Виды административных правонарушений и административной ответственности

↑ Административное наказание и административная ответственность.

Административное наказаниеАдминистративная ответственность наступает с 16 лет.Признаки административной ответственности:

  • Основанием для её возникновения является административное правонарушение.
  • Субъекты привлечения к административной ответственности: суды, судьи, органы административной власти: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы внутренних дел; налоговые органы; таможенные органы; военные комиссары; органы рыбоохраны; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и др.
  • К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) и коллективные субъекты (организации, предприятия, учреждения, трудовые коллективы)
  • Применение к субъектам административных правонарушений взысканий менее суровых, чем уголовное наказание
  • Урегулировано нормами административного права

Виды административного наказания:

  • предупреждение — официальное порицание физического или юридического лица в письменной форме;
  • административный штраф — денежное взыскание;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета, назначается судьёй;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей, назначается судьёй;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу — устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет, назначается судьёй;
  • административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества; устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьёй;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства — принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина и лица без гражданства из РФ. Назначается судьёй, а при въезде в РФ — должностными лицами;
  • дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Назначается судьёй.
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Меры обеспечения административной юрисдикцииОсобенности исполнения
Доставление и административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободыОно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 часов. По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учёбы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего (т. е. до 18 лет) уведомление его родителей либо законных представителей обязательно
Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов, медицинское освидетельствованиеЭти меры производятся при участии понятых. Причём личный досмотр осуществляется лицами того же пола
Арест товаров, транспортных средствО применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями (по ст. 301, 305 Уголовного кодекса (УК) РФ)

Состав административного правонарушения

Под составом АП понимается совокупность юридических элементов, которые позволяют идентифицировать правонарушение как административное:

  • объект – то, что охраняется правовыми нормами;
  • объективная сторона – видимая сторона АП, которая позволяет ответить на следующие вопросы: как, каким образом, когда, где и с помощью каких средств было реализовано противоправное деяние;
  • субъект – человек или группа людей, нарушивших закон;
  • субъективная сторона – внутренняя сторона посягательства, где определены: вина – отношение лица к совершенному правонарушению и последствиям, мотив – причина для совершения правонарушения, цель – итоговая картина, которую стремится достичь нарушитель.

Понимание сути юридического состава обладает прямым практическим значением, так как позволяет отличить и верно квалифицировать административный проступок.

Понятие административной ответственности

В настоящее время самым актуальным определением административной ответственности является определение, предложенное А.А. Поповым

В современной литературе существует базовая характеристика административно ответственности, в которой выделены ее характерные черты:

  1. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение, так как реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Административная ответственность это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права.
  3. Неблагоприятные последствия, которые указаны в санкции правовой нормы, являются логическим следствием административной ответственности.
  4. Меры административной ответственности характеризуют противоправность деяния от имени государства.
  5. Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности.

Кроме того, для административной ответственности характерен ряд черт, представленных в таблице ниже.

Административная ответственность

Черты административной ответственности:

Актуальность

1

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения

+

2

Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениям;

+/-

3

Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Административная ответственность налагается не только на физических, но и на юридических лиц.;

+

4

По своей сущности административная ответственность – это воздействие, управомоченного органа государства на субъект административного правонарушения.

+

5

Из нарушения административно-правовых норм следует применение мер административного принуждения, вплоть до соответствующих видов наказаний.

+

6

Административная ответственность характеризуется определенным порядком установления.

+

7

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

+

8

Органы и должностные лица, применяющие меры административной ответственности не связаны с нарушителями служебными и трудовыми отношениями.

+

9

Приобретение судимости и увольнение с работы не являются необходимыми следствиями привлечения к административной ответственности.

+

10

Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации.

+

11

Всегда административная ответственность наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

+

12

Административную ответственность можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений

+. Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – в административных взысканиях

Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – в административных взысканиях.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность

Уголовная ответственность

Регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах

Регулируется уголовным законодательством, в первую очередь, УК РФ и УПК РФ.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица.

Субъекты уголовной ответственности – только физические лица.

За административные правонарушения применяются административные наказания

За преступления – меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнение с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности. Для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации” с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  3. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: “Проспект”, 2010
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2015
  5. Козлов Ю. М. Административное право России. Учебник. – М.: Юристъ, 2012
  6. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: “Приор-издат”, 2013.
  7. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы – М.: Норма, Инфра-М, 2012.

Характерные черты административной ответственности

Для административной ответственности присущи несколько важных черт, которые позволяют определить ее в ракурсе иных видов юридической ответственности. В качестве основных позиций можно выделить:

  • в основе АП содержится административное правонарушение.
  • привлечение к административной ответственности за нарушения в России является ключевым инструментом борьбы с самой распространенной категорий незаконных действий – административными;
  • в качестве одной из основных целей выступает воспитательное воздействие на нарушителя и предупреждение ему же, а также всем остальным гражданам;
  • предусматривает реализацию принудительных административных инструментов, где наказание выступает лишь в качестве одного из них;
  • регламент предусмотрен как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • обеспечивается за счет большого перечня ведомств и должностных лиц, уполномоченных за выполнение мер ответственности и назначение наказания;
  • АП предусматривает три основания: материальное – перечень норм, подразумевающих привлечение к ответственности, фактическое – сама ситуация с совершенным нарушением, процессуальное – как правоприменительный документ;
  • процедура привлечения реализуется относительно оперативно и без лишних формальностей;
  • назначение наказания не предполагает увольнение с работы и получение судимости;
  • между уполномоченными лицами и нарушителями не учитывается вертикаль служебной подчиненности.

8.1. Административная ответственность и ее признаки

Административная ответственность
выступает как разновидность юридической ответственности и административного
принуждения.

Административная
ответственность
— это вид юридической ответственности, которая
определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного
характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской
Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных
правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об
административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях
принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1
июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены
задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены
субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к
административной ответственности, виды административных наказаний и правила их
назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных
правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности
государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов
правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство
по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками
юридической ответственности административная ответственность
характеризуется следующими особенностями:

– 
основанием административной ответственности является административное
правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение
преступления — в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его
прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного
правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п.
4 КоАП РФ);

– 
субъектами административной ответственности могут быть физические лица и
юридические лица;

– 
административные наказания являются мерой административной
ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

– 
административные наказания применяются широким кругом полномочных
органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

– 
административные наказания применяются полномочными субъектами к
неподчиненным им правонарушителям;

– 
применение административного наказания не влечет судимости и увольнения
с работы;

– 
меры административной ответственности применяются в соответствии с
законодательством, регламентирующим производство по делам об административных
правонарушениях.

Таким образом, юридическая
ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для
себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны
государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее
характерными особенностями которой являются:

– 
основание — административное
правонарушение;

– 
мера —
административное наказание.

Предыдущая

Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности  по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию  в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:

“При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности”.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Административная ответственность в Российской Федерации

В некоторых странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации действует достаточно большое количество самых разных административных правил. К их числу можно отнести, например, правила дорожного движения, противопожарные, санитарно-эпидемиологические правила, правила поведения в общественных местах, правила торговли, правила по технике безопасности и охране труда, таможенные правила, правила рыбной ловли и охоты, охрана окружающей среды и природных ресурсов, правила военного учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и многие многие другие.

За нарушения этих административных правил применяются разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме этого, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, наказание и иные предупредительные меры.

Стоит также учесть, что административная ответственность предусматривает нормы не только административного права, но затрагивает и целый ряд других отраслей права, в частности сюда относится такие отрасли права как трудовое и финансовое.

Виды административной ответственности

Любые юристы сходу смогут назвать вам все виды административной ответственности, а также добавят краткий комментарий к каждому из них. Научиться разбираться в подобных тонкостях гораздо проще, чем вы можете себе представить, поэтому запоминайте, существуют следующие виды административной ответственности:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация;
  • лишение определенной категории прав;
  • исправительные работы;
  • административный арест.

Предупреждение – это наиболее безобидный вид взыскания, основной целью, которого является моральное осуждение человека, нарушившего установленные правила.

Чаще всего предупреждение делается в письменной форме и актуально, если гражданин впервые совершил какое-либо запрещенное деяние. При повторном правонарушении предупреждение уже заменяется на более строгое наказание.

Штраф – это едино разовое денежное взыскание, сумма которого устанавливается в зависимости от административной ответственности человека. Он может равняться:

  • уровню минимальной оплаты труда;
  • стоимости украденной или испорченной вещи;
  • фиксированной материальной суммы.

Взыскание производится принудительно и передается бывшему собственнику вещи, права которого были нарушены.

Конфискация. Принудительное и некомпенсируемое изъятие собственности государством, в его пользу. Причем, данный предмет должен являться предметом правонарушения, например – контрабанда, провозимая через границу.

Лишение определенной категории прав уже более серьезное наказание. Если вы нарушили права, предоставленные вам определенным компетентным органом власти, например, право охотиться, то государство вправе изъять их у вас, в данном случае к этой категории относятся: водительские права, права на охоту, использование радиоэлектронных систем и. т. д.

Исправительные работы могут быть установлены за различные нарушения, целью таких работ является удержание дохода нарушителя в пользу государства. Сумма такого материального «взыскания» составляет не более 20% к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Существует также административный арест, единственное наказание за административное нарушение, предполагающее лишение свободы. Правда, лишение это не слишком длительное, не более чем на 15 суток задержание управомоченными органами власти, которое применяется за наиболее тяжкие виды административных нарушений.

Данный вид взыскания назначается судом, поэтому если вы попадете в подобную ситуацию, вам могут понадобиться адвокаты, имеющие опыт в таких делах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий