Валютный контроль. Государственное валютное регулирование

Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.

Основные направления валютного регулирования:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.

3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.

Для чего нужен

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

Регулирование текущих операций с валютой

В России и в большинстве других стран, в качестве текущих выступают операции с валютой, которые длятся не более 180 дней. Выделяют несколько текущих валютных операций таких как, обслуживание большинства экспортно-импортных операций, именно по этой причине валютное регулирование в этом отношении имеет тесную связь с внешнеторговым регулированием и экспортным контролем.

Выделяют следующие основные формы валютного регулирования текущих операций:

  • Ограничение возможностей экспорта использовать валютную выручку, вменением им в обязанность заниматься хранением этой выручки на специальных счетах, которые находятся под особым контролем и при необходимости они могут быть заблокированы.
  • Обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортёров центральному и уполномоченным банкам или на валютной бирже.
  • Ограничение продажи валюты импортёрам.
  • Внесение на депозитный счёт некоторой суммы в уполномоченном банке с целью получения разрешения на импорт.
  • Ограничение на форвардные покупки иностранной валюты импортёрами.
  • Запрет на продажу части товара за границу за национальную валюту.
  • Запрет на оплату импорта определённых товаров иностранной валютой.

В основе тенденций последних лет лежит либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного контроля в развитых зарубежных странах. Некоторые страны, типа Франции и Италии, которые практиковали в 1970-1980-х гг. серьёзные жёсткие системы валютного контроля, со временем их смягчили. При этом на практике во многих развитых странах сохранилась прежняя система экспортного контроля по существующим в различных формах специальным экспортным спискам товаров. Большинство западных стран в экспортные списки включают товары, контроль над экспортом которых был до некоторого времени регламентирован Координационным комитетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ).

На сегодняшний день в системе КОКОМ состоят практически все страны, которые являются экспортёрами высокотехнологичных товаров.

Замечание 2

Некоторые страны располагают достаточно широким экспортным списком, к примеру, в Японии в этот список входят товары массового потребления (рис, цветные металлы, текстильная продукция, товары точного машиностроения и пр.)

Лицензирование и квотирование экспортной деятельности являются инструментами для контроля над экспортом. Надо отметить, что срок действия лицензии может быть достаточно коротким.

Пример 1

Срок лицензии в Японии равен трём месяцам. В соответствии с французскими законами, которые регулируют экспорт вооружений и продукции двойного назначения, применяется запретительный принцип, который предполагает получение разрешения на экспорт каждый раз как исключение.

Контроль над валютными операциями в России

Как показывает многолетний финансовый опыт, справиться с возникшими существенными проблемами в экономической сфере, не прибегая к помощи жёстких валютно-контрольных мероприятий, могут лишь государства, обладающие огромным потенциалом. Несмотря на возрастание мировой тенденции к постепенной отмене ограничений в валютной сфере, отечественная финансово-экономическая система, её состояние, оставляет желать лучшего. Существенно важным фактором сложившейся обстановки в государстве стал вывоз национальной валюты без сопровождения необходимого контрольного воздействия, что не позволяет России окончательно отказаться от регулирования валютных операций.

Крайне важной задачей проведения подобных мероприятий является своевременное пресечение, обнаружение и предотвращений всевозможных правонарушений валютного законодательства. В комплексе это позволит достигнуть стабильности и устойчивости курса рубля – национальной российской валюты

Ответственность за нарушения валютного законодательства

За нарушение правил валютного контроля может грозить административная (ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 193 УК РФ) ответственность. Размер штрафов по валютному контролю зависит от вида правонарушения, которых в ст. 15.25 КоАП РФ насчитывается около 20-ти. Для иллюстрации приведём информацию по некоторым из них:

  • за незаконные валютные операции, например, куплю-продажу валюты, минуя уполномоченные банки – штраф для физлиц, ИП и юрлиц от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции, для должностных лиц от 20 тыс до 30 тыс руб (ч. 1);
  • за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счёта, об изменении реквизитов счёта за пределами РФ – штраф для физлиц от 4 тыс до 5 тыс руб, для должностных лиц от 40 тыс до 50 тыс руб, для юрлиц от 800 тыс до 1 млн руб (ч. 2.1);
  • за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, должностным лицом, ранее оштрафованным за такое же правонарушение – дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет (ч. 5.1).

Ст. 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств:

  • в крупном размере (от 100 млн до 150 млн руб) – штраф от 200 тыс до 500 тыс руб или в размере дохода осуждённого за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительные работы до 3-х лет, либо лишение свободы до 3-х лет (ч. 1);
  • в особо крупном размере (свыше 150 млн руб), группой лиц по предварительному сговору, с использованием заведомо подложного документа или с использованием юрлица, созданного для совершения преступлений в финансовой сфере – лишение свободы до 5-ти лет со штрафом до 1 млн руб или в размере дохода осуждённого за период до 5-ти лет либо без такового (ч. 2).

Если у вас остались вопросы по теме валютного контроля, наш юрист готов дать подробные разъяснения.

Принципы валютного регулирования

Следует выделить и основополагающие принципы, благодаря которым на территории России осуществляется валютный контроль:

  • Реализация политики валютного регулирования напрямую зависит от расставленных экономических приоритетов.
  • Максимально исключено вмешательство государственных органов в валютные операции как резидентов, так и нерезидентов.
  • Политика России на международной арене и экономический план внутри государства взаимосвязаны, направлены на достижение единства целей.
  • Системы валютного контроля и регулирования дополняют друг друга как многофункциональный механизм.
  • Верховенство права и гарантированное обеспечение РФ экономических интересов и защиты прав всех участников проводимых операций с валютой, в том числе резидентов и нерезидентов.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости)

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния

Регулирование валюты в России сегодня

С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.

После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.

Место валютного регулирования в финансовом развитии государств

К использованию такого действенного метода, как валютный контроль, прибегали многие страны, переживающие не лучшие свои периоды. Экономический кризис – основной фактор, играющий решающую роль в назначении подобных мер. Например, проведение валютного контроля было практически единственным возможным решением в послевоенные годы. К тому же с его помощью властям удавалось успешно защищать финансовую самостоятельность государства, не рискуя денежной системой. Этот метод позволял добиться стабильной экономики путём укрепления национального курса и включения иностранных валют.

Необходимые справки

Основными формами учёта, необходимыми для легального осуществления транзакций, являются:

  1. Справка о подтверждающих документах (СПД). Это форма учёта валютных операций, основным предназначением которой является подтверждение обоснованности платежей в иностранной валюте, осуществляемых резидентами РФ. Срок подачи СПД составляет 15 рабочих дней.

В справке указываются:

  • наименование банка;
  • наименование резидента;
  • паспорт сделки, его номер. В соответствии с новыми изменениями в законе, вместо номера паспорта сделки введено новое понятие Уникальный номер контракта (УНК), который присваивают на весь период действия контракта;
  • сведения о подтверждающих документах;
  • сумма сделки;
  • признак поставки (указывается предоплата или оплата по факту сделки);
  • период, за который контрагент должен осуществить свои обязательства;
  • код страны, которая является получателем или отправителем товара.
  1. Справка о валютных операциях (СВО) — ещё одна важная справка, которую контрагент должен был предоставить банку при осуществлении определённых операций с валютой. Но согласно последним изменениям в законодательстве, а точнее в инструкции № 138 ЦБ России, с января 2018 года этот документ больше не требуется. В СВО указывались следующие реквизиты:
  • наименование обслуживающего банковского учреждения;
  • наименование клиента;
  • номер счёта, на который зачислены или с которого списаны деньги;
  • код получателя/отправителя валютного платежа;
  • признак корректировки (заполняется в случае предоставления новых сведений по операции с иностранной валютой);
  • информация о документе (распоряжении, уведомлении);
  • дата совершения сделки, код операции;
  • назначение платежа (списание, зачисление или перевод денежных средств);
  • проведённая сумма, в том числе в валюте, прописанной в договоре (необходимо указать код валюты);
  • сведения из паспорта сделки или контракта;
  • срок, в течение которого необходимо возвратить авансовый платёж;
  • срок, в течение которого контрагент должен исполнить обязательства.

Таблица стандартной процедуры валютного контроля. Основные этапы

ЭтапДействие
Сбор и проверка документовНеобходимо собрать все документы, подтверждающие правомерность сделки. Пакет документов может меняться в зависимости от вида сделки. Проверку всей документации и правильность её заполнения осуществляет валютный контролёр
Открытие транзитного счётаВ случае необходимости специалист банка проводит операцию по открытию дополнительного счёта
Открытие паспорта сделки при импорте или экспортеДокумент оформляется резидентами при проведении ими международных расчётов через счета уполномоченных банков
Занесение информации о сделках в базу данныхУполномоченный банк ведёт электронную базу данных по всем операциям с валютой
Резервирование денежных средствРезидентами и нерезидентами вносится сумма резервирования (обязательно в рублях). Для этого, деньги с банковского счёта, открытого в исполняющем банке , перечисляют на отдельный счёт в том же банке
Возврат зарезервированной суммыПосле исполнения сделки, средства возвращаются на счёт клиента, с которого вносилась сумма резервирования
Закрытие сделки и подготовка отчётностиПосле окончания процедуры проверки, отдел по валютному контролю , единолично или вместе с ответственными подразделениями, подготавливает необходимую отчётность

Регулирование режима конвертации валюты

Примечательно, что ещё совсем недавно владение валютой частными лицами в РФ расценивалось как уголовное преступление. Нельзя было легально обменять валюту, при этом чёрный валютный рынок процветал. Одновременно с этим для предприятий было предложено множество валютных курсов по льготным ставкам, что максимально способствовало процветанию коррупции и злоупотреблению служебным положением.

Определение 2

Множественность валютных курсов – это дифференцированность курсов валют по различным операциям, группам товаров и странам, которая характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Необходимо отметить, что некоторые ограничения конвертации валюты сохранялись даже в развитых странах Западной Европы до середины 1980-х гг. А Китай и вовсе поощряет конвертацию долларов в юани, при этом обратная операция всегда сопровождается некоторыми трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот для того, чтобы вывезти валюту из страны потребуется немало усилий: получение многоступенчатых разрешений и согласований.

Замечание 1

Всем, кто хочет купить за юани доллары для вывоза их из страны, в первую очередь, пытаются продать вместо валюты китайские товары для вывоза за границу.

Граждане Китая вправе получать доллары из-за рубежа, хранить валюту в банках, а также покупать за доллары юани. Покупать доллары внутри страны уголовно наказуемо. Ограничения на конвертацию валюты могут выступать в качестве необходимой меры для зашиты внутреннего рынка страны на этапе формирования. При этом со временем они могут сыграть роль тормоза в процессе расширения международных связей и экономического развития. В этой связи обязательно стоит сказать о том, что международный опыт свидетельствует о том, что вначале государства должны снять ограничения с нерезидентов и только после с резидентов. Следующим этапом должно идти ослабление контроля за проведением текущих операций и только завершающим – либерализация режима вывоза капитала. Только после отмены всех перечисленных выше ограничений национальная валюта с юридической позиции станет свободно конвертируемой.

Обязательные документы

В целях валютного контроля исполняющие органы вправе требовать следующий список обязательных документов:

  1. Паспорта обоих сторон сделки.
  2. Свидетельство о государственной регистрации.
  3. Свидетельство о постановке на налоговый учет.
  4. Таможенные декларации и документы, обосновывающие перемещение валюты, внутренних и внешних бумаг через границу.
  5. Контракты, доверенности, коносаменты, счета-фактуры и другая документация, указывающая на заключение сделки и исполнение обязательств по ней.
  6. Паспорт сделки.
  7. В некоторых случаях нужны документы, подтверждающие покупку недвижимости (право собственности).

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий