Государственный экологический контроль: понятие, виды, цели и задачи

Вопрос-ответ

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду Сервиса бесплатных юридических консультаций 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Согласна с коллегой.

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду Сервиса бесплатных юридических консультаций 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Согласна с коллегой.

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Добрый день! Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» Статья 18. Предоставление в пользование участков недр местного значения и использование добытых на таких участках недр общераспространенных полезных ископаемых. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду Сервиса бесплатных юридических консультаций 9. Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Согласна с коллегой.

Порядок проведения экологического контроля

Для обеспечения защиты законных интересов субъектов экологического права Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” установлены требования о порядке проведения контроля.

В распоряжении (приказе) указываются (ч.2 ст. 14 ФЗ):

  1. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  2. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  3. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
  4. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  5. правовые основания проведения проверки;
  6. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
  7. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  8. перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
  9. перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  10. даты начала и окончания проведения проверки;
  11. иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Контроль может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе).

Контроль за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных экологических требований должен быть плановым.

Пример

В частности, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Одновременно Закон предусматривает проведение внепланового контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, выявленных в результате планового контроля.

Внеплановый контроль проводится также в случаях:

  • получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения с жалобами на нарушения экологических прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

При этом решение органа государственного контроля (надзора) о проведении внепланового контроля должно быть мотивированным.

Цели и задачи проведения экологического аудита

Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:

  • проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;

  • оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;

  • обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;

  • создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;

  • внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.

Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.

Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:

  • собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;

  • сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;

  • разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.

Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.

На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.

Функции экологического аудита заключаются в следующем:

  • оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;

  • оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;

  • предоставить консультации по экологической деятельности;

  • оценить актуальные экологические риски;

  • выявить степень нанесенного экологического ущерба;

  • составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;

  • провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.

ЭкоЦентрПроект – это профессиональная компания, которая предлагает вам качественные услуги экологического аудита. Мы гарантируем надежность и безопасность, а также высокий профессионализм в реализации поставленных задач. Прямо сейчас вы можете позвонить и получить полную консультацию.

Экологический мониторинг

Государственная служба постоянно контролирует состояние окружающей среды (проводит мониторинг), наблюдает за всеми процессами, происходящими в природе, отслеживает уровень загрязнения воздуха, почвы и водных ресурсов, оценивает, как все эти изменения влияют на жизнедеятельность живых организмов. Службу возглавляет государственный надзор по гидрометеорологии и мониторингу состояния окружающей среды.

Вся государственная система мониторинга включает службы по отдельным природным объектам и комплексам. Наблюдение определяется отраслевым природным и ресурсным законодательством. Так, лесной мониторинг включает в себя не только наблюдение, но и оценку и прогноз состояния лесного фонда. Министерство сельского хозяйства контролирует применение химических средств при выращивании растений и животных.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами. Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления. Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.

Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.

Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.

Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.

По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:

  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Осуществляющие ГЭН органы

Осуществляющим государственный экологический надзор органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (см. Положение о Фед. службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).

Дополнительную полезную информацию читатель найдет в нашей статье «Порядок осуществления государственного экологического надзора».

Помимо этого госоргана, существуют и иные государственные организации, уполномоченные на проведение контрольной деятельности в сфере защиты окружающей среды. К ним относятся:

  • Фед. служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Фед. агентство лесного хозяйства;
  • Фед. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Фед. агентство по недропользованию;
  • Фед. агентство водных ресурсов и др.

Данный список не является исчерпывающим, осуществление контрольных функций в области ООС относится к полномочиям многих других государственных органов.

***

Итак, ГЭН — это комплексная деятельность уполномоченных государственных органов (основным из которых является Росприроднадзор) по контролю и обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты окружающей среды. Объекты ГЭН определяются в соответствии с критериями, установленными на законодательном уровне.

Общественный экологический контроль

Важность организации и осуществления общественного экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий на состояние окружающей стороны расположены на территориях муниципальных образований и многие экологические проблемы носят, прежде всего, локальный характер. Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах. Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах

Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

Виды экологического аудита

Согласно действующему законодательству, выделяют следующие виды экологического аудита предприятия:

  • обязательный (принудительный);

  • инициативный (добровольный).

Первый вид регулируется на законодательном уровне и осуществляется соответствующими контрольными органами, чтобы оценить работу предприятия и его соответствие всем законам и нормам.

Второй вид подразумевает, что предприятие в свободном порядке обращается за услугами аудирования и проводит проверку своей деятельности. В рамках такого мероприятия можно выявить нарушения и недочеты, устранить их своевременно.

В зависимости от характера деятельности аудит можно классифицировать:

  • внешний – привлекаются профильные специалисты из независимой аудиторской компании;

  • внутренний – проводится экспертами самого предприятия.

Также экологический аудит разделяется на такие промежуточные виды:

  • обозначение степени соответствия действующим законодательным требованиям в экологической сфере;

  • обоснование применения предприятием конкретных нормативно-правовых документов в сегменте экологической безопасности;

  • проведение анализа объемов парникового газа с последующей разработкой действий по сокращению выбросов;

  • оценивание потенциальных угроз и последствий в случае техногенного сбоя;

  • определение актуальности и необходимости использования ресурсов окружающей среды;

  • вычисление энергопотребления с последующими рекомендациями по экономии использования ресурса;

  • вычисление уровня опасности промышленных отходов, формируемых предприятием;

  • выявление экологических проблем и перечень способов для их решения.

Формы государственного экологического контроля

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:

  1. предупредительного;
  2. текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

  1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  2. проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  4. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  5. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  7. осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Формы и методы экологического контроля (надзора)

Присутствует также информационный экологический надзор. Таковой вид контроля используется через мониторинг экологии и статистическое наблюдение государства состоящее в одной системе. Карательный же экологический контроль состоит в использовании мер государственного принуждения в отношении лиц нарушивших законы относительно экологии, вне зависимости от того юридические ли они, должностные или физические.

В зависимости от способа, регламента осуществления контрольных действий выделяют инспекционный, аналитический, инструментальный (лабораторный) экологический контроль. Инспекционный экологический контроль характеризуется посещением элементов деятельности вне зависимости от формы собственности, ознакомлением с качеством охраны природы на контролируемом объекте, проверке оборудования, ознакомлением с документацией касающейся технической и нормативной сторон.

Замечание 2

 Аналитический же экологический контроль состоит в анализе информации полученной, допустим, по итогам инспекционного контроля, отчетов, которые предоставляются субъектами той или иной деятельности. А в свою очередь Инструментальный (лабораторный) экологический контроль заключается в разборе проб, произведении анализов и сопоставлении итоговых результатов с нормальными показателями, которые предусмотрены в полученных лицом разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

За чем должны следить инспекторы по экологическому контролю?

На каждом предприятии обязательно должна быть основана структура, которая будет проводить осуществление экологического контроля. Это может быть несколько человек или же один – инспектор по контролю над экологией. Этот специалист должен:

Осуществлять контроль над охраной отдельных разновидностей ресурсов природы, если нужно, то привлекать специалистов, разбирающихся в этих вопросах, регулярно проводить проверки хозяйственной и других видов деятельности юридических, физических и должностных лиц.

  • Принимать все возможные меры, чтобы пресечь и предотвратить нарушения законов в области охраны природы и не допустить пагубных последствий.
  • Принять меры по установлению виновных и привлечь их к ответственности за нарушения требований экологического комитета.
  • Подробно разъяснить нарушителям их права и обязанности.
  • Предлагать новые методы и способы по оздоровлению и озеленению, повышению качества услуг.
  • Соблюдать все требования законодательства.

Ведомственный и производственный экологический контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов

Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля

Различие между ними – прежде всего в сфере осуществления:

  • ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой;
  • государственный контроль носит надведомственный характер.

Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

  1. спецификой отрасли;
  2. экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
  3. конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов

Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия

Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений

Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений

С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом “Об охране окружающей среды” установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67)

Задачи производственного экологического контроля:

  1. выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
  3. выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятия это, как правило, – руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля.

Программа экологического контроля на предприятии

На каждом предприятии должен быть организован контроль за экологическим состоянием и должна быть программа, по которой и будет работать инспектор. Благодаря такой службе предприятие может избежать многочисленных штрафов и санкций в области нарушения экологии, в результате чего удастся сохранить деньги.

Экологический контроль на предприятиях должен следить за такими объектами:

  • Системой по очистке отходящих газов.
  • Стационарными или передвижными станциями, которые могут выбрасывать вредные вещества в окружающую среду.
  • Системой очистки воды.
  • Источниками загрязняющих веществ (в их числе канализация, водные объекты и другие).
  • Промышленными помещениями – источниками образования отходов.
  • Складами, где хранятся опасные компоненты.
  • Почвой и водой, которые загрязняются по вине предприятия.
  • Зонами санитарной защиты.

Чтобы отслеживать и контролировать деятельность каждой организации, нужна специальная структура, которая будет следить за всеми пунктами, о которых говорит инструкция экологического контроля для крупных и малых предприятий. Инспектор следит за выбросами предприятия, регулярно отчитывается перед вышестоящими структурами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий