Особенности конституции РФ. Конституция Российской Федерации

Новая система

Содержание Конституции РФ регламентирует установление режима, предполагающего существование как, собственно, самого Основного Закона, так и комплекса предписаний федерального значения. Последние формулируются в соответствии с вопросами, предусмотренными в проекте, дополняют и развивают его.

Закон считается принятым при наличии одобрения большинства от не менее 3/4 голосов общего количества членов СФ и не менее 2/3 от всего количества депутатов Госдумы. После утверждения в течение 14 суток он подлежит подписанию представителем верховной власти. Им является Президент. После этого закон обнародуется. Содержание Конституции РФ предусматривает утверждение таких законов, как, например:

  • О порядке, согласно которому осуществляется изменение статуса субъекта страны.
  • О государственном гимне, гербе и флаге и правилах их использования.
  • О судебной системе и прочих.

Положения Конституции РФ в гл. 1, 2 и 9 могут корректироваться не ФС. Для внесения изменений существует вновь сформированный орган. Им является Конституционное Собрание. При этом корректировки утверждаются при наличии одобрения решения 3/5 голосов от общего числа членов ФС и депутатов Госдумы. Принятие поправок к гл. 3-8 осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для введения конституционного федерального закона. В свою силу они вступают после того, как будут одобрены представителями органов законодательной власти не менее чем от 2/3 субъектов страны.

Особенности Конституции РФ

По своей структуре Основной Закон близок к аналогичного рода документам, традиционно присутствующим в демократических странах. В большинстве из них отражено стремление скоординировать деятельность всех уровней власти в государстве. При этом преследуется одновременно цель установить реальные приоритеты каждой ветви с учетом специфики сформированных политических отношений в определенный исторический этап становления и развития страны.

Оценивая позицию Президента, Правительства, ФС, многие политологи и юристы обнаруживают аналоги в иностранных законодательствах. Достаточно явно сходство с французской Конституцией, которая была принята в 1958 году на референдуме. Следует отметить, что ее концепция была определена в то время Ш. де Голлем. Он являлся, как известно, президентом Франции. Влияние де Голля на формирование Конституции было связано, главным образом, с необходимостью обладать значительной личной властью, которая смогла бы обеспечить выход страны из кризисного состояния, сложившегося в те годы. Тем не менее при внешнем сходстве формул власти, просматриваются достаточно явные отличия в практике их применения.

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов. 

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов. 

Структура Конституции РФ

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди­ческой силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го­сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав­ственные основы конституции и т. д. — они как бы предопреде­ляют дальнейшее содержание конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:

1)    Преамбула

2)    Раздел первый

  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • Глава 3. Федеративное устройство
  • Глава 4. Президент РФ
  • Глава 5. Федеральное Собрание
  • Глава 6. Правительство РФ
  • Глава 7. Судебная власть
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

3)    Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод челове­ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло­жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче­ских основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио­нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб­ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе­ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содер­жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото­рые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элемента­ми логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

Монозаконность

Суть Конституции РФ связана с характером формирующейся в стране государственной системы. До недавнего времени, аналогично советскому и постсоветскому периодам, развитие осуществлялось в рамках “монозаконности”. Это значит, что Конституция представляет собой единую, целостную структуру. Любые дополнения и корректировки, вносимые законом, непременно инкорпорировались и в ее текст.

Здесь стоит привести наглядный пример. В частности, можно сказать о принятии законов о дополнении и изменении Конституции 1989-93 гг. Существенные поправки были внесены в 1992 году в ходе VI Съезда народных депутатов. Такой порядок существовал вплоть до конца сентября 1993 года. Съездом народных депутатов могли вноситься дополнения и изменения посредством закона, при согласии не менее 2/3 от всего числа депутатов. Этот же порядок соблюдался при принятии решений о приостановлении действий отдельных частей Конституции, делегировании полномочий Верховному совету от СНД.

Во всей системе монозаконности, существовавшей до определенного периода в стране, имели место два исключения. В данном случае конституционным значением были наделены Декларации о суверенитете РФ (от 12-го июля 1990 года) и свободе и независимости граждан (от 22-го ноября 1991 года). Многие предписания указанных источников имели особое значение при становлении демократической государственности в стране. Свободы и права человека и гражданина, таким образом, были возведены в категорию высших ценностей общества и власти. В связи с этим они были инкорпорированы в текст Главного Закона.

Общие сведения

Действующая Конституция Российской Федерации используется всеми судами страны. На базе основного закона выстроена существующая система формирования публичной власти, действуют механизмы, предотвращающие возрождение тоталитарного режима в государстве и обществе, способствующие защите гражданской позиции от посягательств государства.

Конституция выступает в качестве подлинного источника права. Сегодня Основной Закон представляет собой один из наиболее значимых инструментов, используемых при осуществлении экономических и политических реформ, образовании рыночной отношений, гражданского общества.

Современные реалии

Сегодня, когда страна переходит к новому строю, появляется достаточно много острых конфликтов и кризисных ситуаций. Повышенную актуальность приобретает исследование и анализ социальных противоречий, проявляющихся в юридических формах в том числе. Эти явления в полной мере затрагивают и современный российский конституционализм.

Становится весьма очевидным тот факт, что степень реальности демократических принципов, провозглашаемых Основным Законом, эффективность регулирования определяются во многом глубиной его проникновения в природу конфликтов и социальных противоречий современного государства и общества.

Утверждение Основного Закона

Принятие Конституции РФ было реализовано, как выше было указано, посредством проведения всенародного голосования. До этого момента в стране действовал Основной Закон 78-го года. Новый проект был утвержден в 1993 году, 12-го декабря. Новый проект имеет свои характерные черты, существенно отличающие его от предыдущих.

Особенности Конституции РФ 1993 года в первую очередь заключены в том, что она выступает в качестве Основного Закона действительно суверенного, самостоятельного государства, а ее утверждение связано с возрождением независимости и незыблемости демократической основы. Безусловно, данный проект не обладает учредительным характером. Главы Конституции РФ не формируют нового государства – оно существовало и ранее в разных границах при различных формах правления в течение многих столетий. В Основном Законе подчеркивается идея о сохранения единства, сложившегося исторически. Вместе с этим, статьи Конституции РФ выделяют ее среди предписаний аналогичного ранга. Они отражают ее связь с новой эпохой в истории страны.

Предпосылки к созданию нового проекта

Известно, что существовавшая до 1993 года Конституция принадлежала к другому времени. Ее утвердили еще в 1978-м. Фактически она явилась “слепком” Основного Закона 77-го года. В прежнем документе была закреплена руководящая роль КПСС, недопустимость создания частной собственности и абсолютное огосударствление экономической сферы. При этом федерализм был провозглашен как принцип, однако своего дальнейшего развития он не получил. Управление государственными делами выполнялось посредством командно-административного аппарата. Имела место подмена закона “телефонным правом”, инструкцией, приказом.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации

Конституция является основным законом государства, главным источником права и конституционного права. В Конституции определяются виды других источников права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и отмены.

Конституция является единственным действующим актом, принятым посредством референдума. Она воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и тем самым отличается от иных источников права, направленных на регулирование какой-либо одной сферы общественных отношений.

Конституция устанавливает базовое правовое регулирование, необходимое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции). В соответствии с п. 2 раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции любые правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, могут применяться лишь в части, которая ей не противоречит.

Верховенство Конституции объясняет ее роль как юридической базы текущей нормотворческой и правоприменительной деятельности, основы законности и правопорядка. Обычные законы, иные нормативные и правоприменительные акты должны соответствовать Конституции, любые коллизии решаются в ее пользу. Неуклонное соблюдение Конституции должно быть эталоном для всех граждан и других лиц.

Конституция является актом не только высшего государственно-правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы в той или степени касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Конституция выступает и как способ социальной ориентации. Она закрепляет стратегические цели и задачи развития общества и государства. Сформулированные в Конституции цели общественного развития определяют генеральное направление развития системы общественных отношений, служат критерием оценки социальных процессов

Исключительно важно, чтобы Конституция и общественная практика не расходились друг с другом

Существенная особенность Конституции состоит в сложной процедуре внесения поправок. Поправки к Конституции должны приниматься Федеральным Собранием — Парламентом России в соответствии с Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Исключение составляют такие главы Конституции, как «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Для внесения поправок в эти главы необходимо созывать Конституционное Собрание. Однако созыв Конституционного Собрания, порядок его формирования и т. д. должны устанавливаться федеральным конституционным законом, который пока не принят. Когда же Конституционное Собрание будет созвано, то оно либо подтвердит неизменность Конституции, либо разработает проект новой Конституции, который примет двумя третями голосов или вынесет на референдум.

Функции Конституции

Главный закон государства оказывает влияние на все политические, общественные, экономические и правовые отношения.

Конституция выполняет ряд важных функций в управлении и устройстве страны:

  1. Политическая. Государственное устройство и форма правления страны прописаны в Конституции.
  2. Правовая. Документ – высшая форма власти, а значит, все законы и правила устанавливаются только в соответствии с ней.
  3. Гуманистическая. Ставит права и свободы всех граждан страны на первое место, отвечает за общечеловеческие нормы и идеалы.
  4. Учредительная. Устанавливает территориальное деление.
  5. Мировоззренческая. Развивает знания людей о политических и правовых отношения в государстве.

Нарушение положений Конституции карается по всей строгости закона страны.

Специфика

Особенности Конституции РФ отражают ее место в юридической системе. Посредством их выражена специфика механизма регулирования отношений в обществе. Основные особенности Конституции РФ состоят в ее преемственности, перспективности, легитимности, стабильности, верховенстве. Как выше было сказано, отдельное значение имеет и специфика порядка утверждения документа и внесения в него поправок.

Легитимный характер, которым обладает 1 Конституция РФ, заключается в том, что утверждена она была на всенародном референдуме. Он проводился впервые за всю отечественную историю. Гражданам страны бы предоставлен проект, предложенный Главой государства и одобренный на Конституционном совещании. В новом Основном Законе более последовательно, чем в предыдущих, указано на наличие субъекта – народа. Документ выступает в качестве своего рода модели регулирования современных отношений. Именно в этой связи ему присущ и прогностический характер, отражающийся в такой черте, как перспективность. Поэтому вместе с закреплением достигнутых итогов в Основном Законе фиксируются цели и стремления, выступающие задачами на будущее.

Преемственность Конституции обуславливается непрерывностью исторического становления государственного строя. Ядром в данном случае снова выступает народ, а также единство и власть. В преамбуле содержится идея преемственности. В ней выражено стремление народа сохранять исторически сложившееся государственное единство, незыблемость демократического строя

Немаловажной чертой, которой обладает Основой Закон, является его реальность. В качестве главного критерия оценки этой особенности выступает соответствие документа действительности

Если существующая ситуация и Основной Закон находятся в единстве, обеспечивая при этом соответствия предписаний экономическим и социальным условиям формирования общества, то можно без сомнения говорить о реальности документа. В отличие от предыдущих проектов, новое издание наиболее приближено к действительности.

Структура Конституции Российской Федерации

Конституция государства разделена на две части.

Основная часть включает в себя 9 глав, каждая из которых прописывает государственные принципы и определенный порядок:

  1. Первая глава называется «Основы Конституционного строя». Она состоит из шестнадцати первых статей. В них прописаны основы государственного правления, принцип территориального устройства и взаимоотношения органов власти федерального и регионального уровней. Определяет главные характеристики России: светский и социальный характер. Позиционирует РФ как правовое государство.
  2. Вторая глава – «Права и свободы человека и гражданина». Включает в себя статьи с 17 по 64. Сюда входят вопросы нерушимых прав и свобод каждого человека, вне зависимости от гражданства. Кроме того, в ней же указываются обязанности гражданина перед страной.
  3. Третья глава «Федеративное устройство» устанавливает статус каждого из субъектов федерации, их обязанности перед федеральным правлением. Статьи 65-79 подробно регламентируют устройство страны.
  4. Четвертая глава посвящена главе государства – Президенту РФ. В статьях с 80 по 93 устанавливаются функции и обязанности Президента перед страной и гражданами. В них можно узнать о правилах выборов или отстранения Президента от должности.
  5. Пятая глава называется «Федеральное собрание». В ней пятнадцать глав с 94 по 109 для описания статуса федерального собрания, правил формирования, а также основные полномочия.
  6. Шестая глава «Правительство Российской Федерации». Статьи с 110 по 117 обозначают статус органа управления, его компетенцию и главные функции.
  7. Седьмая глава сосредоточена на особенностях судебной власти и прокуратуры. Сюда входят с 118 по 129 статьи. Здесь обозначены вопросы формирования судов и описание статуса судей. Глава закрепляет специфику деятельности судов РФ, порядок формирования органов прокуратуры.
  8. Восьмая часть включает в себя всего три статьи – со 130 по 133. Она посвящена вопросам местного самоуправления, и обозначает порядок работы органов управления в каждом муниципальном образовании.
  9. Девятая глава рассматривает вопросы пересмотра Конституции. В ней статьи 134-137. Все поправки действующей Конституции обозначены четко. Никто, кроме народа, не может изменить ни одного пункта основного правового документа государства.

Вторая часть Конституции Российской Федерации содержит заключительные и переходные положения.

Соответствие современной ситуации

Говоря о том, каковы особенности Конституции РФ, нельзя не упомянуть и о ее адекватном характере. В Основном Законе отражены переходные процессы, происходящие в обществе, противоречивость его существования в целом. Статьи Конституции РФ воплощают все то, что достиг и отстаивает многонациональный народ. Это, в частности, разнообразие форм собственности, свобода экономических отношений, идеологический и политический плюрализм, конкуренция. К этому списку стоит, безусловно, отнести и признание свобод и прав гражданина и человека, самостоятельный статус системы местного самоуправления, федеративное устройство, которое основывается на равноправии и самоопределении народа. Присутствующие в Основном Законе предписания носят абстрактный характер. Это связано с тем, что их цель состоит в закреплении самого главного момента в тех или других общественных отношениях.

Основные положения и принципы

Деидеологизация

Отказ от искусственного внедрения основ социализма в политическую и социальную жизнь российского общества. Интересы государства и отдельной партии перестают считаться высшей ценностью. Высшей ценностью становятся права и свободы человека и гражданина.

Внешний и внутренний суверенитет

Внешний суверенитет: независимость РФ от воздействия других государств в её внешнюю и внутреннюю политику.
Внутренний суверенитет: власть государства ставится выше власти любой организации, существующей в Российской Федерации, и её решения должны быть обязательны для выполнения всеми гражданами.

Принцип разделения властей

Образуются три независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Их образование обусловлено необходимостью системы сдержек и противовесов для предотвращения перекоса во власти.

Юридическое равенство субъектов Федерации

Все субъекты объявляются равными по отношению друг к другу и по отношению к федеральными органами государственной власти.

Политический плюрализм

Образовывается свободное политическое пространство, в рамках которого обеспечивается многообразие политических сил и конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Свобода экономической деятельности

Закрепляется свобода рынка и предпринимательской деятельности, признается самостоятельность и равноправие экономических субъектов, обеспечивается поддержка конкуренции и защита всех форм собственности на территории РФ.

Сложный порядок изменения и пересмотра конституционных положений

Так как главной целью любой конституции является стабилизация общества, то и сама конституция становится относительно стабильным правовым документом.

История создания Конституции РФ 1993 года

В июне 1990 года перед I Съездом народных депутатов РСФСР остро встал конституционный вопрос. Члены Съезда понимали, что для перехода страны от социализма к демократии Конституция РСФСР 1978 года не подходила, из-за чего было решено заняться подготовкой новой Конституции.

Для этого была создана Конституционная комиссия при Верховном Совете, которую возглавил  председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин.

Спустя некоторое время стало ясно, что усилия Конституционной комиссии ни к чему не приводят. Слишком разное видение наилучшего устройства страны было как между народными депутатами и их председателем Ельциным, так и между ними самими, из-за чего проект Конституции, не был принят ни на первом, ни на втором съезде.

К началу 1993 г. число вариантов уже достигло десятка, однако особенно среди них выделялись только два: один из проектов Конституционной комиссии при Верховном Совете под руководством депутата О. Румянцева и проект Конституционного совещания президента Ельцина. Эти два проекта были похожи по многим пунктам, но по одному из важнейших вопросов — вопросу власти — сильно отличались.

Проект Конституционной комиссии предлагал создание парламентско-президентской республики, в рамках которой президент и парламент имели бы примерно равные полномочия и в конфликтных ситуациях могли бы уравновешивать друг друга.

Проект же Бориса Ельцина предлагал введение «суперпрезидентской» республики, в которой парламент станет фактически законосовещательным органом при президенте, а не законодательным, и в спорных ситуациях будет обязан подчиняться главе государства.

Несмотря на многочисленные попытки, выработать общий проект президенту и парламенту так не удалось, из-за чего политический кризис получил трагический исход. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий, Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов.

Так как этот указ был прямым нарушением Конституции, депутаты объявили действия Ельцина незаконным и продолжили заседание в здании Дома Советов. Стороны не признавали правомерность действий друг друга, из-за чего 4 октября последовал штурм Дома Советов и арест нескольких депутатов.

Борис Ельцин и его окружение одержали победу и остались одни на политической арене. Они спешно доработали «президентский проект» Конституции  и представили его на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

За принятие Конституции проголосовало 58,4 процентов избирателей, принявших участие в голосовании и новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня опубликования 25 декабря 1993 года.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Юридические свойства Конституции

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) легитимность, которая связана с учредительным характером конституции и обеспечивается особым порядком ее принятия, создающим возможность непосредственного выражения народом своей государственной воли; так, ныне действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;

2) всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

3) стабильность, это свойство Конституции создает условия для устойчивости системы российского права, сохранения правопорядка и законности в стране и обеспечивается особой процедурой пересмотра Конституции и внесения в нее поправок;

4) реальность, преемственность, итоговый характер и перспективность конституционных предписаний — через эту совокупность качеств Конституции реализуется ее сущность как конституционно-правовой модели общества.

Назначение и сущностные характеристики Конституции как основного источника конституционного права и всей системы российского права, содержащего и закрепляющего основополагающие конституционно-правовые нормы, реализуются благодаря ее юридическим свойствам:

1. Верховенство в системе права, высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Эти свойства Конституции РФ, необходимые для реализации доктрины правового государства, закреплены в ч. 2 ст. 4 и в ч. 1, 2 ст. 15 самой конституции и обеспечиваются специальными средствами правовой охраны конституции.

2. Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России. Это свойство обеспечивается тем, что конституция непосредственно устанавливает исходные начала основных институтов права, которые развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве, определяет основные виды нормативных правовых актов, разграничивает нормотворческую компетенцию органов государственной власти и регламентирует основы нормотворческого процесса, наконец, создает базу для систематизации законодательства.

3. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Конституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

4. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом. 
  • Федеративное устройство – равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства. 

Смотрите также:

  • Система российского права. Законотворческий процесс
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

Характеристика Основного Закона

Конституция, выполняя регулятивную функцию, призвана обеспечивать внутреннюю целостность норм внутригосударственной правовой системы. Вместе с этим она должна способствовать установлению эффективного взаимодействия с иностранными законодательными структурами. Конституция исчерпывающим образом определяет перечень основных нормативных актов. В него, в частности, входят законы о судебной системе, порядке функционирования Правительства страны при чрезвычайном положении и так далее. Всего их 14.

Конституция РФ (последняя редакция), фиксируя основные законы, круг отношений, которые они регулируют, закрепляет их центральную позицию в действующем законодательстве. Вместе с этим они приобретают особую юридическую силу. Принятие Конституции РФ осуществляется по усложненному порядку. Для одобрения Основного Закона необходимо не меньше 3/4 голосов всех членов СФ.

Усилению позиции Конституции в правовой системе страны весьма способствует и тот факт, что на нее не может наложить вето Президент. По своей структуре Основной Закон представляет собой “кодекс”. Однако это не означает, что его регулирование существующих государственно-правовых отношений можно считать исчерпывающим. В связи с этим некоторые авторы используют несколько иную формулировку, характеризующую Основной Закон, – “кодексообразный документ”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий