Закладка сада
Сад был заложен в первые годы XVIII столетия. Проект был разработан Иваном Угрюмовым. Именно им были установлены границы сада, создана его планировка. Под руководством Угрюмова была осушена выбранная для сада территория. Нужно отметить, что изначально она была непригодна для высаживания деревьев, так что работы по ее осушению имели огромное значение. Создавались пруды, строились каналы. Для создания твердой почвы использовалась привозная земля (ее доставляли из различных мест в очень больших количествах).
Были высажены деревья и сооружены фонтаны. В саду была построена гавань. Она была необходима для того, чтобы к саду можно было подойти на небольших судах. В настоящее время этой гавани не существует.
Вскоре сад стал излюбленным местом императора для проведения балов, здесь устраивались великолепные фейерверки. Попасть сюда можно было только по приглашению императора.
Во втором десятилетии XVIII века сад был разделен каналом на две почти равные половины. Тогда же была выстроена императорская резиденция. Появились многие другие объекты знаменитого сада — например, Большая оранжерея. Итальянским мастерам были заказаны скульптуры из мрамора: эти произведения должны были войти в число главных украшений сада. Примерно в этот же период времени для снабжения фонтанов водой стала использоваться паровая машина (ранее для этой цели применялась конная тяга).
Известно, что в саду был великолепный птичник, причем некоторые птицы находились в клетках, а другие свободно летали между деревьями. Содержались в саду и четвероногие животные.
Важным событием в истории сада стал приезд в северную российскую столицу архитектора Жана-Батиста Александра Леблона. Он считался одним из крупнейших европейских специалистов по созданию регулярных садов. Он внес многочисленные изменения в композицию Летнего сада.
Многое для украшения знаменитого сада было сделано и прославленным Бартоломео Франческо Растрелли (это было уже в 30-е годы XVIII столетия).
Фонтаны
Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.
В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.
История
Сад как летняя императорская резиденция создавался по заказу и под руководством Петра I. Реализацией проекта занимались видные архитекторы того времени, в их числе — Матвеев, Растрелли, Трезини, Леблон. В работах принимали участие талантливые садовники — соотечественники и иностранцы. Аллеи сада были украшены шпалерами — ровно подстриженными кустарниками, которые с виду напоминали зеленые стены. Некоторые постройки в Летнем саду были новыми для России, к примеру, появившийся на берегу Фонтанки грот. В летней резиденции устраивались официальные приемы и торжественные мероприятия.
В 1777 году наводнение нанесло весомый ущерб саду, к тому же в то время регулярные парки потеряли свою актуальность из-за европейского увлечения пейзажными парками. Поэтому восстановительные работы не были глобальными. В 1824 году сад пережил еще одно наводнение, после которого восстанавливался несколько лет. В XIX веке в парк для прогулок стали допускать рядовых жителей города.
Во время Великой Отечественной войны сад также пострадал, однако ценные скульптуры смогли уберечь от уничтожения. В начале 2000-х годов начали разрабатывать проекты реставрации знакового места, в 2012 году удалось завершить все работы и возобновить доступ жителей и туристов к парку.
Сергей Архипкин
Екатерининская решетка, николаевская оградка
При довольно прохладном отношении Екатерины II к Летнему саду, равно как и ко всему стилю русского барокко, вклад в восстановление и художественное развитие парка с ее стороны был серьезным. Знаменитая решетка сада строилась шестнадцать лет.
Сначала забивали сваи и укрепляли фундамент. Затем сооружали «главную красоту» – тридцать шесть колонн из красного выборгского гранита и вазы на них в виде венца. Тульские кузнецы делали прутья ограды и ворота. Все дополнялось изящными бронзовыми украшениями.
Общая длина ограды составляет 232 метра. В первоначальном виде было заложено трое ворот. Но после исторического покушения на императора Александра II на месте центрального входа построили часовню. Всю ограду в итоге перекроили, часовню в советское время разрушили, а общий великолепный художественный замысел ограды так и остался искаженным.
XIX век стал для Летнего сада своего рода общественным ренессансом. Здесь прогуливалась публика “приличного вида”. Архитектурные дополнения выполнялись постепенно и со вкусом: со стороны Мойки была установлена замечательная чугунная ограда, а у южных ворот поставили шведский подарок Николаю I – знаменитую Эльфдаленскую вазу.
К Летнему саду приложил руку сам Карл Росси. Кофейный домик на месте старого петровского грота принадлежит его архитектурному перу. Тогда же был построен и чайный домик – для равновесия.
Парк 300-летия Санкт-Петербурга
На берегу Финского залива расположился новый, но уже снискавший популярность среди горожан и туристов, Парк 300-летия Санкт-Петербурга. Открытая территория представляет собой зелёную зону площадью 54 гектаров с широкой песчаной береговой полосой, которую отделяет гранитная набережная.
Вдоль центральной аллеи, вымощенной плиткой, выстроились в стройный ряд деревья и разбиты ухоженные зелёные газоны с цветочными клумбами. Вымощенные дорожки пронизывают обширную местность. Здесь растут более 300 видов декоративных яблонь, сотни кустарников и лип.
Основными объектами парка являются фонтаны, бассейн, стилизованная колонна-маяк, большой аквапарк и бизнес-центр. Имеются зоны с аттракционами и площадками для проведения активного отдыха. Отдыхающие могут расположиться на траве либо посидеть на одной из многочисленных лавочек.
Всё вокруг поражает своей культурой и чистой. Это место, откуда можно наблюдать великолепные виды на Финский залив, наслаждаясь лёгким бризом.
Рекомендуем прочитать:
- Достопримечательности Санкт-Петербурга
- 40 лучших музеев Санкт-Петербурга
- ТОП-15 отелей Санкт-Петербурга с панорамным видом
- Как добраться до Валаама – 5 лучших способов
- Достопримечательности Кронштадта – ТОП-25 мест
- Что привезти из Санкт-Петербурга
Парк сегодня
Углубляясь в сад, мы чувствовали, что дух петровских времен не покинул это место. Многие достопримечательности сохранены или заменены современными копиями.
В парке мы были не одни. На соседней тропе проходила группа туристов, с любопытством разглядывающих статуи. Вблизи одного из фонтанов радовались школьники. В разных местах мы сталкивались со счастливыми молодоженами, которые фотографировались на память.
То там, то здесь уединившиеся жители и гости Питера просто задумчиво всматривались в окружающее великолепие. Здесь так уютно и спокойно. Кто-то сидел на скамейках «в душистой тиши между царственных лип», кто-то пил кофе в маленьком кафе.
А как было бы интересно взглянуть на сад зимой, когда аллеи припорошены снегом, или осенью, которая нарядит все здесь золотой листвой!
Решетка Летнего сада
Летний сад огорожен решеткой, которая в стихах А.Ахматовой именуется «лучшей в мире из оград». Такой эпитет вполне оправдан. Решетка летнего сада сделана из железных звеньев. Говорят, ковали их тульские мастера.
Позолоченные орнаменты расположены по всему периметру ограды.
Решетка крепится к огромным колоннам из гранита. Всего их 36 столбов. А общая длина сооружения 232 метра.
Мы казались совсем маленькими, находясь рядом с оградой парка. И я так и не смогла понять, что есть в этой решетке такого притягательного и даже магнетического, что совершенно не хочется отрывать от нее взгляд.
Скульптуры
Отдельным объектом нашего внимания стали скульптуры летнего сада, которых здесь великое множество.
Рассматривать каждую можно очень долго. Настолько каждый персонаж интересен своей эмоцией или действием.
Чего стоит только скульптура «Амур и Психея». Она одна – отдельная история, миф и судьба.
Скульптура отражает тот момент, когда, согласно мифу, Психея решилась взглянуть на своего мужа, когда он спал. Хотя этого ей делать было нельзя.
Бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря и других великих людей встретились нам по пути.
Удивило и то, что статуи Летнего сада могут запечатлеть не только человека или мифологического героя, но и нечто отвлеченное. Здесь есть такие скульптуры, как «Ночь», «Закат», «Полдень»… Надо же!
Сегодня в парке около 90 скульптур, они являются копиями оригинальных статуй, хранящихся в Михайловском замке.
Памятник Крылову
Одним из самых известных и узнаваемых является памятник баснописцу Крылову.
Мы сразу обратили на него внимание, да и бегающая вокруг детвора эмоционально реагировала при виде знакомых героев басней. Здесь и знаменитая «свинья под дубом», и ворона с лисицей, и «проказница Мартышка»…
Бронзовые фигуры животных расположены на пьедестале. Сам же памятник представляет собой фигуру Крылова: он сидит с открытой книгой в сюртуке на камне, как будто вышел, как и мы, на прогулку. На памятнике краткая надпись: «Крылову. 1855».
Что-то детское хранится в произведениях Крылова, несмотря на всю их серьезную идейность. Наверно, поэтому трехметровый памятник Крылову в летнем саду с металлической оградой расположен в середине детской площадки.
Фонтаны
Какой же парк может обойтись без фонтанов? Свежестью и прохладой веяло и от фонтанов Летнего сада, каждый из которых, как оказалось, имеет свое имя.
На первой площадке мы встретили фонтан, открытый в честь императрицы Екатерины I – «Царицын». Далее красовался «Гербовый» фонтан с резными двуглавыми орлами.
Благодаря своей форме получил название фонтан «Пирамида». «Амфитеатр», «Дельфиновый», «Фаворит» и другие водометы били своими струями и радовали глаз.
В северной части парка располагается водоем с замечательной беседкой,
а в южной — пруд с лебедями.
И еще у южного входа (или выхода) на высоком постаменте установлена огромная мраморная ваза.
Николай 1
На счету сада за долгие десятилетия было много наводнений и ветровых бурь. После них зеленый остров больше напоминал строительный объект, нежели императорский парк.
Во второй половине 1820 годов по распоряжению Николая 1 Летний сад приводят в порядок. Архитектор Карл Иванович Росси на месте Петровского грота выстраивает нарядный Кофейный домик. Действует он и по сей день.
Также архитектор полностью реставрирует Невскую ограду. Именно тогда она получила изящные калитки с веерообразными решетками.
Новым украшением сада стала огромная Эвдалинская ваза. Подарок от шведского короля Карла XIV. Ваза была установлена в 1839 году у Карпиева пруда.
Карпиев пруд
Свое название Карпиев пруд получил по той причине, потому что когда-то в этом водоеме разводили карпов. Сейчас пруд является декоративным. В нем плавают утки и лебеди. Настоящие!
Памятник Крылову
Последним добавлением, сделанным в Николаевскую эпоху, стал памятник баснописцу Ивану Крылову. Работа была выполнена скульптором Петром Карловичем Клодтом в 1855 году.
Памятник примечателен тем, что на переднем барельефе пьедестала изображены животные из басен Ивана Андреевича. Как известно, Крылов очень любил гулять в Летнем саду и отдыхать от насущных дел.
Неперспективное будущее
Никого не оставляет равнодушным Летний сад (СПб). Режим работы очень удобен как для гостей, так и для жителей города. Ворота в парк открываются в 10:00 утра. Работает комплекс до 22:00. Следует отметить, что обычно выходной день – вторник. Платить за вход не надо.
Сейчас, даже несмотря на дорогую и многолетнюю реконструкцию, ансамбль находится в плачевном состоянии. Он не способен отобразить все величие и шик времен Петра Великого. Как отмечают исследователи, раньше содержать комплекс в прекрасном виде было легче. Ведь в имперский период монархам стоило издать указ – и в город приезжали тысячи рабочих, крестьян и рабов. Власть не беспокоилась о том, в каких условиях будут жить подчиненные и какую заработную плату потребуют. О том, что сквер требует колоссальных изменений, должны рассказывать на экскурсии по СПб.
Петр Великий был заворожен роскошью европейских парков. В своих мечтах он представлял сад, что не уступит по красоте и богатству самому Версалю. Стоит сказать, желание царя сбылось.
Люблю тебя, Петра творенье!
То, о чем рассказано выше – лишь штрихи к богатому современному портрету Летнего сада. Он вмещает в себя намного больше истории, чем это дано для восприятия посетителя. Каждый из боскетов парка – отдельная тема для погружения в дух прошлого:
- Боскет «Птичий двор» — дань царской утехе. Подобные современной голубятне птичьи дворы и мини зверинцы были обязательной атрибутикой европейских дворцовых резиденций.
- Боскет «Менажерийный пруд». В переводе с французского это значит «зверинец», это место использовалось как питомник для водоплавающих.
- Боскет «Французский партер» — здесь установлен памятник Крылову, в память о мастерстве слова и эзоповской теме, обозначенной еще Петром I.
Даже зеленые штакетники, установленные для воссоздания паркового ландшафта, аутентичного петровской эпохе, не нарушают гармоничного единства Летнего сада
Они лишь подчеркивают заботу о сохранении и преемственности идеи Петра Первого о важности окружающей атмосферы для формирования городской культуры
Бережно отреставрированная Ваза Эльфдаленксого Порфира, что установлена за Карпиевым прудом, служит символом единства. Единства эпох, объединенных идеей бережного отношения к истокам национальной культуры. Стоит однажды прийти сюда вместе с детьми, чтобы был повод поговорить с ними о главном в жизни, о том, что не поддается даже разрушающей стихии и наводнениям. О ценности искусства и духовном богатстве нации.
Рождение Летнего сада
Шесть лет потребовалось первому устроителю парка Угрюмову Ивану Матвеевичу, чтобы воплотить замысел Петра Великого. За этот период, с 1704 по 1706 годы была осуществлена изначальная планировка, проведено осушение болотистой местности, укреплены почвы, оформлена парковая зона, высажены летние сорта цветов.
С 1709 года, уже после смерти Угрюмова, началось активное освоение территории. Построены фонтаны и Летний дворец. Это было место для увеселительных прогулок знати, попасть на балы, фейерверки и ассамблеи могли лишь лица по персональному приглашению Петра I.
Все идеи Петра Великого оказали большое значение на последующий облик города и общую городскую культуру благодаря необыкновенному синтезу утилитаризма и аристократизма, отличающих все его начинания. Это можно наблюдать и в истории становления Летнего сада.
Не только развлечения для знати было петровской идеей создания сада. Петр I пытался повлиять на приобщение к общеевропейской культуре представителей знати. Для этой цели был создан, например, Лабиринт Эзоповых басен. Позже он стал жертвой стихии, наводнений в 1777 и в 1824 годах, которые фактически уничтожили большую часть парковой культуры.
Как свидетельство замысла Петра I, в саду в XIX веке будет установлена бронзовая скульптура Ивана Андреевича Крылова, первая из посвященных русским литераторам от поклонников таланта. Она логично заменила скульптуру Эзопа, воплощая собой идею заботы о развитии культуры соотечественников.
Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото
В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.
Летний дворец Петра I в Летнем саду
На стенах располагаются портреты сподвижников Петра
Как добраться на метро
Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.
Перейти к карте
Александр Данилович Меншиков
Бюро-кабинет
Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове
Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец. Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.)
Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет
Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.
Спальня
Кабинет
Ветровой прибор
Немного истории
Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.
Изразцовая печь
Столовая
Нижняя поварня
Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.
Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.
Из окон открывается вид на Летний сад
Тронный зал
Верхняя гардеробная
После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.
Спальня Екатерины
Детская
Зелёный кабинет
Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.
Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.
Верхняя поварня
Главный вход
Фасад дворца
Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.
Если кратко, в целом:
- дворец с интересной исторической экспозицией;
- удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
- экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.
Реконструкция сада: городские споры
Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.
Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.
Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.
Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.
Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.
В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.
Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.
История, эпохи, времена…
По велению Петра Алексеевича парк был заложен на острове Усадица как летняя резиденция. На этом месте ранее располагалось имение шведа Конау, поэтому территория была обжитой.
Однолетние растения («летники»), которыми по началу засаживали летний сад Петра, легли в основу его названия.
Место, на котором возводился сад, имело избыточно влажную почву. Ее осушению и укреплению способствовали созданные вокруг парка водоемы. Лебяжья канавка, Фонтанка, Нева, Мойка словно «обнимают» садовое творение со всех сторон.
Строитель сада — Угрюмов Иван Матвеевич. Работу по созданию парка Летний сад он начал в 1704 году. Угрюмов занимался планировкой и мелиорацией. После его смерти работу по строительству продолжил А.В. Кикин.
С 1709 года летний сад имеет четкую структуру границ, аллей и троп. Деревья в нем подстригаются, как в Европе. Вокруг пестрят цветы, выстроен пока еще деревянный Летний дворец. Парк принимает первые балы.
После 1710 года он делится на первый и второй летние сады. В нем появляются Люстгаузы, Зеленые кабинеты, Людские покои, Большая оранжерея… Летний сад наполняется партерами, фонтанами, скульптурами и другими интересными архитектурными творениями, выполненными в соответствии с европейской модой.
С 1776 года сад начинают огораживать решеткой со стороны реки Невы. После сильного наводнения в 1777 года парк был практически уничтожен. Но восстановительные работы прошли довольно быстро и летний сад снова встречал гостей.
Царь, конечно, ограничивал доступ в свою летнюю резиденцию, сюда попадали только избранные и по приглашению. Нам же повезло больше, вход в летний сад был свободным. К платным услугам относятся здесь только аудиогид и экскурсии.
Сейчас в Летнем саду восстановлен его былой вид и максимально приближен к исторической эпохе Петра I. Жаль, что нам не удалось попасть в Летний домик Петра, так как летом 2015 года он был на реставрации.
Летний сад относится к Русскому музею, в котором хранятся оригиналы многих скульптур и статуй.
Грот и лабиринт
На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев – Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси. Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.
Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.
Как регулярность превращалась в «пейзажность»
Елизавета Петровна тоже любила петровский парк. При ней в Летнем саду проводилось множество праздников с фейерверками и новыми затеями. Ландшафт постоянно обновлялся и дополнялся. Парком занимался великий Растрелли, который выстроил для Елизаветы знаменитый Летний дворец.
Первая половина XVIII века стала историческим расцветом парка, который закончился по нескольким причинам. Во-первых, старые регулярные парки в Европе вышли из моды. Все начали увлекаться пейзажными ландшафтами со свободным расположением растительности и парковых аллей.
Второй причиной стало катастрофическое для парка наводнение 1777 года, которое разрушило фонтаны и статуи. От посадок практически ничего не осталось. Царствующая тогда Екатерина II не была поклонницей барокко, равно как и старинных увеселений с затеями. Она приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. По ее приказу началось сооружение знаменитой решетки со стороны Невы. Именно тогда Летний сад начал приобретать очертания современного пейзажного парка, к облику которого привыкли жители города.