Государственный совет РФ: состав, функции, полномочия

Примечания

  1. Совместное заседание с Советом безопасности Российской Федерации
  2. Совместное заседание с Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации
  3. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества
  4. Совместное заседание с Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России
  5. Совместное заседание с Комиссией при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  6. расширенное
  7. первоначально планировалось на ту же дату и с той же повесткой в Санкт-Петербурге
  8. перенесено в Москву
  9. Совместное заседание с Комиссией при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России
  10. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  11. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству
  12. Совместное заседание с Комиссией при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России

Структура органа

Работа Государственного совета обеспечивалась деятельностью Общего собрания и Государственной канцелярии. В составе данного органа велась работа департаментов и постоянных комиссий. Для решения отдельных задач при Госсовете на временной основе проводили совещания, формировали комитеты и комиссии при Госсовете.

Чтобы дела попали в Госсовет, их необходимо было первоначально направить в адрес Госканцелярии. Государственный секретарь изучал подведомственность полученных дел и передавал их в необходимые отделения. Они готовили дела для прохождения слушаний в рамках соответствующих департаментов. Процедура предварительного рассмотрения дел в департаментах была стандартной, однако в чрезвычайных ситуациях срочные проблемы решением императора направлялись сразу на слушание Общего собрания.

Манифест от 01.01.1810 г. устанавливал процедуру, по которой Госсовет должен был рассматривать все принимаемые законодательные акты. Однако не во всех случаях придерживались этого правила. Более того, утверждение решений в рамках департаментов и Общего собрания Госсовета происходило с соблюдением принципа большинства голосов. Однако император, окончательно принимая решение по делу, мог прислушаться к другому мнению и утвердить его. В соответствии с документом, принятым 15.04.1842 г., полномочия Госсовета были ограничены.

Выбери ответ

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:

    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • между высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

  4. Дает толкование Конституции РФ.

  5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей) Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой. Получить гайд

Состав

Председатель Государственного Совета

Председателем Государственного Совета является президент России.

Председатель Государственного Совета:

  • осуществляет руководство деятельностью Государственного Совета;
  • определяет место и время проведения заседаний Государственного Совета и его президиума;
  • председательствует на заседаниях Государственного Совета и его президиума;
  • формирует план работы Государственного Совета и повестку дня его очередного заседания;
  • назначает секретаря Государственного Совета из числа членов Государственного Совета;
  • решает иные вопросы деятельности Государственного Совета.

Члены Государственного Совета

До 2012 года членами Государственного Совета являлись по должности только высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного Совета могли быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имевшие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Президент воспользовался этим правом только один раз: распоряжением президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. № 49-рп бывший губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий включён в состав Государственного Совета (это распоряжение признано утратившим силу распоряжением президента Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 403-рп).

11 июля 2012 года Президент Российской Федерации установил, что членами Госсовета являются:

  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации;
  • руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

10 августа 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О внесении изменения в Положение о Государственном совете Российской Федерации, утверждённое Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602, и о признании утратившим силу пункта 3 Указа президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 992», в соответствии с которым, членами Государственного Совета стали полномочные представители президента Российской Федерации в федеральных округах.

Согласно федеральному закону «О Государственном Совете Российской Федерации» членами Госсовета являются:

  • председатель правительства России
  • председатель Совета Федерации
  • председатель Государственной думы
  • руководитель администрации президента России
  • главы субъектов РФ

По решению президента России в состав Государственного Совета могут быть включены:

  • представители политических партий, имеющих фракции в Государственной думе
  • представители местного самоуправления
  • иные лица

Действующий состав Государственного Совета Российской Федерации

Гибридный формат

Ранее сопредседатель рабочей группы по Основному закону Андрей Клишас заявил в интервью «Известиям», что Госсовет не сможет отнять никаких полномочий ни у Совета Федерации, ни у Думы, ни у правительства, ни у президента, поскольку полномочия этих органов описаны в Конституции. По его мнению, эта структура станет арбитром между кабмином и регионами.

Реформированный институт власти будет в первую очередь оперативно реагировать на возникающие проблемы и помогать изменять законодательную базу, сказала «Известиям» член РГ, глава комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

До сих пор в Кремле идут консультации по поводу Госсовета, считает политолог Дмитрий Фетисов. Когда они завершатся, парламент быстро примет этот закон.

— Поправка в Конституцию дала нам понять, что эта структура не будет высшим руководящим органом. Она может быть как некое политбюро при президенте, которое, возможно, будет заниматься региональной политикой. Орган может осуществлять как консультативные, так и исполнительные функции, — заявил «Известиям» эксперт.

Усиление действительно необходимо, ведь сейчас эта структура больше похожа на пул губернаторов. Работа осложняется тем, что главы регионов не всегда напрямую говорят о существующих проблемах, боясь потерять свои места, пояснил «Известиям» политолог Константин Калачев.

— Очевидно, что этот институт должен собирать политических тяжеловесов, которые не только занимают высокую должность, но и играют реальную роль. В него должны входить люди, которые могут позволить себе высказывать свое мнение, даже если оно отличается от общепринятого, — уверен он.

Путем реформирования хотят создать реальный мозговой центр, полагает Константин Калачев

Для этого большое внимание будут уделять составу. К тому же может быть расширено представительство регионов. Без изменений этот орган так и продолжит одобрять уже принятые решения, подытожил эксперт

Без изменений этот орган так и продолжит одобрять уже принятые решения, подытожил эксперт.

Принципы и структура Совета

В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:

  1. члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
  2. все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
  3. все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
  4. проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
  5. никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».

Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.

Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.

Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:

  1. Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
  2. Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
  3. Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
  4. Департамент государственной экономии.

Замечание 3

Учреждение Государственного совета позволило построить последовательный и системный законотворческий процесс, который в сочетании с кодификацией российского законодательства обеспечивал нормальное развитие Российской империи.

Прежде всего, обеспечивался тот необходимый и достаточный уровень унификации и эффективности управления, утрата которого ставила под угрозу распад всех государственных институтов.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово – премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума. 

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

6) Осуществляет управление федеральной собственностью;

7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Как в России появился Госсовет?

Владимир Путин был избран президентом в марте 2000 года, и уже в мае он решил изменить порядок формирования Совета Федерации. В 90-е годы туда входили губернаторы и главы региональных парламентов, которые часто блокировали законопроекты правительства и президента.

С 2000 года главы регионов и заксобраний смогли отправлять в Совфед только своих представителей. Это ослабило верхнюю палату и регионы, губернаторы оказались недовольны. Пришлось искать компромисс, и к сентябрю 2000 года решение нашлось – появился Государственный совет, в который вошли главы всех регионов страны. Основной функцией органа стало обсуждение политической стратегии страны. Госсовет стал заседать в Кремле – это символически повысило статус нового органа. Однако никаких полномочий в решении важных государственных вопросов губернаторы не получили. И это, видимо, вполне устроило Путина, поскольку значимых изменений за прошедшие 20 лет в работе Госсовета не было.

Предшественники Государственного Совета России

Хронологически первым предшественником Государственного совета России была Дума великого князя Владимира Святого. Летописец свидетельствует: «И бе Володимер думая с дружиной о строи земленем и уставе земленем». Два раза повторяемое в этой фразе слово «земленем» указывает нам на земский, то есть на территориальный, а не групповой (родовой, племенной, сословный, партийный или корпоративный) характер этого Устава.

Посольство в Польшу во время Смутного времени, возглавляшееся митрополитом Филаретом, отцом будущего царя Михаила Федоровича, конкретно указывает в 1610 году на Святого Владимира, как на учредителя Боярской Думы, начиная с которого «ни одно великое государственное дело» на Руси не совершается без её совета.

Дума состояла из созванных князем а затем царём старших дружинников, позже называемых «боярами». Само это действие созыва и назначения указывает на происхождение Думы от Сената в Константинополе, также как и учреждения царского и патриаршего достоинства. По гречески Сенат называется «Синклит», что и значит буквально «созванные». («Синклит» одного корня с глаголом «скликать»).

Известный историк М. В. Зызыкин, скончавшийся в Аргентине, в своем труде «Царская власть и Закон о престолонаследии в России» утверждает, что Древняя Русь во многом следовала примеру Византийской Империи, имеющей началом основание Константинополя святым равноапостольным Константином Великим. При Святом Владимире к нашей стране уже окончательно применяется имя «Россия», сразу же входящее и в международный обиход, как на Западе, так и на Востоке. («Rwsia» по-гречески и «Rusia» или «Russia» по- латыни). Хотя, в официальных византийских документах и источниках уже великий князь киевский Игорь и великая княгиня киевская святая Ольга величаются «великим архонтом России» и «великой архонтисой России».

Боярская Дума продолжала существовать вплоть до царствования Петра Великого.

Она заседала регулярно несколько раз в неделю. В отсутствие царя, её решения имели силу равносильную царским указам. Так, Боярская Дума учредила в 1696 году военно-морской флот России, указом из трёх слов: «Морским судам быть».

Петр Великий не созывал с 1711 года Боярскую Думу. В этом году он учредил Правительствующий Сенат, вначале из девяти человек. В 1726 году был создан Тайный Верховный Совет, но Сенат не был упразднён, хотя и потерял свое первенствующее значение. В 1730 году Тайный Верховный Совет был упразднен. Со временем, количество членов Правительствующего Сената увеличилось до 65. Сам Сенат утратил свои законодательные функции, которые перешли к Государственному Совету, а Сенат возглавил судебные кассационные функции Империи.

Что такое Госсовет?

Государственный совет (Госсовет) — это совещательный орган при президенте, который Владимир Путин образовал своим указом в 2000 году «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти». 

Председатель Госсовета – президент России. В состав входят спикеры Совфеда и Госдумы, полномочные представители президента в федеральных округах, губернаторы, а также руководители партийных фракций Госдумы. По решению президента в Госсовет могут быть включены бывшие чиновники и губернаторы (Путин воспользовался этим правом только один раз, когда в 2001 году принял в совет бывшего губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого). В полном составе Госсовет заседает один-два раза в год.

У Госсовета есть президиум, в него входят 8 человек, его состав определяет президент.

В чём смысл изменений?

Госсовет окончательно впишут в систему исполнительной власти. Однако никаких конституционных полномочий он не получит – для этого будет отдельный федеральный закон. Это очень удобно для президента в ситуации неопределённости: значит, полномочия легко можно будет как расширить (и добавить Госсовету бесконечно много функций, сделать его фактически центром власти), так и урезать. Все зависит от того, что будет делать Путин после окончания срока полномочий. Если он планирует занять пост председателя Госсовета, то еще во время президентства Путина может появиться федеральный закон, который добавит функций новому органу. В таком случае, даже если главой страны будет не Путин, власть всё равно окажется в его руках. Но усиления роли Госсовета может и не быть, если Путин выберет другой путь и предпочтёт, например, пост спикера Совета Федерации.

Полномочия Госсовета

Государственный совет учреждался как орган с совещательными функциями. В конечном счете его полномочия свелись к рассмотрению:

  • новых законодательных актов, предположений, изменений в законы;
  • проблем внутригосударственного управления, связанных с отменой, введением ограничений, принятием дополнений и разъяснений к действующим законодательным актам;
  • практики решения внутриполитических и внешнеполитических задач при экстренных обстоятельствах;
  • параметров сметы госказны по доходам и расходам;
  • отчетных сведений об исполнении росписей поступлений и трат из казны;
  • мер финансового характера в чрезвычайных условиях и т.д.

Структура

Федеральное собрание – парламент в Российской Федерации, при этом обе его части (верхняя, нижняя палата) ведут свою деятельность отдельно друг от друга. Данная процедура прописана в главном законодательном документе – Конституции. Общий сбор производится только при одной ситуации, которая также прописана в законе – при выступлении главы государства.

Аналогичная процедура производится в момент, когда только что избранный президент дает присягу. Во всех остальных случаях деятельность ведется раздельно, возможен только контроль со стороны верхней палаты за работой нижней.

Государственная Дума

Нижняя палата парламента называется Государственная Дума. В ее состав входит 450 человек. Каждый депутат избирается путем тайного голосования на общероссийских выборах. Проводятся они каждые пять лет сразу во всех субъектах Российской Федерации. В голосовании можно участвовать можно как лично, так и дистанционно (нововведение появилось в 2021 году).

Совет Федерации

Верхняя палата парламента носит название Совет Федерации. В ее составе находится 170 человек. Такое количество получается исходя из формата набора – от каждого региона Российской Федерации в состав СФ входит по два человека. Один из них представляет исполнительный орган власти, а второй – представительный.

Нижняя палата

В Конституции Российской Федерации четко прописаны правила, по которым граждане получаются возможность избираться в Госдуму. Гражданину РФ должен исполниться двадцать один год. Важный фактор – иметь возможность избираться. Она отсутствует у людей, имеющих иностранный вид на жительство или гражданство другого государства. Участие в выборах является свободным правом гражданина.

Участие в деятельности Госдумы является официальной работой. По этой причине у депутатов отсутствует возможность заниматься бизнесом или устроиться в любую организацию. Все декларации о доходах находятся в свободному доступе, отчеты сдаются ежегодно как о доходах депутата, так и его близких родственников.

Верхняя палата

Получить статус сенатора и войти в состав Совета федерации может гражданин с российским паспортом в возрасте не менее тридцати лет. Важные факторы – отсутствие ВНЖ или гражданства другого государства, а также наличие постоянной регистрации. Человек, отвечающий данным условиям, может заседать только в одной из палат парламента. Статус сенатора может также присуждаться главой государства (лимит – 30 человек) и президенту, сложившему полномочия.

История

Орган с консультативными и совещательными задачами непродолжительное время существовал при президенте РСФСР Ельцине в 1991 году. Он был создан 19 июля 1991 года как Государственный совет при президенте РСФСР (Государственный совет РСФСР) и под руководством президента республики включал государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, ряд министров и председателей государственных комитетов. Закрепить статус Государственного совета РФ предполагалось в подготовленных осенью 1991 года вариантах проекта Конституции Российской Федерации, однако 6 ноября 1991 Госсовет РСФСР был упразднён Указом Президента РСФСР № 172 «Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы» и в последующих вариантах конституционного проекта (как и в принятом в итоге основном законе Российской Федерации) положение об этом органе уже не предусматривалось. На общесоюзном уровне в 1991 году кратковременно существовал Государственный Совет СССР — орган государственной власти в составе Президента СССР и руководителей всех союзных республик. Созданный на основании закона СССР от 5 сентября 1991 года № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», он был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик, а его решения носили обязательный характер.

Указом Президента РФ от 4 февраля 1993 года № 180 указ об организации работы правительства в условиях экономической реформы, которым в числе прочего был упразднён Госсовет, в основном отменялся, однако возобновления деятельности органа тогда не состоялось. После принятия в конце 1993 года новой Конституции Российской Федерации проекты создания Госсовета разрабатывались Сергеем Шахраем (1995) и Анатолием Чубайсом (1996—1997), но также не были реализованы. Идея создания Госсовета вновь оказалась востребованной в 2000 году после того, как 19 мая Президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу проект закона о новом порядке формирования Совета Федерации.

В процессе обсуждения законопроекта в обеих палатах парламента члены Совета Федерации обратились к президенту с просьбой о создании Государственного совета — органа, который мог бы взять на себя часть работы, связанной с проблемами регионов России. 26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации. 27 июля 2000 года В. В. Путин подписал распоряжение, в котором одобрил предложение высших должностных лиц субъектов Федерации о создании Государственного Совета России.

Государственный Совет России образован 1 сентября 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина. Указом утверждено положение о Государственном Совете России. В соответствии с положением Госсовет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Госсовет в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента.

Первое заседание состоялось 22 ноября 2000 года. Повестка дня заседания — «О стратегии развития государства на период до 2010 года». Открывая заседание, Президент России В. В. Путин заявил, что Государственный Совет должен стать политическим органом стратегического назначения, и это является кардинальным отличием этой структуры от других государственных органов.

В Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года президент России Владимир Путин предложил, в числе прочих поправок, закрепить статус Госсовета в Конституции. Конституционными поправками 2020 года в основной закон России включено отдельное полномочие президента по формированию Государственного Совета РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

8 декабря 2020 года Владимир Путин подписал федеральный закон, определяющий статус Государственного Совета РФ.

Порядок работы

Созыв заседаний проводится регулярно, не реже раза в три месяца. Согласно решению Председателя могут проводиться и внеочередные совещания. Заседание Госсовета считается правомочным в случае, если на нем присутствует большая часть от общего количества членов совещательного органа. Собрания проводятся, как правило, в Кремле. Принятие тех или иных решений по поставленным вопросам осуществляется посредством их обсуждения.

По решению председательствующего может проводиться голосование по любому пункту в повестке дня. Высшее должностное лицо вправе устанавливать порядок, по которому будут приниматься решения по проблемам, имеющим особое значение для государства, посредством достижения консенсуса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий