Комментарий к ст. 185 УК РФ
1. Понятие ценной бумаги содержится в ст. ст. 142 – 149 ГК (см. коммент. к ст. 177). Значение специальных терминов, используемых при описании признаков состава обсуждаемого преступления, уясняется путем обращения к законодательству о ценных бумагах.
В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (в ред. от 29.12.2012) дается определение эмиссии ценных бумаг, эмитента, эмиссионной ценной бумаги, выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещения эмиссионных ценных бумаг, владельца бумаг. Статья 19 Закона определяет процедуру эмиссии и ее этапы, включая принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска и т.д. Здесь же установлено, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями данного Закона, не подлежат размещению, если иное этим Законом не предусмотрено.
В ст. 22.1 определено, кем утверждается и должен быть подписан проспект ценных бумаг юридических лиц.
2. Согласно ст. 20 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012).
3. Внесенная в проспект ценных бумаг недостоверная информация может искажать любые фактические данные, которые необходимо отражать в проспекте в соответствии со ст. 22 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”. Это сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска и др.
4. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом (ст. 24 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Нарушение этого требования и означает совершение предусмотренных комментируемой статьей действий в виде размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
5. Главным критерием отнесения к признакам обсуждаемого деяния искажения сведений в проспекте ценных бумаг, а также иных перечисленных в комментируемой статье действий является их способность породить общественно опасные последствия в виде крупного ущерба.
В примеч. к комментируемой статье определено, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. Ущерб преступлением может быть причинен не только приобретателям акций, но и тем, кто, к примеру, не сумел воспользоваться своим правом (если соответствующее право было установлено законом либо, скажем, решением эмитента) и приобрести ценные бумаги, приносящие высокий доход.
6. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Вместе с тем собственно искажение сведений в проспекте и другие предусмотренные комментируемой статьей действия должны быть для совершающего их лица заведомо незаконными.
7. Субъекта преступления принято считать специальным. При его определении следует учитывать те полномочия, которые выполняет лицо в организации-эмитенте. В частности, поскольку обязанность по утверждению проспекта ценных бумаг возложена согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” в хозяйственных обществах на совет директоров (наблюдательный совет), то субъектами признаются члены совета директоров (а ответственность будут нести те из них, кто голосовал за утверждение проспекта, заведомо для них содержащего недостоверную информацию, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба).
8. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых – специальный, см. коммент. к ст. 174.
Понятие и признаки инсайдерской информации
Инсайдерская информация понимается как сведения, предназначенные для внутреннего использования избранным кругом лиц. Такие сведения обладают подлинностью и достоверностью, способны при их использовании для принятия решения относительно приобретению или реализации финансовых инструментов привести к повышенному уровню дохода либо неоправданным убыткам у остальных участников процесса торговли.
Такая информация формируется во время осуществления деятельности участниками рыночных отношений, предназначена для информирования заинтересованного круга лиц.
К ним относятся:
- собственники;
- топ-менеджеры — они принимают стратегически важные решения, но не имеют своей целью обогащение.
Согласно закону № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации» к формам инсайдерской информации относят:
- сведения относительно выбора, который сделан по результатам сравнительного анализа предложений по тендеру;
- информация о результатах проведенного аудиторского контроля внутренней среды эмитентов, отраслей или прочих субъектах рыночной структуры;
- информация о директивах, определяемых на собраниях учредителей или советов директоров;
- корректирующие поправки к объему выпуска доминирующим на рынке субъектом, превышающие десятую долю, в пользу увеличения или редуцирования;
- содержание решений, диктуемых Центробанком или иными органами в отношении функционирования участников маркетинговых отношений, а также выдаче лицензий, приостановки их действия или прекращении действия разрешения на участие в торговле финансовыми инструментами;
- данные о планируемых слияниях, разделении собственности или корректировки состава учредителей и совета директоров;
- информация о планируемых крупных сделках в приложении к одному или нескольким финансовым инструментам;
- данные о стоимости чистых активов и калькулируемой цене паевого инвестиционного взноса;
- любая другая информация признанная конфиденциальной и обращающаяся среди ограниченного списка субъектов, перечисленных в числе инсайдеров.
Важно! К обязательным признакам рассматриваемой разновидности информации относится то, что она вносится в соответствующий реестр относительно каждого субъекта рыночных отношений. Инсайдерская информация обладает признаками:. Инсайдерская информация обладает признаками:
Инсайдерская информация обладает признаками:
- точная и конкретная, то есть речь идет о том, что отсутствует предположительный характер, касается она определенных фактов, показателей;
- не была распространена или предоставлена для распространения;
- распространение или предоставление такой информации может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров на организованных рынках;
- включена в соответствующий перечень инсайдерской информации.
Пример
Самый крупный случай утечки инсайдерской информации — это дело компании под названием TGS, что стало основанием для определения такого понятия.
Данная компания занималась добычей полезных ископаемых. В одно время подразделение фирмы установило новые места добычи, но при этом руководству такие данные сообщены не были. Вице-президент фирмы знал об открытии и смог выкупить фирму у ее владельца.
После того, как сделка была заключена — указанное событие осветилось посредством СМИ, и новый владелец получил возможность реализовать приобретенную фирму в 5 раз дороже. По этой причине инвестиционный рынок понес потери, поэтому были приняты необходимые меры.
Повестка в военный комиссариат
На мероприятия, которые связаны с призывом на военную службу, военный комиссариат приглашает граждан повестками. До получения повестки призывникам не нужно обращаться в военкомат.
Исключение предусмотрено лишь для граждан, у которых в военном билете есть мобилизационное предписание. Им необходимо после объявления мобилизации прибыть в указанные в предписании место и срок без повестки и предупреждения из военкомата. Поясним: мобилизационное предписание – это вкладыш в военном билете, где прописаны номер команды на случай мобилизации, наименование и код воинской должности, воинское звание. Такое предписание означает, что гражданин находится в составе воинской команды, которую при мобилизации будут формировать в максимально короткий срок. Оно находится в военном билете в течение всего призывного срока. Действует предписание, пока его не изымут у гражданина. После этого в военном билете ставят штамп, в котором указывают дату изъятия.
Повестку о явке в военный комиссариат призывнику могут вручить по месту его проживания или работы. Об этом сказано в п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663):
«Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке».
Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, «оповещают граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время» (п. 29 Методических рекомендаций, утв. Минобороны России 11 июля 2017 г.).
Работодатель не несет ответственности за неявку сотрудника в военный комиссариат, если добросовестно вручил повестку под роспись. Заставить сотрудника явиться в военкомат или привлечь его к дисциплинарной ответственности за неявку работодатель не вправе.
Однако в ст. 21.2 КоАП РФ сказано: «Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».
Работник военного комиссариата может вручить повестку в любом месте, хоть во дворе, – законом это не запрещено. Главное, чтобы человек расписался при ее получении. Однако вручить повестку должны лично призывнику. Если ее передали родственнику или соседу, повестка недействительна.
Когда вручение повестки невозможно, например гражданин не живет по месту прописки, военный комиссариат направляет в органы внутренних дел письменное обращение с просьбой обеспечить явку призывника. Практика адвокатов МКА «РОСАР» показывает, что представитель военкомата может вручить повестку при задержании гражданина сотрудниками полиции.
Если вам принесли повестку, внимательно ее рассмотрите. Форма документа определена Приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета». В повестке должны быть указаны: дата и время явки; причина вызова; должностное лицо, которое вас вызывает; рабочий телефон для связи. На документе обязательно должны быть гербовая печать военного комиссариата и подпись военного комиссара.
Что такое манипулирование рынком ценных бумаг?
Манипулирование рынком подразумевает под собой умышленное распространение заведомо ложных сведений или совершение операций с валютой и финансовыми инструментами, если при этом изменились спрос, предложение или объем торгов.
При этом обязательно должен иметь место результат таких действий в форме причинения ущерба, извлечения излишнего дохода или избегания убытков.
В том виде, в каком статья сегодня существует в УК РФ, она появилась в 2011 году. Ранее она имела другое название – «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг».
Очевидно, что нынешняя редакция дополнила предыдущую новыми финансовыми объектами, которые подвергаются манипуляциям недобросовестных агентов рынка.
К таким СМИ могут быть отнесены:
- Печатные издания;
- Радио;
- Телепрограммы и видеопрограммы;
- Интернет.
Нормативной основой ст. 185.3 УК РФ является ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №224.
В данном законе дается пояснение о том, какие именно действия могут быть оценены в качестве манипуляций рынком. К ним относятся:
- Распространение ложных сведений публичным способом, которые повлияли на изменение цен, уровня спроса и предложения на финансовые инструменты и иные рыночные объекты;
- Совершение операций по предварительному соглашению участников торгов, которые повлияли на изменение цены, спроса и предложения на рыночные объекты;
- Совершение сделок, обязательства по которым исполняются в интересах или за счет одного лица;
- Выставление на торгах противоположных заявок в интересах одного лица, в которых цена покупки выше или равна цене продажи, если в результате этих действий произошло отклонение уровня цен, спроса или предложения;
- Неоднократное совершение на торгах сделок в отношении одного лица в целях введения в заблуждение участников рынка относительно цены финансового инструмента;
- Неоднократное неисполнение обязательств по торгам без намерения их исполнения.
Данные действия не признаются манипулированием, если обязательства по этим операциям прекращены на основании, предусмотренном правилами организатора торговли.
Кто чаще выступает субъектом рыночного манипулирования?
Участники, как правило, прибегают к махинациям ради повышения собственных доходов, в то время, как сторонние субъекты преследуют более неопределенные цели.
Среди наиболее распространенных целей выделяют следующие:
- Извлечение прибыли и получение высоких доходов путем завышения цен продаваемых инструментов;
- Получение контроля над управлением компанией после покупки контрольного пакета акций по заниженным ценам;
- Причинение крупного или особо крупного ущерба конкурентам;
- Получение доступа к выгодным заказам и победам на торгах;
- Дестабилизация экономического состояния страны или отдельно взятого региона или округа.
Государство при этом имеет право на манипулирование рынком с целью осуществления своих контрольных и регулирующих функций по обеспечению стабильности внутреннего рынка страны.
Что следует понимать под инсайдерской информацией?
Это могут быть всевозможные конфиденциальные сведения: коммерческая тайна, служебная тайна, тайна связи т.д.
Чтобы информация была признана инсайдерской, она должна отвечать ряду критериев:
- Быть точной и ранее неизвестной;
- Она оказывает влияние на изменение цен на ценные бумаги, валюты или иные операции;
- Состоять в официально утвержденном перечне инсайдерской информации.
Инсайдерами – теми, кто обладает ценной информацией, могут быть не только представители высшего руководства предприятий. Это могут быть и менее влиятельные субъекты.
В целом, в той или иной ситуации инсайдерами могут стать:
- Члены совета директоров;
- Члены коллегиальных органов исполнительной власти;
- Страховые и кредитные организации;
- Аудиторы, имеющие доступ к финансовой отчетности;
- Эмитенты;
- Организаторы торговли и брокерские агенты;
- Органы местного самоуправления;
- Оценщики и др.
Даже обычный гражданин может стать носителем инсайдерской информации, случайно услышав какие-то сведения или похитив ценные электронные архивы.
Понятие эмиссии и виды ценных бумаг
Для понимания темы следует разобрать основные понятия. В соответствии с законодательством РФ, а именно с Гражданским кодексом, ценные бумаги — документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).
Такое определение дано в части 1 статьи 142 Гражданского кодекса РФ.
Проанализировав нормативные источники, можно привести их наиболее общую классификацию:
- основные (привязана к имущественным правам или таким активам, как деньги, товар и т.п.) и производственные (зависит от изменений цен на биржевые активы, на которых основана);
- ордерные и именные (в зависимости от типа лица, имеющего права требовать исполнения по бумаге);
- эмиссионные и неэмиссионные (в зависимости от порядка выпуска).
В свою очередь, к эмиссионным ценным бумагам законодательство относит:
- акции (документы, закрепляющие долю владения какой-либо акционерной организацией и получение дивидендов по ним);
- облигации (документы, гарантирующие право получения держателем в оговоренный срок номинальной цены облигации, а также определенного заранее процента);
- опционы (документы, подтверждающие возможность держателя купить акции в оговоренное время по установленной стоимости).
Интересно! За все время существования Российской Федерации было выпущено девять различных государственных облигаций.
Пример из судебной практики
Организованная группа, работающая с инвестиционной , осуществила манипулирование рынком путем продажи на торгах 13% акций другого юридического лица «М». В результате стоимость ценных бумаг снизилась на 1/3, после чего эта же группа вернула акции, получив таким образом доход, превышающий 300 000 000 рублей.
Центральный банк РФ забрал у «С» лицензию и возбудил уголовное дело по факту совершения манипуляций с рынком в отношении владельца «М». Установить факт манипулирования не удалось, но было заведено новое дело о растратах, которое до сих пор находится в работе у следственных органов.
Ч. 2 ст. 185.2 УК РФ
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Наказание по п. “а” ч.3 ст. 158 УК РФ: за кражу с незаконным проникновением в жилище
Судебная власть наделена независимостью и свободой усмотрения, внутреннего убеждения. Насколько различными могут быть решения судей по уголовным делам, где обстоятельства, учитываемые при назначении наказания практически одинаковы.
Почему человеку, совершившему кражу с незаконным проникновением в жилище в состоянии алкогольного опьянения, могут дать наказание в виде 1 года лишения свободы условно, а другому, не имеющему отягчающих обстоятельств и совершившему аналогичное преступление, – 1 год реального лишения свободы?
Статья 158. Кража
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, –
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Кража, совершенная:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
в) с причинением значительного ущерба гражданину;
г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, –
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Кража, совершенная:
а) с незаконным проникновением в жилище;
б) из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода;
в) в крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
4. Кража, совершенная:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере,
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Примечания. 1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы, за исключением части пятой статьи 159, определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей.
3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.
4. Крупным размером в статьях настоящей главы, за исключением частей шестой и седьмой статьи 159, статей 159.1 и 159.5, признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – один миллион рублей.
Уголовный кодекс РФ, в ред.от 18.02.2020