изменение графика учебы может создать сложности и наложиться на рабочий режим взрослых. Там, где это возможно, будут открыты дополнительные входы в здания школ. Допуск на территорию школ посторонних лиц ограничат. Исключение составят родители учащихся или иные доверенные лица.

За каждым классом закрепят отдельный учебный кабинет, куда будут приходить учителя. Там для школьников будут проводиться занятия по всем предметам, кроме физики, химии, физкультуры, технологии, биологии, информатики и иностранных языков, так как для этих предметов требуется дополнительное оборудование. Для каждой параллели классов составят не только индивидуальный график начала уроков, но и перемен, а также посещения столовой.

Где получают дополнительные знания

Предполагается, что с класса 8-9 школьник должен решить для себя, кем станет в будущем и куда намерен поступать после окончания школы. Мотивировать ребенка к получению образования, а часто даже помочь определиться с будущей профессией призваны специальные учреждения, которые в РФ имеются в ведении Министерств: просвещения, спорта и культуры.

Таблица 2. Организации дополнительного образования для детей, 2017

ВидыКоличество
Всего от Минпросвещения13407
спортивные3577
художественные4472
ДЮСШ Минспорта1617
Детские музыкальные, художественные, хореографические и школы искусств Минкультуры4955

Дополнительным обучением охвачено более 13,5 млн школьников. Возможность заниматься интересующим их делом предоставляли им в 2017 г. почти 20 тыс. организаций.

Интересно, сколько стоит собрать первоклассника в школу в разных странах

Количество школьников

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Фокус на знания, а не на место в рейтинге

Занять первые позиции в рейтинге лучших стремятся все. Но как быть, если некоторые школьники не дотягивают и портят статистику всего образовательного учреждения? Практика показывает, что для некоторых учителей и директоров это дело поправимое, если закрывать глаза на использование шпаргалок и списывание во время контрольных.

Но идеальная школа исключает такой вариант развития. В ней дети получают заслуженные оценки за знания, которые они освоили, а не за хитрость или безразличие учителей. Младшеклассников вовсе не рекомендуется оценивать в баллах. В идеальной школе, по мнению научного сообщества, отличившийся заслуживает словесной похвалы, недотянувший – указаний на слабые места для проработки, помощи со сложными вопросами.

Также в идеальной школе домашние задания распределяются равномерно по всем предметам. Более того, время их выполнения не превышает 45 минут, при этом уроки проверяются учителем не выборочно, а у всех учеников.

Инженерный корпус школы №548, совхоз им. Ленина

Это образовательное учреждение многие называют школой будущего, и неспроста. Во-первых, само здание школы явно выбивается из ряда привычных глазу «инкубаторских» типовых строений. Оно имеет необычную форму и кажется полностью стеклянным из-за больших современных окон от потолка до пола. Все учебные классы также находятся за стеклянными перегородками. Поэтому школу часто называют прозрачной. Дизайн этого учебного заведения был разработан известным архитектурным бюро с учетом технико-творческих пожеланий учителей, администрации и инвестора, в роли которого выступил совхоз им.Ленина.

Не менее интересным видится и внутреннее строение школы. Для удобства учеников здание функционально разделили на два учебных крыла — для младших и старших классов, а между ними органично расположилась центральная часть со столовой, библиотекой и актовым залом. В каждом крыле есть учебные классы, атриумы и спортивные залы.  В рекреациях – множество пуфиков, диваны, книжные полки и даже телевизор. Еще у них есть 12-метровый скалодром с семью трассами разной степени сложности, тренироваться на котором можно во время перемен.

Для школьников начальных классов предусмотрено место для подвижных игр, на территории расположен неожиданный для привычной строгости учебного интерьера мягкий вулкан и труба-горка, чтобы быстрее спускаться со второго этажа на первый.

У старшеклассников – просто многофункциональный центр, состоящий не только из учебных классов, но и различных мастерских. Обычно в школах их принято называть кабинетами труда, но здесь это полноценные профессиональные цеха, как на фабриках и заводах: аккуратные швейные и столярные мастерские, покрасочный цех, кулинарный класс, помещения для робототехники и металлообработки.

Для творческих натур в школе работают архитектурная и художественная мастерские, телестудия и студия звукозаписи, а также естественнонаучная лаборатория для будущих ученых.

Стоит отметить, что школа государственная и обучение в ней бесплатное.

Хорошевская прогимназия («Хорошкола»)

Хорошевская школа — это одновременно детский сад, начальная и основная школы. В качестве образовательной программы для детей специалисты используют поистине новаторскую для России идею развития в процессе обучения трех основных способностей человека: IQ (коэффициент интеллекта), EQ (эмоциональный интеллект) и VQ (коэффициент жизненной энергии).

«Хорошкола» разрабатывалась высокопрофессиональными норвежскими архитекторами совместно с педагогами и психологами. В результате сотрудничества мастеров своего дела здание стало инструментом, дополнительно и довольно ощутимо способствующим повышению качества образования. Это образовательное учреждение напоминает современный бизнес-центр как внутри, так и снаружи: витражное остекление, шестиметровые витражи, открытые пространства, лестницы из стеклофибробетона, широкие коридоры и многоярусные атриумы.

Вместо привычных классов дети занимаются в многофункциональных аудиториях, оснащенных самым передовым оборудованием и современной техникой. К примеру, доска в классах электронная, поэтому никогда не возникает вопрос, кто пойдет отмывать ее от мела или где этот самый мел взять.

Руководство школы большое внимание уделяет безопасности, поэтому здание этого учреждения оснащено технологией «умный дом» и полностью контролируется системой видеонаблюдения с датчиками движения. В школе есть 25-метровый бассейн, спортивный зал, медиацентр для интерактивного обучения, студия живописи, живой уголок для младших классов и зимний сад под открытым небом. В школе есть 25-метровый бассейн, спортивный зал, медиацентр для интерактивного обучения, студия живописи, живой уголок для младших классов и зимний сад под открытым небом

В школе есть 25-метровый бассейн, спортивный зал, медиацентр для интерактивного обучения, студия живописи, живой уголок для младших классов и зимний сад под открытым небом.

Для проведения различных опытов и экспериментов в «Хорошколе» создали научно-инженерный кампус. Кроме всего этого в школе детей обучают игре в шахматы, робототехнике и основам программирования, самой хлебной профессии в 21-м веке.

Дошкольное образование

Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.

Иная картина с количеством воспитанников. Здесь имеет место рост с 6813,6 тысяч в 2014 до 7582,4 тысяч в 2018 году. За прошедшие годы также несколько возрос процент охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием — с 64,6% в 2014 до 67,2 в 2018.

Если в 2014 году на 1 тыс. детей вышеуказанного возраста приходилось 612 мест в детских садах, то в 2018 639. Тем самым, проблема обеспечения каждого ребёнка местом в детском саду в нашей стране далеко не решена. Особенно остро вопрос дошкольного образования стоит на селе. Там охват им детей соответствующей возрастной категории на 2018 год составлял 50,9%.

Новая школа на Мосфильмовской

Новая частная школа, созданная благотворительным фондом «Дар», открыла свои двери в сентябре этого года. Это еще одно уникальное образовательное учреждение, где ребенку помогают полностью раскрыть свои способности, определиться с выбором будущей профессии. На уроки здесь ходят с удовольствием. Образовательный процесс в школе строится по личному профилю ученика, его интересам, возможностям и устремлениям.

Регулярно в Новой школе проходят тематические недели. Например, неделя, посвященная экологии, когда детям прививают бережное отношение к природе. На каждом уроке учителя обязательно говорят об этом. К примеру, на информатике преподаватель читает лекцию на тему «Как развитие технологий влияет на природу», а на уроке физкультуры демонстрируют современные модели кроссовок, созданные из переработанных материалов. Кроме того, устраивают кинопоказы, перфомансы и экоуроки со специально приглашенными гостями.

Еще одна особенность школы — интерьер, продуманный до мелочей. С первого взгляда кажется, что здесь очень уютно. Еще бы — помимо архитектурных решений огромное значение уделяется и самой обстановке, максимально приближенной к домашней. А если приглядеться, то можно почувствовать уникальную, продуманную атмосферу неуспокоенности, которая, с одной стороны, не дает ребенку останавливаться, с другой позволяет ему постоянно саморазвиваться. Во время перемен он не будет просто сидеть в рекреации на подоконниках, потому что здесь можно заняться куда более интересными делами.

На территории школы расположен большой трансформируемый спортивный зал, игровой зал для младших школьников, тренажерный зал, скалодром. Одно из излюбленных мест школьников — чёрная стена на первом этаже, где ученики оставляют друг другу послания, пишут мелом объявления, анонсы и рисуют забавные картинки. Буйство фантазии, энергия через край, эмоции не остановить? Пиши, рисуй! Кроме того, целый этаж в школе отдан под различные мастерские, а другой — под лаборатории.

У учеников Новой школы помимо обязательных уроков во второй половине дня большой выбор дополнительных занятий по самым разным направлениям. Это гончарная и кулинарная мастерские, программирование, футбол, public speaking, развитие креативного мышления, инженерия, биоарт, финансовая грамотность, ораторское искусство, скульптура, москвоведение, электрохимия и другие курсы. Школа не навязывает новому поколению рамки сиюминутных «трендов», но следит за теми, которые действительно интересны ученикам. В октябре школа совместно с московским театром «Мастерская Петра Фоменко» запускает театральную студию для учеников 5-6 и 7-8 классов.

Резюме. Какая школа подойдет вашему ребенку?

Москва – это город, где «свою» школу сможет найти каждый! Такого количество специализированных и международных школ, как в Москве, пожалуй, нет ни в одном другом городе России! Не важно, интересует ли вас частная школа или государственная – вариантов очень много!

При выборе школы стоит, прежде всего, учитывать дальнейшие цели. Если вы планируете переезд за рубеж или перевод ребенка в школу-пансион в Англии, Швейцарии и США, очевидным будет выбор в пользу международного образования.

Весомой причиной также будут планы по получению высшего образования в зарубежном вузе (получив диплом IB или A-Levels ребенок сможет избежать необходимости обучения на подготовительной программе Foundation, обязательной обладателей российского аттестата).

Если же языки ребенок изучает для общего развития или, возможно, мечтает о профессии, связанной с лингвистикой (преподаватель английского, переводчик), планируя при этом оставаться в России, спецшкола с углубленным изучением языка будет оптимальным решением

Важно отметить, что несмотря на общеобразовательный статус, большинство государственных спецшкол с углубленным изучением языков, все-таки имеют скорее гуманитарный профиль. Академическая подготовка по точным и естественным наукам при этом может также быть на очень высоком уровне

Но важно учитывать и другие факторы

Например, я глубоко убеждена, что начальная школа должны быть в шаговой доступности от школы

Но важно учитывать и другие факторы. Например, я глубоко убеждена, что начальная школа должны быть в шаговой доступности от школы

Район проживания имеет значение! Ездить из Кузьминок в Отрадное, когда ребенку 7-8 лет не стоит даже ради самой замечательной школы! Выбор школы – это целый комплекс критериев (программа, академический уровень, атмосфера в школе, детский коллектив, контакт с преподавателями), каждый из которых имеет значение

Район проживания имеет значение! Ездить из Кузьминок в Отрадное, когда ребенку 7-8 лет не стоит даже ради самой замечательной школы! Выбор школы – это целый комплекс критериев (программа, академический уровень, атмосфера в школе, детский коллектив, контакт с преподавателями), каждый из которых имеет значение.

Какие они

У этих заведений закреплены на законодательном уровне статусы:

  • средние – обеспечивающие общее образование по стандартному курсу;
  • лицеи и гимназии – учреждения, где отдельные дисциплины преподаются по углубленным программам, чтобы подготовить детей к поступлению в определенные вузы.
  • закрытые частные– категория не для каждого, так как за учебу здесь приходится платить и немало. В России их 851, а это 2% от общего количества.

Более половины из 41,3 тыс., или 57%, находятся на селе.

Таблица 1. Организации общего образования в 2018/19 уч. г. (на начало учебного года)

 КоличествоВ том числе:
городскиесельские
государственные40 49817 00423 494
частные85176388
Всего41 34917 76723 582

По данным Минпросвещения России деятельность более 14 тыс. организаций по обучению детей отличается некоторыми особенностями:

  • имеет отдельные классы для ребят с проблемами здоровья – 3 765;
  • является интернатом или имеет его – 1 452 и 1 143 соответственно;
  • отдельная организация для обучающихся с ОВЗ – 1 646.

Из более 1,6 тыс. учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2018 году:

  • 126 – для глухих;
  • 148 – слабослышащих и позднооглохших;
  • 78 – слепых;
  • 127 – слабовидящих;
  • 135 – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • 113 – опорно-двигательного аппарата;
  • 239 – с задержкой психического развития;
  • 99 – расстройствами аутистического спектра;
  • 187 – со сложными дефектами и др.

Что касается материально-технической базы школ, по информации Минобрнауки:

  • в 16,6 тыс. имеются актовые, а в 25,5 тыс. – спортивные залы;
  • 28,4 тыс. снабжены столовой или залом для приема пищи;
  • 20,1 тыс. имеют собственные мастерские для трудового обучения;
  • 17,8 тыс. располагают медицинскими, а 7 тыс. – логопедическими пунктами или кабинетами;
  • всего в 2 тыс. учреждений есть кабинет учителя-дефектолога.

Более 8 тыс. школьных зданий, практически каждое десятое, требуют капитального ремонта, а 0,6 тыс., или 0,8% от общего числа, находятся в аварийном состоянии.

Интересная статистика! Сегодня в России работает 741 вуз, как менялось количество

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий