Что такое административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения – правоотношения, которые возникают при осуществлении государством управленческой деятельности по правилам, прописанным в нормах административного права.
Они имеют общие черты с прочими правоотношениями, но отличаются присутствием властного (императивного) характера. Основные признаки:
- Сфера возникновения правоотношений – государственное управление. В этих связях есть все особенности характерные для исполнительной власти.
- Императивный характер, так как они складываются по формуле «власть – подчинение».
- Возможность возникновения правовых отношений без согласия одной из сторон.
- Споры, возникающие между субъектами этих отношений решаются без судебного разбирательства, то есть вынесением властного решения от уполномоченного органа (главного начальника, чьи решения подлежат обжалованию). Но случаются прецеденты, которые решаются в судебном порядке.
- Нарушение предписанных норм любой из сторон влечёт юридическую ответственность (административную, материальную, дисциплинарную, а в особенных ситуациях, уголовную) перед государством, то есть его органами.
3.1. Понятие административно-правового отношения и его структура
Административные отношения — общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.
Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.
Административные отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства.
Особенность административно-правовых отношений проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства — предмет регулирования все же по большей части гражданского права.
Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон.
В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть — подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.
В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер.
Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти.
Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками своей отрасли Административного права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути, является управленческим актом. Административному регулированию подвержены некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.
Если для гражданско-правовых отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно. Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность наступает перед государством.
Это далеко не весь перечень характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь некоторые из них.
Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и (порядок осуществления управленческой деятельности).
Предыдущая страница |
Оглавление |
Следующая страница
Понятие административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом.
Административное правоотношение есть:
- результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
- регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
- корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
- установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она – основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.
Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти.
Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты
Определение 2
Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений
Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.
Замечание 1
В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.
Объекты административно-правовых отношений
В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:
- конкретные действия и поведение лиц;
- личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
- предметы, относящиеся к области духовного наследия;
- права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;
Замечание 2
Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.
Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:
- рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
- метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
- метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
- административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.
Юридические факты
В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.
Определение 3
Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.
Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью. В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта. Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
В зависимости от характера
- Регулятивные могут появляться в ситуациях, которые не противоречат законным нормам. Такие правовые отношения обычно выступают в договорах, касающихся продажи какого-либо предмета. Таким образом, получается что одна сторона покупает, а другая продает. Они в своих действиях напрямую между собой связаны. От порядочности стороны зависит результат.
- Охранительные появляются вследствие действий, противоречащих нормам правового регулирования. Например, Верховный совет отменяет указ высшего должностного лица своим заключением, которое выдал Конституционный суд Российской Федерации.
В зависимости от правоохранительной направленности
- Вертикальные. Они сочетают в себе полномочия государственно-властного направления. То есть, когда директор предприятия имеет полномочия перед теми должностными лицами, которые у него работают. В основном присутствуют у соподчиненных сторон. Но у одной стороны полномочий может быть при этом меньше, а иногда их нет вовсе. Например: правительство имеет больше властных полномочий, чем министерство. Отсутствовать они могут также и у рядового гражданина.
- Горизонтальные. Как их еще называют координационные, характеризуются равноправием сторон. Появляются у исполнительных органов власти. Служащие этих учреждений имеют равный должностной уровень с руководителем учреждения.
Виды административно-правовых отношений
Их содержание включает в себя две стороны. К первой относят юридическую. Ее составляют обязанности и права. Вторая сторона – материальная. В качестве объекта выступает волевое поведение, действие человека. Виды административно-правовых отношений обладают всеми существующими общими признаками. Среди главных их особенностей следует отметить, что одной из сторон всегда обязательно является орган госуправления либо должностное лицо. С ее стороны осуществляется реализация предоставленных властных полномочий. Разрешение большей части споров производится в административном порядке. Участники данных правоотношений не равны по статусу. Административно-правовые отношения разделены на внешние и внутриорганизационные. Последние появляются в связи с деятельностью должностных лиц, структурным функционированием властных органов. Внешние административные правоотношения возникают как следствие реализации управленческих задач. В данной категории выделяют также субординационные и координационные взаимодействия. Первые выстраиваются в соответствии с авторитарностью юридического волеизъявления стороны. В координационных правоотношениях данный признак отсутствует. В соответствии с юридическим характером, выделяют горизонтальные и вертикальные связи. В последнем случае субъект управления имеет полномочия непосредственно воздействовать на другое лицо. В горизонтальных взаимодействиях стороны фактически и юридически равноправны.
Особые взаимодействия
Как выше было сказано, основанием для возникновения правоотношений могут стать нарушения норм законодательства. Существует специфическая категория, в рамках которой определяется, какие действия являются преступными и какое за них должно следовать наказание. Речь, в частности, идет об уголовно-правовой сфере. Взаимодействия в ее пределах регулируются нормами УПК. Такие правоотношения образуются не по воле их сторон. Участники таких взаимодействий четко определены в законодательстве. Уголовно-правовые нормы в данном вопросе исключают свободу выбора. В качестве сторон данных взаимодействий выступает человек, нарушивший закон (совершивший преступление) и государственный орган (должностное лицо). Последний применяет нормы УПК. К уполномоченным должностным лицам или госорганам в данном случае относят суд, прокурора, следственные подразделения и пр.
Сущность правоотношений
- Происходит реализация основной работы и обязанностей государственных органов.
- Присутствует внутриорганизационный характер, который появляется в работе управленческих органов власти и субъектов законодательства, а также органов прокурорского надзора.
- Обязанности возникают при участии региональных субъектов.
- Появление приходится на сферу внутренних отношений, разных профессиональных объединений и других формирований, а также, возникающих при осуществлении этими учреждениями, контролирующих задач и полномочий.
Административные отношения являются очень важным аспектом, потому что они значимы в общественной жизни людей. Специфика их масштабна и разнообразна, если рассматривать их функции и учитывать совокупность характеристик этих правоотношений.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
- вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
- горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
- диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
- административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
- административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Юридические факты в административном праве
Юридический факт – это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.
Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:
- юридические факты – это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
- юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;
- в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;
- они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
- по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:
- правообразующие – влекущие возникновение административных правоотношений;
- правоизменяющие – влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
- правопрекращающие – влекущие прекращение административных правоотношений.
2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.
3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.
Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие – результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие – волевое же несовершение предписываемых законом действий.
Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).
По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты – это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.
Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.
Другая разновидность юридических фактов в административном праве – события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.
показать содержание
В зависимости от субъекта управления
- Субординационные. Они выстраиваются на основе властных действий управленческого субъекта. Например, когда орган власти следит за работой нижестоящих организаций. Министерство финансов контролирует работу министерств, занимающихся вопросами выделения средств на развитие регионов. Министр имеет полномочия, которые заключаются в том, чтобы контролировать должностных лиц, ведь они являются его подчиненными.
- Координационные. Это так называемые связи, когда определенная авторитарность отсутствует. Таким образом, можно сделать отсылку к контролирующим органам власти. Если бы основа координации одинаково трактовалось, то такой итог было бы допустимым. Но нет содержательных оснований. Координация обычно проявляется в контролирующей функции органов управленческой власти. То есть сопровождается властными характерными действиями. Можно привести следующие примеры административных правоотношений: деятельность администраций регионов контролирует Правительство Российской Федерации. Также оно проверяет работу городов, областей которые входят в федеральный состав. Координационная деятельность в таком случае осуществляется в форме законодательных актов юридической направленности. Еще можно подобрать следующий пример: Министерство природных ресурсов Российской Федерации регулирует работу министерств, а также ведомств, занимающихся вопросами защиты природных ресурсов. Причем решения, которые принимает этот орган являются обязательными и для других законодательных органов. Координация характеризуется наличием властных волеизъявлений. Проявляется это во взаимоотношениях вышестоящих органов с нижестоящими, а также не соподчиненных с органами, которые выполняют исполнительные функции. Значит, координационная деятельность может применяться в отношении субъекта управления.
При попытках дать характеристики управленческим отношениям не нужно опираться только на виды административных правоотношений, потому что на практике управленческая сущность многозначна. Поэтому при осуществлении управленческих функций можно полагаться на самые основные виды, приведенные ранее.
К признакам относится неравное положение сторон как фактов ведущего показателя, то есть властные отношения сосредоточены в руках властвующей стороны, которая управляет и имеет свои властные полномочия.
Неравенство предполагает, что одна сторона управляет, другая исполняет разные решения. Но подчиненность не всегда ярко выражена. Например, негосударственное учреждение напрямую не подчиняется субъекту органов исполнительной власти.
При взаимоотношениях отдельных звеньев в механизме органов власти, выполняющих исполнение решений и, когда одно звено механизма подчиняется другому, очень часто подчиненности не наблюдается. Можно привести в пример ситуацию, чтобы понять в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений, когда центральный региональный орган не подчиняется непосредственным органам федеральной правительственной власти, а разные предприятия не подчиняются надзорным службам.
Если описывать подчиненность, которая характерна для сторон в административной сфере нужно иметь в виду иерархичную подчиненность. Она наиболее часто встречается в вертикали управления и проявляется в работе вышестоящих и нижестоящих звеньев власти. Можно указать на относительную деятельность исполнительной власти и тех предприятий, учреждений которые ей подведомственны.
Можно проанализировать характеристику обществознания административных правоотношений, которая является обобщенной на предмет содержания. Они направлены на то, чтобы урегулировать нормы права.
Классификация нормативно-правовых отношений
Классификация нормативных правоотношений не имеет чёткой структуры и зависит от вида и характера управленческой деятельности, сторон, какие управленческие функции реализовываются, от целей, стоящих перед органами государственной власти.
Виды:
- В зависимости от целей различают: охранительные; регулятивные.
- В зависимости от состава сторон: отношения между служащими, принадлежащими к государственным органам; между исполнительными органами государства и государственными предприятиями, учреждениями, организациями; отношения, возникающие между исполнительной властью и коллективом служащих, общественными организациями; между исполнительной властью и коммерческими (некоммерческими) организациями; между исполнительным органом и человеком.
- По содержанию бывают: материальными, возникающими в сфере управления и подчиняющимися материальным нормам права; административно-процессуальными, зарождающимися во время разбора индивидуальных дел и разрешающихся при помощи административно-процессуальных норм.
- По соотношению прав и обязанностей у сторон: горизонтальные, развивающиеся между субъектами правоотношений, которые не находятся в подчинении друг друга; вертикальные, возникающие после волеизъявления уполномоченного органа либо должностного лица в сторону нижестоящего субъекта отношений (может возникать без добровольного волеизъявления или вопреки ему).
Горизонтальные отношения характерны для равноценных органов государственной власти. К примеру, между разными министерствами. Последние проводят межведомственные встречи для решения каких-либо задач, но результатом таких мероприятий является создание договоров, которые влекут за собой возникновение новых вертикальных правоотношений.
Ещё одним примером вертикальности взаимодействия является обращение физических или юридических лиц с заявлением в любой орган исполнительной власти. Нормами предусмотрена невозможность отказа таких учреждений и прописаны сроки, в которых должно быть рассмотрено обращение. Этот же пример касается второго пункта этого списка.
- По способам защиты: административный; судебный порядок.
Уровень определенности участников
В соответствии с этим критерием различают общие, абсолютные и относительные правовые отношения. В последнем случае определяются все участники конкретно (поименно). При абсолютных отношениях точно известной является только управомоченная сторона. В качестве обязанных выступают при этом все вероятные субъекты, которым предписывается воздерживаться от совершения определенных действий, которые могут ущемлять свободу и личные интересы другого участника. Остается дискуссионным вопрос о выделении общерегулятивных (общих) правовых отношений. По мнению одних специалистов такое отделение не является достаточно убедительным. Другие авторы считают, что в категорию общих входят правоотношения высокого уровня. Например, это связи государства с общественностью, гражданином. По мнению этих же авторов, к общим следует отнести правоотношения между физическими лицами по вопросам обеспечения гарантий и реализации главных личных свобод и прав человека (на жизнь, безопасность, уважение и прочее) и обязанностей, которые определяет Конституция (соблюдение закона, например). Эти связи можно считать базой для формирования отраслевых категорий.
Особенность фактов
В юридическом смысле получается то, что первоначальным видом действий выступают региональные правовые акты, которые обладают индивидуальным характером. То есть акты, которые обязательно нужно исполнять конкретному лицу. Последствиями юридических действий является тот факт, что они могут появляться, изменяться и прекращаться в совокупности правовых отношений.
Можно привести пример: когда гражданин поступает на определенную службу, издается документ и это влечет за собой то, что появились служебные отношения. Они только один вид из множества административных взаимоотношений. Неправомерные действия нарушают все нормы, которые не соотносятся с их требованиями. К таким обычно относятся нарушения, связанные с правопорядком. Они больше всего характерны для деятельности, осуществляющейся при управлении. Также они способствуют появлению юрисдикционных ситуаций. Здесь имеется в виду определенное бездействие, когда органы внутреннего контроля не принимают попыток, чтобы обеспечить общественный порядок.
Управленческие правоотношения могут подразделяться по различным критериям. Существует большое количество классификаций. Для каждого вида правоотношений можно подобрать примеры. Так можно понять, как будут регулироваться те или иные сферы жизни со стороны нормы права или определенных управляющих органов власти. Все административные правоотношения можно разделить по характеристикам.
Классификация
Виды правовых отношений определяются в зависимости от разных оснований. В частности:
По отраслевому признаку. Здесь речь идет непосредственно о предмете регулирования. В частности, выделяют такие основные виды правовых отношений, как:
- Трудовые. Они связаны с рабочей деятельностью людей, организаций. Они возникают на основании договоров, соглашений, контрактов. В качестве сторон выступают наниматель и работник. Последний имеет определенные права (получать зарплату, иметь социальные гарантии и т. д.) и обязанности (исполнять задания в соответствии с должностной инструкцией). Наниматель также должен оплачивать труд, может требовать соблюдения дисциплины и так далее.
- Административные. Эта категория связана с функционированием исполнительных органов.
- Виды уголовно-правовых отношений. Они регулируются нормами УПК, ФЗ, Основным Законом страны.
- Гражданские. В них участвуют различные юридические и физические лица, госорганы и прочие.
По степени влияния на участников. К данной категории относят такие виды правовых отношений, как:
- Материальные (трудовые, различные виды финансово-правовых отношений и иные). Они определяют возможности и обязанности участников.
- Возлагающие полномочия.
- Процессуальные. Эти виды правовых отношений регламентируют последовательность процедур, форму и меру юридической ответственности.
В соответствии с характеристикой взаимности нормативной связи. В данной категории выделяют:
- Однонаправленные. В этом случае у одного участника есть права, а у другого – обязанности.
- Перекрестные. При таких взаимодействиях обе стороны обладают как обязанностями, так и возможностями.
По функциональному значению. В этой категории различают такие виды правовых отношений, как:
- Регулятивные. Они направлены на управление действиями сторон.
- Охранительные. Эти отношения связаны с обеспечением защиты прав, юридических интересов участников, запретом на бездействие либо совершение определенных действий. Эта категория взаимодействий поддерживается реализацией ответственности и государственным принуждением.
В соответствии с составом. В данной категории выделяют такие виды правовых отношений, как:
- Простые. Они устанавливаются между 2 участниками (например, договор дарения или купли-продажи).
- Сложные. Эти правоотношения образуются между несколькими сторонами.
По длительности действия. В соответствии с продолжительностью, выделяют:
- Кратковременные.
- Долговременные.
По степени связи с объектом. К данной категории относят такие взаимодействия, как:
- Прямые (например, договор аренды).
- Опосредованные (уступка требований, субаренда, продажа долгов и т.д.).
Личные неимущественные и имущественные взаимодействия
Это виды гражданско-правовых отношений. Личные неимущественные и имущественные связи регулируются соответствующими нормами. В качестве них выступает Гражданский кодекс, Конституция и прочие акты. У участников данных взаимодействий есть взаимные обязанности и возможности. В качестве субъектов здесь выступают физические лица, организации, муниципальные образования, непосредственно сама Российская Федерация, ее регионы и так далее. Объектом данных связей считается материальное благо. В отношении него существуют субъективные обязанности и права. В рассматриваемой категории взаимоотношений выделяют несколько подгрупп. Они классифицируются по разным признакам. Как правило, выделяют такие гражданско-правовые отношения, как абсолютные и относительные, вещные и обязательные. Разделение на имущественные и неимущественные типы базируется на наличии или отсутствии экономического содержания. В частности, последние относятся к отношениям, связанным с личными правами и свободами. Имущественные связи возникают, например, при наличии собственности. Что касается разделения на вещные и обязательные типы, то в первом случае субъект имеет возможность распоряжаться имуществом в соответствии со своими предпочтениями и интересами. В обязательном взаимодействии у одной стороны есть возможность требовать от другой выполнения каких-либо действий. Этот вид отношений считается относительным.