Три ветви власти
Открытый источник
В любой современной стране соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. С точки зрения законодательства, это касается и РФ.
Каждая из этих ветвей независимая. Это означает, что судебная власть, например, может блокировать решения исполнительной или законодательной. Например, в суде можно оспорить определенный законодательный акт, который, например, не соответствует Конституции.
А если говорить о разновидностях, на которые могут разделяться ветви власти, то это государственные и региональные. Их следует рассмотреть более подробно. К первым относятся следующие госорганы:
- Федеральное Собрание. Это парламент. В России он двухпалатный и включает Совет Федерации и Государственную Думу. Это – главный орган законодательной ветви.
- Если говорить об исполнительной власти, то ее органом является Правительство РФ. Его главой является Председатель Правительства. Он также известный, как премьер-министр. Также сюда входят такие государственные органы, как Министерства России, государственные службы и агентства, управляемые Президентом либо подведомственные, на деятельность которых непосредственно влияет Правительство.
- Верховный Суд РФ, Конституционный суд, ряд других судов – примеры типичных представителей судебных властных органов.
Региональными являются такие, которые принадлежат субъектам Федерации. Для них также характерно разделение на законодательные, исполнительные и судебные.
В основу принципа разделения ветвей власти заложена самостоятельность законодательных, исполнительных и судебных органов. Одна ветвь не должна влиять на другую. Полномочия каждого государственного учреждения должны быть четко определенными, и он не может выходить за их рамки. Иначе появляются основания для его роспуска.
Глава государства – это Президент. Его задача – выполнять роль гаранта исполнения Конституции, согласно основному закону государства.
Полномочия
Что касается полномочий, то органы исполнительной ветви власти могут создавать отдельные территориальные органы, направленные на то, чтобы осуществлять деятельность на местах. Помимо этого, они получают право назначения должностных лиц.
Федеральные органы имеют право часть функций отдавать субъектам, если это не вступает в противоречие Конституции и законам страны.
Государственные органы получают право формировать органы местного самоуправления. Также они могут назначать и увольнять чиновников местного уровня в том порядке и в случаях, которые регулируются федеральным законодательством.
Федеральное Собрание, а также правительство могут вносить предложения о поправках и пересмотре основного российского закона. Тем не менее, ее изменение – непростая процедура, которая требует большого количества голосов.
Структура верхней палаты
Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ” от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда – 30 лет. Срок его постоянного проживания в России – 5 лет минимум
Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной
В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации – вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей) Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой. Получить гайд
Органы законодательной власти
В Российской Федерации по Конституции 1993 года (с поправками 2020 года) органы законодательной власти подразделяются на две категории: федеральные и региональные.
На федеральной уровне она осуществляется двухпалатным парламентом — высшим органом законодательной власти в рф является Федеральное собрание. Нижняя его палата — Государственная дума — избирается на 6 лет путем прямых, тайных выборов на альтернативной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата — Совет Федерации формируется Президентом — по два представителя от каждого региона.
Законопроект сначала поступает в Госдуму, там проходит 3 чтения. Если он одобрен, то поступает в Совет Федерации и если утверждается им, то далее идет на стол к Президенту. Президент вправе отклонить законопроект и не подписать его — вернуть в Госдуму. Если три раза вернет, последняя имеет право объявить ему вотум недоверия, а он, в свою очередь, может ее распустить и назначить перевыборы.
Полномочия Совета Федерации описаны в статье 102 Конституции РФ:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий и пр.
Полномочия Госдумы согласно 103 статье Конституции РФ:
- утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации <*>;
- утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации <*>;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <17>;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации <*>;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности <*>.
Поделиться в соц. сетях
Основные характеристики органов государственной власти
Как и любая другая система, эта должна обладать определенными отличительными особенностями, которые позволят ей иметь определенный статус в социальной жизни страны. Главными особенностями органов управления РФ являются:
- Наделение властными полномочиями на государственном уровне. Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
- Действуют и основываются в установленных государством рамках. Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
- Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
- Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России.
Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них – по формированию личного состава. Он, в свою очередь, состоит из нескольких разделов:
- Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
- Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
- Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.
Рис. 1. Система органов государственной власти Российской федерации
Суть
Конституции современных государств как правило выделяют законодательную ветвь власти. Соответственно ее осуществляют парламенты. Однако при этом основные законы предполагают делегирование законодательных полномочий в ряде случаев Правительству, либо референдумам и плебисцитам.
Так, например, в 2020 году в России были приняты поправки в Конституцию. Именно поэтому существуют смешанные формы правления: полупрезидентская (Россия, Франция), или полупарламентская. Это неким образом, конечно, противоречит концепции разделения властей.
Между тем, в западных демократиях запрещено делегирование законодательных полномочий органам исполнительной власти в части, касающейся прав человека и гражданина.
Как правило, законодательная власть осуществляется выборными представительными органами. А при рассмотрении нового законопроекта обязательно коллегиальное принятие решений по его изданию. Ведь законотворческий процесс должен учесть интересы всех граждан. Именно поэтому в парламенте создают разного рода комиссии для обсуждения той или иной законодательной инициативы.
Также законодательная власть осуществляет и контрольные полномочия. Так парламенты разных государств осуществляют парламентский контроль правительства, финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования.
К признакам этой ветви власти относят: выборность (на альтернативной и тайной основе), сменяемость, гласность, коллегиальность принятия решений.
Таким образом, эта власть как никакая другая является лакмусовой бумажкой на присутствие в государстве подлинно демократических начал.
Многие даже говорят, что законодательная власть — это сердце государства, власть исполнительная его мозг.
Фото. Заседание Конгресса США
Структура
Парламент представляет собой коллегиальный избираемый либо частично назначаемый орган. Он представляет суверенитет всего населения страны, выражает его волю в форме законов. В структуру парламента входят следующие высшие органы законодательной власти Росссии: Совет Федерации и Госдума. При этом последняя выступает как представитель всего народа страны. В СФ отражается федеративный характер государственного устройства. Парламент – постоянно действующий институт. Он выступает как единый организм. Однако это не означает, что высшие органы законодательной власти РФ, входящие в него, действуют вместе. Конституция устанавливает, что заседания СФ и Госдумы проходят раздельно. Вместе с этим указанные палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий главы страны, КС, а также докладов представителей зарубежных держав.
12.2. Администрация Президента
Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.
Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.
Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады;обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.
В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.
За время существования структура и состав Администрации Президента многократно менялись. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации.С 14 ноября 2005 года Руководителем Администрации Президента являетсяС.С.Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утвержденаУказом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года.
В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех семи федеральных округах.
К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 12 управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента.
В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.
Администрация Президента – государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.
Исполнительная власть
Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти. Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права. В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:
- Министерства.
- Комитеты.
- Департамент.
- Главное управление.
- Федеральные агентства и службы.
Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации
Признаки исполнительной власти
- Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
- Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
- Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
- Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
- Непрерывность действий и распорядительный характер.
- Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
- Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
- Административный контроль над деятельностью граждан.
- Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
- Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.
Досрочное прекращение полномочий органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ
Региональные представительные органы субъектов РФ выполняют свои полномочия на протяжении всего срока избрания. При этом законодательством четко прописаны ситуации, при которых предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий регионального парламента. К основаниям, влекущим за собой досрочное прекращение полномочий региональных парламентов, входят:
- решения регионального парламента о самороспуске;
- роспуск решением высшего должностного лица соответственного органа по причине принятия региональным законодательным органом законодательных актов, которые противоречат положениям Конституции и федерального законодательства России;
Замечание 3
Противоречия устанавливаются исключительно в судебном порядке, а роспуск соответственного органа возможен, если последний не устранит выявленные противоречия на протяжении 6-ти месячного срока с момента вступления в силу соответственного судебного решения.
вступление в силу судебных решений, фиксирующих неправомочность действующих составов региональных законодательных органов или сложения своих полномочий депутатским составом.
Представительные органы также могут быть распущены решением Президента России в результате не отмены принятых незаконных актов и отсутствия реагирования на вынесенное предупреждение со стороны Президента. Если на протяжении 3-х месяцев с момента вступления в силу судебного решения законодательным органом не приняты меры по отмене незаконного акта Президент РФ вносит в Государственную Думу РФ на рассмотрение законопроект о роспуске соответственного представительного органа. Рассмотрение законопроекта Госдумой происходит в 2-х месячный срок. После того как закон вступает в силу, полномочия соответственного законодательного органа прекращаются. В результате досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в период не более 120 календарных дней с момента прекращения полномочий.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Функции и полномочия законодательного органа власти субъекта РФ
Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют следующие полномочия:
- принятие текста конституции субъектов РФ и соответствующих поправок;
- законодательное регулирование предметов, находящихся в ведении субъекта или совместном ведении субъекта и РФ;
- заслушивание отчета высшего должностного лица соответственного субъекта РФ по проделанной работе и по вопросам, которые поставлены региональными парламентами;
- иные полномочия, обозначенные положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.
Законодательный орган субъекта Российской Федерации является правомочными только в случае избрания в 2/3 состава. Организационный порядок регионального парламента прописывается в его регламенте. Из числа депутатов представительного органа избираются председатели и их заместители, в компетенцию которых входит руководство деятельностью и осуществление внешнего представительства.
Региональные законодательные органы функционируют постоянно несмотря на работу в сессионном графике. Работы, касающиеся предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению в парламенте вопросов, относится к компетенции постоянных, временных комиссий и/или комитетов. Заседания, проводимые региональными законодательными органами, считаются правомочными только в случаях присутствия не менее ½ от общего числа избранных представителей. Заседания региональных законодательных органов субъектов РФ проводятся как правило раз в месяц, но не реже одного раза в квартал. В основном заседания региональных парламентов являются открытыми, но законодательно предусмотрена возможность и порядок закрытого режима проведения парламентского заседания. Документы нормативно-правового характера региональными парламентами принимаются в виде законов и постановлений.
К вопросам, по которым законодательная деятельность является обязательной, относятся:
- составление и утверждение статей бюджетов субъектов РФ;
- формирование и утверждение проведения местных выборов;
- вопросы регионального развития в социальной и экономической сфере;
- вопросы регионального налогообложения;
- составление и утверждение бюджетов внебюджетных гос. фондов, находящихся на территории соответственного субъекта РФ;
- вопросы договорной деятельности субъектов РФ;
- вопросы референдума, выборов в региональный парламент, выборов и отзыва высшего должностного лица соответственного региона;
- вопросы об административном и территориальном устройстве субъекта РФ;
- иные вопросы из перечня полномочий, обозначенных положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.
Путем принятия постановлений происходит реализация внутренних организационных полномочий, а также полномочий представительных органов субъектов РФ учредительного и кадрового характера.
Пример 3
С помощью постановлений происходит утверждение парламентского регламента; назначение и освобождение от должности должностных лиц соответственного субъекта РФ; утверждаются территориальные изменения; назначаются выборы должностных лиц.
Проверка соблюдения и выполнения принятого региональным парламентом законодательства, исполнение бюджетных статей и контроль за соответствие установленному порядку по вопросам распоряжения собственностью субъектов РФ имеют важнейшую роль в процессе функционирования законодательного регионального органа власти.
Судебная власть
Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:
- Уголовное.
- Административное.
- Гражданское.
- Конституционное.
Рис. 5. Судебная власть Российской ФедерацииМетод наказания зависит от степени тяжести нарушения.Данный тип власти основан на действии двух основных частей:
- Конституционный суд РФ. Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
- Верховный суд РФ. Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.
В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:
- Устройство судов.
- Лица, способные представлять суды.
- Финансирование правосудия.
- Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.
Рис. 6. Прокуратура Российской ФедерацииВ свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:
- Суды общей юрисдикции. Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
- Конституционная юстиция. Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
- Арбитражные суды. Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник – президент.Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.
Органы законодательной власти субъектов РФ
В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках – свои небольшие парламенты, а в краях – краевые органы законодательной власти.
Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.
Органы законодательной власти субъектов РФ и их структура
Высшими и единственными органами законодательной власти, избираемыми населением соответствующих регионов, являются государственные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
Важность непрерывной деятельности в законодательной сфере на региональном уровне регионов обусловлена современными политическими и правовыми реалиями, а также необходимостью эффективного гос. управления
Исходя из этой потребности федеральным законодательством установлено обязательство по формированию действующих на постоянной основе законодательных органов во всех без исключения регионах.
Организация и функционирование местных представительных органов регламентируется положениями их конституции, устава и законодательства. Субъекты РФ обладают правом на самостоятельное определение необходимой численности депутатов, структуры и наименования представительного органа на основе исторических, национальных или других традиций.
Региональные законодательные органы власти разных субъектов РФ имеют различные названия. Термин «парламент» присутствует в названии многих законодательных органов регионов несмотря на отсутствие в федеральном законе прямого указания об использовании в наименовании представительных органов субъектов такого термина.
Пример 1
Высшие законодательные органы республик Северная Осетия – Алания, Татарстан, Марий Эл и других именуются парламентом.
Также названия законодательных органов некоторых регионов отражают их законодательную функцию.
Пример 2
Высшие представительные органы Краснодарского края, Калужской области и других регионов в названиях имеют формулировку «Законодательное собрание».
В некоторых регионах, которые были созданы на основе национального признака, использованы традиционные или же этнические обозначения авторитетных представительных органов, к примеру: Народный, Великий хурал или Курултай.
Замечание 1
В 2010 году положениями федерального закона введен запрет на использование в названии законодательного органа субъекта РФ словосочетаний, являющихся основой в наименовании государственных органов власти на федеральном уровне.
Большинство представительных органов субъектов РФ, за редким исключением, характеризуются однопалатной структурой. Двухпалатная структура присутствует, к примеру, в Законодательном собрании Свердловской области и в Великом хурале Республики Тыва. Количество избираемых депутатов в представительных органах различных регионов отличается. (Среднее количество депутатов находится в диапазоне 40 – 60 чел.). Количество мест в региональных парламентах начиная с 2010 года рассчитывается исходя из общей численности избирателей в регионе. В регионах с населением меньше 0,5 мил. Человек количество депутатов должно быть в пределах 15 – 50 человек, а в регионах с населением более 2 млн. человек – 45 – 110 человек. Депутаты законодательного органа субъекта РФ избираются с помощью тайного голосования, основываясь на принципах всеобщности, равенства и прямого избирательного права на срок не более чем 5 лет. Самым распространенным сроком, на который избирается региональный парламент, является срок в 4 года.
По состоянию на сегодня, федеральным законодательством установлены стандартизированные требования, касающиеся выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Формирование 1/2 депутатского состава в региональном парламенте происходит через выборы по пропорциональной системе. Право на установление минимального проходного барьера, необходимого для участия в распределении мандатов с 2006 года отведено субъектам РФ.
Замечание 2
Минимальный проходной барьер не должен превышать 5% от числа избирателей, участвовавших в голосовании.
Чем занимается Совет Федерации?
Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:
- назначение даты выборов президента РФ;
- снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
- утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.
Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:
- руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
- судей Конституционного и Верховного судов;
- российского генерального прокурора и его заместителей.
Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.