Парламент Великобритании: структура, порядок формирования

Предыстория

Потребность в ограничении королевской власти в Англии возникла в годы правления Иоанна Безземельного, сына короля Ричарда I Львиное Сердце.

Рис. 1. Иоанн Безземельный.

Внешнеполитические неудачи короля Иоанна и его попытка собрать больше налогов с рыцарства привели к противостоянию 1214-1215 годов. За год до своей смерти он подписал Великую хартию вольностей. Она состояла из 63 статей, которые регулировали компетенцию и права дворянства в деле сбора налогов, судопроизводства и наследственного права.

Хартия получила развитие после смерти короля Иоанна. Вскоре появились три ее редакции, 1216, 1217 и 1225 годов. Престол наследовал король Генрих III из династии Плантагенетов. Он занимал его 56 лет, что является своеобразным рекордом для британской истории. Король занимал английский престол, но языком делопроизводства был французский, а часть территории современной Франции являлась частью английских владений. Например, в 1243 году Генрих III с женой Элеонорой совершил путешествие в регион Гасконь на юго-западе современной Франции. В политике Генриха III наметился курс на авторитарный стиль правления. Высокие посты в государстве достались выходцам с континента, а Вестминстерское аббатство было перестроено в готическом силе архитекторами из Франции.

По итогам Великой хартии вольностей появился “общий совет королевства”, который ведал контролем за сбором налогов. Именно этот совет постепенно эволюционировал в парламент в ходе событий XIII века.

Рис. 2. Король Англии Генрих III.

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента – не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое – сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

  • Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
  • Наследственные пэры.
  • Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.

Замечание 4

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Палата лордов и Палата общин

Английская знать ещё не обрела светского лоска и даже привычки ежедневно мыться, а уже сильно расстраивалась по поводу монаршей власти. В «пенни» влетали войны и прочие принуждения к социально-ответственным отчислениям. Налогов в нынешнем виде ещё не было, а платить их уже не хотелось — вот и решили феодалы в начале 13-го века, что монарх должен с ними советоваться. Считается, что так возник парламентаризм — Великая хартия вольностей вводила в политическую систему «совет» из 25 баронов.

В середине 13-го века появились «оксфордские провизии», содержавшие упоминание о парламенте и вводившие само понятие. Забегая вперёд, стоит сказать, что у Ивана IV тоже был весьма дееспособный «ближний парламент» — Избранная рада (о статусе и роли которой до сих пор много спорят). Однако довольно быстро царь заподозрил ряд её членов в намерениях захватить власть.

Не только в России (которую трагедия монгольского ига откинула назад), но и во многих других странах совещательный орган тогда был сильно ограничен на язык и полномочия. Решения Генеральных штатов во Франции не имели обязывающего характера для королевской власти. В Англии парламент имел более широкие полномочия, а элитам, в целом, удавалось отстаивать свои интересы.

В 1265 году, во время Гражданской войны, собрался первый английский парламент. Дальше, как говорится, они с монархией жили долго, правда, не всегда счастливо. В 14-м веке наметилось разделение на Палату лордов и Палату общин. Все члены верхней палаты обладали именными вызовами. Система прецедентного права давала возможность, получив однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом парламента.

У династий рабочих (что, конечно, условно — крестьяне и беднота представлены не были) тоже сохранялись шансы на законотворчество. В нижнюю палату парламента делегировали по несколько представителей графств. Эта тенденция сохранялась довольно долго. Примечательно, что из-за миграции — как внутренней, так и внешней — некоторые территории были очень малонаселённые. Но так как каждому муниципальному образованию полагалось по паре своих депутатов, они тоже получали своё представительство. Например, Старый Сарум в начале 19-го века насчитывал более десятка жителей, но избиралось от него, как и от густонаселённых, по два парламентария.

В начале 20-го века Палата общин официально приобрела больший юридический вес — отныне «лорды» могли не блокировать, а только задерживать принятие закона. Сегодня наиболее влиятельна нижняя палата. Достаточно сказать, что премьер-министр и большинство министров являются представителями именно Палаты общин.

Когда низы хотят, а верхи не могут отказать, наступает политический консенсус.

С приходом к власти Вильгельма III в 1689 году был подписан акт, который сделал юридической основой страны конституционную монархию. Билль о правах стал договором между королём и английскими правящими классами. Его основные положения заключались в следующем:

1) Все законы и налоги исходят от парламента;

2) Только парламент может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;

3) Устанавливается свобода прений в парламенте, свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат;

4) Парламент определяет состав и численность армии и выделяет для этого средства.

Появились прототипы политических партий — тори и виги. С 1830-х гг. вплоть до окончания Первой мировой войны шёл процесс их трансформации в либералов и консерваторов. Позже, вместе с промышленной и «социальной» революцией, народились и обрели мощь лейбористы.

Правила прохождения законопроектов через парламент восходят к «трём чтениям». Частью процедуры они стали в 16-м веке (хотя отсчёт «официальных» законопроектов ведётся с 1327 года). А «первое чтение» являлось таковым в буквальном смысле слова: клерк зачитывал законопроект членам парламента.

«Группа лиц» может сговориться далеко не сразу. Обсуждение важных законов порой растягивается на несколько дней. Так, прения по законопроекту от 1972 года о вхождении Соединённого Королевства в ЕС заняли три дня, а проект закона 1976 года о передаче центральным правительством полномочий местным властям Шотландии и Уэльса обсуждался 32 часа на протяжении четырёх присутственных дней.

О предпосылках

Предпосылкой и основной причиной к формированию парламента в Англии стало недовольство граждан внутренней политикой Генриха III, период правления которого пришелся на середину XIII века. За ним числилось немало грехов: он был женат на француженке и покровительствовал ее соотечественникам в ущерб английской знати, ввязался в дорогостоящую борьбу за Сицилийское наследство, опирался в своих решениях на баронский совет из 15 человек, игнорируя мнение остальных.

На самым резонансным стало принятие реформ, значительно урезающих права рыцарей и горожан и повышающих налоги. Против них в 1259 году выступило огромное количество людей, включая торговцев, ремесленников, студентов Оксфорда, представителей ведущих рыцарских орденов, а также некоторых баронов.

Генрих отказался разрешать конфликт, и к 1263 году в стране разгорелась гражданская война. Восставшим удалось захватить власть в большинстве английских городов. А в мае 1264-го был схвачен и сам Генрих.

О версиях возникновения парламента в Англии

Помимо уже описанной версии возникновения, существует предположение о том, что первым органом с таким же значением были собрания, инициировавшиеся Альфредом Великим в конце IX века.

Примечание

Альфред Великий был правителем Уэссекса в 871-901 годах. Он первым в истории стал именовать себя королем Англии.

Примечательно, что сторонники этой версии настаивают на ином происхождении термина «парламент». Согласно их убеждениям, он мог появиться в результате соединения двух латинских слов:

  1. Parium, что означает «равные».
  2. Lamentum, что в переводе значит «жалоба».

Получается, что парламент — это место, где можно обжаловать какое-то решение, обсудить его с равными себе по статусу.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании – Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Корона и парламент

Развитие отношений короны и парламента всегда основывалось на конфронтации: в XIV веке она выразилась в свержении королей Эдуарда II и Ричарда II, а в XV-м — в назначении на высшие должности людей, представленных парламентом.

Постепенно сочетание деятельности короны и парламента, их взаимодействие стало считаться признаком оптимального государственного устройства. Законодательство перестало концентрироваться вокруг личности монарха: без согласия своих подданных он больше не мог утверждать новые налоги, вводить в действие политические указы.

Примечание

Концепция сотрудничества максимально точно изложена в трактате известного английского политика XV века Джона Фортескью. Примечательно, что в последующие столетия она почти не изменилась, нашла широкое распространение в юридической и политической литературе Великобритании.

Возникновение и становление английского парламента

Поскольку главной проблемой восставшие считали управление страной небольшой кучкой людей из одного сословия, назрела необходимость в создании нового органа. Захваченный король был вынужден подписать соглашение, согласно которому теперь для принятия важных государственных решений приходилось привлекать выходцев из разных сословий.

Результатом этого соглашения стало появление межсословного органа, в состав которого входили бароны, представители высшего духовенства, избранные от каждого графства рыцари и направленные каждым большим городом горожане. Этот орган и стал первым английским парламентом.

Примечание

Первое заседание вновь созданного межсословного органа состоялось в январе 1265 года в здании Вестминстерского аббатства.

Даже восстановившись во власти, Генрих III не отказался от нового органа. Сохранился он и позже: в 1322 году Эдуард II издал статут, утверждавший необходимость согласования с парламентом всех дел, касающихся состояния народа и королевства, положения короля и его прямых наследников.

В это же время в межсословном собрании зародились две группировки:

  1. Палата общин, состоящая из выбранных представителей народа.
  2. Палата лордов, представленная духовными и светскими магнатами.

Инициатором введения новых законов был король, а участники обеих палат могли выполнять функции советчиков и просителей.

Такое положение сохранялось во времена правления Тюдоров и Стюартов. Первые значительные изменения касались событий 1649 года, когда была упразднена Палата лордов, принята новая система распределения мест.

Примечание

Новая система устраняла недостаток, связанный с большим количеством депутатов от мелких городов и полным отсутствием представителей новых городских образований.

Следующим переломным моментом стал роспуск парламента Кромвелем в 1656 году, созыв нового и его последующий роспуск. В 1660 году была восстановлена Палата лордов, а 1707-й стал годом объединения английского парламента с шотландским, образования Парламента Великобритании.

Современный английский парламент

Англия для большинства развитых стран считается непререкаемым образцом настоящей парламентской республики. Главный законодательный орган государства прошел сложный путь со времен феодализма и до наших дней, сохранив свое предназначение и уникальность. Королева Англии Елизавета II является формальным главой государства, все политические решения принимаются в стенах Парламента.
Британский монарх – благородное и аристократическое лицо страны, символ нации и, по совместительству, главнокомандующий. Только царствующая особа имеет право заключать мир, объявлять войну другому государству, участвовать в международных делах. Внутренняя политика является прерогативой Парламента, членом которого фактически является королева.

Башни здания британского парламента

Величественное здание парламента с элегантной башней Виктории с одного торца и Часовой башней с другого – архитектурный шедевр, признанный в мире «типично лондонским».

В юго-западной части дворца – башня Виктории высотой 98,5 метров, в основании которой находится Вход Суверена – проем в виде арки высотой 15 метров, окруженный статуями.

В башне хранятся парламентские архивы, на двенадцати этажах – три миллиона документов. На верху чугунной пирамидальной крыши – 22-метровый флагшток. В обычные дни на пике башни развевается официальный великобританский флаг, который сменяет флаг монарха по случаю прибытия его во дворец.

В северной части дворца – Часовая башня, известная как Биг-Бен, переименована в башню Елизаветы в честь правящей королевы Великобритании. В башне Елизаветы высотой 96 метров размещаются Большие часы Вестминстера. Они показывают время на четырех циферблатах, сделанных из дымчатого стекла. В темное время суток циферблат диаметром семь метров подсвечивается изнутри.

Над часами – колокольня с пятью колоколами, колокол весом 13,8 тонн называется Биг-Бен, и это название часто употребляется в отношении башни. На верх башни ведет узкая винтовая лестница из 374 ступеней. Если при подъеме зазвенят колокола, то каменные плиты лестницы дрожат.

Посредине, над Центральным холлом – восьмиугольная Центральная башня высотой 91 метр. Задуманная как дымоход для 400 каминов, размещенных во дворце, оказалась непригодной для этой цели и с тех пор украшает дворец строгим и величественным видом.

Дымоходами служат башенки на фасаде дворца, над входом в – башня Святого Стефана, по краям фасада – Башня скипера и Башня канцлера.

Башня драгоценностей – трехэтажное здание рядом с Вестминстерским дворцом, построенное в 1365 году для хранения личных драгоценностей короля Эдуарда III. С XVI века в башне хранятся архивы Палаты лордов. Теперь башню ежегодно посещают 30 тысяч туристов. В 1987 году дворец и близлежащая церковь Святой Маргариты включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Развитие системы местного управления и правосудия

В период сословно-представительной монархии роль старых судов и собраний графств в местном управлении была сведена к минимуму, а их функции перешли к новым должностным лицам и новым видам разъездных судов, компетенция которых неуклонно расширялась.Собрания графств в конце XIII-XV вв. созывались главным образом для избрания представителей в парламент и местных должностных лиц. Они могли рассматривать споры по искам, суммы которых не превышали 40 шиллингов.

В XIII в. главой королевской администрации продолжал оставаться шериф, а в сотне – его помощник, бейлиф. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследование в случае насильственной смерти, констебли были наделены полицейскими функциями. Огромная власть шерифа со временем стала вызывать недоверие короны, опасавшейся “феодализации” этой должности, превращения ее в наследственную. После междоусобных войн в XIII в. должность шерифа стала краткосрочной и подвергалась контролю со стороны казначейства. Статья 24 Великой хартии вольностей 1215 года запретила шерифам разбирать иски короны, и с этого времени должность шерифа стала постепенно утрачивать свое значение, по крайней мере, в области правосудия.

С конца XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов. В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел (кроме убийств и особо тяжких преступлений).

В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Высшими судами “общего права” в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Суд казначейства, который первым стал записывать свои слушания (еще в 20-х гг. XII в.), был в основном специализирован на рассмотрении финансовых споров, и прежде всего споров, касающихся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб, или “общая скамья”, рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Суд общих тяжб осуществлял также надзор за местными и манориальными судами. Все дебаты в суде записывались и размножались для ознакомления заинтересованных сторон и с XIV в. регулярно публиковались. Этот суд был также местом практики для всех студентов, изучающих право.

Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая “общие тяжбы”, но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы “по справедливости”. С деятельностью этого суда было связано возникновение новых форм процесса и норм права (права справедливости).Значительную роль в отправлении правосудия приобретают большое и малое жюри присяжных заседателей. Большое, или обвинительное, жюри оформилось в связи с процедурой опроса разъездными судами обвинительных присяжных. Малое жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей, стало составной частью английского суда.

Юрисдикция манориальных судов в XIII в. продолжала неуклонно ограничиваться. Лишь немногие крупнейшие феодалы сохранили право суда по делам, подсудным короне.

Взаимоотношения светских и церковных судов по-прежнему отличались значительной напряженностью и сложностью в вопросах разграничения компетенции. В результате многочисленных коллизий был установлен принцип, согласно которому подсудность обоих видов судов определялась по характеру наказаний: только светские суды могли налагать светские наказания, например, взимать штрафы. Королевская власть постоянно пыталась ограничить компетенцию церковных судов, однако, как известно, эти попытки были наименее удачными. В конце концов, корона ограничилась использованием традиционного средства – изданием судебного приказа “о запрещении”, который издавался в каждом конкретном случае, когда церковные суды, по мнению короны, а точнее, чиновников королевской курии, выходили за рамки своей компетенции.

Нижняя палата или палата общин

Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.

Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.

Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.

Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).

Замечание 6

Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.

Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.

На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.

К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.

В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.

Вывод

В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Определение слова «парламент»

Слово происходит из французского языка: от глагола parler, что означает «говорить», и существительного ment, которое переводится как «суждение». Таким образом, парламентом можно назвать место для высказывания суждений, обмена мнениями.

Определение

Парламент — это высший законодательный и представительный орган, характерный для государств с разделением властей.

Этот орган традиционно наделяется правом принимать законы, участвовать в формировании исполнительной власти, контролировать ее.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий