Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции

Муниципальное образование и его организация

Муниципальная организация – это участок территории государства с местным самоуправлением, которое осуществляется совместно с государственным управлением. В таких учреждениях важным аспектом деятельности является организация муниципального образования. Происходит организация образования на основе различных критериев, законов и нюансов деятельности территориальных органов самоуправления.

Существуют пять видов образований на территории РФ:

  • Городской округ. В городском округе все решения совершаются органами самоуправления, основываются на базе федеральных законов, характерных для местного назначения. Городские округа не состоят в муниципальных районах.
  • Городское поселение – характеристика крупных поселков или маленьких городов. В таких местах самоуправление осуществляется без государственных посредников. Управление исполняется жителями города или поселка. Поселения, которые невозможно отнести к городским округам, называют частью муниципального района.
  • Муниципальный район – поселения с совместной территорией. Вид самоуправления, аналогичный городскому поселению. Законы РФ могут предоставлять возможность осуществления некоторых государственных функций.
  • Сельские поселения – имеющие общую территорию. Примером служат: хутор, аул, село, станица, деревня и т. д. Форма управления в таких местах носит местный характер и осуществляется жителями этих населенных пунктов.
  • Территория с федеральным назначением, имеющая внутригородской характер – это вид муниципальных образований РФ, включающий поселения, которые являются частью какого-либо города.

Независимо от типа образования, все они должны иметь устав, в котором может содержаться такая информация: условие организации и порядок, состав и границы муниципального образования, структурное формирование органов по самоуправлению, гарантии для должностных, назначенных лиц и др.

Цели и задачи

Казенные, бюджетные и другие виды организаций всегда имеют основные цели, являющиеся опорой всей их деятельности во время работы и функционирования главного органа самого предприятия. Уже на первых этапах создания таких организаций четко излагаются задачи, сроки решения и черновые методы работы.
Казенные учреждения реализуют разные проекты в сферах:

  • научной и исследовательской работы;
  • спорта;
  • образования;
  • культуры;
  • социальной жизни людей и их соцзащита;
  • трудовой занятости населения.

Все задачи, направленные на совершенствование организации и улучшение жизни общества, утверждает главный аппарат. Он собственно и руководит всей структурой, обеспечивая выполнение всех обозначенных целей.В соответствии с указаниями уполномоченного органа могут оказываться и некоторые услуги за фиксированную плату. Но их тип должен совпадать с общим направлением действий предприятия.
Рис. 1. Типы государственных (муниципальных) учреждений

Цели и задачи

Казенные, бюджетные и другие виды организаций всегда имеют основные цели, являющиеся опорой всей их деятельности во время работы и функционирования главного органа самого предприятия. Уже на первых этапах создания таких организаций четко излагаются задачи, сроки решения и черновые методы работы. Казенные учреждения реализуют разные проекты в сферах:

  • научной и исследовательской работы;
  • спорта;
  • образования;
  • культуры;
  • социальной жизни людей и их соцзащита;
  • трудовой занятости населения.

Все задачи, направленные на совершенствование организации и улучшение жизни общества, утверждает главный аппарат. Он собственно и руководит всей структурой, обеспечивая выполнение всех обозначенных целей.В соответствии с указаниями уполномоченного органа могут оказываться и некоторые услуги за фиксированную плату. Но их тип должен совпадать с общим направлением действий предприятия. Рис. 1. Типы государственных (муниципальных) учреждений

Государственная и муниципальная служба

Права и обязанности государственных гражданских служащих

Все, что связано с деятельностью гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего, возникающий на основе соответствующего законодательства в связи с замещением гражданской должности. Именно определенная должность государственной гражданской службы является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего. По своей сути социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.

Статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).

Общими статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей. Особенными те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур. При этом особенные статусные нормы определяются, исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные — под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В названном законе закреплены права государственного гражданского служащего, их характеристика дается в ст. 14. В соответствии с законом каждый гражданский служащий имеет право:

Особенные основные права гражданского служащего также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных нормативных актов, право распоряжения имуществом, право дисциплинарной практики в отношении подчиненных, право визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, право использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего занимают его служебные обязанности. Статья 15 федерального закона № 79 устанавливает 12 основных обязанностей гражданских служащих. Согласно им каждый гражданский служащий обязан:

Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с ними направлены на то, чтобы сделать систему государственного управления более эффективной.

Расшифровка аббревиатуры “МУП”

 Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

  • «Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

  • «Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

  • «Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Советуем прочитать

Бюджетная смета
Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Бюджетное учреждение
Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетные ассигнования
Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Казенное учреждение
Государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Лицевой счет
Счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Муниципальное учреждение
Учреждение, созданное муниципальным образованием.
Некоммерческие организации
Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие унитарные организации
Юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Организационно-правовая форма
Установленная законодательством форма организации юридического лица, определяющая его правовое положение.
Особо ценное движимое имущество учреждения
Движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Право оперативного управления
Имущественное право, которое имеет учреждение или казенное предприятие на закрепленое за ними имущество.
Субъекты Российской Федерации
Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Учреждение
Унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

31.03.2022

Признаки унитарных предприятий

УП, как самостоятельная форма собственности, имеет ряд отличительных признаков, по которые ее можно распознать и классифицировать:

  • Уникальный логотип, который зарегистрирован согласно действующему законодательству (фирменные бланки, штампы и другие отличительные визуальные приемы);
  • Отвечает всем имуществом, которое находится в распоряжении перед вышестоящими структурами (при этом, когда владелец (вышестоящая структуру) обременена долгом, нижестоящее УП ни каким образом не связано обязательствами погашения.);
  • Если муниципальное или государственное предприятие выступает учредителем УП — активы данного предприятия полностью принадлежат учредителю;
  • Имеет уникальную печать с оригинальным официальным логотипом и обязательно включает в себя название данной компании;
  • УП обязано вести деятельность, на которую указывает учредитель;
  • Документооборот, а также учет и перенос первичных документов в учетные реестры обязано осуществлять непосредственно унитарное предприятие.

Унитарные предприятия имеют особую организационную форму, которая отличает их от иных юридических лиц

Казенные и бюджетные учреждения: изменения в правовом статусе заказчиков

Данным законом внесены изменения более чем в 29 федеральных законов, из которых специалистов в области госзакупок интересуют в первую очередь изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

(далее — Закон № 94-ФЗ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также отдельные изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ).

В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной ) услуги необходимого качества. Государственные (муниципальные) услуги – это

«услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями»

Как распределяется полученная прибыль

Разные виды УП отличаются основаниями, на которых осуществляется финансовая деятельность. Распределять прибыль такая организация может только после полной оплаты налогов и других обязательных платежей.

После обязательных платежей и налогов средства собираются в специальных стимулирующих фондах. Откуда могут направляться в уставный капитал или направляются в следующие направления:

  • Модернизация оборудования и производства;
  • Изучение новейших разработок;
  • Развитие текущего штата и привлечение высококлассных специалистов;
  • Обеспечение (поддержка) различных государственных программ.

Распределение прибыли УП осуществляется только в рамках закона

Что значит унитарное предприятие

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.

Цель организации

Исходя из того, что подобные фирмы являются государственными коммерческими структурами, их деятельность регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации. Следовательно, каждая унитарная организация существует с единственной целью — извлекать прибыль из своей деятельности.

Прибыль направляется в бюджет, из которого обеспечивается деятельность органов управления государством, бюджетные сферы, социальное обслуживание населения и другие расходы на нужды страны.

Исходя из целей, выделяют два основных вида унитарных организаций:

  • с правом хозяйственного владения;
  • с правом управления имуществом.


Унитарные предприятия создаются для извлечения прибыли и для обеспечения деятельности государства и его органов

Создание, реорганизация и ликвидация

Как создается предприятие унитарного типа? Создание УП производится на основании учредительных документов, государственной структуры, которая стоит выше создаваемого предприятия. Такая государственная структура признается собственника для нового УП. Список учредительных документов описан выше.

После создания, у предприятия формируется уставный капитал, размеры которого описаны выше, в соответствующем разделе. Затем, предприятию назначается руководитель, который будет осуществлять руководство данной организацией.

Реорганизация унитарок осуществляется на основании положений закона. УП может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, который установлен отраслевым законодательством

Важно отметить, что реорганизацией не будет признаваться изменение самого собственника имущества УП. Это связано с тем, что реорганизация предполагает именно структурное изменение юридического лица

Реорганизация возможна в следующих формах:

  • Слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
  • Присоединение к унитарному предприятию;
  • Разделение унитарного предприятия;
  • Выделение из УП одного или нескольких УП;
  • Преобразование в иное юридическое лицо иной организационно-правовой формы.


Процесс реорганизации

Ликвидация унитарок инициируется собственником, учредителем, а также может быть инициировано по решению суда. Сначала издается решение. Затем, уплачиваются все налоги и пошлины, увольняются сотрудники, кроме руководителя. Предприятию назначается ликвидатор, организация проходит проверки и получает соответствующие акты. УП ликвидируется, документы о всей деятельности организации передаются в архив.

Ликвидация влечет за собой прекращение всех существовавших прав и обязанностей юридического лица, в том числе обязательств перед третьими лицами.

Образовательные учреждения

При рассмотрении перечня организаций следует обратить свое внимание на государственные бюджетные образовательные учреждения. Деятельность данного типа организации направлена на предоставление услуг населению в сфере образования и науки

В соответствии с действующими нормативными актами, в настоящее время на территории РФ активно функционируют дошкольные учреждения. К их числу относятся детские садики и ясли, а также общеобразовательные, в ряду которых находятся те, которые предоставляют начальные знания, основное и полное общее образование. Если говорить о наивысшей ступени рассматриваемых учреждений, то к их числу относятся те, которые проводят обучения в рамках получения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также предоставляют знания, необходимые для послевузовского обучения.

Дополнительно в бюджетных и муниципальных образовательных учреждениях могут получить знания те лица, которые имеют некие отклонения в своем развитии и нуждаются в особенном подходе в процессе преподнесения информации, а также дети-сироты, которые остались без попечения законных представителей и родителей (дома-интернаты). Практика показывает, что наряду с перечисленными бюджетными учреждениями, могут функционировать дополнительные их виды, к которым можно отнести лицеи, гимназии, вечерние и специализированные школы, в которых обучение производится с учетом определенного уклона.

Особенность бюджетного образовательного учреждения состоит в том, что финансирование его деятельности осуществляется из местных фондов, специально предназначенных для этого. Расчет средств производится на каждого обучающегося по любому типу учреждения

При планировании финансирования учреждения особенное внимание надо уделить специфике его работы, а также учесть все расходы, связанные с обслуживанием его зданий, штатного оборудования учреждений и прочие факторы

В каких направлениях муниципальные бюджетные образовательные учреждения могут расходовать выделяемые им средства? В число таких расходов могут входить растраты, связанные с оплатой труда наемных работников, а также переводы в счет страховых фондов и трансферты. Расходы также могут быть направлены на оплаты услуг и товаров по заключенным муниципальным контрактам, а также работу других лиц, учтенную в предварительно составленную смету. Различные компенсации работникам, в том числе и командировочные, также выплачиваются за счет специально созданных фондов. Законодатель категорически запрещает использовать выделенные средства не по назначению, а также сверх отведенной суммы.

Преимущества и недостатки унитарного предприятия

Одним из главных плюсов является нацеленность на реализацию важных для общества и корпоративных целей и задач. Помимо этого, существует высокая степень защищенности такого производства.

Также явным достоинством является степень ответственности частного владельца. Он отвечает лишь за собственное ведение, но при этом не отвечает по обязательствам.

Недостатками его деятельности являются необходимость совмещения управления, инноваций и ведения коммунального и иного рода хозяйства. А также возникновение определенных сложностей с финансированием.

Такого рода фирмы образуются в соответствии с законодательством государства. Правовое положение такого объекта регулируется гражданским кодексом РФ и Федеральным законом.

У него имеется единственный собственник, интересы которого обязательно сочетаются с интересами государства. Множество преимуществ таких производств позволяют управлять некоторыми видами услуг, товаров и иной деятельностью.

Виды унитарных предприятий

Такие объекты подразделяются на подвиды:

  • на праве хозяйственного ведения (при этом имущество является принадлежностью государства),
  • в виде оперативного правления, когда имущество принадлежит государству, но согласуется с собственником. Такой вид называется казенным.

Также такие объекты делятся на виды по правам собственности:

  • муниципальные аббревиатура (МУП),
  • государственные (ГУП),
  • ФГУП расшифровывается как Федеральное.

При этом, в зависимости от владения имуществом, такое предприятие наделяется определенным статусом, и собственник получает свои права и несет ответственность за объект.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

  • управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

  • членство не предусмотрено.

Основные вопросы органа самоуправления

Представительный орган решает вопросы только ведения — это такие вопросы, которые не требуют проведения опросов общественного мнения, референдумов, публичных обсуждений, решаемых только при помощи представительных органов местного самоуправления и никаких других органов

Принимая во внимание Закон о местном самоуправлении 2003 года (35 статья), в редком ведении представительного органа местного самоуправления существуют такие вопросы как: 

  •  утверждение устава муниципального образования и занесение в него дополнений и изменений; 
  •  утверждается местный бюджет и отчет о его реализации;
  •  отмена, изменение и установление местных сборов и налогов в полном соответствии с российским законодательством по налогам и сборам; 
  •  принимают планы и программы по развитию муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  •  определение поочередности распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности; 
  •  определение поочередности принятия решений об создании, ликвидации и реорганизации муниципальных учреждений и предприятий, а также об принятии тарифов на определенные услуги муниципальных учреждений и предприятий; 
  •  определение правил участия муниципального образования в проведении межмуниципального сотрудничества; 
  •  определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы органов местного самоуправления; 
  •  контроль за выполнением должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления обязанностей по исполнению вопросов местного назначения, 
  •  утверждение решений о определении главы муниципального образования в отставку.

Определение 1

Все перечисленные возможности представительных органов представляют собой минимальный, но в то же время не окончательный список их обязанностей и прав. Компетенция представительных органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований, в которых в соответствии с законодательством субъектов России они имеют возможность быть расширены (но никоем случае не сужены).

В других ситуациях, когда перечень полномочий весьма обширен, обязанности представительных органов во всей системе органов местного самоуправления существенно увеличивается.

Казенные, бюджетные и автономные государственные учреждения

По организационно-правовой форме государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (статья 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)):

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примеры бюджетных учреждений

Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 17”.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы “Детский сад присмотра и оздоровления № 766”

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примеры казенных учреждений

Федеральное казенное учреждение “Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации”

Федеральное государственное казенное учреждение “Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих” (создано на основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2005 N 800)

Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат города Москвы”

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Примеры автономных учреждений

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ПЕНЗЕНСКИЙ ЗООПАРК”

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ГОРЗЕЛЕНДОРСТРОЙ”

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ТАТГОССНАБ”

Частые вопросы

На самом деле, со стороны частного сегмента популярные следующие вопросы.

Можно ли преобразовать унитарное предприятие в ООО или другую форму собственности?

В ФЗ «Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указано, что УП может быть реорганизовано также путем преобразования в иное юридическое лицо, другой организационно-правовой формы. Однако эти случаи четко поименовано в иных федеральных законах.

Поэтому УП можно преобразовать в ООО, а также в любую иную организационно-правовую форму юридического лица. То есть фактически при такой реорганизации происходит приватизация имущества унитарок.

Может ли унитарное предприятие оказывать благотворительную помощь?

Да. С разрешения вышестоящей структуры могут оказывать и поддерживать другие хозяйства. Более того, распространена практика закрепления более слабых хозяйств и бюджетных организаций за сильными предприятиями, заводами и иными структурами.

Однако, оказание помощи со стороны УП строго контролируется вышестоящими структурами, чтобы она шла строго по назначению.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы как иные юридические лица

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий