Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества

Содержание

Традиционные общества очень стабильны. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «все в ней взаимосвязано, и очень трудно убрать или изменить элементы». 1

В древние времена изменения в традиционных обществах происходили очень медленно — в глубине поколений и едва замечались отдельными людьми. Даже в традиционных обществах были периоды ускоренного роста (типичный пример — изменения в Евразии в первом тысячелетии до н.э.), но даже в эти периоды изменения в современных данных были медленными и относительно возвращали общество после завершения. Статическое состояние с преобладанием циклической динамики.

В то же время издавна существовали общества, которые не были полностью традиционными. Отход от традиционных обществ обычно связан с развитием торговли. К этой категории относятся греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Великобритания и Нидерланды XVI и XVII веков. Древний Рим (до III века нашей эры) выделяется своим гражданским обществом.

Быстрая и необратимая трансформация традиционных обществ началась только в 18 веке в результате промышленной революции. К настоящему времени этот процесс заполонил почти весь мир.

Быстрые изменения и отступления от традиций могут восприниматься традиционалистами как разрушение ориентиров и ценностей и потеря смысла жизни. Адаптация к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционных людей, поэтому преобразование общества часто приводит к маргинализации части населения.

Подробнее: Научитесь играть на гитаре. Как быстро научиться играть на гитаре: практические советы.

Трансформация традиционных обществ может быть более болезненной, если разрушаемые традиции имеют религиозную основу. В то же время сопротивление переменам может принимать форму религиозного фундаментализма.

Авторитаризм может усиливаться во время трансформации традиционных обществ (либо для поддержания традиций, либо для преодоления сопротивления изменениям).

Трансформация традиционных обществ достигает своего пика с трансформацией населения. Поколения, выросшие в малодетных семьях, имеют иную психологию, чем традиционные люди.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционных обществ существенно различаются. Например, философ А. Дугин считает, что необходимо отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что традиционное общество «сильно сопротивляется», но ему «не повезло». По расчетам профессора А. Назаретяна, члена Российской академии естественных наук, для того, чтобы остановить рост и вернуть общество в состояние стазиса, количество людей должно быть сокращено в несколько сотен раз.

Классы традиционного общества

Здесь всё зависит от конкретной культуры. В Средневековой Европе, например, общество делилось на дворян разной степени знатности, духовенство и простолюдинов. Последние составляли основную массу населения, и без рядовых крестьян, солдат и всех остальных само существование страны было бы невозможным. При этом простонародье занимало низшую ступень с минимальными шансами на социальную мобильность: удачливый солдат за выдающиеся подвиги мог быть пожалован дворянским званием, а крестьянин мог выучиться на священника, пополнив собой ряды духовенства.

Посвящение в рыцари в традиционном средневековом обществе – пример социальной мобильности

В Индии разделение традиционного общества на классы в виде системы каст существует до сих пор. Всего каст насчитываются десятки, которые поделены на несколько основных групп, и социальная мобильность между ними практически отсутствует. Близкие контакты (например, вступление в брак) между выходцами из разных кастовых групп осуждаются обществами и порой приводят к опасным конфликтам. По закону кастовая дискриминация в Индии запрещена, но она по-прежнему процветает. Да и в современной Японии до сих пор подвергаются дискриминации буракумины, потомки некогда существовавшей касты бураку, низшей из всех.

В традиционном индийском обществе о социальном положении говорят знаки, которые наносят на лицо, а также одежда

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров.
Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации.
Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Жизнь в традиционном обществе

Как уже было отмечено, каждый слой традиционного общества имел свои права и обязанности. Таким образом, высшие сословия имели доступ к любым благам цивилизации, которые предоставляло общество. Они имели возможность демонстрировать свое богатство благодаря наличию роскошного жилья и одежды. Кроме того, знать нередко подносила подарки духовенству, военным, жертвовала средства на нужды города.

Средний класс имел стабильный заработок, которого хватало для комфортной жизни. Однако кичиться богатством никто не имел права и возможности. Низшие слои общества вынуждены были довольствоваться лишь малыми благами, которых с трудом хватало для удовлетворения базовых потребностей. При этом часто их права регламентировались высшими сословиями. Например, мог существовать запрет на пользование какими-либо предметами быта для бедных или употребление определенного продукта. Таким образом подчеркивалась социальная пропасть между слоями общества.

Черты традиционного общества

Кратко рассмотрим характеристику аграрного общества по сферам жизни.

Экономика

Основной чертой доиндустриального общества в сфере экономики является натуральное хозяйство, при котором производство ориентировано на удовлетворение собственных нужд.

  • Главным фактором производства является земля.
  • Основная масса населения занята в сельском хозяйстве.
  • Аграрное общество характеризуется ручным трудом с применением примитивных орудий труда.
  • Земля и средства производства принадлежат общине (в период первобытности) или государству (при феодализме).
  • В отличие от индустриального общества, которое характеризуется быстрым развитием экономики, в традиционном обществе сфера хозяйственных отношений почти не меняется.
  • Большая часть населения живёт в бедности.
  • Жизнь людей напрямую зависит от природно-климатических условий.

Политика

  • Чаще всего в аграрном обществе господствует абсолютная монархия. Определение направлений внешней и внутренней политики сосредоточено в руках правителя и небольшой группы приближённых к нему людей. Мнение народа при этом не учитывается.
  • Власть правителя опирается на религию или сильную армию.
  • Отсутствует понятие прав и свобод личности.

Рис. 2. Фараон.

Социальная сфера

  • В традиционном обществе существует чёткая сословная иерархия.
  • Положение человека в обществе зависит от происхождения и не меняется в процессе жизни (низкая социальная мобильность).

Духовная сфера

  • С рождения человеку внушаются ценности, переходящие из поколения в поколения. Традиции и обычаи лежат в основе мировоззрения.
  • Проявление индивидуальных свойств личности не поощряется. Главным является коллективизм.
  • Отношение к религии зачастую имеет фанатичный характер.
  • Развитие науки подавляется господствующими в обществе установками.
  • Образование могут получить только знатные люди.

Рис. 3. Школа в средневековой Европе.

Менталитет человека доиндустриального общества существенно отличался от представлений современных людей. Жители общины с рождения и до смерти жили в одном и том же месте. Отсутствие развитых торговых связей и скоростных средств передвижения приводило к тому, что поездка за 50 км воспринималась человеком того времени как путешествие на край света, где обитают чудовища и подстерегает множество опасностей.

Что мы узнали?

Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество — это общество, в основе которого лежат обычаи и традиции. Оно имеет свои отличительные черты в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни, которые можно перечислить в сообщении или докладе.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Какое общество — традиционное? Признаки и черты

Экономика традиционного общества:.

Основным производственным сектором является сельское хозяйство.

Основной производимый продукт — это продукты питания.

Производство основано на физическом труде.

Распространена экономия на проживании.

Закрытая социальная структура, низкая социальная мобильность.

Доминируют отношения родства, «семейные» структуры.

В стране существует монархическое правление, а власть является наследственной.

Политическая свобода отсутствует, а власть авторитарна.

Преобладают традиционные религиозные ценности.

Коллективизм сводит на нет индивидуализм.

Признаки традиционной экономики

Первая характеристика традиционной экономики — низкий уровень технологического развития производства. Это обуславливает низкую производительность труда. Натуральное хозяйство свойственно экономической системе этого типа. Развитие технологии производства разрушает фундамент традиционной экономики.

Характерными чертами являются слабые экономические связи между поселениями. Это мешает устойчивому экономическому развитию, а так же заставляет всех членов традиционной общины заниматься тяжелым физическим трудом. К признакам относятся и сами общины, являющиеся условием выживания больших групп людей, но тормозящие прогресс.

В экономике данного типа не развита торговля. Низкая производительность труда не оставляет общине излишков, которые можно продать. Торговые связи не только с иностранцами, но и с соседними поселениями очень слабы. Это усугубляет проникновение в экономику технологий и закрепляет укоренившиеся порядки. Страны с экономикой, изолированной от остального мира, развиваются медленнее.

Социальный и экономический застой — отличительные черты традиционной экономики. Общества, где доминирует данная система, развиваются очень медленно, либо не развиваются вообще. Если сообщество изолировано от внешнего мира и других поселений, оно может сохранять свой уклад столетиями. Пример из истории, в каких странах это приводило к катастрофе — сообщества коренных жителей Америки и Африки.

Застой сперва обуславливается экономическими причинами, а потом закрепляется системой неформальных институтов, составляющих совокупность традиций и обычаев общества. Их характеристикой является догматичность, неспособность приспосабливаться под меняющиеся условия и строгость исполнения. Традиции решают, кого наделять политической властью, и в чью пользу распределять экономические ресурсы.

При традиционном экономическом укладе преобладает аграрный сектор в структуре производства. Продукты питания являются основной ценностью для таких сообществ, потому что производительность труда едва позволяет им прокормить себя, а низкий уровень развития технологий при растущем населении рождает проблему голода.


Основные характеристики традиционного общества

Традиционные общества Востока

В настоящее время именно в странах Ближнего Востока и Южной Азии сохранился традиционный общественный уклад. Эти культуры очень медленно принимают любые изменения, или же отторгает их вовсе. Именно поэтому жизнь в некоторых уголках этих регионов практически не изменилась за последние сотни лет.

Традиционное общество Востока

Впрочем, с развитием современных технологий и сюда начинают проникать свежие идеи. Образованные люди, повидавшие мир и много знающие, обретают новый взгляд на традиционное общество, частью которого они являются. Взгляд этот может быть как положительным, так и отрицательным, но большой роли это всё равно не играет – устоявшиеся традиции удерживают каждого отдельного индивида в определённых рамках и не оставляют ему большой свободы действий.

Патриархальная семья признаки. Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки

По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.

Патриархальная семья — это семья, где домашние обязанности выполняет в основном женщина, а ответственность за семью и основная власть принадлежат мужчине. Греческое слово патриарха́т означает «власть отца».

Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).

Признаки патриархальной семьи

  • Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него

Мужчина — носитель власти и морального авторитета в семье, он принимает решения

Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство

Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки

Матриархальная семья — это семья, где основная власть и ответственность принадлежат старшей женщине, другие члены семьи зависимы от нее.

Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.

Понятие «традиционное общество» и особенности восточного феодализма

Новое время для Европы и Северной Америки стало периодом складывания капиталистических отношений. В странах же Азии и Африки продолжало существовать традиционное общество. Восточные цивилизации роднило то, что общество опиралось на обычаи и традиции. Некоторые ученые приравнивают существовавшие социальные отношения к феодализму.

В ряде цивилизаций Азии сложились своеобразная система государственного управления, земельных отношений и общественная иерархия, основанные на отношениях господства-подчинения. Значимую роль в традиционном обществе играла религия.

Одним из главных различий западноевропейской и азиатских цивилизаций периода Нового времени было существование в последних государственной собственности на землю. Главным собственником всех земель там, как правило, выступало государство в лице верховного правителя. Поэтому наиболее распространенной формой земельных отношений на Востоке было условное землевладение. Правитель наделял землей своих вассалов на определенных условиях — например, за несение военной службы. Условное землевладение принимало разные формы.

На территории Османской империи и в государстве Великих Моголов продолжала действовать распространенная в мусульманском мире форма условного землевладения, известная как военно-­ленная система.

В Китае еще с Раннего Средневековья утвердилась государственная надельная система. Все крестьяне были наделены примерно одинаковыми земельными участками, которые время от времени перераспределялись. За пользование землей нужно было выполнять для государства повинности — ​отдавать часть урожая в казну и трудиться определенное количество дней на государственных работах. Большие земельные наделы с крестьянами получали многочисленные чиновники и знать. Крестьяне, работавшие на таких землях, отдавали часть урожая не государству, а владельцу земли. Владения чиновников не были их собственностью, а давались на время службы и считались государственными. Крупные землевладельцы фактически имели не столько право на землю, сколько право на получение части дохода от нее.

Однако с течением времени все больше земель попадало в частные руки. Этому процессу с разной степенью успеха противодействовали правители. В Османской империи переход земли в частную собственность привел в конце XVI в. к упадку военно-­ленной системы. В Китае же, когда бо`льшая часть земель перешла в руки крупных землевладельцев, государство взяло на себя роль главного распределителя доходов. Императорская власть обязала крестьян отдавать часть своего урожая не только землевладельцу, но и в государственную казну.

Отрывок, характеризующий Традиционное общество

последнее времяумные женщиныумные речираскрытое сердцедушевной работы

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы – исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

Современное состояние патриархальной семьи

В постиндустриальном обществе патриархальная семья практически перестала существовать. Это связано с эмансипацией женщин, возможностью зарабатывать деньги самостоятельно, быть экономически независимой от мужчины. Из-за этого изменились нормы брака и функции, которые супруги выполняют в семье. Отношение детей к родителям также изменилось. Все чаще старшие члены семьи сталкиваются с неуважением.

С другой стороны, развитие и изменение общественных устоев вывело на первый план роль отдельной личности. Каждый человек стал более ценным независимо от окружающих его людей, у каждого появилась возможность добиться того, чего хочет именно он. Сегодня индивидуум посредством своей деятельности может изменить собственный социальный статус, что еще несколько столетий назад было невозможно.

Индустриальное общество и его отличительные черты

Индустриальным является общество, которое сформировалось благодаря индустриальному процессу, развитию машинного производства, появления соответствующих форм трудовой организации и использования результатов научного и технического прогресса. Определяется по уровню развития аграрного сектора.

Отличительные черты от традиционного заключаются в направленности прогресса на промышленный сектор и на развитие:

  • массового производства машин с автоматизацией,
  • научного сектора и превращения его в социальный вид института,
  • массового вида культуры,
  • класса людей, расширенных семей,
  • прав со свободами граждан.

Оно основывается на машинном виде производства и фабричном виде трудовой компании. Основным структурным компонентом считается экономический сектор.

Общие признаки:

  • устремление к развитию экономики,
  • удовлетворение социально-экономических потребностей,
  • также нацелено на процесс адаптации и эмпирического массового принятия решения.

Постиндустриальное общество и его особенности

Постиндустриальным либо информационным обществом называется то, которое основывается на усовершенствованных технологиях и информационном виде производства.

Если выделить присущие ему черты, то характерными являются:

  • направленность на улучшение сферы услуг,
  • профессиональный вид социального деления,
  • применение новых технологий,
  • создание партнерских семей,
  • процесс осуществления научно-технического вида революции,
  • процесс экономической глобализации,
  • также характерно для него то, что информация воспринимается как единица товара.

Признаком постиндустриального общества является пятидесятипроцентная направленность увеличения производимости сельского хозяйства с промышленной продукцией. Сфера услуг занимает оставшуюся половину.

Главным фактором развития его является теория с информацией. Оно ориентируется на будущее, и основным фактором принятия решений является моделирование с аналитическими методами. Коммуникация происходит по типу от человека к человеку. Ведущей технологией является умственная. Ручной труд и машинные технологии не являются ведущими технологиями.

Постиндустриальное общество является открытым и закрытым:

  1. Закрытое имеет статичную социальную структуру. В нем ограничено мобильное получение информации, преобладает традиционалистический вид получения информации и постепенно происходит развитие высоких технологий либо они вовсе отсутствуют. По идеологическому направлению авторитарное.
  2. Открытое имеет быстро развивающуюся социальную структуру, большую социальную мобильность. В нем отсутствует государственный вид идеологии. Также способно к научно-техническому прогрессу и плюрализму.

↑ Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество

Общества, которые в процессе своего исторического пути находятся на низком уровне экономического развития, в обществоведении называются доиндустриальные или традиционные (аграрные).

Традиционное общество — доиндустриальная ступень исторического развития общества. Такое общество основано на натуральном хозяйстве и ручном труде, характеризуется сословной иерархией и решающей ролью церкви и армии в социальной и политической жизни общества.

Особенности традиционного общества:

Господство натурального хозяйства.

Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты.

Примитивный уровень техники, требующий применения мускульной силы.

Человек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколений методами, а его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности

Господство государства над обществом и общества над личностью, главные институты – церковь и армия

Жесткая иерархическая стратификация общества (деление на касты, сословия). Монополизация политической власти в руках узкой группы (касты, клана, семьи).

При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община.

Отсутствие письменности или ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов).

При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык — на Ближнем Востоке, китайская письменность — на Дальнем Востоке). Передача знаний, традиций, обычаев осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях, а также «разорванность» культурного поля этноса. Например, в монархической России культура дворянства не имела ничего общего с культурой народной.

Вопросы

1. Охарактеризуйте традиционное общество Востока. Оформите свой ответ в виде синквейна.

2. Назовите формы условного землевладения в странах Востока в раннее Новое время. В чем их особенности? Ответ оформите в виде таблицы.

3. Определите особенности поземельных отношений, сложившихся в Японии.

4. Используя текст пункта «Основные политические центры на Востоке: Османская империя (Турция), Индия, Китай и Япония», назовите особенности восточного феодализма. Чем он отличался от западноевропейского феодализма? Оформите свой ответ в виде схемы (ментальной карты, гекса).

5. Как изменилась китайская модель управления с установлением маньчжурского господства?

6. Назовите не менее двух положительных аспектов политики самоизоляции Китая и Японии. Определите отрицательные стороны этого процесса. Объясните свой ответ. 

6–1. Назовите по три важных события из истории Индии, Китая, Японии и Османской империи в XVI–XVIII вв. Почему именно эти события вы выделили? Составьте синхронистическую таблицу.

 7. Используя хронологическую таблицу в начале раздела, назовите по три главных события истории Индии, Китая, Японии и Османской империи в XVI–XVIII вв. При помощи коллекций виртуальных музеев и других ресурсов сети интернет подберите к ним иллюстрации. Определите, как эти события повлияли на ход истории.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий