Теоретические методы познания: примеры, характеристики

Формы познания

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.

Решай и ЕГЭ по обществознанию с ответами.

Метод научных абстракций

Метод научных абстракций, или абстрагирование, – это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (цена, деньги, рынок, дешевый и др.). Например, понятие товара – как его определить? Если вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» – больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих… Как привести все это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зеленое?

Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и пр.). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлеченных понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – все это живые примеры абстракций.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:

  1. Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

  2. Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

  3. Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

  4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

  5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

  6. Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

  7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Эмпирические методы

Среди ученых не сложилось единого мнения, какие из многообразия эмпирических методик являются основными. Главными методами для естественных наук являются:

  1. Наблюдение. Восприятие наблюдателем предметов и явлений окружающего мира (объектов наблюдения). Акт наблюдения также требует специальных  условий для сохранения достоверности.
  2. Эксперимент. Процесс изучения объекта в искусственных и контролируемых условиях.
  3. Моделирование. Для изучения используется заместитель исходного объекта. Этот объект должен обладать существенным сходством с оригиналом, и его  изучение должно приносить новую информацию об оригинале.

Гуманитарные науки расширили этот список, добавив к нему следующие методы:

  1. Симуляция. Наблюдение в специально созданных условиях. Своего рода смесь эксперимента и наблюдения.
  2. Интервью, опрос, беседа.
  3. Тесты различных характеристик (особенно применимы в психологии).
  4. Изучение документов. Здесь под документом подразумеваются определенные материальные свидетельства, не только бумаги.
  5. Анализ содержания. Анализируется печатная продукция, речи.
  6. Социометрические методы. Для визуализации внутригрупповых отношений
  7. Активное вмешательство в какой-либо процесс.
  8. Клинический метод. Детальное рассмотрение каждого отдельного случая.

Также, помимо самих методов, можно выделить способы структурирования полученной научной информации. К таковым относятся:

  1. Описание. Получение информации и представление ее в качественных терминах (большой, красный и так далее).
  2. Сравнение. Данные представляются в терминах сравнения (больше, меньше и так далее).
  3. Измерение. Механизм присвоения количественных характеристик (15 сантиметров, 25 градусов, 30 лет). Бывает прямым (данные получаются на месте) или косвенным (данные вычисляются от других величин).


Рис. 3. Классификация методов научного познания

Обработка полученных данных

После завершения любого эмпирического исследования наступает момент обработки полученных данных. Целью этого акта является поиск тенденций и принципов, находящихся за отдельными данными. Здесь вступают теоретические методы, а также специальные, принесенные из других наук.Например, огромную роль при анализе данных играют математические подходы, а именно методы математической статистики. Они позволяют выявлять тенденции, определять величину разброса значений. По результатам применения статистики формируются факты, основанные на статистически достоверных выводах. Благодаря статистике работа ученого существенно облегчается, еще проще она стала с появлением компьютерных программ, занимающихся статистическими расчетами. Таким образом, благодаря статистике, обработка данных, информативность исследований и достоверность их результатов существенно повышаются.

Какие бывают методы познания

Методы познания – это своеобразный инструмент для изучения и опознавания окружающего мира. Это совокупность теоретических и практических методов, которые позволяют глубоко изучать принципы и механизмы мироздания.

Чтобы познавать мир, людям приходится находить все новые и новые способы получения информации. Для этого создают целые научные проекты, которые направлены на развитие познавательной деятельности. Уровень роста познания каждый день приобретает невероятные результаты. Ученые обладают такими знаниями, которые не способен принять и понять простой обыватель

Методы познания принято разделять на две разновидности: теоретические методы познания и эмпирические методы познания.

Что такое теоретическое познание

Этот метод познания основан, на способности человека проводить анализ и сравнивать, Установленную гипотезу подвергают исследованию, прибегая к существующим канонам и закономерностям. Сюда можно отнести ряд следующих способов достижения познавания, которые разделяют на следующие виды:

  • анализ – воображаемое разделение целого объекта на составные части. Это делается, чтобы получить знание об этих частях, узнать их взаимосвязь и особые свойства;
  • формализация – описание объектов при помощи всех возможных символов: цифрами, буквами, фигурами и др;
  • синтез – данный метод заключается в том, чтобы объединить составные части в одно целое и дать общее название. Этот метод является противоположностью анализа. Например, определенный психотип человека состоит из различных форм индивидуальных особенностей характера и мышления;
  • общение (коммуникация) – познание путем объединения по основным параметрам каждого объекта. Например, река, море, лужа – вода;
  • дедукция – заключается в том, что мы делаем определенный вывод, основываясь на все возможные параметры и условия;
  • моделирование – это наглядное созидание чего-то, что уже создано. Модели могут отличаться от оригинала своими размерами, формами и быть отображены в любой плоскости. Например, копия дома из дерева или его модель на компьютере;
  • классификация – это способ объединения различных объектов по определенным критериям в отдельные категории;
  • абстрагирование – заключается в изучении только одной составляющей одного объекта;
  • конкретизация – сосредоточенность на основных составных частях одного целого объекта познания;
  • идеализация – когда объекту познания присваивают несуществующие элементы, которые нужны для более обширного понимания;
  • аналогия – выявление закономерностей и частей, которые можно привести как пример сходства;

Совокупность этих способов помогает нам изучать мир более обширно и понимать, как устроены определенные процессы.

Что значит эмпирическое познание

Эмпирическая форма познания предполагает изучение объектов при помощи определенных опытов. Давайте рассмотрим примеры эмпирического уровня познания. Здесь есть четыре основных способа, а именно:

  1. сравнение – выявление различий или сходства параметров, исходя из двух или нескольких объектов познания;
  2. наблюдение – приобретение знаний путем зрительного контакта;
  3. измерение – получение информации путем анализа и считывания данных об объекте;
  4. эксперимент – предполагает определенную совокупность действий для получения необходимых знаний. Для этого необходимо создать специальные условия.

Таким образом, мы познаем окружающий мир и способны подчинять себе силы природы. Путем познания, мы приобретаем опыт, который помогает нам выжить и развивать цивилизацию.

Стоит понять, что ваша главная задача, постоянно развиваться, делать так, чтобы каждый день вам удавалось сделать больше. Просто познавайте этот мир, анализируйте каждое свое действие и делайте вывод. Таким образом вы узнаете что делаете не так или что нужно еще сделать, чтобы научиться быстро и качественно развиваться. В этом и есть вся суть познания

Методы в реферате: пример описания

Чтобы правильно описать методы во введении, достаточно всего пару строк. Чтобы вы не растерялись и всё сделали правильно, используйте в качестве примера наши образцы.

Первый пример: методы в реферате

В реферате исследуются методики обучения в начальных классах. Для этого используются следующие методы исследования:

  1. Анализ источников.
  2. Наблюдение.
  3. Классификация.

Второй пример: методы в реферате

Для того чтобы раскрыть тему и достичь поставленные цели, в реферате используются следующие методы: анализ литературных источников и ограничений, которые предъявляют к частной собственности, а также метод моделирования ситуаций.

Понятие и закон

Понятие – минимальная форма логического представления знаний, приемлемое обозначение объекта. Понятие включает в себя совокупность свойств и признаков, достаточную для обозначения объекта

Важно отличать понятие от образа. Образ, хоть и возникает в сознании при размышлении или восприятии информации из внешнего мира, относится к эмоциональной части сознания.Смысловая сторона понятия, то есть то, что понимается участниками той или иной формы умственного взаимодействия, называется содержанием. Совокупность предметов, входящих в понятие, называется объемом понятия (например, в понятие “рыбы” входят акулы, караси, но не входят раки и крабы).Научный закон – утверждение, которое имеет универсальный характер и описывает в концентрированной форме все аспекты изучаемой области

Законы классифицируются по научным дисциплинам (исторические, физические, биологические и так далее). Так же, как и методы, законы бывают:

Совокупность предметов, входящих в понятие, называется объемом понятия (например, в понятие “рыбы” входят акулы, караси, но не входят раки и крабы).Научный закон – утверждение, которое имеет универсальный характер и описывает в концентрированной форме все аспекты изучаемой области. Законы классифицируются по научным дисциплинам (исторические, физические, биологические и так далее). Так же, как и методы, законы бывают:

  • эмпирические – относящиеся к наблюдаемым объектам;
  • теоретические – применяются к ненаблюдаемым в данный момент объектам.

Какие ещё методы исследования бывают

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

  • феноменологический,
  • герменевтический,
  • интуитивный,
  • аналитический,
  • эклектический,
  • догматический,
  • софистический и другие.

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

  • анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
  • синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
  • абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
  • обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
  • индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

  1. Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
  • исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
  • генеалогический – определение наследственности и родословных;
  • биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
  1. Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
  • диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
  • диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
  • диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
  1. Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
  • историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
  • сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
  • право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
  1. Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
  • эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
  • наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
  • биографический;
  • сравнительно-генетический метод и др.
  1. Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
  • экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
  • статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
  • социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
  • расчетно-конструктивный,
  • экономическое моделирование и др.

Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

Различия уровней познания

Уровни познания исследования могут иметь не только схожесть, но и определенные различия. Различия по трем основным характеристикам.

Различия по предмету. Эмпирический и теоретический уровни могут иметь отличия по предмету. Один и тот же объект можно исследовать по принципу обоих уровней. Но его видение и представление, на обоих уровнях будут значительно различаться.

В общем эмпирическое исследование, занимается изучением явлений и эмпирической зависимости между собой. На данном уровне существенные, глубокие связи не выделяются в простом виде. Они представлены, как связь между конкретными явлениями, которые отображаются в эмпирическом поле познания.

На теоретическом уровне информационные данные исследования, выделяют ярко выраженные связи, которые характеризуют основные черты и тенденции в развитии предмета.

Сущность и основание изучаемого объекта, представляется как взаимосвязь совокупности главных законов, которые сформулированы нами.

Теоретический подход необходим, для разделения совокупности главных законов, а затем для рассмотрения и изучения их каждого по отдельности. Теория оказывает непосредственное влияние, чтобы воссоздать взаимосвязь всех методов и помочь раскрыть их сущность.

Различия по средствам познания. Эмпирическое исследование первоочередно основано на взаимосвязи исследователя и изучаемого объекта. Данное взаимодействие, не является характерным при теоретическом исследовании. Изучение объекта происходит, в какой-то мере непосредственно. Эксперимент чаще всего выражается, как “мысленное воображение” или иными словами моделирование идеального типа.

Различия между двумя уровнями можно наблюдать в понятиях и определениях при изучении, а также в языках.

Термины эмпирического исследования, основаны на особых категориях абстракций. Они не относятся к объектам, которые изучаются и исследуются в реальности. Данные предметы представлены, как нечто идеальное и наделенное фиксированным и ограниченным совокупностью свойств и признаков.

Признаки, упомянуты в значении термина, обозначающие эмпирический объект, и есть основное содержание и значение термина. Реальный объект и будет являться заданным термином.

Эмпирические высказывания, проходят конкретную проверку в следующем смысле.

Например:

Показатель стрелки прибора указывает, а деление шкалы 100. Высказывание будет считаться истинным, при показателях прибора, которые являются таковыми на самом деле.

Теоретические рассуждения и высказывания, иначе говоря предложения, которые используются в теоретических терминах и доводах, не проходят проверку с помощью вышеизложенного способа.

Сравнение теоретических рассуждений и исследований с результатами проведенных наблюдений и экспериментов происходит не раздельно, а совместно — в условиях определенной теории. В простом языке теоретического метода используются определения.

Они содержат идеальные предметы и объекты.

Например:

  • «абсолютно твердое тело»;
  • «идеальная биологическая популяция»;
  • «материальная физическая точка в пространстве»;
  • «идеальное состояние газа»;
  • «идеальный товар» (в экономической теоретической форме, вида товар-деньги — товар).

Эти идеально представленные теоретические объекты обладают не только реальными свойствами, полученными в ходе проведения опытов, а также характерными свойствами, которыми не может обладать ни один другой реальный объект.

Различия по характеру используемых методов. Исследуемый объект должен объективно рассматриваться, при помощи методов эмпирического познания и давать объективную оценку.

Применяемая характеристика должна быть освобождена от иных принципов и теорий. Эти исследовательские методы основаны в первую очередь на воображении, особых навыках мышления, фантазии.

При исследовании и анализе, исследователю предоставляется свобода мысли, но вполне конкретная и ограниченная.

Популярные статьи

Функции улыбки
Психология

Типы и виды экономического роста
Экономика

Общие сведения о понятии «сила веса»
Физика

Функции экономической науки
Информатика

Понятие электрического поля
Физика

Сила Лоренца
Физика

Преимущества и недостатки рыночной экономики
Экономика

Правила речевого этикета
Русский язык

Уравнение Майера
Физика

Формула производной от дроби, примеры
Математика

Математические методы исследования

Математические методы исследования представляют собой способы количественного и структурного изучения явлений, в процессе которого их свойства и закономерности определяются с помощью формальных моделей, количественных характеристик, функциональных отношений.

Математическая модель – это система соотношений, включая формулы, функции, уравнения, системы уравнений, которая описывает те или иные параметры исследуемого предмета или явления.

Описание математических методов исследования

Математические методики пользуются популярностью для выполнения системных исследований. Алгоритм решения практических задач:

  • математическая формулировка задачи, включая разработку математической модели;
  • определение эффективного способа изучения полученной модели;
  • анализ результатов исследования.

Представить математическую формулировку задачи можно стандартными средствами, включая числа, геометрические образы, функции, системы уравнений. Для описания параметров объекта выбирается непрерывная или дискретная, детерминированная или стохастическая и другие формы.

Характеристики

Математический аппарат для построения модели:

Степень и пределы соответствия явлений математической модели зависят от следующих факторов:

  • свойств и связей явлений или процессов, отраженных в модели;
  • методики определения количественных и структурных параметров этих свойств или связей;
  • способа обобщения характеристик в рамках области исследований;
  • выбора системы формальных преобразований для описания структуры связей между характеристиками.

После определения математической модели необходимо произвести предварительный контроль. Существуют несколько способов проверки, которые отличаются по критериям:

  • размерности;
  • порядки;
  • зависимости;
  • экстремальные ситуации;
  • граничные условия;
  • математическая замкнутость;
  • физический смысл;
  • устойчивость.

Отличие математических методов от теоретических

Разница между основными подходами к проведению исследований заключается в следующем:

  1. Предмет, к изучению которого подбирается определенный исследовательский подход. В математическом методе исследуется проявление свойств и структуры объекта. С помощью теоретических способов выражается сущность изучаемого.
  2. Специфика взаимодействия исследователя с предметом. Математические методы предполагают возможность непосредственного взаимодействия автора научного труда с изучаемым объектом. В теории данный процесс осуществляется только опосредованно.
  3. Понятийные средства и язык научных рассуждений. В теоретических методиках — научные теории, в математических — формулы, количественные характеристики.
  4. Специфика выводов исследования. Математические способы изучения позволяют получить объективные характеристики предмета. На теоретическом уровне итоги исследования могут в какой-то степени определяться личностными качествами субъекта познания.
  5. Характер организации знания. На теоретическом уровне знания характеризуются системностью и непротиворечивостью. В математических методах допускается противоречивость исследований.

Познание — это больше чем наука или философия

Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.

Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.

Познание — это выявление всех закономерностей, которые происходят вокруг нас и внутри нас. Вся информация которую мы получаем при помощи любого органа чувств, систематизируется и запоминается. Главная задача этого процесса упростить существование человека на земле

Первые упоминания и основное значение

Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.

Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.

Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.

познание — это процесс постоянного изучения, которое направлено на упрощение существования человека, путем систематизации полученной информации. Все новые знания и открытия постоянно обновляются

5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение

Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:

  1. Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
  2. Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
  3. Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
  • Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
  • Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
  1. Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
  2. Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.

Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.

Все виды деятельности направленные на познавание окружающего мира собраны в умах всего человечества. Передача из поколений в поколение происходит путем обучения, и находится в различных источниках передачи информации. Одним из первых источников массовой передачи знаний, являются печатные и рукописные записи. При их помощи человечество добилось огромного прогресса за последние 2000 лет

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

  • Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
  • Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

  • Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
  • Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
  • Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
  • Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
  • Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
  • Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

  • Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
  • Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
  • Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

  • Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
  • Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
  • Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
  • Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий