Что такое третейские суды: определение, особенности

Какие компетенции суда

  1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
  2. Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.
  3. Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.
  4. Третейский суд обязан рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с пунктами 2 и 3. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
  5. Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у третейского суда компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.

Ссылки по теме:

Понятие и виды арбитражных соглашений

Арбитражные соглашения представляют собой базовую компетенцию МКА. Их специфика состоит в добровольном обращении в арбитраж с одновременной обязательностью. Арбитраж принимает дело в производство только при условии наличия соглашения сторон. Основной особенностью соглашений арбитража является их обязательность для сторон, не способных уклоняться от передачи спора в арбитраж. Суд общей юрисдикции не вправе осуществить отмену арбитражного соглашения, как не может и пересмотреть по существу арбитражное решение.

Определение 1

Арбитражное соглашение – это документ, посредством использования которого стороны выражают свою волю, касающуюся передачи спора в арбитраж. Соглашение может включать любой или только один из определенных споров, а также уже возникшие споры или те, которые могут возникать в будущем.

В ФРГ гражданско-процессуальное законодательство рассматривает арбитражное соглашение в виде соглашения, которое концентрируется на подчинении всех или некоторых споров, возникающих (предположительно способных возникнуть в перспективе) на основе договоров или вне договорных отношений.

Закон МКА РФ в 7 статье определяет его как соглашение, посредством которого происходит передача в арбитраж споров, возникающих (способных проявиться в будущем) между ними в связи с конкретными правоотношениями, вне зависимости от того, обладало оно договорным характером или нет.

Существует несколько видов арбитражных соглашений:

  • арбитражная оговорка в виде соглашения сторон контракта, которое включается в текст. Она касается арбитражного разбирательства споров, которые проявляются в данном контракте, и является условием о передаче дела в арбитраж, если в будущем возникнет спор, что предполагает юрисдикцию соответствующего арбитража. Оговорка концентрируется на будущем и обладает перспективным характером, при этом ее считают самым распространенным видом арбитражного соглашения в форме своеобразного обеспечительного средства в области выполнения обязательств по договорам;
  • арбитражный компромисс или третейская запись в виде отдельного от основного контракта соглашения сторон, касающегося арбитражного разбирательства уже проявившегося спора. Компромисс сконцентрирован на прошлом и обладает ретроспективным характером. Третейская запись представляет собой наиболее предпочтительный тип арбитражного соглашения, поскольку оно заключается при уже возникших разногласиях, когда стороны знакомы с характером спора. В практической деятельности заключение компромисса достигается сложно, так как в случае возникновения спора интересы сторон являются противоположными;
  • арбитражный договор в виде самостоятельного соглашения сторон. Он касается арбитражного разбирательства споров, возникающих в будущем при осуществлении контракта или их группы, а также по причине совместной деятельности в целом. В практике арбитража подобный договор встречается редко, главным образом тогда, когда это требует национальное законодательство (арбитражный договор по одному контракту) или когда между сторонами наблюдаются разнообразные и устойчивые внешнеэкономические связи.

Рассмотренные виды арбитражного соглашения в своей сущности ничем не отличаются, поскольку наделены одинаковой юридической силой. Они представляют собой форму одного и того же явления в виде соглашения сторон об арбитражном разбирательстве.

Замечание 1

Национальными законами и международными договорами не проводятся различия между соответствующими видами арбитражных соглашений. В их отношении используется единое понятие «арбитражное соглашение». Так, Нью-Йоркская конвенция 1958 года упоминает все перечисленные виды арбитражных соглашений, имеющих равную юридическую силу.

Арбитражные соглашения можно классифицировать на безотзывные и зависимые. Если суд государства, куда поступает иск, обнаруживает его в форме действительного арбитражного соглашения, то он по своей инициативе должен прекратить производство по этому делу, направляя стороны в арбитраж. В США подобное арбитражное соглашение обладает безотзывным характером. Если же арбитражное соглашение признано зависимым, то государственным судом дело принимается к производству даже в случае наличия действительного арбитражного соглашения. Для исключения компетенции суда, стороне в споре необходимо осуществить процессуальное действие, заявляя отвод государственному суду.

Особенности судебного процесса

Спор рассматривается независимыми арбитрами по правилам, оговоренным в регламенте суда. Рассмотрение дела происходит путем своеобразного “соревнования” представителей сторон. “Призом” в таком соревновании является убеждение судьи в правильности определенной правовой позиции и, как следствие, положительное решение. Так реализуется принцип состязательности судебного рассмотрения споров.

Одно из главных правил состязательности состоит в том, что каждая из сторон должна доказывать те доводы, на которые она ссылается. Другая сторона участвует в исследовании доказательств, может высказывать свое мнение. А суд, не направляя и не регулируя процесс “соревнования” сторон, выносит решение на основе своих впечатлений.

Именно так ведут себя судьи в третейских судах. А вот представители государственного правосудия гораздо более активно ведут себя в процессе. Там судьи нередко подсказывают сторонам, какие действия им нужно произвести, какие дополнительные доказательства предоставить. Иногда они начинают выяснять обстоятельства, на которые стороны вовсе не ссылаются и не считают значимыми для дела. Это, конечно, не означает, что судья предвзято относится к какому-либо лицу, участвующему в деле. Просто он намерен собрать тот пакет документов, который, по его мнению, даст ему возможность разрешить спор. В результате может сложиться ситуация, когда изначально менее подготовленная сторона только с такой “помощью” судьи выигрывает дело.

В этом проявляется так называемый следственный характер рассмотрения спора. Судья как бы проводит следствие, аналогичное уголовному расследованию, где выясняет, что же на самом деле произошло между сторонами. Принцип следствия и принцип соревнования являются противоположными друг другу принципами рассмотрения дела.

В третейском же суде господствует состязательность в ее классическом варианте: выиграть должна та сторона, которая лучше обосновала свои требования и доводы.

Такая особенность рассмотрения дела в суде дает сторонам дополнительные козыри, но и налагает гораздо более высокую ответственность на представителей предпринимателей – адвокатов или иных юристов. Ведь решение суда зависит от их опыта и знаний теперь в гораздо большей степени.

Кроме того, важнейшей особенностью третейского разбирательства является его конфиденциальность. Она особенно актуальна в связи с необходимостью сохранения коммерческой тайны и необходимостью обеспечить деловую репутацию предпринимателя.

В чем проявляется конфиденциальность?

Во-первых, если стороны не предусмотрят иного, то рассмотрение спора должно быть закрытым. Ни журналисты, ни представители общественности не вправе требовать обеспечения их присутствия на заседании третейского суда или доступа к материалам дела. На заседании присутствуют исключительно судья и спорящие стороны. Иногда регламенты судов предусматривают участие секретарей для ведения протокола. Однако если участники намерены сохранить полную тайну, то и этих лиц можно не допускать до процесса.

Во-вторых, в силу конфиденциальности третейские судьи и работники суда обязаны не разглашать информацию, которую они получили в ходе рассмотрения конфликта бизнесменов.

Пример 3. В соответствии с Положением о Третейском суде при ОАО “Газпром” решения Третейского суда и их копии могут передаваться и направляться только сторонам споров либо их надлежащим образом уполномоченным представителям.

В-третьих, принцип конфиденциальности подразумевает, что третейские судьи не могут быть допрошены органами следствия и судом относительно той информации, которая стала им известна в ходе третейского разбирательства. В условиях российских экономических реалий этот момент также немаловажен.

Из истории

Третейские суды (арбитражи) всюду в мире альтернатива государственным. И в России до 2017 г., по разным оценкам, работало до 1500 третейских судов. Разброс в данных объясняется тем, что третейские суды были саморегулируемыми, они лишь уведомляли государство о своем существовании. Соответственно появлялись и исчезали по собственной инициатива. 

Реформа третейских судов 2015–2017 гг. была направлена против такого хаоса, поскольку полномочия третейских судов были и остаются весьма значительными, например решение третейского суда практически невозможно пересмотреть или отменить. Главное достижение реформы введение лицензирования в Министерстве юстиции РФ. После этого количество третейских судов резко сократилось. Сегодня в России нет и десятка, хотя ежегодно на лицензию подаётся порядка 100 заявок. 

Разновидности третейских судов и международного коммерческого арбитража и порядок их образования

Классифицирующим критерием при делении на виды третейских судов и международных коммерческих арбитражей является характер деятельности судов. Так суды бывают постоянно действующими и создаваемыми для рассмотрения определенного спора.

Постоянно действующие третейские суды и международные коммерческие арбитражи могут создаваться торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами и их объединениями, согласно действующему законодательству.

Однако такое дозволение со стороны закона привело к созданию «карманных» третейских судов, которые были аффилированны с организациями, их создавшими, и принятию такими судами решений, удобных для их учредителей. Такая «порочная» практика была широко распространена в банковском секторе, где заключалось большое количество кредитных договоров, являющихся договорами присоединения, и в которых содержалась третейская (арбитражная) оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из таких договоров в третейских судах при банках. Не тяжело догадаться, на стороне чьих интересов стояли такие суды.

С утверждением новых правил (статья 44 Закона об арбитраже), регламентирующих создание и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, учреждение таких аффилированных судов будет осложнено. Теперь арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее – НКО).

Усиление контроля за созданием арбитражных учреждений со стороны государства также будет выражаться и в необходимости получения разрешения постоянно действующему арбитражному учреждению от Правительства Российской Федерации. Специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации будет помогать в выдаче таких разрешений путем представления рекомендаций. При выдаче рекомендаций будут учитываться ряд критериев, таких как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, состоящего не менее чем из 30 человек, опыт арбитров (не менее 10 лет работы в государственных судах или наличие ученой степени), репутация, характер деятельности НКО и другие.

Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок опубликования в электронной форме в сети «Internet» правил рассмотрения споров в таких учреждениях. Арбитражным учреждениям предоставляется 1 год на привидение своей деятельности в соответствие с новыми правилами. По истечении этого срока в случае несоответствия новым правилам арбитражное учреждение лишится права осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Порядок образования судов ad hoc определяют сами стороны в заключаемом третейском (арбитражном) соглашении. В случае, если стороны не могут договориться между собой о порядке образования суда, то будут применяться положения законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Данный порядок не претерпел изменений в новом законодательстве.

Важно отметить, что Законом об арбитраже предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных в статье 44. По предписанию Министерства юстиции Российской Федерации и решению компетентного суда деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена (часть 1, части 3–4 статьи 48 Закона об арбитраже)

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  • альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»;

  • безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»;

  • конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».

Определение

Третейский суд — это арбитражное разбирательство, организуемое сторонами спора в добровольном порядке, которое проводится согласно правилам третейского суда или самостоятельно определенным сторонами спорам.

Регулирование третейского судебного разбирательства осуществляется Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ (далее Закон, АПК и ГПК РФ соответственно).

В отличие от предыдущего способа организации третейского судопроизводства действующим Законом установлено различие между собственно третейским судом и постоянно действующим арбитражным учреждением (далее — ПДАУ).

ПДАУ представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора. 

Таким образом, третейский суд рассматривает и осуществляет разрешение споров по существу, ПДАУ выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.

Федеральные суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции — это судебные органы, которые рассматривают гражданские, уголовные и административные процессы. Они разрешают большинство споров в России.

Виды процессов в федеральных судах общей юрисдикции

Гражданский процесс

Уголовный процесс

Административный процесс

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают гражданские, семейные и трудовые споры

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают уголовные дела

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают административные правонарушения

К судам общей юрисдикции относятся:

  • районные суды;

  • суды субъектов РФ;

  • военные суды;

  • мировые судьи.

Суды субъектов РФ

Суды субъектов РФ — это вышестоящие органы по отношению к районным, межрайонным и городским судам.

Дела рассматривают суды субъектов Российской Федерации, если:

нужно оспорить решение районного суда;

по уже закрытому делу появились новые обстоятельства;

рассматривается дело о государственной тайне;

нужно признать решения иностранных судов;

закрывается региональное отделение какой-либо политической партии;

открыт спор о незаконных забастовках.

Районные суды

Районный суд — это суд первой инстанции для большей части уголовных, административных и гражданских дел. Рассмотреть спор в нем нельзя только в том случае, если по закону это нужно делать в другом суде общей юрисдикции.

Районные суды занимаются:

  • уголовными делами;

  • административными делами;

  • гражданскими делами;

  • решениями по вопросам, которые возникли до и после разбирательства;

  • спорами в ходе расследования;

  • проверками законности и обоснований для приговоров;

  • жалобами на решения по административным делам.

Решение районного суда — не последнее слово закона по делу. Его можно обжаловать в суде субъектов РФ.

Мировые судьи

Мировые судьи — это судьи, которые рассматривают некоторые гражданские, административные и уголовные дела как суд первой инстанции. В структуре судебной системы РФ они занимают самую низкую позицию.

Мировые судья могут выносить решения:

  • по уголовным преступлениям, наказание за которые — лишение свободы на срок не дольше 3 лет;

  • делам о выдаче судебных приказов;

  • разделу имущества между супругами при разводе, если цена иска не выше 50 000 рублей;

  • разводам, если между супругами есть спор о детях;

  • имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей, если цена иска не выше 100 000 рублей;

  • другим имущественным спорам, если это не наследство и цена иска не выше 50 000 рублей;

  • спорам об интеллектуальной собственности, если цена иска не выше 50 000 рублей;

  • делам об административных правонарушениях, которые может решить мировой судья по Кодексу РФ об административных правонарушениях и законам субъектов РФ.

Если решение мирового судьи не устраивает одну из сторон, его можно обжаловать во второй инстанции — районном суде.

Военные суды

Военные суды — это судебные органы первой инстанции, которые рассматривают дела в случаях, когда закон нарушают военнослужащие.

Федеральные военные суды решают следующие споры:

  • административные правонарушения военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы;

  • преступления военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы, либо проходят их в момент суда;

  • гражданские и административные дела о защите прав и свобод военнослужащих от действий или бездействия органов военного управления;

  • другие дела, которые могут рассматривать военные суды по УПК РФ.

Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Записаться на интенсив

По каким вопросам можно обращаться в третейский суд?

ТС имеет полномочия рассматривать практически любой гражданско-правовой спор.

В то же время существует ряд споров, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть рассмотрены в третейском суде

Так не подлежат рассмотрению дела, связанные с: банкротством; отказом в государственной регистрации, защитой интеллектуальных прав, контрактным законодательством для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установлением фактов, имеющих юридическое значение; некоторыми акционерными, трудовыми, наследственными, семейными (за исключением раздела имущества) спорами; причинением вреда жизни и здоровью; выселением граждан из жилых помещений; законодательством о приватизации и рядом других, имеющих важное значение для обеспечения общественных и государственных интересов.

Особенности функционирования каждой инстанции

В схеме судов общей юрисдикции одно и то же структурное подразделение может выступать в роли разных инстанций.

Подразделение судебной системыРассматривают споры в качестве и порядке
первой инстанцииапелляционного обжалованиякассационного рассмотрения
Мировой судьяО разводе (без детей), имущественные споры (цена иска менее 50 000 руб.), выдача приказов до 500 000 руб, об административных нарушениях и уголовных проступках (если максимальное наказание не более 3 лет заключения)Нет полномочий
Районный судГражданские неимущественные и имущественные споры, уголовные дела, вопросы наследства и разводы (если есть дети), административные и трудовые спорыПересматривают решения мировых судейНет полномочий
Суды областные, субъектов федерации, краев, автономных округов и областейВсе гражданские споры, дела о сохранности гостайны, часть вопросов об админнарушенияхВ отношении решений районных судов по территориальностиПолномочия переданы в Кассационные суды, ст. 23.2 закона №1-ФКЗ
Верховный судЭкономические споры между федеральными властями и органами субъектов России, а также высшими органами госуправления РФВ Апелляционной палате рассматриваются решения, принятые ВС РФ, если дела изначально рассматривались в одной из Судебных коллегий ВСВ отношении решений, принятых высшими судебными органами субъектов РФ, а также решений других судов, если другие способы обжалования уже исчерпаны

Решения арбитражных судов первой инстанции проходят свой путь обжалования. По данной категории дел работают свои Арбтражные апелляционные суды (ст. 33.1 закона №1-ФКЗ от 1995 года), а кассации рассматриваются в Арбитражных судах округов (всего их 10 по всей России, ст. 24 закона №1-ФКЗ от 1995 года).

Для обжалования решений арбитражных судов предусмотрен отдельный порядок

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года. Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам. Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Виды третейских судов

Согласно Закону существует два вида третейских судов. 

Первый вид третейского суда, сформированный и осуществляющий свою деятельность на основе регламента ПДАУ и с помощью его административного сопровождения. В данном случае преимуществом для сторон является возможность выбора из нескольких арбитров сотрудничающих с ПДАУ, т.е. сторонам спора не нужно искать арбитров самостоятельно. Наличие существующего регламента также является плюсом. Отрицательными особенностями можно считать высокие затраты на судебное разбирательство заключающиеся в высоком взносе за рассмотрения дела (от 10% стоимости иска) и оплаты услуг представителей.

Второй — третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ. Условия деятельности такого суда определяются соглашением сторон. Сторонами определяются правила рассмотрения спора, размер гонорара арбитра, место хранения документов.

Какие существуют третейские суды?

Предприниматель может обратиться в уже существующий и постоянно действующий третейский суд. Такие суды могут быть образованы общественными объединениями предпринимателей, торговыми палатами, биржами и т.п. Если же и эти суды он считает необъективными, остается только одно – создать третейский суд самостоятельно. Сделать это стороны могут даже исключительно ради одного конкретного спора (так называемые суды ad hoc). В этом случае стороны конфликта полностью самостоятельно определяют личности судей, место, время и порядок рассмотрения спора.

Постоянно действующие третейские суды бывают открытого и закрытого типа. Первые рассматривают любые споры. Суд может при этом специализироваться только на рассмотрении определенной категории правовых конфликтов. Это так называемый суд специальной компетенции. В качестве примеров можно привести третейские суды на фондовом рынке, морские арбитражи, третейские суды для рассмотрения банковских споров, суды, создаваемые при Союзе операторов Интернета. Третейские суды закрытого типа вправе рассматривать только споры, которые передаются на их разрешение ограниченным количеством лиц, являющихся членами организации, создавшей такой третейский суд.

Третейские суды для разрешения споров между бизнесменами часто создаются при торгово-промышленных палатах. Эти органы пользуются наибольшим авторитетом в среде предпринимателей. Не в последнюю очередь это происходит за счет того, что именно такие третейские суды наиболее свободны от ангажирования, от влияния заинтересованных лиц. Наконец, эти суды в наибольшей степени пользуются поддержкой со стороны государственных судов.

Передаем спор в третейский суд

Чтобы передать спор негосударственному суду, бизнесмены должны заключить третейское соглашение между собой (ст. 5 Закона). Его текст можно изначально включить в текст основного договора. Если этого не было сделано, ситуацию можно исправить двумя способами.

  1. Оформление дополнительного соглашения к договору.

Дополнение должно будет соответствовать тем же требованиям, что и договор. Скажем, если договор нотариально заверен или зарегистрирован, то это же придется сделать и с третейским соглашением.

  1. Составление отдельного от договора документа, так называемую третейскую запись (или оговорку).

Единственное условие третейского соглашения, без которого оно не будет считаться заключенным, – его предмет. Чтобы он был исчерпывающим, в оговорке нужно указать две вещи: полное наименование конкретного суда и виды споров (все или какие-то определенные), которые стороны ему передают.

Предлагаем вам вариант текста арбитражного соглашения.

Пример 1. Все споры между сторонами настоящего договора независимо от оснований их возникновения передаются на рассмотрение Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ, расположенного по адресу: 109012, Москва, ул. Ильинка, д. 6, для разрешения экономических споров в соответствии с его регламентом. Настоящая оговорка действует независимо от истечения срока действия, расторжения или признания настоящего договора недействительным. Решение третейского суда окончательно и подлежит немедленному исполнению в добровольном порядке, при этом в случае необходимости исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда выдается арбитражным судом.

В содержание третейского соглашения можно включить и другие условия. Например, о том, что судья, рассматривающий спор между сторонами, должен иметь опыт работы в бизнес-структурах.

При передаче дела в постоянно действующий третейский суд необходимо тщательно изучить его правила. Дело в том, что по умолчанию они будут являться неотъемлемой частью третейского соглашения (п. 3 ст. 7 Закона). Копии правил можно запросить в самом суде.

Если эти правила устраивают коммерсантов, значит, у них отпадает необходимость подробно расписывать все условия третейского соглашения. А вот если какой-то пункт не устраивает, в третейском соглашении нужно отметить, что соответствующая норма применяться не будет. Взамен можно прописать норму, которая больше устраивает стороны.

Передать дело третейскому суду можно даже в том случае, если спор уже рассматривается в арбитраже. Главное, чтобы судьи не успели вынести по нему решение (ст. 4 АПК РФ).

Бывает, что основной договор, заключенный бизнесменами, является недействительным (третейский либо государственный суд признал его таковым). Но это не значит, что спор невозможно разрешить в порядке, который задумали стороны. Третейское соглашение по российским законам признается не зависящим от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что договор недействителен, не влечет за собой недействительность оговорки или записи.

Четвёртая инстанция

Верховный суд является наивысшей инстанцией

Наивысшей и исключительной ступенью судебного производства принято считать надзорную инстанцию. В порядке надзора решения и приговоры, вступившие в силу, рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. Надзорная функция может распространяться на дела практически любой юрисдикции:

  • на уголовные – в порядке, предусмотренном главой 48.1 УПК (по приговорам, вынесенным Апелляционной коллегией ВС, кассационным решениям Судебных коллегий по уголовным делам и делам военнослужащих, постановления Президиума ВС);
  • на гражданские – согласно главе 41.1 ГПК (надзору подлежат определения ВС РФ, если дело рассматривалось в нем изначально, определения Судебных коллегий ВС по гражданским спорам и делам военных, Апелляционной коллегии ВС);
  • на арбитражные – в порядке, описанном в главе 36.1 АПК (Президиум ВС рассматривает решения Судебных коллегий, принятые в порядке первого рассмотрения, апелляционного или кассационного обжалования);
  • на административные – в соответствии с главой 36 КАС (по определениям Судебной коллегии по административным правонарушениям, принятые в первичном рассмотрении, в порядке апелляции или кассации).

Порядок рассмотрения дел судами разных инстанций

Общая характеристика судебной системы РФ

Судебная власть — это вид государственной власти, который разрешает споры через конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводство.

В РФ судебная система — это совокупность судов, действующих на территории России. Все виды судов РФ имеют общие цели и организованы на одних и тех же принципах демократии.

Система судов Российской Федерации состоит из федеральных, конституционных и судов субъектов РФ. К первой группе относятся:

  • Верховный Суд Российской Федерации;

  • верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

  • районные, городские, межрайонные суды;

  • военные и специализированные арбитражные суды, которые регулирует федеральный конституционный закон.

Суды подчиняются высшему судебному органу, который контролирует их процессы по гражданским, уголовным, административным и иным делам — Верховному суду РФ. Единственный независимый от него орган в системе — это Конституционный суд, но о нем чуть позже.

Схема иерархии судов РФ

Каждый гражданин Российской Федерации может получить судебную защиту. Для этого государство предусмотрело гарантии:

  • В РФ существует судебная система, у каждого органа есть свои полномочия.

  • Все граждане могут обратиться в суд и получить защиту.

  • Каждый гражданин может получить бесплатную юридическую помощь.

  • Если внутригосударственные способы защиты исчерпаны, гражданин может обратиться в межгосударственные органы.

  • Во время всех процессов суды обязаны следовать принципам судопроизводства.

9 принципов, по которым работают органы судебной власти в РФ

  1. Правосудие вершится только судом.

  2. Перед законом и судом все равны.

  3. Судьи могут быть только независимыми.

  4. В суде стороны имеют равные права.

  5. У закона, который устанавливает или отягчает ответственность, либо отменяет или умаляет права и свободы человека, нет обратной силы.

  6. В суде России действует презумпция невиновности.

  7. Сомнения суд толкует в пользу обвиняемого.

  8. Обвиняемый вправе не свидетельствовать против себя.

  9. В РФ сохраняется гласность судебного процесса.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Арбитражный или третейский суд — куда в итоге обращаться?

Таким образом, разрешение спорных ситуаций между организациями и предпринимателями возможно, как в арбитражном, так и в третейском суде.

При этом предусмотрено несколько принципиальных отличий, на которые следует обращать внимание при выборе соответствующего судебного органа. Для правильной подготовки к делу лучшим вариантом будет привлечение юриста

Я постаралась описать все нюансы при разрешении дела в арбитражном или третейском суде. При выборе, стоит объективно провести оценку дела, проанализировать риски и расходы прежде чем принимать решение.

При обращении в юридическую фирму «Шмелева и Партнеры» вы получаете не только команду опытных юристов, но и возможность обратиться сразу ко мне, как к третейскому судье. Я имею законный статус третейского судьи и право на разрешение возникших споров. Чтобы получить мою консультацию, оставьте заявку:

Если ваше дело возможно в рамках третейского разбирательства, то у вас есть возможность его разрешить в сжатые сроки и без обжалования решения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий