Таможенный транзит – это что? Какова его процедура?

Когда ничего не нужно платить

В особых вариантах ввозимый зарубежный продукт не влечет за собой уплаты таможенных пошлин и налогов.

Порядок таможенного транзита определяет следующие ситуации, когда:

  • зарубежные грузопотоки транспортируют поездами, с помощью трубопроводов или высоковольтных электролиний;
  • есть межгосударственные договоренности;
  • спецгруз провозят под таможенным сопровождением;
  • различные обстоятельства, основанные на контрактах между державами.

Строгость таможенной перевалки проистекает еще и от других мер, связанных с различными опасениями. Дороги грузопотоков назначает отправляющий таможенный орган, указывая это в официальных бумагах. Избрать аналогичный путь грузопотокам – таким правом обладает лишь отправляющий таможенный орган, либо, возможно, какая-нибудь иная официальная инстанция, встречающаяся по дороге передвижения транзитных грузовых потоков.

Вид транзита — транспортировка по странам Евросоюза

Согласно действующему законодательству Евросоюза, различают два основных вида транзитного процесса:

  • внешний — используется для товаров, транспортировка которых осуществляется по территории Евросоюза
  • внутренний — используется для товаров, перемещаемых за пределы территории Евросоюза.

С учетом направления транспортировки грузов, таможенная процедура бывает коммунитарной, общей и международной. Коммунитарный транзит подразумевает перемещение продукции от одной точки к другой, в пределах одного государства. Общая процедура – это транспортировка товара между Евросоюззом и ЕФТА.

Выделяют еще один отдельный тип транзита – почтовый. Он применим к продукции, которая перемещается по территории страны и за ее пределами с использованием почтового сообщения.

Начальным этапом в прохождении таможенного процесса выступает подача декларации. Она предоставляется уполномоченному лица на таможне. Документ предоставляется в орган прибытия, а его действие оканчивается при достижении грузом конечной точки (места убытия). Декларирование является первичным и самым обязательным процессом. Документ предоставляется таможенному органу, в нем содержится подробная информация о декларанте.

Декларант обязан указать вес и количественные характеристики продукции, с учетом таможенных платежей и имеющихся льгот.

Общие понятия о таможенном транзите

Определение таможенного транзита дается в статье 215 Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с этой таможенной процедурой иностранные товары под таможенным контролем. При этом товары могут перемещаться как по территории Таможенного союза, так и по территории других государств, не являющихся членами Таможенного союза. Товары перемещаются от таможенного органа отправления в направлении таможенного органа назначения. Из всего спектра мер таможенно-тарифного регулирования при таможенном транзите используются только меры технического и нетарифного регулирования. Таможенные пошлины и налоги, запреты и ограничения при таможенном транзите не применяется.

Ранее, Таможенный кодекс России  предполагал при таможенном транзите перемещение исключительно иностранных товаров. Согласно Таможенному кодексу ТС таможенный транзит может применяться при следующих перевозках:

  1. При перемещении иностранных товаров от таможенного органа, расположенного в месте прибытия до таможенного органа, расположенного в месте убытия.
  2. При перемещении иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа, расположенного внутри таможенной территории.
  3. При перемещении иностранных товаров и товаров таможенного союза от таможенного органа, расположенного внутри таможенной территории
  4. При перемещении иностранных товаров между таможенными органами, расположенными внутри таможенной территории
  5. При перемещении товаров таможенного союза от таможенного органа убытия до таможенного органа прибытия, но при этом перевозка происходит по территории государства, которое не является челом таможенного союза.

Порядок таможенного оформления грузов

Правила пересечения границы между государствами с грузом предусматривают прохождение 4 этапов:

  1. Затаможка – оформление разрешения на вывоз из страны.
  2. Транспортировка грузового отправления через границу.
  3. Прибытие на таможенный пункт в стране назначения.
  4. Растаможка – получение разрешения на ввоз товара в страну.

Этап 1

Чтобы получить разрешение на вывоз груза из страны, необходимо:

  • заполнить декларационную документацию и произвести устное декларирование груза;
  • пройти процедуру осмотра груза;
  • рассчитать госпошлину;
  • уплатить таможенные сборы;
  • получить разрешение.

Путем декларирования грузов перечисляются объекты, находящиеся в переправляемой посылке. При предоставлении неполного набора документов или при наличии ошибок в декларации груз не будет допущен к пересылке через пограничный пункт. Товар временно переместят на склад, чтобы у отправителя была возможность устранить недочеты.

ВАЖНО! Если одна из позиций перевозимых грузов не будет упомянута в декларации, такой товар причисляется к контрабанде и может быть арестован с последующей конфискацией и возможным уничтожением. Для перевозчика такая ошибка может обернуться административной и уголовной ответственностью. При осмотре грузов сотрудники таможенного органа сверяют данные в декларации с фактическим наличием перевозимой продукции

Вскрытие упаковочного материала может быть инициировано только в случае возникновения подозрений на незаконность операции по перевозке (из-за возможного присутствия в посылке запрещенных товаров)

При осмотре грузов сотрудники таможенного органа сверяют данные в декларации с фактическим наличием перевозимой продукции. Вскрытие упаковочного материала может быть инициировано только в случае возникновения подозрений на незаконность операции по перевозке (из-за возможного присутствия в посылке запрещенных товаров).

Следующий шаг – расчет пошлины. Ее сумма зависит от объема груза, количества товаров и присвоенного классификационного кода ТН ВЭД. Сотрудники таможни проверяют правильность классификации продукции, при необходимости самостоятельно группируют позиции в грузе по кодовым признакам. После этого можно оплатить пошлину и предъявить подтверждающие платежные документы работникам таможенного пункта. Завершением процедуры будет выдача перевозчику на руки разрешения на вывоз.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При возникновении подозрений на занижение стоимости груза сотрудники таможенного органа могут запросить документы, подтверждающие ценность товара в заявленной сумме. Представленная документация при необходимости может быть проверена на подлинность через официальные запросы в контролирующие органы

Этап 2

Для транспортировки грузов через границу перевозимые товары упаковываются и пломбируются. На пломбах должны быть отметки таможенного органа, выдавшего разрешение.

Этап 3 и 4

Прибытие в страну назначения с грузами предполагает получение от принимающей стороны разрешения на ввоз товара. Процедура оформления документации аналогична затаможке: заполняются декларации, рассчитываются и уплачиваются госпошлины, получается разрешительная документация.

НЮАНС! Если возникли дополнительные вопросы к документации или грузу при перевозке животных, сами животные будут перемещены не на склад временного хранения, а в специализированный питомник.

Обеспечение уплаты

На практике применяется одна мера обеспечения соблюдения таможенного транзита – обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения уплаты определяется исходя из максимальной суммы таможенных пошлин, налогов, если бы товары подлежали выпуску для внутреннего потребления в одном из государств ТС

Обращаю внимание, что в настоящее время НДС в рамках Таможенного союза не унифицирован, соответственно, если будете рассчитывать размер обеспечения, учитывайте, что в РБ он максимальный – 20%. То есть сумма обеспечения, даже если товар ввозится в Россию, должна рассчитываться с учетом белорусского НДС

Существует несколько видов обеспечения, но наиболее часто применяемый – внесение денежных средств на депозит на счет таможенного органа. С учетом того что после завершения транзита, как правило, идет выпуск товаров для внутреннего потребления, деньги, которые были внесены под транзит, можно перезачесть под таможенные платежи. Следующий способ обеспечения – банковская гарантия, есть еще поручительство и залог товаров либо имущества (в Казахстане существует еще пятый способ – страхование).

Хочу отметить, что есть особенность в отношении кода товара. Когда код определяется на уровне 6 знаков, надо исходить из того, что при расчете суммы обеспечения надо и сумму определять максимально по 6 знакам. Могут быть случаи, когда сумма обеспечения будет гораздо меньше, если указать в транзитной декларации код товара на уровне 10 знаков. Это выбор декларанта, но, честно говоря, я не рекомендовал бы указывать 10 знаков. До 2003 г. было обязательное требование указывать 10 знаков и случались парадоксальные ситуации: по факту заявления недостоверных сведений в пункте пропуска возбуждались дела об административном правонарушении по ст. 16.1 КоАП (это серьезная статья, предусматривающая наказание вплоть до конфискации товаров). Почему это происходило? Дело в том, что коды товаров с ЕС у нас сходятся только до 6 знаков, а дальше возможны расхождения, поэтому немецкие или французские партнеры вроде бы указывают правильный код, но для нас он недостоверный.

Что касается идентификации товаров, наиболее применяемый способ – наложение пломб на грузовые помещения транспортного средства. Если пломбы не могут быть наложены, используются иные способы идентификации, в частности маркировка, изъятие образцов и проб, фотографии с инспекционно-досмотрового комплекса, просто фотография и видеосъемка.

Но если таможенные органы накладывали пломбы на каждый контейнер или вагон, железная дорога была бы парализована, поэтому в законодательство ввели норму, что таможенные органы могут признавать таможенные пломбы иностранных таможенных служб, а также пломбы отправителя или перевозчика, что мы и делаем. Для наложения пломбы на грузовое помещение транспортного средства это транспортное средство должно быть допущено к перевозке под таможенными пломбами и печатями, есть Решение КТС, которое регулирует допущение транспортного средства к таким перевозкам и устанавливает форму свидетельства.

Как проходит процедура таможенного транзита товаров

Исходной точкой начала действия процедуры считается таможенный пункт пропуска на территории Таможенного Союза, куда прибыл груз для таможенного транзита. Разрешение на транспортировку иностранных товаров таможня выдает в режиме транзита.

Документы необходимо представить в течение одного – двух часов после прибытия партии продукции в пункт пропуска (в рабочее время). Таможенному пункту дается один час для регистрации всех документов и до 24 часов на то, чтобы их обработать и выдать разрешение на таможенный транзит (при условии соблюдения всех обязательных требований отправителем и транспортировщиком).

Таможенное сопровождение – непременное условие законного перемещения продукции по территории стран Таможенного Союза. Сопровождение транзита по России возлагается на сотрудников таможенной службы либо других должностных лиц, имеющих право выполнять мониторинг таможенного транзита товаров на территориях стран-членов Таможенного Союза.

Изменять определенный ранее маршрут допускается только после разрешения службы сопровождения. Соответствующий ордер должен быть у перевозчика в письменном виде.

Транзит импортной продукции считается завершенным после того, как груз действительно доставлен в пункт назначения, и факт приема товаров документально подтвержден с передачей пакета необходимых документов (транзитной декларации и пр.).

Обязанности перевозчика:

  • обеспечение целостности грузового контейнера и защита продукции;
  • исключение риска незаконного доступа к тому, что находится в опломбированной таре, а также внеплановой разгрузки продукции, следующей транзитом;
  • строгое следование по заранее определенной схеме движения.

Форс-мажорные ситуации не по вине транзитера освобождают перевозчика от обязанности возмещать урон, связанный с утратой груза. Но служба перевозки должна сделать все необходимое для того, чтобы обеспечить безопасность продукции таможенного транзита при потенциальной опасности.

Любые операции с грузом таможенного транзита должны производиться:

  • так, чтобы были сохранены пломбы и печати на таре;
  • только после того, как получено письменное уведомление и согласие таможенных служб того региона, куда направляется груз.

Читайте статью: Правила ввоза товаров в Россию для физических и юридических лиц

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита

Процесс оканчивается в месте, которое определено таможней. В контрольной зоне грузы помещаются в течение 24 часов. Порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита включает декларирование. Документы подаются в течении 3-ех часов с момента прибывания в пункт автотранспортного средства. Если грузовая партия поступила в нерабочее время, то срок исчисляется с начала работы таможен-ой службы. Ввозной товар может располагаться в зоне контроля в любое время дня и ночи.

При грузоперевозке по морю или воздуху время предоставления декларации согласовывается с графиком технологического функционирования аэропорта или порта.
Перевозимая продукция предъявляется по требованию таможни. Инспектор таможни обязан зарегистрировать поданную документацию в течении часа после ее предоставления. Процедура завершается в максимально сжатые сроки, но не позже 4-рех часов работы таможен-го пункта.

Таможенная процедура таможенного транзита – это процесс оформления товаров, грузов, контейнеров, почтовых отправлений в таможен-ом пункте прибытия для дальнейшей их перевозки до другого таможен-го органа (убытия).

В общем и целом эта процедура будет интересна:

  • Тем, кто перевозит товары иностранного производства по территории ЕАЭС;
  • Лицам, кто собирается поместить груз под процедуру экспорта в особых случаях, которые были определены комиссией;
  • Компаниям и физлицам, которые перемещают товары с одной территории СЭЗ на другую под процедурой свободной таможен-ой зоны.

Это услуга особо востребована для предпринимателей, желающих транспортировать товар с одного региона Союза в другой, при этом пересекая границы других зарубежных государств, не являющихся членами соглашения. Хорошим примером будет товар транспортируемый из Еревана во Владикавказ, будет проходить через территорию Грузии. В свою очередь Грузия просто является транзитной страной для перевозчика.
В случае таможенного транзита наши специалисты смогут поместить грузовую партию под процедуру, не уплачивая налоги и платежи, а также освобождая заказчика от уплаты антидемпинговых и компенсационных пошлин. Но иностранные товары будут по-прежнему транспортироваться под статусом «иностранных».

Процедура таможенного транзита

Процедура используется при перевозке грузов, которые можно вывозить и ввозить из стран Таможен-го союза. Таможенный транзит применяется при перевозке товаров:

  • находящихся на воздушных судах, совершивших техническую или вынужденную посадку;
  • перемещаемых по линиям электропередач, трубопроводным транспортом;
  • не покидающих во время доставки по территории мест перемещения.

Транзитируемые изделия в отдельных случаях не облагаются уплатой налогов и пошлин. Этот порядок включает такие ситуации, как:

  1. транспортировка по железной дороге, трубопроводам и ЛЭП;
  2. международные договоренности;
  3. таможенное сопровождение.

Временной срок транзита на груз вычисляет таможня. При перевозке по железной дороге он определяется из расчета две тысячи километров в месяц. При доставке другими ТС сроки рассчитываются в соответствии с обычными сроками транспортировки. Обязательно учитывается время отдыха водителя транспортного средства. Таможенным органом определяется конечный пункт назначения, используя данные, которые предоставлены в перевозочной документации.

Транзитная декларация

Теперь об условиях, которые должны быть соблюдены, чтобы поместить товары под процедуру транзита. Первое – товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС. Второе – в отношении товаров проведен пограничный и иные виды государственного контроля (с учетом того что ряд функций переданы таможенным органам, в том числе по транспортному, ветеринарному, санитарному и фитосанитарному контролю, то остался по сути пограничный контроль). Следующее условие – в отношении товаров представлены разрешительные документы, если их перемещение допускается при наличии таких документов. Четвертое – должна быть представлена транзитная декларация, пятое – приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Шестое – должна быть обеспечена идентификация товаров. И последнее – транспортные средства должны быть оборудованы надлежащим образом, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Если останавливаться на условиях подробнее, то первое, о чем хотелось бы сказать, – транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут использоваться любые транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения в соответствии со ст. 182 ТК ТС. Базовый документ для нас – это транспортная накладная, она содержит почти все сведения, которые есть в декларации, за исключением стоимости. Поэтому транспортные и коммерческие документы уже составляют транзитную декларацию, сведений в них для нас достаточно. В отличие от помещения товаров под иную процедуру, допустим, под процедуру для внутреннего потребления, есть упрощение – код товара указывается на уровне не менее первых шести знаков, то есть не надо детализировать до 10 знаков.

В качестве транзитной декларации можно подавать транспортные документы и счет-фактуру, этого будет для нас достаточно, но можно представлять транзитную декларацию по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза, она распечатывается на листах формата А4. Форма транзитной декларации отличается от декларации на товары, но просто потому, что в транзитной декларации указывается ряд сведений, которые не указываются в декларации на товары. В частности, перевозчик. Кроме того, есть графы, касающиеся осуществления грузовых операций в пути следования, то есть сведения о новых транспортных средствах, новых пломбах.

Правила заполнения транзитной декларации установлены Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 289. В настоящее время в это Решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. N 638) с учетом практики. Вместе с транзитной декларацией должна быть представлена ее электронная копия. Это требование обязательное.

Что еще хотелось бы сказать по электронной копии: как правило, участникам ВЭД приходится обращаться к таможенным представителям, чтобы они сделали электронную копию, подготовили пакет документов, поскольку у таможенных представителей есть свои программные продукты. С транзитной декларацией несколько иная ситуация. На портале ФТС России по предварительному информированию есть страница представления транзитной декларации. Туда можно зайти, заполнить все поля, касающиеся товаров, ввозимых на территорию ТС. После введения этой информацию участник ВЭД получает уникальный ПИН-код, который перевозчик должен сообщить в пункте пропуска. Эту предварительную информацию мы приравниваем к электронной копии транзитной декларации, соответственно, в пункте пропуска не надо идти к таможенному представителю.

Еще в качестве транзитной декларации могут использоваться документы, предусмотренные международными соглашениями, в частности книжка МДП. Причем эта декларация признается всеми странами, которые подписали конвенцию МДП 1975 г.

Завершение процедуры

Товары и транспортные средства должны быть размещены в зоне таможенного контроля и в течение 1 ч перевозчик должен уведомить таможенный орган, что он разместил товары в ЗТК. Если перевозчик прибывает в ночное время либо в выходные и праздничные дни, то, соответственно – в течение 2 ч с момента начала работы таможенного органа. Таможенный орган обязан в течение 1 ч с момента уведомления зарегистрировать прибытие транспортного средства и выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии. Оно оформляется в двух экземплярах. Это своеобразный акт приема-передачи, там перечисляется, какие документы представляются перевозчиком и в скольких экземплярах, и две росписи – перевозчика и инспектора. В моей практике был случай, когда перевозчик говорил, что отдал инспектору книжку МДП (кстати, строгой отчетности), а инспектор утверждал, что не брал. Во избежание подобных ситуаций решили, что подтверждение о прибытии должно быть обязательно.

После того как зарегистрировано прибытие транспортного средства, осуществляются отдельные формы таможенного контроля, в том числе в рамках системы управления рисками. Если никаких нарушений не выявлено, таможенный орган обязан оформить завершение таможенного транзита в течение 24 ч с момента регистрации. Подтверждением того, что процедура таможенного транзита завершена, является проставление штампа “Товар поступил”, которое заверяется личной номерной печатью, и перевозчику выдается бланк транспортного документа, экземпляр CMR, например, с отметками таможенного органа о завершении транзита.

Самая неприятная новация для перевозчиков и участников ВЭД при транзите – в течение 3 ч перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано завершить операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру либо с передачей на временное хранение. За это тоже предусмотрена административная ответственность. В настоящее время мы готовим поправки в ТК ТС и в части завершения таможенного транзита.

Мы несколько по-иному планируем прописать норму: в течение 3 ч заинтересованное лицо обязано поместить товары под определенную процедуру либо на временное хранение. Из этого пункта перевозчик снят, но добавлен еще один пункт: если заинтересованное лицо не поместил товары под определенную процедуру либо на временное хранение, то перевозчик обязан это сделать сам. То есть разбили эту операцию на два этапа, чтобы четко ответственность переходила от одного лица к другому. Пока белорусские и казахстанские коллеги не имели возражений по этой редакции.

И есть еще одна неприятная норма – положение, касающееся определения места доставки, по которому таможенный орган вправе определить место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных и перевозочных документах. Случаи, когда таможенный орган вправе это сделать, определены национальным законодательством. Сегодня таких случаев три:

  1. товары подлежат декларированию в специализированных таможенных органах;
  2. в таможенном органе, где будет осуществляться декларирование товаров, произошло стихийное бедствие;
  3. случаи, определенные постановлением Правительства.

В последнем случае речь идет о реализации положений Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе, чтобы иметь возможность направлять товары непосредственно на логистические терминалы, которые находятся рядом с границей.

Е.Иванов

Заместитель начальника

отдела Главного управления

организации таможенного оформления

и таможенного контроля

ФТС России

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий