Специальная оценка условий труда в 2022 году: последние изменения

Типичные ошибки

Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.

Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.

Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.

Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Документ

Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ “О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”

Комментарий

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса. Поэтому отказ или нарушение порядка влечет за собой меры ответственности, применяемой в рамках ст.2.27.1 КоАПП.

К нарушениям относятся:

  • несоблюдение сроков проведения СОУТ;
  • ненадлежащее оформление результатов;
  • отказ от ознакомления работников с результатами проведенной на их местах работы оценки;
  • иные нарушения, в том числе проведение оценки не на всех местах, без оформления приказа и назначения комиссии.

Привлекаются к ответственности организация и ее руководитель. Размеры и виды наказаний в случае отказа от проведения СОУТ или нарушения порядка ее проведения следующие:

  • выносится предупреждение и указывается на обязательное исправление нарушений с установлением срока;
  • если нет угрозы жизни и здоровью людей, накладывается штраф в размере 60-80 тыс. рублей в отношении организации и 5-10 тыс. руб. в отношении должностного лица или индивидуального предпринимателя;
  • нарушение, выявленное повторно, увеличивает штраф на организацию до 100-200 тыс. рублей, на должностное лицо или ИП – до 30-40 тыс. рублей;
  • надзорный орган вправе приостановить деятельность организации или ИП на период до 90 суток (если существует угроза жизни и здоровью людей);
  • повторное нарушение влечет дисквалификацию организации на срок от 1 до 3 лет.

Риск-ориентированный подход

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Кто и в какие сроки проводит СОУТ?

Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.

Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.

Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):

  • рабочие места организованы вновь;
  • изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
  • применение средств защиты, которые ранее не использовались;
  • выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
  • исполнение предписания инспекции по труду;
  • по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.

Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.

Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:

  • 12 месяцев – с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
  • 6 месяцев – при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.

СОУТ: что это такое?

СОУТ расшифровывается, как специальная оценка условий труда, проводится специализированной организацией по инициативе работодателя для следующих целей:

  • выявления присутствия на заранее определенных рабочих местах вредных или опасных производственных факторов;
  • оценки отклонений таких факторов от нормы;
  • анализа степени воздействия вредных и опасных факторов на работника;
  • оценки эффективности использования индивидуальной защиты на конкретном рабочем месте.

Существуют списки профессий и рабочих мест, работая на которых граждане подвергаются негативным воздействиям. При осуществлении работы в таких условиях они вправе обратиться за назначением пенсии ранее установленного законодательством возраста.

Чтобы работник мог претендовать на досрочное назначение пенсии работодатель обязан провести СОУТ и уплачивать за него страховой взнос в Пенсионный фонд по повышенному тарифу. В обычных условиях, когда проведенная оценка подтверждает безопасность рабочего места, организация уплачивает за своих работников взносы по обычному тарифу.

Классы условий труда

Соответствие условий труда подлежат декларированию и отнесению к одному из классов вредности и опасности:

  • оптимальные;
  • допустимые;
  • вредные;
  • опасные.
Класс условий трудаОписание
1. ОптимальныеВредные воздействия на организм работника отсутствуют, не имеется негативных факторов, которые могут повлиять на его работоспособность. Проводится анализ на соответствие нормативам рабочей среды по микроклиматическим показаниям и трудовой нагрузке. Оптимальными принимаются иные факторы при условии безопасности по вредности.
2. ДопустимыеУровень факторов окружающей среды на рабочем месте соответствует гигиеническим нормам. Трудовая нагрузка позволяет работнику к началу новой смены восстановить силы. Не имеется предпосылок к ухудшению здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей. Допустимый класс условий труда относят к безопасному.
3. ВредныеОтмечается наличие вредных для здоровья работника производственных факторов. Имеются показатели, превышающие гигиенические нормативы, что оказывает негативное влияние на работника и возможно повлияет на потомство. Выделяют несколько степеней 3 класса:
3.1Факторы условий труда способны вызывать функциональные нарушения здоровья, которые проходят при длительном отлучении от вредного производства (более, чем к следующей смене).
3.2Нарушения здоровья вследствие воздействия вредных производственных факторов могут привести к легкой форме профессионального заболевания (не вызывающего инвалидности).
3.3Вредные факторы приводят к нарушениям здоровья легкой, средней стадии и хроническим патологиям, которые могут привести к потере профессиональной трудоспособности.
3.4Условия труда способны привести к тяжелым формам заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, а также наступлению инвалидности.
4. Опасные (экстремальные)Исполнение рабочих обязанностей в течение смены сопряжено с условиями, угрожающими жизни, работник подвергается высокому риску получения профессиональных повреждений.

Установленный класс для опасного и вредного условий труда возлагает на работодателя обязанность по уплате дополнительного тарифа по страховым взносам:

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48%
Вредный3.47%
3.36%
3.24%
3.12%
Допустимый20%
Оптимальный10%

Декларирование позволяет подтвердить соответствие рабочих мест и условий труда нормативам по его охране, утвержденным законодательно. А также позволяет применять меры по улучшению производственного климата либо работнику предоставлять гарантии и компенсации в виде повышения размера оплаты труда, сокращения нормы рабочего времени и предоставления дополнительного отпуска.

Кому необходима СОУТ

Опасность и вредность условий труда проверяют единожды в 5 лет, но при определенных обстоятельствах закон допускает внеплановые выезды. Работодатель не вправе отказываться от процедуры, так как она определена законодательно.

Проверку проводят предприятия, которые утверждены Минтрудом. Каждая должна в точности соответствовать требованиям. Помимо прочего, руководству фирмы разрешено затребовать удостоверяющий документ инспектора.

Госэкспертизу проводят относительно рабочих мест, проверяя уровень и класс вредности. Поэтому комиссия проинспектирует:

  • юрлиц;
  • частников, владельцев МСП;
  • предприятия, в которых есть работники.

Инспекторы должны проверять каждое место, но если встречается несколько одинаковых, то на третьем и более разрешается проверить 20% пространства.

СОУТ не проводят в отношении физлиц, дистанционных рабочих, не зарегистрированных самозанятых и религиозников.

ИП без сотрудников или с работниками, трудоустроенными по контракту ГПХ, вправе не проходить экспертизу.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест. Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие “идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов”. Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки. Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит, работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537.;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Кто проходит оценку рабочих мест

Закон о специальной оценке условий труда, вступающий в силу с 2020 г, обязывает проводить контроль трудовых зон всех нанимателей персонала. Частным предпринимателям также придется выполнить аттестацию.

Кроме того, обязательно оценивать рабочие места нужно:

  • тем, у кого со времени предыдущей проверки прошло больше 5 лет;
  • организациям, у которых невыполненная спецоценка условий труда была обнаружена во время комплексной проверки вышестоящими органами;
  • предприятиям, нуждающимся во внеплановой СОУТ по причине изменения старых или возникновения дополнительных мест работы, модернизации оснащения, смены адреса.

Внеочередная процедура проводится только когда случаются чрезвычайные ситуации: трагический инцидент на производстве или болезнь сотрудника из-за плохой трудоохраны.

Последние новостные ленты сообщают, что оценивать рабочие места, кроме религиозных организаций, не нужно еще и бизнесменам, которые работают без помещения. Как правило, это люди, имеющие удаленных сотрудников: например, надомников. Не нуждаются в том, чтобы их инспектировали, и помощники по хозяйству, нанятые частными лицами.

Специальная оценка условий труда не требуется:

  • если работодатель — предприниматель поменял фамилию;
  • при реорганизации компании без изменений условий работы;
  • когда происходит переименование должности сотрудника, а обязанности остаются прежними.

Штрафы за отсутствие СОУТ

Последним месяцем, когда разрешалось сделать спецоценку без юридических последствий, был декабрь 2018 года. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда 2020 стартует от пяти тысяч российских рублей. Иногда размер взыскания достигает 350 тысяч рублей (суммарный размер, а не единоразовый штраф за отсутствие СОУТ).

В случаях, когда договор на СОУТ заключен в 2018 году, а отчет будет выдан уже в следующем — штрафовать за несвоевременную проверку допускается. Однако есть вероятность, что надзорные органы ограничатся предупреждением. В дальнейшем планируется, что штраф за отсутствие СОУТ будет начисляться автоматически.

Правовые последствия отсутствия специальной оценки условий труда

Тем, кто надеялся на отмену СОУТ в 2020 году, пришлось разочароваться. Регулярная оценка рабочего места с 01.01 2019 теперь нужна всем. Работодателям, чьи сотрудники подвергаются опасности или вдыхают вредные испарения, придется платить в ПФР либо ПФ РФ более высокие отчисления.

Также руководитель учреждения обязан найти способы улучшить условия труда персонала и устранить недостатки. За несоблюдение законных требований для работодателя (предпринимателя) может наступить как административная, так и уголовная ответственность: от приостановки деятельности до лишения свободы до 5 лет.

Специальная оценка условий труда в 2022 году — общие сведения

Регулирует проведение специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Данное мероприятие было введено законом вместо аттестации рабочих мест. Специальная оценка проводится как минимум 1 раз в течение 5 лет в отношении каждого рабочего места, в том числе, если речь идет об офисах.

В том случае, если специальную оценку условий труда необходимо провести на предприятии с вредными/опасными условиями работы, спецоценку закон не позволяет разделять на этапы. Если же оценочное мероприятие осуществляется на фирме, где действует неопасное для здоровья и жизни производство, специальную оценку рабочих мест разрешается провести поэтапно. Не могут разделить спецоценку на этапы предприятия, где:

  • по итогам аттестации рабочих мест или ранее проведенной специальной оценки были установлены вредные и/или опасные условия труда;
  • сотрудники за осуществление своей трудовой функции получают право на различные компенсации и гарантии в связи с их согласием на работу во вредных/опасных условиях;
  • работники по роду профессии получают право на досрочных выход на пенсию.

Новые права работодателей в сфере охраны труда

Ранее работодатели могли использовать системы видеозаписи и иной фиксации производственного процесса, но при соблюдении таких условий:

  • порядок применения этих систем регламентирован локальной документацией работодателя, и с ней ознакомлены все сотрудники;
  • при организации наблюдения за сотрудниками соблюдаются их права на неприкосновенность частной жизни, т.е. фиксируются лишь те обстоятельства, которые связаны с выполнением трудовых функций.

Теперь эта возможность будет закреплена в новой ст. 214.2 ТК, согласно которой работодатель имеет право использовать для контроля за безопасностью устройства, оборудование и системы, которые обеспечивают дистанционную видео-, аудио- и иную фиксацию производственных процессов, и хранить полученные сведения.

Эти системы необходимы не только для контроля безопасности производственных процессов, но также для обеспечения взаимодействия с трудовой инспекцией — работодатели имеют право предоставить инспекторам удаленный доступ к наблюдению за безопасным производством работ.

Указанный момент по предоставлению доступа — право, а не обязанность работодателя. Специалисты рекомендуют все же воспользоваться им, поскольку на период проведения такого мониторинга работодатели освобождаются от проведения плановых мероприятий согласно новым правилам проведения государственного контроля (ст. 74, 96 Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ).

Также в ст. 214.2 ТК прямо указывается право работодателей вести документооборот в области охраны труда в электронном виде и представлять удаленный доступ к соответствующим информационным базам сотрудникам трудовой инспекции.

При рассмотрении корректировок, связанных с охраной труда, можно говорить о том, что они направлены на повышение самостоятельности работодателей, закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации указанных мер.

Управление профессиональными рисками с помощью программы 1С “Охрана труда”

  • Соответствие законодательству;
  • Управление всеми процессами в области охраны труда;
  • Электронный документооборот, прозрачность и контроль;
  • Возможность интеграции с программами 1С (1С:ЗУП, 1С:Бухгалтерия, 1С:ERP).

ПодробнееЗаказать демонстрацию

Форма М-19 в строительстве. Порядок заполнения и образец
Эффективная система управления клиникой. Чек-лист руководителя

Производственный травматизм и профессиональные заболевания

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.

Алгоритм госэкспертизы в 2022 году

Проверки рабочих условий видоизменятся со следующего года. Экспертизу будут проводить следующим образом:

  • Комиссия анализирует доводы, подтверждающие необходимость процедуры. Длительность ─ около недели.
  • Эксперты оценивают объект в стоимостном эквиваленте.
  • Инспекторы проверят запрашиваемые зоны с помощью работников аккредитованных лабораторий.
  • Глава комиссии выносит вердикт, фиксируя сведения в отчете.

Время проверки определяется проверяющей стороной, но не может быть больше 30 календарных суток. По окончании процесса эксперты протоколируют вердикт и отсылают в информсистему. Срок доставки ─ максимум 10 суток.

Компания вправе отказать в госэкспертизе, если руководитель предъявил не всю документацию.

Экспертная организация должна уведомить противоположную сторону об отказе не больше чем через 5 суток.

Производственный травматизм и профзаболевания

С 1 марта 2022 года в Трудовом кодексе будет закреплено понятие микроповреждения (микротравмы), под которой будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и иные повреждения сотрудников и иных лиц, участвующих в производственном процессе, при выполнении трудовых обязанностей или работ по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ). С этой даты работодатели должны вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, повлекшие за собой получение сотрудниками микротравм. Основанием для осуществления этих действий является обращение пострадавшего лица к своему руководителю или к самому работодателю.

Ведение учета микротравм даст возможность устранить практику игнорирования работодателями фактов получения сотрудниками микроповреждений, что впоследствии может стать причиной более серьезного травмирования.

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ.

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет – Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий