Содержание договора
В том случае, если стороны не смогли договориться о заключении договора сервитута, но без такого обременения обойтись невозможно, все условия соглашения установит суд, на основании решения которого впоследствии будет сформирован текст договора.
Договор об установлении сервитута регулируется Гражданским Кодексом, так как сам сервитут может быть установлен только в соответствии с требованиями этого нормативного акта, именно по этой причине он имеет классическую структуру договора о заключении того или иного соглашения:
- Преамбула, в которой указываются стороны соглашения (а в том случае, если одной или обеих сторон выступают представители по доверенности, то отражается также и эта информация).
- Предмет договора, в котором прописывается порядок установления сервитута, а также в каких целях это происходит; Размер платы за сервитут (который должен быть рассчитан заранее, до заключения такого договора).
- Права и обязанности сторон.
- Обстоятельства непреодолимой силы и порядок действия сторон при их наступлении.
- Реквизиты и подписи сторон.
Однако, несмотря на подчинение текста договора классической структуре, принятой в гражданском законодательстве, вопрос о том, какие существенные условия должны быть отражены в этом договоре, до настоящего времени остается открытым, а примерный перечень таких условий составляется в каждом конкретном случае индивидуально, с использованием существующих административных актов, которые отражают государственную волю об установлении сервитута.
К таким существенным условиям будут относиться:
- Кадастровые данные на объект недвижимости (они предоставляются стороной-владельцем для упрощения идентификации участка).
- Сведения о формируемом обременении с указанием размеров объекта недвижимости или его частей, которых такое обременение коснётся.
- Информация о том, в каких целях формируется обременение, а также на какой срок оно будет установлено.
- Порядок расчетов за использование сервитута между сторонами соглашения (если установление такой платы было определено при формировании договоренностей).
К тексту договора могут быть составлены приложения, в которые включаются:
- Кадастровые документы на участок (они позволяют не только полностью идентифицировать конкретный надел, но и установить тот масштаб обременения, который будет установлен).
- Схема и описание порядка эксплуатации земельного участка в форме его обременения (то есть указание на плане участка той территории, которая будет использоваться заинтересованным в сервитуте лицом, а также расшифровка того порядка использования, который стороны договорились установить).
- Расчёт стоимости сервитута (в виде конкретной математической формулы или в виде отчета об оценке сервитута, подготовленного специалистами специально аккредитованных для этого организаций).
Для того, чтобы такое свидетельство регистрации было получено всеми заинтересованными сторонами, необходимо предоставить следующий пакет документов:
Заявление о регистрации сервитута, составленное от лица как владельца обремененного имущества, так и от инициатора установления сервитута, выступающего заинтересованным лицом;
Договор сервитута, подписанный с обеих сторон, в трех экземплярах – по одному для каждой из сторон, и один остается в архиве.
Квитанция об оплате госпошлины за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость (сумма госпошлины для физических лиц составляет две тысячи рублей за каждое изменение информации в этом реестре).
Все документы принимаются у заявителей с обязательным составлением расписки, в тексте которой содержится опись всех предоставленных материалов, а также указывается информация о дате приема и регистрации заявления.
Установление собственниками помещений МКД ограниченного пользования земельным участком
Установление ограниченного пользования не является сервитутом, не требует государственной регистрации, однако его часто путают с сервитутом. Наиболее часто складывающаяся ситуация — возможность огородить территорию земельного участка МКД от доступа третьих лиц.
Если участок не ограничен сервитутом (например, отсутствует право прохода через данный участок), установление мер по охране и пропускному режиму на территорию МКД вполне допустимо. Проблема зачастую связана не с самой возможность установления, а с позицией собственников нежилых помещений, которым для ведения предпринимательской деятельности важен свободный и беспрепятственный доступ клиентов к их помещениям.
В качестве примера приведем одно из дел, в котором была разрешена указанная ситуация:
Общим собранием собственников помещений МКД было принято решение о том, что в целях безопасности, сохранности общего домового имущества и благополучного санитарного состояния дворовой территории круглосуточно должны быть закрыты ворота и работать домофон с ограничением доступа на дворовую территорию третьих лиц. Предприниматель парикмахерской, расположенной в МКД, полагал, что установление такого ограничения существенным образом нарушает его права и мешает осуществлению предпринимательской деятельности. Однако суд указал на недоказанность факта нарушения прав предпринимателя, поскольку проход в помещение работникам и клиентам обеспечивается через калитку в воротах, ключи от которой, а также технические средства для осуществления связи через домофон у предпринимателя имелись (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 декабря 2015 г. по делу № А56-70228/2014, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2008 г. по делу № А56-13904/2007).
Поэтому, если на земельном участке под МКД нет сервитутов, общее собрание собственников имеет право принять решение об установлении ограждений, пропускного режима, шлагбаума и прочих ограничениях.
Что владелец вправе требовать?
В случаях несвоевременной выплаты за пользование обременением собственник может требовать неустойку.
Штрафные санкции обычно накладываются в процентном отношении к оговоренной в договоре сумме.
Еще одно право собственника земельного участка — это при невозможности нормального использования всей земельной территории после введения ограничения владелец может потребовать выкупить этот участок или предоставить ему новый.
При введении сервитута на земельный надел участвуют две стороны, одной из которых является хозяин земли. Заключается сделка на добровольной основе или, в случае несогласия одной из сторон, по решению судебного органа. На хозяина участка накладываются определенные обязанности по введенному обременению, нарушать которые он не имеет права.
При их несоблюдении на него могут быть объявлены штрафные санкции. Также у собственника сохраняются все права, связанные с землей. Он может распоряжаться ею по своему усмотрению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (Москва) +7 (Санкт-Петербург)
Новая редакция Ст. 274 ГК РФ
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Цель установления
Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.
Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.
Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.
В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:
- потребность выхода на проезжую часть;
- проход к водным ресурсам;
- проход к собственному дому через участок соседей;
- чужое имущество, расположенное на участке собственника;
- установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
- проведение коммуникаций через участок соседей;
- аналогичные причины.
Право бессрочного пользования или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.
Виды
С правовой точки зрения обременения на земельный надел бывают в виде:
- Частного сервитута, который применяется в результате достигнутого и зарегистрированного соглашения в интересах определённых лиц или организаций. Чаще всего носит платный характер, который возникает из-за требования владельца обременённого участка от граждан и юридических лиц денежной компенсации за причиняемые ими неудобства. Исключениями здесь служат случаи, когда используется федеральное законодательство, требующее применения безвозмездного обременения, или когда владелец обременённого надела добровольно отказывается от платы.
- Публичного сервитута, устанавливаемого на основании нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Его установлению подлежат территории земли, по которым проводятся коммуникации общественного пользования. В данном случае владелец земли на денежную компенсацию в связи с наложением обременения претендовать не может.
Также сервитуты на землю классифицируются по временным факторам использования наделов. При этом они подразделяются на:
- Срочные, определяющие конкретный срок своего действия или обозначающие событие, с наступлением которого сервитут снимается. Обычно подобное обременение накладывается при прокладке коммуникаций и т. п. работ, по завершению которых действие прекращается.
- Постоянные, позволяющие использовать землю без ограничений во времени. Чаще всего они используются при нахождении земельных участков на территориях государственных природных объектов.
- Постоянно-временные, когда необходимость использования земли возникает эпизодически на протяжении бессрочного периода. Это связано обычно с ситуациями, зависящими от времени года, например, в весеннюю распутицу.
Ключевые отличия
Различные виды обременений, о которых шла речь выше, характеризуются принципиальными отличиями:
- В то время как публичный сервитут ориентирован на широкомасштабные потребности использования участка в муниципальных и государственных интересах, а также на решение проблем широкого круга лиц, частный тип предназначен для обеспечения гражданских прав узкого круга лиц и отдельных организаций.
- С другой стороны, частный сервитут имеет для собственников земли преимущество в своём возмездном характере, чего лишён публичный вариант обременения.
- Кроме того, обременения публичного характера опираются на нормативно-правовые акты, тогда как частный базируется на требованиях землевладельца, отдельных организаций или группы граждан.
Суть сервитута, условия установления, основания, госрегистрация
Представим, что вы – собственник земельного участка, проход или проезд к которому возможет только через соседний участок. Однако сосед возражает против вашего перемещения через его участок. Аналогично с возникшей у вас необходимостью проложить какие-либо коммуникации к вашему земельному участку – сосед против, чтобы их часть проходила по его участку. Что делать?
Суть сервитута в том, что вы, как собственник земельного участка вправе требовать установления права ограниченного пользования земельным участком соседа для целей прохода, проезда по нему к своему участку, или иных ваших нужд.
Разумеется, вы с соседом можете договориться и самостоятельно заключить соглашение о сервитуте (которое подлежит государственной регистрации в Росреестре), однако, если сосед возражает против сервитута и договориться с ним не удалось, то вы, как лицо, требующее установления сервитута вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
В п. 10 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) содержится следующее разъяснение:
Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:
– сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
– содержание сервитута,
– вид сервитута,
– сферу действия,
– срок сервитута,
– условия о плате за сервитут,
– виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.
Рекомендуем: “Примеры решений судов об установлении сервитутов” (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).
Законодательством РФ не предусмотрено установление частного сервитута правовыми актами органов государственной власти или местного самоуправления. Основаниями возникновения ограниченного права пользования участком могут быть только соглашение или решение суда.
Соглашение о сервитуте оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в ЕГРН.
Следует понимать, что вы вправе претендовать на установление сервитута только в случае, если другими способами ваши нужды обеспечить не представляется возможным, а установление сервитута не станет для соседа препятствием к использованию его земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Так, в пунктах 7, 8 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) указано следующее:
Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.
Что это такое и условия возникновения
Юридическое понятие «сервитут» имеет свое происхождение еще со времен возникновения римского права, когда устанавливались первые правила того, какие ограничения имеет собственник земельного надела (латифундии).
В те времена вопрос регулирования отношений земельной собственности сводился к таким формам как, например, право прохода через частные угодья или перемещения стада домашних животных, прокладка водных коммуникаций в римских городах через землевладения, принадлежащие нескольким собственникам.
В современном понимании тема ограничение законного права владельца или сервитут вызвано типичными проблемами городской застройки, такие как:
- использование земельных участков в условиях ограниченного городского пространства, особенно при массовой точечной застройке жилых микрорайонов, где пересекаются интересы многих собственников;
- вопросы, связанные с расширением городских коммуникаций, прокладки инженерных сетей, когда затрагиваются права многих собственников земельных участков;
- вопросы коммерческого использования земельных участков связанные с размещением рекламы, проведения публичных мероприятий.
Если же говорить о формальной трактовке понятия «сервитут», то она наиболее полно раскрыта в определении, данном в ГК РФ (17 я глава).
Чтобы было до конца понятно, в каких именно случаях применяются эти правовые нормы, следует привести некоторые случаи из практики.
Пример 1. В обществе садоводов расположен естественный водный объект – река, из которого осуществляется водопользование владельцами земельных угодий для их полива.
Проход к этому водоему может быть осуществлен только через границы землепользования нескольких владельцев. В данном случае на владельцев таких участков может быть возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного прохода к реке другими пользователями.
- Пример 2. При строительстве коттеджного поселка возникла необходимость проложить водопровод на соседнюю улицу. Однако рельеф местности позволяет произвести такие работы только через территорию другого собственника. В этом случае также может быть реализована схема наложения статуса сервитута на конкретный земельный надел, его собственника.
Как видно из приведенных примеров, подобные прецеденты могут возникнуть в любом месте, что особенно типично для тех районов, где ведется интенсивно строительство новых автомагистралей, мостов или расширение городских (поселковых) территорий за пределы «красной линии».
Пакет необходимых документов
В процессе оформления сервитута в органах местного самоуправления необходимо предоставление пакета документов, состоящих из:
- паспорта для физического лица и ИП и учредительной документации для юридического лица;
- заявления о предоставлении заявителю доступа к соседнему участку, составленного в произвольной форме;
- реквизитов этого надела в виде кадастрового номера, его площади и прочих подобных данных;
- письменного уведомления в адрес земельного собственника;
- указания на основания введения сервитута;
- соглашение сторон или решение суда о необходимости предоставления доступа к соседнему участку.
На завершающем этапе оформления в ходе его государственной регистрации в ЕГРН необходимо иметь пакет документов, состоящий из:
- заявления о внесении корректировок в федеральную базу данных в отношении обременяемого объекта недвижимости;
- паспорта или учредительной документации в зависимости от статуса заявителя;
- кадастровой документации в виде межевого плана и т. п. сведений;
- правоустанавливающей документации на землю;
- указаний на основания введения сервитута;
- квитанции, удостоверяющей уплату государственной пошлины за регистрацию в Росреестре.
Для физического лица размер госпошлины составляет 1.5 тыс. руб., а для юридического – 6 тыс. руб. Процедура регистрации не должна превышать 10 рабочих дней.
Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут
При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».
Установление размера платы при «частном» сервитуте
П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).
Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.
Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.
П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.
В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).
Есть ли разница в понятиях сервитут и частный сервитут?
В зависимости от оснований возникновения и целей установления можно выделить следующие виды сервитутов: частный сервитут и публичный сервитут.
Вместе с тем, в настоящее время Закон не содержит понятия “частный сервитут”.
До 01.03.2015 года Земельный кодекс РФ содержал понятие «частный сервитут». В частности, п. 1 ст. 23 ЗК РФ, содержал следующую норму права:
1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
С 01.03.2015 года из приведенной выше нормы права исчезло слово “частный”. Напомним, что Гражданский кодекс РФ и ранее не содержал понятия “частный сервитут”.
То есть Земельный кодекс РФ с указанной даты также содержит понятие “сервитут” без упоминания “частного сервитут”.
Таким образом, понятия “сервитут” и “частный сервитут”, встречающиеся на сегодняшний день в ряде законодательных актов и иногда в судебной практике, являются тождественными.
Правоотношения, связанные с частным сервитутом, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, тогда как нормы Земельного кодекса РФ (статья 23 ЗК РФ) регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением публичного сервитута.
Основные виды и их особенности
Законодательными уложениями Российской Федерации, посвященным вопросам землепользования, определены два основных вида сервитута. Также законодателями определяются — размеры, сроки и виды ограничений на безусловный приоритет частного землевладения.
Публичный. Это вид ограничения землепользование, которое имеет в своей основе законодательное установление (правовой акт) органа исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня. Как правило, публичный сервитут строится на основе платности за возникшие нарушения собственника землевладения.
Плата за такой вид сервитута установлена из нормативов компенсации, например, при изъятии или ограничения правомерного использования, связанная с государственными или муниципальными нуждами. Также устанавливаются нормы, когда собственнику выплачивается периодическая компенсация за наложение статуса сервитута на его земельный участок.
- Частный (ЧС). Это система договорных отношений между частными собственниками земельных активов о наложении ограничения на возможность пользования объектом, установление за это компенсации. ЧС устанавливается на основе двухсторонних (или многосторонних) частных соглашений (соглашение о сервитуте). В случае отсутствия договоренности, такие споры решаются в судебном порядке.
В обоих случаях, законодательством установлены основные сферы применения правоприменительных норм, оговоренных в части 1 статьи 274 ГК РФ, где сервитутное право применяется в случаях:
- Реализация права свободного транзита через земельные угодья (участки).
- Реализация права использования земельного актива для прокладки строительных и сетевых коммуникаций.
- Установления ограниченного землепользования владельцем для целей водоснабжения, мелиоративных работ, водостока, доступ к рекреационным местам отдыха (пляжи, морское побережье).
- размещение на территориях специальных объектов связи или геодезических сооружений (вышек, знаков).
- Временный доступ для производства исследовательских работ, геологоразведки.
- Использование землевладений принадлежащих собственникам для общественного пользования в виде охоты, рыболовства, сбора лесных плодов, грибов, пчеловодства.
Пример расположения сервитута
Здесь надо особенно отметить, что хоть законодательными актами (ГК РФ, Земельным Кодексом, Лесным и Водным Кодексами) достаточно точно установлены форматы применения сервитута, все же, исходя из существующей юридической практики, конкретные условия, права, и материальные компенсации должны устанавливаться отдельным соглашением между всеми заинтересованными сторонами.
Различие между публичным и частным видом
Для того, чтобы четко понимать, в каких случаях применяется публичный, а в каких частный, следует привести основные различия между этими правовыми формами установления ограничения использования земельных активов и территорий.
Различие первое. Публичный сервитут — это отношения между публичными органами власти (федеральной, региональной или муниципальной) и частным собственником земельного участка. Как правило, такие отношения возникают при реализации федеральных или местных программ застройки, прокладки коммуникаций.
Различие второе. По смыслу законодательства РФ, публичный сервитут носит обязательный характер. Изъятие части земельного участки или ограничения прав его владельца может происходить вообще без всякой компенсации, например, при возникновении необходимости связанной с обороной, предотвращением стихийных бедствий или террористической деятельности.
Такими правами обладают многие силовые ведомства РФ, которые могут наложить сервитут на любой земельный участок, без всякой компенсации владельцу.
Различие третье. Публичный и частный сервитут имеют в своей основе различную правовую базу и схему реализации юридических процедур. При публичном используется публичная правовая база — постановления правительства, решения городской думы или правовой акт, подписанный главой администрации города.
В частном сервитуте — все отношения устанавливаются и регламентируются только на основе двухсторонних соглашений или с участием арбитра, т.е. судебного органа власти.
В частном такое практически невозможно, так как имеется правовое равноправие всех заинтересованных сторон – собственников, в независимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.
https://www.youtube.com/watch?v=kNQfgLV9Ce4
Установление сервитута земельного участка в 2022 году
В 2022 г. право устанавливается согласно законодательно закреплённым вариантам в виде:
- Оформления резолюции полномочным органом местного самоуправления, муниципалитета или государства. Принятию резолюции предшествует публичный характер слушания о наложении необходимых ограничений.
- Общего соглашения группы собственников земли или заинтересованных лиц.
- Судебного постановления.
При этом порядок установления публичного сервитута состоит из:
- объявления о слушании со стороны местной администрации;
- оформления резолюции по итогам слушания;
- оглашения результатов согласования по пользованию участком с указанием требования компенсации со стороны его владельца;
- регистрации сервитута в Росреестре.
Также возможно установление сервитута на земельный участок по итогам добровольного согласования.
В данном случае заинтересованное лицо обращается к землевладельцу с просьбой получить право частичного пользования его участком земли.
При этом обе стороны должны оформить соглашение, в котором необходимо указать:
- графу о согласии землевладельца на установление обременения;
- права обеих сторон;
- их обязательства;
- цели использования;
- площадь и координаты территории;
- срок, на который предполагается пользование.
Данное соглашение также требует регистрации в Росреестре. После этой процедуры договор становится законным и действует с даты оформления обременения. В результате оговорённая в соглашении территория может быть использована заинтересованным лицом, а владелец надела получает возможность претендовать на соответствующую денежную компенсацию.
В случае, если сторонам не удастся достичь договорённости, претендент на установление на соседнем наделе сервитута может обратиться в суд.